'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр. Бутово 2004 год. |
— Разделение между Московским Патриархатом и Зарубежной церковью было порождено политической катастрофой России, Гражданской войной и вынужденным изгнанничеством значительной части нашего народа. Процесс воссоединения начался сравнительно недавно — в 2003 г. За эти несколько лет были созданы комиссии, которые провели множество встреч и собеседований. Многие спорные вопросы были сняты. Сейчас достигнуто очень важное соглашение — восстановление евхаристического общения (разрешение членам одной церкви молиться и причащаться в храмах другой. — Ред.), которое состоится на праздник Вознесения Господня 17 мая. Это долгожданное совместное богослужение Предстоятеля Русской православной церкви и Первоиерарха Русской православной зарубежной церкви должно привести к восстановлению единства Русской церкви, утраченного в послереволюционные годы.
Д. К о р о б е ц,
Тула:
— Какое право имеет «эмигрантская» церковь обвинять РПЦ
в сотрудничестве с советской властью? Разве по-другому
тогда было возможно выжить Церкви?
— Для церковного сознания политические аспекты исторического бытия Церкви хотя и важны, но никогда не должны стоять на первом месте. Зарубежные иерархи, где бы они ни находились — в Сербии, во Франции, в фашистской Германии, в США, — так же, как и в советской России, не смогли избежать сотрудничества с политическими режимами этих стран. Существует множество проблем, которые надо решать с помощью любых властей. Что же касается предательства церковных интересов со стороны отдельных священнослужителей как здесь, так и за границей, то это были личные грехи этих людей, за которые они ответят перед Богом.
П. Б и б и к о в,
Ростов:
— В мире слишком много разных православных церквей:
в Греции, в Сербии, даже в Японии. Католики едины
во главе с Папой Римским. А у православных все
разрознены и не признают главенства Константинопольского
Патриарха, хотя это записано в церковных книгах.
Почему?
— Церковь едина. Если и говорится о Церкви во множественном числе, то это имеет локальное значение: указует на наличие многих поместных церквей в лоне единой Церкви. Это система автокефальности (самоглавенствования) поместных церквей, пребывающих между собой в единстве вероучения и единстве тайнодействия и иерархически распределённых церковными канонами в порядке чести. В этом смысле Константинопольский Патриарх исторически стоит на первом месте среди других равных ему патриархов.
Р. А б р а м ц е в,
Челябинск:
— Почему не может быть в России разных православных
церквей? Вот на Украине их целых три. А у нас
старообрядцев до сих пор угнетают.
— Разделяет людей не вера, тем более не Господь, а человек. Расколы и разделения в Церкви основаны на отпадении какой-то части людей от церковного общества верующих вследствие неподчинения иерархическому авторитету канонической Церкви. Чаще всего это бывало в истории из-за чисто мирских разногласий, из-за жажды власти, из-за разных взглядов на церковные обряды. Три православные церкви на Украине — это трагедия нации. Так же трагически мы переживаем и церковный раскол в России, обернувшийся для старообрядцев (так называли сами себя раскольники) жестокими репрессиями (казнями, пытками, ссылками, поражением в правах) со стороны светских властей. Поводом для раскола были конкретные исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. Раскол начался на чисто религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. Поместный собор 1666–1667 гг. предал раскольников анафеме, которая была снята Русской православной церковью только в 1971 г.
Г. Н и к о д и м
о в, С.-Петербург:
— Возможно ли в будущем официальное объединение
православных и католиков?
— Одним из самых трагических расколов в истории православия явилось отпадение от единства Вселенской Церкви в IX-XI веках западной её части во главе с Римской кафедрой. Сохранив существенные черты неразделённой Церкви, Римско-католическая церковь приобрела со времени отпадения особенности в догматах, обрядах, канонах и устройстве церковного управления. Главным камнем преткновения оказалось учение об абсолютной единоличной власти Папы Римского над Церковью. По мнению римо-католиков, Церковь не может ни противоречить Папе, ни судить «заместителя» Христа на земле. Логическим продолжением этого учения стало принятие на I Ватиканском соборе догмата об учительной непогрешимости Папы.
Второе вероучительное положение, отделяющее католицизм от православия, -это учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Это догматическое искажение вносит существенные коррективы в учение о Святой Троице и противоречит незыблемости Символа веры. Кроме того, это учение восходит к ереси Македония, осуждённой II Вселенским собором. Тем не менее именно это расхождение в учении Востока и Запада стало формальным поводом для анафемы Православной церкви, провозглашённой римскими легатами в Константинополе в 1054 г.
Любопытно, что к концу ХХ века Ватикан перестал придавать принципиальное значение «филиокве», и были отмечены случаи, когда сам Папа Римский во время мессы в произнесении Символа веры опускал формулу «от Сына». Другие расхождения наметились только после формального отпадения римо-католиков от православия. Они связаны с учениями католиков о спасении, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях, о непорочном зачатии Девы Марии и др.
Из всех христианских конфессий католики для нас самые близкие. Поэтому если Римско-католическая церковь откажется от вышеизложенных вероучительных догматов, то никаких препятствий для нашего объединения не останется.
Юлия ТУТИНА
9 февраля 2007 г.
Рассылка выходит два раза в неделю: