1906 год – Предсоборное присутствие приступило к работе в Александро-Невской Лавре.
Заседание Предсоборного присутствия. 1906 г. |
Работа происходила в отделах (их было семь) и в общем собрании. Предполагалось, что все рассмотренные в отделах вопросы будут затем пропущены через общее собрание Присутствия. Однако для этого не хватило времени. На общем собрании были полностью рассмотрены работы первого и второго отделов и лишь некоторые разработки отделов с третьего по седьмой.
Первый отдел Присутствия, которым руководил архиепископ Херсонский Димитрий, оказался наиболее представительным: 26 членов, подавляющее большинство — профессора духовных академий. Заседания проходили в зале Училищного совета при Святейшем Синоде (Кабинетская ул., 13). Задачей отдела было рассмотреть вопрос о составе Поместного Собора и порядке решения дел на нем, а также проблему преобразования центрального церковного управления. Главное, что удалось полностью рассмотреть первому отделу и представить на общее собрание, а затем и на утверждение государя императора, это проект положения о составе Собора (за исключением порядка выборов на Собор депутатов от клира и мирян).
Второй отдел, руководимый архиепископом Литовским Никандром, рассматривал вопрос о разделении России на митрополичьи округа, об их организации и о преобразовании местного церковного управления. В его состав входило 13 человек, причем некоторые из них были членами и других отделов (например, первого). Работал второй отдел на Синодальном Преображенском подворье (Большая Подьяческая ул., 32).
Третий отдел под руководством архиепископа Ярославского Иакова занимался вопросами организации церковного суда и пересмотра брачных законов, включая законы о смешанных браках. Заседания проходили в статистическом отделе Училищного совета на той же Кабинетской ул. Для работы в отделе записалось 9 человек.
Четвертый отдел (председатель — епископ Могилевский Стефан), в работе которого участвовало 13 человек, исследовал один из наиболее болезненных в русской церковной жизни вопрос благоустроения прихода, а также вопросы церковной школы, порядка приобретения церковной собственности, проведения епархиальных съездов и участия священнослужителей в общественных и сословных учреждениях. Члены отдела собирались для заседаний в Синодальном архиве, располагавшемся в здании Святейшего Синода.
Пятый отдел под председательством епископа Псковского Арсения обсуждал вопрос преобразования духовно-учебных заведений. Участвовать в его работе изъявили желание 20 человек. Они собирались в зале заседаний Учебного комитета, в Святейшем Синоде.
В том же здании, в Синодальном архиве, проходили встречи шестого отдела: здесь речь шла о единоверии, старообрядчестве и др. 8 членов Присутствия под председательством епископа Волынского Антония пытались распутать сложный узел взаимоотношений главной конфессии империи с теми, кого еще совсем недавно называли раскольниками и с кем велась активная борьба.
Последний, седьмой отдел занимался анализом мер, необходимых «к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». Председателем этого небольшого отдела (в его работе принимали участие всего 7 человек) был архиепископ Финляндский Сергий. Заседания проходили в библиотеке Училищного совета на Кабинетской ул.
Александро-Невская лавра. Свято-Троицкий собор |
Впрочем, высшее церковное управление не принадлежало патриарху единолично: приоритет сохранялся за Поместным Собором. Собору должна была принадлежать вся полнота власти в Церкви — законодательной, руководительной, ревизионной и высшей судебной. При этом Соборы должны были созываться не реже одного раза в десять лет.
Члены Предсоборного присутствия признали, что отношения Церкви к государству в России определяются принадлежностью императора к Православию.
Некоторые исследователи называли положенный в основу церковно-государственных отношений принцип историческим, а не отвлеченным. Логика была проста: раз так было в Византии и в России, то менять ничего не следует. Но, стремясь сохранить существовавшую модель отношений, трудно было надеяться на ослабление государственного контроля в церковных делах.
Члены Присутствия, предлагая свои изменения, были убеждены, что император поддержит своей властью Православную Церковь, разделив светское и церковное начала. Однако то, что хорошо в теории, часто трудно осуществляется на практике…
Положение, выработанное на заседаниях общего собрания и принятое в качестве официального документа Предсоборного присутствия, предусматривало для императора право решающего голоса: новые постановления Церковь могла, как и раньше, издавать только с его разрешения, только с его разрешения могли созываться Соборы, и ему же принадлежало право одобрения кандидатуры избранного Собором патриарха. Однако проект лишал царя его главного инструмента влияния на Церковь — обер-прокуратуры.
1912 год – Началась работа Предсоборного совещания.
Тогда же церковную общественность проинформировали о том, что Совещанием «должны быть представлены готовые законопроекты с объяснительными записками, составленные на основании материалов Предсоборного присутствия, а где нужно, и дополнений к ним». Главным назывался вопрос о синодальном и епархиальном управлении Церковью.
Предполагалось сделать сводку постановлений Предсоборного присутствия. С марта по май состоялось не более восьми заседаний Совещания, на которых были рассмотрены вопросы о периодических церковных Соборах, о порядке избрания патриарха, об учреждении митрополичьих округов и о церковном суде.
1925 год – Святейший Патриарх Тихон допрошен сотрудником ГПУ. Патриарх Тихон
К этому времени святитель уже вышел из клиники и совершал богослужения в различных храмах Москвы. Патриарх впервые после достаточно длительного перерыва был вызван на Лубянку и допрошен помощником Е. А. Тучкова М. Д. Соловьевым. Допрос был оформлен на бланке протокола допроса СО ГПУ самим Соловьевым. Обвинения, которые планировалось предъявить патриарху, были выработаны Тучковым.
1972 год – Состоялось заседание Священного Синода. Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии Феодосий
Заслушан доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений, о Чрезвычайном Соборе Автономной Японской Православной Церкви, имевшем место в Токио 19 марта
Епископом Аргентинским и Южноамериканским определено быть архимандриту Максиму (Крохе). Заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений назначен архимандрит Хризостом (Мартишкин) с возведением в сан епископа Зарайского, викария Московской епархии.
1996 год – Состоялось заседание Священного Синода.
На заседании было отмечено: в связи с тем, что создалась сложная ситуация в Венгерском православном благочинии Московского Патриархата в Венгрии, обусловленная попытками Константинопольского Патриархата распространить свою юрисдикцию на часть венгерских православных приходов, принято решение поручить их архипастырское окормление архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану.
Синод рассмотрел письма, полученные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II от предстоятелей Александрийской, Грузинской и Кипрской Православных Церквей. В этих посланиях выражены озабоченность в связи с ситуацией, возникшей в Эстонии, и надежда, что через двусторонние переговоры между Константинопольским и Московским Патриархатами будут в братском духе урегулированы возникшие недоразумения.