Если верить статистике, сегодня наша страна переживает «волну эмиграции», сравнимую по масштабам с эмиграцией после 1917 года. По социологическим данным, за последние десять лет из России уехали около 1,25 млн. граждан (то есть все население одного среднего по величине областного центра, к примеру). Если это правда и если так будет продолжаться, то в Российской Федерации с населением в 142 млн. человек, где смертность превышает рождаемость, настанет самоубийственный демографический голод, ведь эмигрируют, как правило, люди молодые, образованные, активные, ищущие, способные влиться в элиты более благополучных в экономическом и политическом плане стран…
Конечно, многие пока еще размышляют о том, покинуть ли родную страну, чтобы обрести некие блага за пределами пограничных столбов. Но больше — тех, кто уже отбыл и не собирается возвращаться. По-человечески новых граждан иных государств можно понять, но все равно повисает в воздухе вопрос: правильно ли это — в моменты кризиса бросать Россию, в которой родился, вырос, учился, работал, жил? Не грех ли это — удаляться из Отечества?
Александра Никифорова, филолог,
журналист, Москва:
— Если совесть твоя чиста и дело честно, то греха нет. И апостолы выходили на проповедь в другие страны, и тринадцать преподобных сирийских отцов подвизались в Грузии, и Матерь Божия, спасая Младенца-Христа, бежала из Иерусалима в Египет.
По разным причинам наши соотечественники покидали и покидают Россию. Кто-то на время, кто-то навсегда. Тысячи русских людей забросил на чужбину смерч революции 1917 года. Потом были диссиденты, политические и экономические эмигранты. В наше время одни находят за рубежом возможность профессиональной реализации, другие обретают свою вторую половину, третьи зарабатывают на хлеб насущный. Многие сеют добро на благо своей же родной земли, являясь своего рода апостолами родной культуры за границей. Сколь многие именно там обрели глубокую веру и осознание того, какая великая у них Родина!
Но есть одна опасность – плач души на реках вавилонских, который с годами у каждого становится все сильнее. Человека формируют небо, под которым он вырос, природа, которой он любовался в детстве, культура, в которой он был воспитан, люди, которые окружали его с младенчества. Это очень глубоко и необъяснимо! Я знаю тех, кто, родившись во Франции, с гордостью называл себя русским. И тех, кто, прожив большую часть жизни за пределами России, завещал похоронить себя дома. Вот это — тоска души по Родине, нерасторжимая связь с предками и их землей. Она сильнее тяготения плоти к западному комфорту или даже к творческой реализации. Для абсолютного большинства невозможно ассимилироваться в чужой культуре (можно ее более или менее успешно копировать). И полнота бытия, которая подразумевает полноту жизни духа, души и тела, для русского человека, думаю, возможна только в России и в работе на благо России.
Лишь монашеское служение не ограничено рамками земной Родины. В монастырях на Афоне, в Эссексе, в Ормилье молятся за весь мир иноки разных национальностей, но они служат отечеству Небесному и пребывают уже в нем.
Владимир Кириллин, заведующий кафедрой
русской литературы Московской Духовной Академии и
семинарии, Москва:
— Прежде всего вспоминается народная поговорка: «Где родился, там и пригодился». Но вообще-то вы ставите вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Или же проще ответить другими вопросами.
Так, в общебогословском смысле грех — это «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». А далее существует огромное множество конкретных форм реализации греха. Правда, все они могут осознаваться как грех конкретными нарушителями норм только в том случае, если в этих нарушителях есть ясное понимание, что что-то определенное нарушено: совершил зло, несправедливость, украл, убил, предал, не помог, смалодушничал, ел мясо постом, изменил жене с другой женщиной и т. д., то есть делал то, что отлично известно как совершенно недопустимое или нежелательное с точки зрения христианской морали. Но если нет никакого понимания, например человек слабоумен, можно ли вменять ему какой-либо грех?
Это опять-таки общая постановка проблемы.
Однако возникают вполне определенные вопросы и по поводу вашего вопроса.
В самом деле, хорошо ли терпеть невзгоды, лишения, неудобства, недостаток и не желать себе, своим близким лучшего удела?
Является ли твое решение покинуть родину утратой надежды на Бога или, напротив, уезжая, ты укрепляешься надеждой на помощь Божию?
Повредит ли твоей вере разлука с Отечеством или, напротив, ты обретешь ее на чужбине в новом качестве?
Где хуже быть грешником или лучше искать в себе Христа — дома или в дальних краях?
Вера в Бога и преданность своему народу и своей земле — это одно и то же?
Подобные вопросы можно множить, и каждый должен ответить на них лично, в своей собственной душе.
От самого сотворения человека люди перемещались по миру. Молиться можно в любых обстоятельствах и где бы ты ни оказался. И следовать Христу можно повсюду.
Грех ли покинуть Россию навсегда? Если ты христианин, и уехал в страну иноверных, и забыл там о своем христианстве, и стал жить по иным законам и нормам, то...
Если ты атеист и бросил свою страну, но там, среди чужих людей, почувствовал в своей душе зов Бога и пошел Ему навстречу, то...
Если, если, если...
Елена Матусевич, писатель, художник,
США:
— Нет, греха в этом нет. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех — как болезнь души. Почему же в переезде, даже и насовсем, из одной страны в другую есть грех? Грех против кого? Традиционно принятые в Православии грехи делятся на несколько категорий: грехи против Бога, грехи против других людей, грехи против самого себя. В этом весьма пространном перечне греха, о котором идет речь в вопросе, нет. Перечень грехов соответствует нарушениям заповедей христианства. Заповеди «люби страну свою и место, где ты родился» не существует. И поэтому сама постановка вопроса мне кажется некорректной и, в данный исторический момент по меньшей мере, неуместной, ибо подразумевает возведение в ранг сакрального политического образования — государства России. Иными словами, сотворение себе из одного из государств мира кумира, то есть идола, выражающееся, в частности, в эвфемизме «Святая Русь». Россия, как и любое другое государство, сама по себе святыней не является. Конечно, на протяжении истории политические режимы и правительства были крайне заинтересованы в возведении государства в святыню. Арнольд Тойнби, знаменитый христианский историк, писал, что в XX веке идолопоклонничество возродилось в новом обличье поклонения коллективной власти и силе, будь то тоталитарное государство, армия, революционные массы, народ, пролетариат, страна или нация. Все это подмены идолами Бога живого. Если для Господа нет ни эллина, ни иудея, значит, не может быть для него и русского. К тому же, мир, по христианской концепции, лежит во зле. А Россия при этом «святая земля»? Как это вяжется?! Конечно, такое эксклюзивное, сакрально окрашенное отношение к самим себе хорошо известно антропологам и вполне органично для племенного мышления. Ведь первичное самоназвание почти всех племен обозначает «люди». Мол, мы люди, а эти, за углом, черти с рогами. Но облекать уязвленное непрекращающейся более ста лет эмиграцией племенное чувство в сакральные одежды неприлично. Пора из этого, наконец, вырасти. В эмиграции из России есть грех только тогда, когда это решение влечет за собой один из конкретных грехов против Бога, других или себя самого. Если, например, отъезд оставляет на голодную смерть престарелых родителей или животное, если человек идет для своих интересов на ложь или обман и т.д. Но и в этих случаях ничего специфически российского в этих грехах нет. И не должно быть. Грехи эти остаются грехами, где бы они ни совершались, и география здесь ни при чем. И потому я отвечу на заданный вопрос отрицательно. Перечень грехов человеческих и так длинен и тяжек, и прибавлять к нему самозванца не нужно и опасно.
Пелагея Тюренкова, главный редактор
Интернет-издания «Татьянин день»,
Москва:
— Свое самое сильное произведение — «Реквием» — Ахматова предваряет эпиграфом: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл. Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
Можем ли мы осуждать тех, кто в страшные для России годы решился оставить Родину и скучать о березках, сидя в Париже? Нет. Можем ли мы гордиться теми, кто, имея все возможности спокойной жизни в эмиграции, остался дома — если домом можно назвать тюрьмы, лагеря или просто разоренные семейные гнезда? Да. И последний вопрос: этично ли называть эмиграцией предательский, хорошо обдуманный отъезд наших современников, которые бежали не от обезумевших большевиков, а к джинсам и соцпакету? Нет ответа. Беглецам и слабакам звание «эмигранта» импонирует, но в последнее время наметилась четкая тенденция, когда вещи стали называться своими именами, и отчаливших далеко не на «философском пароходе» называют попросту «съехавшими».
