Уезжать из России — грех?

Если верить статистике, сегодня наша страна переживает «волну эмиграции», сравнимую по масштабам с эмиграцией после 1917 года. По социологическим данным, за последние десять лет из России уехали около 1,25 млн. граждан (то есть все население одного среднего по величине областного центра, к примеру). Если это правда и если так будет продолжаться, то в Российской Федерации с населением в 142 млн. человек, где смертность превышает рождаемость, настанет самоубийственный демографический голод, ведь эмигрируют, как правило, люди молодые, образованные, активные, ищущие, способные влиться в элиты более благополучных в экономическом и политическом плане стран…

Конечно, многие пока еще размышляют о том, покинуть ли родную страну, чтобы обрести некие блага за пределами пограничных столбов. Но больше — тех, кто уже отбыл и не собирается возвращаться. По-человечески новых граждан иных государств можно понять, но все равно повисает в воздухе вопрос: правильно ли это — в моменты кризиса бросать Россию, в которой родился, вырос, учился, работал, жил? Не грех ли это — удаляться из Отечества?

Александра Никифорова, филолог, журналист, Москва:

— Если совесть твоя чиста и дело честно, то греха нет. И апостолы выходили на проповедь в другие страны, и тринадцать преподобных сирийских отцов подвизались в Грузии, и Матерь Божия, спасая Младенца-Христа, бежала из Иерусалима в Египет.

По разным причинам наши соотечественники покидали и покидают Россию. Кто-то на время, кто-то навсегда. Тысячи русских людей забросил на чужбину смерч революции 1917 года. Потом были диссиденты, политические и экономические эмигранты. В наше время одни находят за рубежом возможность профессиональной реализации, другие обретают свою вторую половину, третьи зарабатывают на хлеб насущный. Многие сеют добро на благо своей же родной земли, являясь своего рода апостолами родной культуры за границей. Сколь многие именно там обрели глубокую веру и осознание того, какая великая у них Родина!

Но есть одна опасность – плач души на реках вавилонских, который с годами у каждого становится все сильнее. Человека формируют небо, под которым он вырос, природа, которой он любовался в детстве, культура, в которой он был воспитан, люди, которые окружали его с младенчества. Это очень глубоко и необъяснимо! Я знаю тех, кто, родившись во Франции, с гордостью называл себя русским. И тех, кто, прожив большую часть жизни за пределами России, завещал похоронить себя дома. Вот это — тоска души по Родине, нерасторжимая связь с предками и их землей. Она сильнее тяготения плоти к западному комфорту или даже к творческой реализации. Для абсолютного большинства невозможно ассимилироваться в чужой культуре (можно ее более или менее успешно копировать). И полнота бытия, которая подразумевает полноту жизни духа, души и тела, для русского человека, думаю, возможна только в России и в работе на благо России.

Лишь монашеское служение не ограничено рамками земной Родины. В монастырях на Афоне, в Эссексе, в Ормилье молятся за весь мир иноки разных национальностей, но они служат отечеству Небесному и пребывают уже в нем.

Владимир Кириллин, заведующий кафедрой русской литературы Московской Духовной Академии и семинарии, Москва:

— Прежде всего вспоминается народная поговорка: «Где родился, там и пригодился». Но вообще-то вы ставите вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Или же проще ответить другими вопросами.

Так, в общебогословском смысле грех — это «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». А далее существует огромное множество конкретных форм реализации греха. Правда, все они могут осознаваться как грех конкретными нарушителями норм только в том случае, если в этих нарушителях есть ясное понимание, что что-то определенное нарушено: совершил зло, несправедливость, украл, убил, предал, не помог, смалодушничал, ел мясо постом, изменил жене с другой женщиной и т. д., то есть делал то, что отлично известно как совершенно недопустимое или нежелательное с точки зрения христианской морали. Но если нет никакого понимания, например человек слабоумен, можно ли вменять ему какой-либо грех?

Это опять-таки общая постановка проблемы.

Однако возникают вполне определенные вопросы и по поводу вашего вопроса.

В самом деле, хорошо ли терпеть невзгоды, лишения, неудобства, недостаток и не желать себе, своим близким лучшего удела?

Является ли твое решение покинуть родину утратой надежды на Бога или, напротив, уезжая, ты укрепляешься надеждой на помощь Божию?

