25 января

"Св.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский
1909 год – Император Николай II издал рескрипт по поводу кончины отца Иоанна Кронштадтского

«ВЫСОЧАЙШИЙ РЕСКРИПТ

Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник отец Иоанн Кронштадтский. Всем сердцем разделяя великую скорбь на родную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особенным чувством обновляем в памяти нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почившего Родителя Нашего Императора Александра IІI, когда угасающий Царь, любимый народом, пожелал молитв и близости любимого народом молитвенника за Царя и Отечество.Ныне, вместе с возлюбленным народом Нашим, утратив возлюбленного молитвенника Нашего, мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины отца Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события.

"Кронштадт.
Кронштадт. Посадская, 13. В этом доме жил и преставился о Господе св. праведный Иоанн Кронштадтский
Будучи и по собственному влечению Нашему, и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе на родное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги многотрудного пастырского делания. Поручая Себя молитвам вашим, пребываем к вам благосклонны.

НИКОЛАЙ

Царское Село
12 января 1909 года»

(Рескрипт адресован митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому))

"Святейший
Святейший Патриарх Тихон и митрополит Петр. 1924 г.
1924 год — В газете «Вечерняя Москва» (№ 20/40) опубликовано «Обращение Святейшего Патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянова (Ленина)».

В обращении говорилось:

«Прошу через Вашу газету выразить мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжкой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянова (Ленина).

Патриарх Тихон
Митрополит Тихон (Оболенский)
Митрополит Серафим (Александров)
Митрополит Петр (Полянский)
11 (24) января 1924 г.».

В сообщении одного из осведомителей ГПУ говорится, что 1 февраля 1924 г. патриарха «совершенно неожиданно посетил с Королевым епископ Платон; из разговоров с ним между прочим узнал, что Тихон никакого соболезнования в редакции газет по случаю смерти нашего вождя, тов. Ленина, не посылал, а что Тихона посетил какой-то корреспондент и спросил его, как он относится к смерти; удивленный Тихон ограничился ответом, что «сочувствует», после чего корреспондент ушел, и после чего неожиданно появилась в газетах корреспонденция». В «соболезновании» архиепископы Серафим и Тихон названы митрополитами, что не соответствует действительности (что очень характерно для документов, составленных в ГПУ). Эта публикация была, безусловно, одной из очередных попыток Е. А. Тучкова скомпрометировать патриарха.

1932 год – Иеродиакон Пимен (Извеков) рукоположен во иеромонаха.

«Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха», — говорил впоследствии Святейший Патриарх Пимен.

(В Книге «Русская Православная Церковь ХХ век» авторы отдельно выделяют этапы жизни и деятельности русских патриархов свт. Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II).

"Папа
Папа Римский Иоанн ХXIІI
1959 год – Папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане Собора Католической Церкви.

В историю он войдет как Второй Ватиканский Собор.

Долгие годы период подготовки и проведения Второго Ватиканского Собора (1959—1965), совпавший с началом прямых политических контактов между советским руководством и Ватиканом, оставался в отечественной историографии темой запретной. Тогда же в условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. Ю. Карлов, чья дипломатическая служба в эти годы прошла в советском посольстве в Италии, отмечал позже: «Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к Собору и к тем решениям, которые на нем были приняты». С выводами известного дипломата трудно не согласиться. Прав он и в том, что это не простое дело, так как заинтересованность советской политики той поры расходилась с характером официальной фразеологии.

"Обращение
Обращение Папы Римского Иоанна ХXІIІ к членам подготовительной комиссии Второго Ватиканского Собора
В свою тайную дипломатию государство ввергло и Русскую Православную Церковь, навязав ей присутствие на католическом Соборе, не считаясь ни с догматическими расхождениями между Православием и католицизмом, ни с прозелитическими притязаниями Ватикана и ответными действиями православного мира. Русская Церковь сделала все возможное, чтобы устоять перед этим натиском. Пытаясь дать оценку тем событиям, полезно следовать мудрому совету святителя Иоанна Златоуста: «Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл».

Первую реакцию Русской Православной Церкви на объявление о Соборе власть услышала из уст патриарха Алексия на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном его настоятелем епископом Василием (Самаха) 22 февраля 1959 г. Святейший Патриарх подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать на соборе католиков и не считает такой Собор Константинопольским». Его поддержал греческий посол, добавив, что и «греческая ортодоксальная Церковь так же смотрит на этот вопрос, полагая, что Ватикан на Соборе будет отстаивать свои интересы и догматы, не приемлемые для Православия». (Все увиденное и услышанное Г. Г. Карпов изложил в секретной записке в ЦК КПСС через три дня после приема.)

1990 год — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод произвел следующие назначения и перемещения: епископ Виленский и Литовский Антоний (Черемисов) переведен на Тюменско-Тобольскую кафедру; митрополит Новосибирский и Бердский Гедеон (Докукин) назначен митрополитом Ставропольским и Бакинским; архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом (Мартишкин) назначен архиепископом Виленским и Литовским.

1991 год — На I съезде православной молодежи епископ Александр (Могилев) избран председателем Всецерковного православного молодежного движения.

2000 год — Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском патриаршем соборе Московского Кремля.

Патриарх принял участие в торжественном акте, посвященном 245-летию Московского государственного университета и дню святой мученицы Татианы.

25 января 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×