Эпитет не из самых приятных, но он был заслужен нашими бывшими соотечественниками за десятилетие активного «сиденья в Интернете».
Нам не могло не надоесть то, что на женских форумах уехавшие женщины пользуются набором штампов «пьяные мужики» + «толстые бабы» + «сопливые дети» = «бесперспективняк». Что в интеллигентном сегменте Фейсбука и ЖЖ отчалившие мужчины учат оставшихся жить, работать и любить с оглядкой на правильные стандарты Запада. Это в том случае, если уехать нет никакой возможности. В то, что человек не хочет уехать, такие люди верят с трудом.
Последняя капля пролилась во время «белых ленточек», летающих по Болотной площади. Вдруг выяснилось, что все эти люди точно знают, что мы должны ненавидеть свою власть за нашу ужасную жизнь и учить своих детей английскому ради жизни лучшей. Третьего не дано.
Портрет человека, который предал свою Родину, странен. Часто он православный и даже воцерковленный. Воскресная Литургия — это не только (и не столько?) молитва, но и общение, которого так не хватает среди тех — трезвых, подтянутых и далее по списку.
Он часто говорит «эта страна». Еще чаще — с предлогом «не»: в этой стране нельзя-невозможно-недостаточно и т.д. и т.п.
Он очень скучает по березкам, но, прилетая к родственникам, обязательно отчитывается в Твиттере, что «уже в аэропорту стало понятно, что все березки давно вырублены, все куплено — все продано, слава Богу за мой правильный выбор!»
Но, что самое главное, никак нельзя судить о человеке по его фактическому пребыванию… Кто-то судьбой занесен далеко за пределы бывшего Союза, где растит по нескольку детей, имеющих свидетельства о рождении на иностранных языках, но при этом остается «своим».
А кто-то всю жизнь сидит, где родился, матеря и костеря судьбу за невозможность к бегству. Не желая вкладывать сил в то место, которое хочет вычеркнуть из своей жизни.
Вряд ли в общепринятом «списке грехов» можно найти пункт «съехал», но ведь никто не будет спорить с тем, что оставить родителей и могилы предков ради благоустроенной квартиры и золотой кредитки — это то же самое, что… Хотя о чем это я? Не родители ли внушали дочкам, как хорошо «выйти замуж за иностранца»? Так что только жизнь покажет, какая из народных мудростей перевесит на чаше весов: «Что посеешь — то и пожнешь» или «Где родился — там и сгодился».
Подготовили Марина Бирюкова и Наталья Волкова
Комментарий
Что положить на чаши весов?
Мне кажется, существеннее все-таки другое: не греховность или безгрешность, а момент выбора — ехать или не ехать. Что лежит на одной чаше весов и что положить на другую. На одной более или менее понятно, что может оказаться: отсутствующая по объективным причинам возможность самореализации в выбранной профессии в своем отечестве и надежды на таковую в другой стране, стремление к стабильности, материальному благополучию, какие-то политические мотивы, в конце концов. Для бизнесменов — желание пожить, спокойно и без боязни тратя на себя заработанное на родине. А что может на другой оказаться?
Ну, отчасти понятно что: неуверенность — вдруг там не сложится, вдруг все не так хорошо, как кажется на расстоянии. И привыкли, в общем-то, к своей, далеко не идеальной, но вполне понятной жизни. И люди там чужие, и язык другой, и не нужен ты там никому. Наверное… Такие соображения если и не многих, то по крайней мере некоторых из колеблющихся останавливают. Но есть ведь и другие мотивы, помимо вышеисчисленных, которые при всех прочих «за» и «против» могут повлиять на выбор решительным образом. Или — должны быть. И главный из этих мотивов — любовь к своей родине.
Об этом говорить сегодня по меньшей мере немодно, считается, что если кто и говорит о любви к родной стране, так это по долгу или по должности, по обязанности главным образом. Возможно, что и немодно. Но для верующего человека — естественно. Причем в большей степени даже думать, нежели говорить.
Один очень дорогой мне человек, ныне уже, к сожалению, покойный, большую часть своей жизни посвятивший служению стране, в которой родился и которую беззаветно любил, сказал как-то в нашей беседе:
— Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!