Повредит ли твоей вере разлука с Отечеством или, напротив, ты обретешь ее на чужбине в новом качестве?

Где хуже быть грешником или лучше искать в себе Христа — дома или в дальних краях?

Вера в Бога и преданность своему народу и своей земле — это одно и то же?

Подобные вопросы можно множить, и каждый должен ответить на них лично, в своей собственной душе.

От самого сотворения человека люди перемещались по миру. Молиться можно в любых обстоятельствах и где бы ты ни оказался. И следовать Христу можно повсюду.

Грех ли покинуть Россию навсегда? Если ты христианин, и уехал в страну иноверных, и забыл там о своем христианстве, и стал жить по иным законам и нормам, то...

Если ты атеист и бросил свою страну, но там, среди чужих людей, почувствовал в своей душе зов Бога и пошел Ему навстречу, то...

Если, если, если...

Елена Матусевич, писатель, художник, США:

— Нет, греха в этом нет. Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех — как болезнь души. Почему же в переезде, даже и насовсем, из одной страны в другую есть грех? Грех против кого? Традиционно принятые в Православии грехи делятся на несколько категорий: грехи против Бога, грехи против других людей, грехи против самого себя. В этом весьма пространном перечне греха, о котором идет речь в вопросе, нет. Перечень грехов соответствует нарушениям заповедей христианства. Заповеди «люби страну свою и место, где ты родился» не существует. И поэтому сама постановка вопроса мне кажется некорректной и, в данный исторический момент по меньшей мере, неуместной, ибо подразумевает возведение в ранг сакрального политического образования — государства России. Иными словами, сотворение себе из одного из государств мира кумира, то есть идола, выражающееся, в частности, в эвфемизме «Святая Русь». Россия, как и любое другое государство, сама по себе святыней не является. Конечно, на протяжении истории политические режимы и правительства были крайне заинтересованы в возведении государства в святыню. Арнольд Тойнби, знаменитый христианский историк, писал, что в XX веке идолопоклонничество возродилось в новом обличье поклонения коллективной власти и силе, будь то тоталитарное государство, армия, революционные массы, народ, пролетариат, страна или нация. Все это подмены идолами Бога живого. Если для Господа нет ни эллина, ни иудея, значит, не может быть для него и русского. К тому же, мир, по христианской концепции, лежит во зле. А Россия при этом «святая земля»? Как это вяжется?! Конечно, такое эксклюзивное, сакрально окрашенное отношение к самим себе хорошо известно антропологам и вполне органично для племенного мышления. Ведь первичное самоназвание почти всех племен обозначает «люди». Мол, мы люди, а эти, за углом, черти с рогами. Но облекать уязвленное непрекращающейся более ста лет эмиграцией племенное чувство в сакральные одежды неприлично. Пора из этого, наконец, вырасти. В эмиграции из России есть грех только тогда, когда это решение влечет за собой один из конкретных грехов против Бога, других или себя самого. Если, например, отъезд оставляет на голодную смерть престарелых родителей или животное, если человек идет для своих интересов на ложь или обман и т.д. Но и в этих случаях ничего специфически российского в этих грехах нет. И не должно быть. Грехи эти остаются грехами, где бы они ни совершались, и география здесь ни при чем. И потому я отвечу на заданный вопрос отрицательно. Перечень грехов человеческих и так длинен и тяжек, и прибавлять к нему самозванца не нужно и опасно.

Пелагея Тюренкова, главный редактор Интернет-издания «Татьянин день», Москва:

— Свое самое сильное произведение — «Реквием» — Ахматова предваряет эпиграфом: «Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл. Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

Можем ли мы осуждать тех, кто в страшные для России годы решился оставить Родину и скучать о березках, сидя в Париже? Нет. Можем ли мы гордиться теми, кто, имея все возможности спокойной жизни в эмиграции, остался дома — если домом можно назвать тюрьмы, лагеря или просто разоренные семейные гнезда? Да. И последний вопрос: этично ли называть эмиграцией предательский, хорошо обдуманный отъезд наших современников, которые бежали не от обезумевших большевиков, а к джинсам и соцпакету? Нет ответа. Беглецам и слабакам звание «эмигранта» импонирует, но в последнее время наметилась четкая тенденция, когда вещи стали называться своими именами, и отчаливших далеко не на «философском пароходе» называют попросту «съехавшими».

