1924 год – Святейший Патриарх Тихон вынужден был издать постановление об увольнении митрополита Американского и Канадского Платона (Рождественского).
Постановление было опубликовано в советских газетах. В постановлении содержалось предложение митрополиту Платону прибыть в Москву в распоряжение патриарха. Это было одно из требований ГПУ: по прибытии владыки в СССР его предполагали арестовать. Однако, как и в случае предыдущих «вынужденных указов», патриарх сделал все необходимое, чтобы указ не был осуществлен на практике. Так, не было принято решение о назначении преемника Платону, об этом было решено иметь «особое суждение», но решение до самой смерти патриарха не было принято. Официальный указ о смещении митрополита Платона патриархом ему так и не был направлен. Все это позволило митрополиту Платону выиграть процесс в американском суде по вопросу о церковном имуществе, на которое претендовали обновленцы. В донесениях сотрудников ГПУ есть сведения о том, что американскую кафедру патриарх предлагал архиепископу Серафиму (Александрову), который категорически от этого предложения отказался, выражая желание уехать в Тверь или удалиться на покой.
1961 год – Совет министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». Разрушенный храм в Кронштадте. Фото В. А. Десятникова. 1980-е гг.
Новое постановление отменило все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие.
Это постановление, а также постановление ЦК партии от 13 января
«1) коренную перестройку церковного управления, отстранения духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих;
2) восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих;
3) перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих;
4) ликвидация льгот для церковнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала Церкви, снятие профсоюзного обслуживания;
5) ограждение детей от влияния религии;
6) перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность».
Идеологи «церковной реформы» отчетливо сознавали, что «перестройка церковного управления» может оказаться делом «сложным и деликатным». Решение было найдено быстро: «Для того, чтобы не вызвать каких-либо осложнений в отношениях между Церковью и государством, многие мероприятия проводить церковными руками».