Я был шокирован тогда резкостью его оценки, мне она показалась чрезмерной и попросту — непонятной. Однако прошло с тех пор лет двадцать, и сегодня я с ним совершенно согласен, хотя никогда не дерзну произнести подобные слова вслух — просто не считаю, что у меня есть право о ком-то выносить подобное суждение. Я понял, что это было не обвинение, а констатация: если в человеке начисто отсутствует такое «базовое» чувство, как любовь к родине, то что-то в нем глубоко не так, что-то повреждено, причем очень основательно, и неизвестно — есть ли для него в принципе что-то святое. Ведь любовь к родине — это как любовь к матери.
Человек не выбирает ни родину, ни родителей, «за него» этот выбор делает Господь. И если не видеть в этом Его Промысл и Его премудрость и любовь, то как тогда говорить о вере? Нет, есть и Промысл, и премудрость. У человека могут быть плохие родители, никуда не годные, но пятой заповеди это не упразднит, и сыновняя (или дочерняя) любовь и уважение к ним все равно останутся его долгом. Кроме каких-то уж совсем из ряда вон выходящих обстоятельств… Долгом не потому, что они этого заслуживают, а потому, что иначе он сам деградирует, разрушив в себе, опять же, крайне важное «базовое» качество — способность любить тех, через кого Господь привел тебя в этот мир.
Что-то сродни этому должно быть и в отношении человека к его отчизне. Только тут все сложней и по-своему глубже. Ведь отчизна… Этого и многими словами не выразишь… Это и твой народ, и твоя земля, и твоя история, и в очень значительной степени — ты сам. Ты плоть от плоти и кровь от крови своей родины, как этого не чувствовать, не ощущать? И, появившись на свет, ты нуждаешься в ней. А она, как и родители, нуждается в тебе. Нет, родина — это не власть, которая может нравиться, а может вызывать отторжение, не кто-то, кто симпатичен или неприятен тебе, не место работы — замечательное или не очень. Это нечто неизмеримо большее, чего и не объяснишь, что только чувствовать можно. И нужно.
И вот, когда собирается человек уезжать, когда решает для себя этот вопрос: ехать или не ехать, то вот что надо положить на чашу весов — ту, другую: «А как моя родина без меня?». И вправду — как? Ведь нам все время кажется, что это она в ответе за нас, это от нее мы постоянно чего-то ждем и, не дождавшись, обижаемся и отчаиваемся. Но ведь и мы в ответе за нее, и она от нас ждет многого. Не власть, снова скажу, не коммунальные службы, не система образования, не начальник наш на работе, а именно родина — и земля твоя, и история твоя, и народ твой, и просто люди, которых ты знаешь и даже не знаешь. Ты можешь казаться себе песчинкой, но песчинок много, и каждая из них имеет свою трудно выразимую ценность, и каждая что-то полагает в основу своего выбора. И хорошо, если эта основа — ответственность и любовь.
Я не говорю о каких-то чрезвычайных периодах в жизни страны, о каких-то страшных, «апокалиптических» процессах. Как вообще обсуждать «отъезд» из страны после революции тех, кто бежал от верной смерти — виселицы, расстрела, пыток в застенках ЧК? Но ведь не такие времена сейчас на дворе, не от смерти бегут, если бегут. Да и честно скажу: мне понятно, что руководило теми, кто несмотря ни на что возвращался, даже если всё и все кричали: «Не надо, куда ты!». Даже если времени могли провести на родине, сойдя с парохода, как предсказывал генерал Чарнота Роману Валерьяновичу Хлудову, ровно столько, сколько нужно будет, чтобы довели их до ближайшей стенки. Любовь к родине ими руководила и невозможность жить вдали от нее, доходящая до готовности умереть на ней. Это не тот пример, к последованию которому можно призывать. Но как его не уважать и перед ним не преклоняться?
Я еще раз повторю: я уверен, что каждый человек сам делает свой выбор и никто не вправе его за этот выбор судить, это вообще не предмет и не повод для какого-либо суда — хотя бы уже потому, что никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и сказать, что в нем. Но все-таки так важно знать: что же положить на чашу весов…
Игумен Нектарий (Морозов)
Газета «Православная вера» № 20 (472), 2012 г
Но я все равно здесь был, есть и буду чужой.. Мы другие...
Скажу так: очень понравился ответ Игумена "Что на чаше весов?" Ведь никто вокруг не знает, что внутри человека.
Среди верующих друзей, есть уехавшие в другие страны. Одинаковые ответы почти отовсюду: "Жалеют ли они? Нет", "Все ли хорошо? Да", "Чего не хватает? Ширины русской души." Скучно жить... "Зачем уезжали? подальше от беззакония."
Вот даже среди этих ответов видна дилемма внутрисердечная.
А что такое, Родина? ...
Если человек задает этот вопрос, то ему стоит поподробнее покопаться в себе. Когда люди жалуются из-за несовершенной власти-то, это, всего лишь, желание устроить себя максимально комфортно? Нет, это-не грех.
А красота русской природы? Друзья и соседи за которых надо и молиться и ругаться?
Где шанс что ты вспомнишь о них и о той несправедливой власти уютно устроившись в обеспеченной и такой толерантной "загранице"? Где шанс, что твои дети вырастут правильными из-за того что ты сейчас пожелал им добра? Где шанс, что их не собьет насмерть такой же пьяный водитель, как и в России. Или не застрелит какой нибудь подросток в школе?
Для меня этот вопрос если хотите открыт... но основную позицию я, мне кажется сформировал. От себя не убежишь!
твоя страна - это там, где ты это чувствуешь. Да, я уехал за лучшей жизнью, за комфортом и безопасностью. Мог бы я жить и приносить пользу России? - Да. Но мне важнее моё будущее и моя жизнь, нежели, что я там могу для страны сделать.
у меня рос паспорт, но связывать своё будущее с этой страной, кроме возможности приехать для заработка, я уже никогда не стану.
Читаю ком-ты и ужасаюсь, мы стремимся в Россию, а вы из России. Где же душу спасать?
А что такое, Родина? Где кончается (алчная и преступная) власть и государство, а начинается Родина...
Вы пишете, что по Промыслу Божьему мы получаем рождение в конкретных условиях. Значит ли это, что мы должны всю жизнь ползать на четвереньках и пускать слюни, как грудничковом возрасте? Мы же научаемся говорить, читать, писать, женимся... Если следовать вашей логике, то это всё от лукавого?
Не есть ли это испытание Судьбы и введение в искушение. Если вы знаете, что в этом районе грабят и убивают, зачем сознательно идти туда ночью и испытывать Господа и Судьбу? Это ли не грех?
"— Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!"
Полностью согласна с Игорем Гришиным, либо этот священник не священник вовсе, либо...., не понимаю как такое может говорить священник....?
Как священник делит людей на человеков и недочеловеков ? Я в шоке
В данном рассмотрении явно угадывается реакция душ людей различного духовного содержания:
- люди, испытавшие боль и унижение, в том числе за своих близких, не желают считать место рождения своей Родиной;
- люди же более удачных жизненных обстоятельств, иными словами "свои на зоне", совершенно искренни убежденны, что место их появления на свет "земля обетованная", а недовольные это подонки.
Считаю необходимым отметить, что вся земля без границ Богом дана человеку в пользование, и обещана Богом, также без границ, вся земля праведным в наследие, поэтому если вести полемику без учета этого факта, то следует оговариваться, что выражаем исключительно свои меркантильные мысли. При таком подходе пресловутый накал "патриотизма" отойдет на фон, а собеседники смогут спокойно разобраться в истинных мотивах личного выбора.
А теперь скажите кто истинный предатель кто бежит спасая свою жизнь из России или тот кто её так правит что вынуждает людей так поступать.
Коллеги по работе - хорошие, милые люди. Но... чего-то всегда не хватает. Когда нахожусь в командировке в Европе, считаю дни до возвращения домой и с огромной радостью перескаю границу в сторону Родины. И, не поверите, только перехожу границу, появляется ощущение, что могу опять дышать полной грудью! Это трудно объяснить.
В Европе чистенько, аккуратненько, но там, определенно, нет того, что мы можем ощутить в России на каком-то внеземном уровне. И абсолютно не согласна, что там легко жить. С этим я поспорю. В России во многих ситуациях человеку живется легче и свободнее.
Я глубоко убеждён в том, что человек, сказавший и думающих такое, очень далёк и от любви к людям и от Бога и от христианства. И если эта формула служит примером православному священнику, то это говорит о глубокой болезни, поразившей Православие изнутри. Что это за болезнь - судить не мне. И дело здесь не в патриотизме, и не в том, что "ругает". А дело в том, что священник делит людей на человеков и недочеловеков, берёт на себя право считать кого-то подонками.
Если человек говорит, что у нас все плохо, а там все хорошо, и если при этом он даже не попытался сделать что-нибудь для того, чтобы стало лучше, то он способен только потреблять.
данным, за последние десять лет
из России уехали около 1,25 млн.
граждан (то есть все население
одного среднего по величине
областного центра, к примеру).
Бред. По моему какой то очередной вброс. Это случайно не из той истории когда на Эхе переврали статистику из Росстата про "1.5 миллиона профессионалов за последний год или три года" :)))))))) ?
Порылся в нете ничего страшней 500тыс за десять лет не нашел. При чем на ПМЖ из этих 500 уехала треть.
Понятно - очередная страшилка.
Половина русского и русскоязычного Казазстана и средней азии переехали в Россию. С Украины едут и с прибалтики, а сейчас даже из дальнего зарубежья начали возвращаться, а тут достали какую то страшилку. В России последние лет 5-7 жизнь только начала налаживаться.
живу 12 лет в Штатах и могу возразить по всем вашим пунктам:
не обманывайтесь, и беззаконий здесь хватает, а с медициной проблем и подавно!
Не знаете, наверно, как люди годами не могут попасть к врачу, потому что нет денег купить медицинскую страховку, а в тех странах, где бесплатная медицина, ждут визита к специалисту месяцами.
А вот что касается Православной Церкви, то как раз именно на чужбине многие и приходят к вере.
Православные храмы есть во всех крупных городах.
И думается, что не человек делает этот выбор, уезжать ли ему, а Господь так всё устраивает.
И зачем-то Ему нужно, чтобы этот человек там оказался, может и для проповеди тоже?
Да и человек сам потом понимает, зачем ему это было нужно.
А едут люди, ох, поверьте, часто от таких обстоятельств жизненных, что никому не пожелаешь!
И многие, особенно те, кто уехал в 90е, жизнь своих близких спасали отъездом.
Мне кажется, надо здесь каждый случай в отдельности рассматривать.
И тогда видишь, что всё оказалось благом для конкретного человека.
Но всё равно мы здесь чужие, конечно.
По своему опыту скажу, что Господь находит нас в любой стране. И совесть спрашивает "что ты делаешь?", не обращая внимания на "где".
Не подумайте, что я адвокат западного образа жизни. Нет. Мне многое здесь просто претит, особенно преславутая «толерантность». Но христианская община в Канаде еще очень влиятельная и живет по своим законам. Американская православная церковь имеет общирные связи со многими поместными церквями и мы стараемся, как сказала Александра, сеять добро на благо своей родной земли и быть апостолами родной культуры за границей. Кстати, мой сын выучился и вернулся в Россию. Наверное, благодаря моему патриотическому воспитанию. Желаю Пелагее всего самого наилучшего и чтобы жизнь не ставила ее перед выбором – съезжать или не съезжать.
Но самое главное- наши в европе ведут себя цивилизованно - по их правилам. Но оказавшись в зале отлета, не успев покинуть эту чудесную страну мамы затолкали колясками друг друга, никто не стоял за желтой линией, ожидая своей очереди, в дьюти-фри народ затарился бутылками, и так далее. То есть в чужой стране можно вести себя нормально, а на территории свое страны мусорить? Мы сами такие, не учимся делать хорошо и халтурим в Европе такое не пройдет - и все стараются.
Уезжая заграницу, я думала примерно как Вы. Сейчас я вижу свою ошибку. Хотя у меня здесь, заграницей, сложилось все очень хорошо. Но я очень сожалею, что не смогла пригодиться там, где родилась. Не хватило терпения, не сумела. И в этой ошибке я вижу виновной только себя, а не собчаков и продажных чиновников.
Братья и сестры - осудить легче всего! Боритесь прежде всего с бревнами в своих глазах, тогда глядишь будет ясно что делать с соринками в чужих.