Эпитет не из самых приятных, но он был заслужен нашими бывшими соотечественниками за десятилетие активного «сиденья в Интернете».

Нам не могло не надоесть то, что на женских форумах уехавшие женщины пользуются набором штампов «пьяные мужики» + «толстые бабы» + «сопливые дети» = «бесперспективняк». Что в интеллигентном сегменте Фейсбука и ЖЖ отчалившие мужчины учат оставшихся жить, работать и любить с оглядкой на правильные стандарты Запада. Это в том случае, если уехать нет никакой возможности. В то, что человек не хочет уехать, такие люди верят с трудом.

Последняя капля пролилась во время «белых ленточек», летающих по Болотной площади. Вдруг выяснилось, что все эти люди точно знают, что мы должны ненавидеть свою власть за нашу ужасную жизнь и учить своих детей английскому ради жизни лучшей. Третьего не дано.

Портрет человека, который предал свою Родину, странен. Часто он православный и даже воцерковленный. Воскресная Литургия — это не только (и не столько?) молитва, но и общение, которого так не хватает среди тех — трезвых, подтянутых и далее по списку.

Он часто говорит «эта страна». Еще чаще — с предлогом «не»: в этой стране нельзя-невозможно-недостаточно и т.д. и т.п.

Он очень скучает по березкам, но, прилетая к родственникам, обязательно отчитывается в Твиттере, что «уже в аэропорту стало понятно, что все березки давно вырублены, все куплено — все продано, слава Богу за мой правильный выбор!»

Но, что самое главное, никак нельзя судить о человеке по его фактическому пребыванию… Кто-то судьбой занесен далеко за пределы бывшего Союза, где растит по нескольку детей, имеющих свидетельства о рождении на иностранных языках, но при этом остается «своим».

А кто-то всю жизнь сидит, где родился, матеря и костеря судьбу за невозможность к бегству. Не желая вкладывать сил в то место, которое хочет вычеркнуть из своей жизни.

Вряд ли в общепринятом «списке грехов» можно найти пункт «съехал», но ведь никто не будет спорить с тем, что оставить родителей и могилы предков ради благоустроенной квартиры и золотой кредитки — это то же самое, что… Хотя о чем это я? Не родители ли внушали дочкам, как хорошо «выйти замуж за иностранца»? Так что только жизнь покажет, какая из народных мудростей перевесит на чаше весов: «Что посеешь — то и пожнешь» или «Где родился — там и сгодился».

Подготовили Марина Бирюкова и Наталья Волкова

Комментарий

Что положить на чаши весов?

Где жить и как, зависит от личного выбора человека. И думаю, что никто не вправе винить его в этом выборе, каким бы он ни был: остался ли он в «краю родном» или же ищет чего-либо в «краю далеком». Поэтому вряд ли уместно говорить об отъезде на постоянное жительство за рубеж как о грехе в принципе. Другое дело — мотивы, по которым человек совершает этот выбор: они могут быть как совершенно неукорными, так и не свободными от греха. Скажем, если уезжает человек, потому что свою родину ненавидит, а народ презирает, то грех — это не сам отъезд как таковой, а расположения его сердечные. Или наоборот, едет потому, что давным-давно уже живет за границей большая часть его семьи и жаждет он с ней воссоединиться — кто его в этом упрекнет?

Мне кажется, существеннее все-таки другое: не греховность или безгрешность, а момент выбора — ехать или не ехать. Что лежит на одной чаше весов и что положить на другую. На одной более или менее понятно, что может оказаться: отсутствующая по объективным причинам возможность самореализации в выбранной профессии в своем отечестве и надежды на таковую в другой стране, стремление к стабильности, материальному благополучию, какие-то политические мотивы, в конце концов. Для бизнесменов — желание пожить, спокойно и без боязни тратя на себя заработанное на родине. А что может на другой оказаться?

Ну, отчасти понятно что: неуверенность — вдруг там не сложится, вдруг все не так хорошо, как кажется на расстоянии. И привыкли, в общем-то, к своей, далеко не идеальной, но вполне понятной жизни. И люди там чужие, и язык другой, и не нужен ты там никому. Наверное… Такие соображения если и не многих, то по крайней мере некоторых из колеблющихся останавливают. Но есть ведь и другие мотивы, помимо вышеисчисленных, которые при всех прочих «за» и «против» могут повлиять на выбор решительным образом. Или — должны быть. И главный из этих мотивов — любовь к своей родине.

