Москва, 2 февраля 2011 г.
Фото: bazilick на flickr.com |
Имеет место тесное сотрудничество Парламента и Правительства и Латвии с Латвийской Православной Церковью. С 2008 года действует особый закон о Латвийской Православной Церкви. Она активно участвует в процессе разработки и принятия законов и нормативных актов, касающихся религиозных организаций. Совершается пастырское окормление военнослужащих и заключенных.
«В общеобразовательных школах преподается предмет "Христианское учение". Согласно закону Латвийской Республики о религиозных организациях, христианская религия может преподаваться в государственных и муниципальных школах при наличии письменных заявлений родителей или самих учащихся старше четырнадцати лет и при наличии не менее десяти желающих в данной школе. Такое преподавание возможно лишь для пяти христианских конфессий, включая Православие. Иные религии могут преподаваться в школах для нацменьшинств», — отметил Святейший Владыка и поблагодарил за достигнутые успехи митрополита Рижского и всея Латвии Александра.
Несмотря на то, что Православная Церковь, как и другие традиционные религиозные общины, совершает в рядах Вооруженных сил Литвы капелланское служение, а заключенные церковные браки признаются государством, в церковно-государственных отношениях этой страны существует и ряд проблем. «Согласно конкордату с Католической Церковью, только она освобождается от налога на землю, в то время как остальные религиозные общины — нет. Православная Церковь облагается налогом на прибыль в таком же размере, как и все коммерческие структуры Литвы, — 15 процентов», — подчеркнул Святейший Владыка.
«В отношениях между Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата и Эстонской Республикой на фоне достаточно серьезного диалога сохраняется нерешенная проблема: многие храмовые здания переданы Церкви государством на правах длительной аренды, причем переданы в собственность они могут быть только с согласия юрисдикции Константинопольского Патриархата. Местные самоуправления во многих случаях придерживаются аналогичной практики, передавая Церкви храмы только во временное пользование. Это относится и к кафедральному собору святого благоверного князя Александра Невского в Таллине», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что во многом это обусловлено некорректным или упрощенным восприятием церковных реалий.
«Из-за этого в отношении государственной власти к религиозным объединениям наблюдается очевидный дисбаланс: гораздо больше поддержки оказывается лютеранским приходам и приходам юрисдикции Константинопольского Патриархата, несмотря на то что у Русской Православной Церкви практически равная с лютеранами численность паствы, а число прихожан Константинопольской юрисдикции — меньше в 8-10 раз, а по некоторым данным и в значительно большее количество раз», — продолжил Святейший Патриарх.
Среди положительных моментов церковно-государственных отношений в Эстонии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил факт, когда после государственной регистрации в 2002 году Эстонская Православная Церковь перестала испытывать давление со стороны властей.
***
«В Республике Беларусь Закон о свободе совести и религиозных организациях четко формулирует, что Православная Церковь играет определяющую роль в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа», — сообщил Святейший Патриарх Кирилл.
Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что официальные соглашения между Белорусской Православной Церковью и различными государственными ведомствами являются важнейшим вкладом в развитие церковно-государственного диалога.
С положительной стороны Святейший Владыка охарактеризовал опыт взаимодействия между Белорусским Экзархатом и Департаментом исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь: «Храмы, молитвенные комнаты или часовни действуют сегодня на территории 28 исправительных учреждений. В других исправительных учреждениях оборудованы комнаты для молебнов и бесед священника с осужденными. На ниве тюремного служения трудятся 100 православных священнослужителей. В ряде епархий Экзархата тюремное духовенство введено в штат исправительных учреждений».
***
«На протяжении уже многих лет Православная Церковь в Молдове остается институтом, к которому с особым доверием относятся граждане страны. Это подтверждают социологические опросы. Однако перемены, последовавшие после парламентских выборов 2009 года, отразились на отношениях Церкви с рядом политических сил. Прежнее государственное руководство Республики Молдова периодически выражало свое недовольство Православной Церковью. Так, в сентябре 2010 года тогдашний исполняющий обязанности Президента подверг критике Молдавскую митрополию за то, что она, по его словам, не самостоятельна, а является лишь «филиалом Русской Православной Церкви». Очевидно, что подобная риторика требует адекватного и компетентного ответа со стороны Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе.
***
Говоря о современном диалоге Украинской Православной Церкви и Украинского государства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «В своих взаимоотношениях с органами власти Церковь прежде всего стремится обеспечить для православных христиан нестесненное исповедание веры, возможность поступать в согласии с нею, развивать многообразные формы православного свидетельства и служения».
Согласно Указу Президента Украины, реорганизованному Министерству культуры и Министерству юстиции Украины поручено внести на рассмотрение Правительства новые редакции двух важнейших законопроектов: «О свободе совести и религиозных организациях» и «О возвращении культовых зданий религиозным организациям».
«Надеюсь, что эти важные законодательные инициативы будут дорабатываться и обсуждаться при активном участии церковных представителей. Уверен, что только в тесном диалоге с традиционными религиозными общинами Украины, в первую очередь с Украинской Православной Церковью, должны быть найдены оптимальные пути совершенствования законодательной системы в —этой области», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.