Много в нашей жизни плохого, но много и хорошего, особенно для тех кто в Церкви. Свой приход, паломнические поездки - и все очень хорошие люди. Там любовь, забота, внимание и т.д. Встречались мне и очень внимательные, профессиональные врачи-бессребреники. В детском саду - хорошая воспитательница. С начальниками на работе мне тоже очень повезло. И пораньше отпускают и на больничном можно посидеть и самой и с ребенком, и в отпуск можно пойти когда хочешь. Старшая дочь учится в институте в Москве на бюджете. Ей нравиться, у них в группе есть инвалид. Все относятся к нему доброжелательно. Я люблю свою деревню. Мы еще друг другу помогаем сажать, копать картошку. И это здорово. Я не знаю, как человек может уехать из страны. Сначала у нас живые родители и другие родственники, которых бросать нельзя, а потом у нас же родные могилы. Сейчас я даже не представляю себе, как сменить деревню? Это не платье. Это вся твоя жизнь.
Во-вторых, есть вещи очевидные, но есть, также, их субъективное восприятие. Поэтому, предлагаю сравнивать соизмеримые явления у нас и на Западе.
Например, пенитенциарная система:
"США остаются страной с наибольшим в мире количеством заключенных (2,2 млн. чел., т.е. каждый 99-й взрослый житель), более 60% американских заключенных – представители расовых и этнических меньшинств. Стабильно растет количество лиц, осужденных на пожизненный срок заключения, – только в 2008 г. 140,6 тыс. чел., из которых 6,8 тыс. подростков. В некоторых штатах каждый 20-й заключенный содержится в условиях крайней изоляции – в одиночных камерах. Во многих тюрьмах не соблюдаются даже минимальные стандарты содержания заключенных. Регулярный и массовый характер (до 2 млн. пострадавших за период с 2003 г. по н.в.) носят издевательства со стороны тюремного персонала над заключенными, в том числе сексуального характера."
http://www.mid.ru/bdomp/ns-dgpch.nsf/8f29680344080938432569ea00361529/885c1a6a526b8a7c44257aa000249c42!OpenDocument
Позвольте высказать и своё мнение.
Я больше 20 лет прожила в Канаде.И убеждена,что как раз в западной культуре лицемерия больше.Как сказал один образованный батюшка - здесь всё сводится к тому,чтоб подороже продать гадость.И детей здесь как раз скорее отберут.И в школах навязывается "такое",чему пока на Родине ещё противостоят.И вообще я бы сказала,что те,которые уезжают "ради детей" - будут в конечном итоге разочарованы,ибо это уже будут не "их дети".И бонусы имеют обратную сторону...
http://www.mid.ru/bdomp/ns-dgpch.nsf/8f29680344080938432569ea00361529/885c1a6a526b8a7c44257aa000249c42!OpenDocument
1. Мне очень страшно за своего ребенка. Меня пугают те люди, которые на дорогущих машинах летят на красный свет. Я знаю, что если что-то произойдет, они откупятся и им ничего не будет, еще и тебя виноватым оставят. За границей есть шанс, что виновные будут наказаны, сколько бы у них ни было денег, и виновные вложатся в твое лечение, чего никогда у нас не добьешься.
2. Меня пугает наша медицина. Хорошего врача ищешь по несколько лет, через знакомых, и найдя, молишься, чтобы он никуда не уехал и чтобы ты всегда имел возможность прийти к нему. Если нет денег-связей, то ты обречен на поликлиники, где чаще всего сидят люди, выполняющие инструкции и не задумывающиеся, а подходит ли эта инструкция конкретно под мой случай или нет.
3. Я работаю на иностранную фирму. Я ежемесячно выплачиваю около 10 процентов своего дохода государству. При этом государство не обеспечивает меня и моего ребенка бесплатной медициной (как это декларируется), детский сад не финансируется, все оплачивается опять-таки за родительские взносы. НУ и список можно продолжать бесконечно. Как изменить ситуацию - я не представляю. При этом моя бабушка, которая проработала главврачом инфекционной больницы всю жизнь, у которой стаж 50(!!!) лет, из них 40 в инфекционной больнице, получает пенсию в месяц меньше, чем я выплачиваю налог за тот же месяц. Разве это честно???
Болтаете много.......
И очень грустно видеть на достойнейшем сайте комментарии таких людей, как П.Тюренкова - её стараниями множится степень лицемерия, гражданского и духовного((