Об этом говорить сегодня по меньшей мере немодно, считается, что если кто и говорит о любви к родной стране, так это по долгу или по должности, по обязанности главным образом. Возможно, что и немодно. Но для верующего человека — естественно. Причем в большей степени даже думать, нежели говорить.

Один очень дорогой мне человек, ныне уже, к сожалению, покойный, большую часть своей жизни посвятивший служению стране, в которой родился и которую беззаветно любил, сказал как-то в нашей беседе:

— Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!

Я был шокирован тогда резкостью его оценки, мне она показалась чрезмерной и попросту — непонятной. Однако прошло с тех пор лет двадцать, и сегодня я с ним совершенно согласен, хотя никогда не дерзну произнести подобные слова вслух — просто не считаю, что у меня есть право о ком-то выносить подобное суждение. Я понял, что это было не обвинение, а констатация: если в человеке начисто отсутствует такое «базовое» чувство, как любовь к родине, то что-то в нем глубоко не так, что-то повреждено, причем очень основательно, и неизвестно — есть ли для него в принципе что-то святое. Ведь любовь к родине — это как любовь к матери.

Человек не выбирает ни родину, ни родителей, «за него» этот выбор делает Господь. И если не видеть в этом Его Промысл и Его премудрость и любовь, то как тогда говорить о вере? Нет, есть и Промысл, и премудрость. У человека могут быть плохие родители, никуда не годные, но пятой заповеди это не упразднит, и сыновняя (или дочерняя) любовь и уважение к ним все равно останутся его долгом. Кроме каких-то уж совсем из ряда вон выходящих обстоятельств… Долгом не потому, что они этого заслуживают, а потому, что иначе он сам деградирует, разрушив в себе, опять же, крайне важное «базовое» качество — способность любить тех, через кого Господь привел тебя в этот мир.

Что-то сродни этому должно быть и в отношении человека к его отчизне. Только тут все сложней и по-своему глубже. Ведь отчизна… Этого и многими словами не выразишь… Это и твой народ, и твоя земля, и твоя история, и в очень значительной степени — ты сам. Ты плоть от плоти и кровь от крови своей родины, как этого не чувствовать, не ощущать? И, появившись на свет, ты нуждаешься в ней. А она, как и родители, нуждается в тебе. Нет, родина — это не власть, которая может нравиться, а может вызывать отторжение, не кто-то, кто симпатичен или неприятен тебе, не место работы — замечательное или не очень. Это нечто неизмеримо большее, чего и не объяснишь, что только чувствовать можно. И нужно.

И вот, когда собирается человек уезжать, когда решает для себя этот вопрос: ехать или не ехать, то вот что надо положить на чашу весов — ту, другую: «А как моя родина без меня?». И вправду — как? Ведь нам все время кажется, что это она в ответе за нас, это от нее мы постоянно чего-то ждем и, не дождавшись, обижаемся и отчаиваемся. Но ведь и мы в ответе за нее, и она от нас ждет многого. Не власть, снова скажу, не коммунальные службы, не система образования, не начальник наш на работе, а именно родина — и земля твоя, и история твоя, и народ твой, и просто люди, которых ты знаешь и даже не знаешь. Ты можешь казаться себе песчинкой, но песчинок много, и каждая из них имеет свою трудно выразимую ценность, и каждая что-то полагает в основу своего выбора. И хорошо, если эта основа — ответственность и любовь.

Я не говорю о каких-то чрезвычайных периодах в жизни страны, о каких-то страшных, «апокалиптических» процессах. Как вообще обсуждать «отъезд» из страны после революции тех, кто бежал от верной смерти — виселицы, расстрела, пыток в застенках ЧК? Но ведь не такие времена сейчас на дворе, не от смерти бегут, если бегут. Да и честно скажу: мне понятно, что руководило теми, кто несмотря ни на что возвращался, даже если всё и все кричали: «Не надо, куда ты!». Даже если времени могли провести на родине, сойдя с парохода, как предсказывал генерал Чарнота Роману Валерьяновичу Хлудову, ровно столько, сколько нужно будет, чтобы довели их до ближайшей стенки. Любовь к родине ими руководила и невозможность жить вдали от нее, доходящая до готовности умереть на ней. Это не тот пример, к последованию которому можно призывать. Но как его не уважать и перед ним не преклоняться?

Я еще раз повторю: я уверен, что каждый человек сам делает свой выбор и никто не вправе его за этот выбор судить, это вообще не предмет и не повод для какого-либо суда — хотя бы уже потому, что никто, кроме Бога, не может заглянуть в человеческое сердце и сказать, что в нем. Но все-таки так важно знать: что же положить на чашу весов…

Игумен Нектарий (Морозов)

Газета «Православная вера» № 20 (472), 2012 г

Источник: Православие и современность

24 октября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ро,машка25 февраля 2021, 20:17
елене матусевич: С чего вы взяли, что только русские в Европе против толерантности? В Европе куча консервативно настроенных жителей, которые не хотят видеть гей-парады в своей стране и не хотят, чтобы их детей "просвещали" на уроках секс-просвета в разных "формах". Человек, уехавший жить в Европу, не обязан восхищаться всеми достижениями "просвещенной Европы" только потому, что его приняли. В конце концов, приняли его не из слезливых и душераздирающих, а исключительно из экономических или юридических соображений. И платить любовью к системе человек не обязан. Соблюдай закон и хватит с тебя. Про "свободу слова" в Европе, где можно бунтовать и "топать ножкой", промолчу. Сожрут и забудут!
Alex Ațmer17 апреля 2018, 18:13
Знаете ли вы как действуют многие европейские страны по отношению к соотечественникам? Румыния оформляет свой паспорт молдованам то ли за год, то ли за пол года, в других европейских странах то же самое. А в Израиле как? Теперь сравните: А есть ли преференции для русских людей живущих в "братских" республиках при получении гражданства России? Отвечу, нет. Гражданства нужно ждать 5 лет. Никаких скидок. И для того чтобы его получить нужно сделать столько, что можно сойти с ума, и потратить при этом кучу денег. А большинство ведь уже не молодые да и зачастую нищие, для них каждая копейка на счету. Так что красивые слова про Родину это зачастую только пустые слова.
Лариса Великая30 января 2017, 00:30
Не от лицемерия уезжают, тк сами лицемеры эти эммигранты, от них правды не дождешься, будут говорить все в свою пользу, и хвалить место своей дислокации автоматически хая место, откуда уехали, а Родина не Родина- это слово им смешно будет. Мало кто признается как им на самом деле на чужбине, так и будут обманывать себя и других,а мы тут сидим и уши развешиваем. Конечно, есть такие, которым все равно на родных и друзей, живут своей жизнью и не парятся. Ну и слава Богу, что такие уехали, наша страна чище будет. А Европа давно уже сборище таких понаехавших, все др др улыбаются а что думают остается только догадываться))
Дмитрий 4 ноября 2016, 06:31
Я живу 18 лет заграницей. Раньше жил в Средней Азии. Когда в 90-х началось "Езжай свой Россия" тогда взялся за язык и уехал по баллам. Сейчас работа есть, дом в долг, язык знаю ( не носитель языка, но хватает )
Но я все равно здесь был, есть и буду чужой.. Мы другие...
Елена Марьетис22 апреля 2015, 17:12
Бог всегда с тобой где бы ты ни жил. Могилы родных мы постоянно оставляем, увы, уезжая в другие города и не имея возможности съездить на свою малую родину. Я думаю, уезжать -не уезжать из страны - это вопрос политики, но не веры. Если человек уходит в монастырь - это духовный путь. Если же ты живешь светской жизнью - твое право жить где хочешь. Если страна твоя в разрухе но у тебя есть силы и желание и главное уверенность что ты тут нужен - ты остаешься и это есть твой путь. Если ты хочешь поехать в Буркина Фасо волонтером - это твой путь. Если ты решил вывезти семью в спокойную чистую страну - это тоже твой путь. Перед Богом отвечает не сообщество, а лично каждый человек.
Роман27 марта 2014, 16:27
Я живу в Калинин-й области. Моя мама со Смоленщины, Я сам верующий но вроде как протестант. Мне 32 года. четырнадцать из них, я хожу в приход поместной протестантской церкви. Женат 7 лет, детей пока нет. Служил в Севастополе в 2004 году.
Скажу так: очень понравился ответ Игумена "Что на чаше весов?" Ведь никто вокруг не знает, что внутри человека.

Среди верующих друзей, есть уехавшие в другие страны. Одинаковые ответы почти отовсюду: "Жалеют ли они? Нет", "Все ли хорошо? Да", "Чего не хватает? Ширины русской души." Скучно жить... "Зачем уезжали? подальше от беззакония."
Вот даже среди этих ответов видна дилемма внутрисердечная.

А что такое, Родина? ...
Если человек задает этот вопрос, то ему стоит поподробнее покопаться в себе. Когда люди жалуются из-за несовершенной власти-то, это, всего лишь, желание устроить себя максимально комфортно? Нет, это-не грех.
А красота русской природы? Друзья и соседи за которых надо и молиться и ругаться?

Где шанс что ты вспомнишь о них и о той несправедливой власти уютно устроившись в обеспеченной и такой толерантной "загранице"? Где шанс, что твои дети вырастут правильными из-за того что ты сейчас пожелал им добра? Где шанс, что их не собьет насмерть такой же пьяный водитель, как и в России. Или не застрелит какой нибудь подросток в школе?

Для меня этот вопрос если хотите открыт... но основную позицию я, мне кажется сформировал. От себя не убежишь!
Артём 9 февраля 2014, 21:03
приветствую. я русский, не православный, протестант, женат на европейке.
твоя страна - это там, где ты это чувствуешь. Да, я уехал за лучшей жизнью, за комфортом и безопасностью. Мог бы я жить и приносить пользу России? - Да. Но мне важнее моё будущее и моя жизнь, нежели, что я там могу для страны сделать.
у меня рос паспорт, но связывать своё будущее с этой страной, кроме возможности приехать для заработка, я уже никогда не стану.
елена матусевич 2 декабря 2013, 09:53
Как интересно. Наши люди, попадая на Запад, пользуются и хвалят там 'хорошее', но им, видете ли, "претит" как сказала дама, уехавшая в немолодом возрасте в Канаду, и пользующаяся благами, оплачиваемыми канадскими налогоплательщиками, толерантность. Не понимают ведь очевидного, что 'хорошее', то есть то, что эту даму, немолодую, непреспективную, с детьми наркоманами, приняла страна, неотъемлемая часть того, что ей претит, этой самой толерантности. Что если ей и другим православным, считающим себя во всем мире самыми правильными, да, что там!, единственно правильными хриситанамаи, позволяют на Западе жить, как они хотят, строить церкви и в них ходить, как им хочется, не что иное как эта самая толерантность, которую православные так ненавидят. Конечно, толерантность к ним, это нормально, а как же, а вот к другим, этим, всяким, геям и т.д., это ни ни, это бзобразие! Запад толерантен к вам, нетолерантным, неблагодарным, вечно его хающим. Я уехала больше 20 лет назад, насмотрелась этого отношения. Нас надо любить, а всех других цветных, иноверцев, гомосексуалистов, нет, непорядок. И понять не могут, что будь Канада православная страна, не была бы она богатой, а была бы как наша и как все без исключения православные страны: бедные и экономически отсталые. Никогда не замечали сей закономерности? Посмотрите на карту.
Лариса18 июля 2013, 08:07
Про Россию понятно. Она Мать не только русским, но что делать нам русским родившимся в странах ближнего зарубежья? Для нас это тоже Родина-природа, климат, менталитет. В конце концов дом родной и могилы близких. Что делать православным? Душа в России, а здесь корни, но уехали друзья,потеряна работа и возраст говорит о том, что менять в жизни что то уже поздно.Да и как мы все уедем, а наши храмы,наши святыни останутся. Все таки грех или не грех уезжать? У нас в храмах сотрудники(регент,преподаватель воскресной школы, волонтеры в отделе милосердия) практически в единственном числе. Если они уедут как быть? А все хотят жить благополучно. Элементарно быть обеспеченными работой, пенсией и т.д.
Читаю ком-ты и ужасаюсь, мы стремимся в Россию, а вы из России. Где же душу спасать?
Viktor17 марта 2013, 20:38
А я живу в Сергиевом Посаде,и на улицах уже не часто встретишь европейские лица, как будто в среднию азию попал, вот я мыслю куда от этого бича бежать,вот ситуация.
Дмитрий 1 февраля 2013, 14:15
"если в человеке начисто отсутствует такое «базовое» чувство, как любовь к родине"

А что такое, Родина? Где кончается (алчная и преступная) власть и государство, а начинается Родина...

Вы пишете, что по Промыслу Божьему мы получаем рождение в конкретных условиях. Значит ли это, что мы должны всю жизнь ползать на четвереньках и пускать слюни, как грудничковом возрасте? Мы же научаемся говорить, читать, писать, женимся... Если следовать вашей логике, то это всё от лукавого?

Не есть ли это испытание Судьбы и введение в искушение. Если вы знаете, что в этом районе грабят и убивают, зачем сознательно идти туда ночью и испытывать Господа и Судьбу? Это ли не грех?
Дашко Андрей Валериевич11 ноября 2012, 22:01
Этот вопрос можно упростить. А отвернуться от своей матери и сказать "хочу другую, поинтереснее" - грех или нет?
елена матусевич11 ноября 2012, 15:47
Я нахожу комментарии куда терпимее, в целом, чем сами ответы. Мне и в Америке, и в Германии многое не нравится, некоторые вещи прямо бесят и ужасают (оружие у всех в штатах и т.д.). Но идеала нет. Лицемерия сколько хочешь, оно залог любого общества. Я не идеалист и идеализм сильно не люблю. В России все беды от идеализма: революция это воплощенный идеализм, утопия. Хотите избежать новых жертв, ищите права, а не справедливости. Мир во зле лежит. Везде. Но все же на Западе я могу во всеуслышание сказать, что о нем думаю, и говорю, и критикую, и бунтую, и не боюсь, что мне череп на улице за это проломят. Забавно, что наши эмигранты так не жалуют толерантность, блягодаря которой их именно и терпят. Ведь приезжих никто не любит, не правда ли? Только вот у нас кавказцам морды (это еще хорошо бьют), а на Западе русским позволяют жить как они хотят. Хотите в церковь, пожалуйста, хотите быть ультраправославными, ради Бога. Даже детей можно дома учить! И школу православную открыть можно, как в Марселе. Это и есть та самая толерантность, господа. Но только когда она к нам, белым, это мы находим нормальным, еще бы, мы же такие прекрасные, нам Запад спасибо за то, что мы к ним приехали сказать должен. А когда та же толерантность к другим, потемнее, ату ее, бяка. Интересно получается. Но в целом, комментарии трезвее, чем я ожидала. Это вселяет некоторую робкую надежду.
Федор31 октября 2012, 07:48
Именно с Запада к нам пришли ювенальная юстиция,наркомания и все др.гадости.О том, что на Западе меньше коррупция,нет беззакония,читать смешно(прожил в США 12 лет).Те,кто свалил за колбасой,но при этом расписывают,как им было плохо на Родине,банально лгут.Ну изменили вы Родине-зачем же из соотечественников и Родины делать чудовищ,которыми они не являются?Вы продали Родину за кусок колбасы,но зачем же выливать кучу лживой грязи на Россию?В отличие от Запада, это одна из немногих стран,где можно свободно дышать,где нет лицемерия,беззакония,промывки мозгов.Над неамериканскими детьми в школе издеваются,пока они не поменяют имена,пока не забудут русский,пока не станут такими же,для кого один интерес в жизни-развлекаловка,еда, деньги.Г-н,который пришел к вере в Канаде-не обольщайтесь.Вы ходите не в храм,а в соц. клуб,после службы пообщаться на русском.Да, и я такой же предатель,когда-то свалил за колбасой и "свободой".Когда понял, что никакой свободы и даже финансового благополучия там нет,вернулся домой,в милую русскую провинцию,чему несказанно рад,и те годы вспоминаю как страшный сон.И вы там не будете счастливы,если не уподобитесь им.Вы можете обмануть окружающих, уверив их, что счастье в 2 домах и безплатных кружках(мои дети ходят в храм на занятия по рукопашному бою безплатно).Никакой нищеты в России нет,а по многим параметрам здесь намного лучше,чем в хваленых вами США.Но главное-в России люди остались людьми.На Западе нет ничего человеческого.
Катерина27 октября 2012, 02:49
Игорь Гришин:
"— Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!"

Полностью согласна с Игорем Гришиным, либо этот священник не священник вовсе, либо...., не понимаю как такое может говорить священник....?
Как священник делит людей на человеков и недочеловеков ? Я в шоке
Геннадий - либерал26 октября 2012, 08:28
По-моему мнению, постановка подобного вопроса - глупость, его выдумавшего. Это подобно выяснению типа: "...грех ли при возможности расселения в отдельные квартиры оставаться в коммуналке?..." Думаю, человеку, привыкшему воровать у соседей, любящему издеваться над ближними, впадающему в депрессии, если не нагадил другому, такой переезд действительно несчастье и грех. Человеку же честному, которому мерзко сидеть за столом с нечестивыми и противно стоять на пути делающих неправду и беззакония, соответственно наоборот переезд из коммуналки видится правильным решением и помощью Божьей.
В данном рассмотрении явно угадывается реакция душ людей различного духовного содержания:
- люди, испытавшие боль и унижение, в том числе за своих близких, не желают считать место рождения своей Родиной;
- люди же более удачных жизненных обстоятельств, иными словами "свои на зоне", совершенно искренни убежденны, что место их появления на свет "земля обетованная", а недовольные это подонки.
Считаю необходимым отметить, что вся земля без границ Богом дана человеку в пользование, и обещана Богом, также без границ, вся земля праведным в наследие, поэтому если вести полемику без учета этого факта, то следует оговариваться, что выражаем исключительно свои меркантильные мысли. При таком подходе пресловутый накал "патриотизма" отойдет на фон, а собеседники смогут спокойно разобраться в истинных мотивах личного выбора.
Павел25 октября 2012, 21:17
Моя сестра вышла заму за немца и уехала в Германию . Тут у неё был алкоголик муж, хоть и крещёный и пару раз в год ходивший в церковь, но это не мешал ему каждые выходные весело гулять в клубах. Своего сына моя сестра привезла как то к нам с мамой оставила и уехала, появилась через восемь месяцев. Ребёнка пришлось отучать чтобы он меня не звал папой. Здесь никто не мог понять по чему у ребенка дефекты речи очень сильные. Здесь не было ни круэков не секций куда было его бесплатно записать. а платно . У меня была очень маленькая зарплата и не позволяла выделить деньги для этого. Ребёнок не знал что это такое когда я ему апельсины и киви покупал. Там у моей сестры два дома, 28 гектаров земли, девять прудов ,некоторые с форелью, другие с карпом. Ребёнок бесплатно ходит в секцию по дзюдо а тренер у него один из участников немецкой делегации на олимпиаде в Сиднее. Врачи бесплатно выяснили что у ребёнка были наследственные проблемы со слухом из-за пьющего и гулящего папы. Сделали бесплатно операцию и теперь у него всё нормально. В школе когда возникли проблемы школьный психолог надавил на преподавателя и проблемы решились. Ребёнка перестали травить , у нас бы всё было совсем иначе.
А теперь скажите кто истинный предатель кто бежит спасая свою жизнь из России или тот кто её так правит что вынуждает людей так поступать.
Тимофей25 октября 2012, 11:44
А я вот хочу вернутся с семьей, но не имею на это средств. Как быть, кого просить о помощи....
Татьяна25 октября 2012, 10:33
Живу в России, работаю много лет в иностранной компании, где трудятся, в-основном, иностранцы из одной богатой западноевропейской страны. За эти 12 лет все больше укрепилась в мысли, что хочу жить только в России.
Коллеги по работе - хорошие, милые люди. Но... чего-то всегда не хватает. Когда нахожусь в командировке в Европе, считаю дни до возвращения домой и с огромной радостью перескаю границу в сторону Родины. И, не поверите, только перехожу границу, появляется ощущение, что могу опять дышать полной грудью! Это трудно объяснить.
В Европе чистенько, аккуратненько, но там, определенно, нет того, что мы можем ощутить в России на каком-то внеземном уровне. И абсолютно не согласна, что там легко жить. С этим я поспорю. В России во многих ситуациях человеку живется легче и свободнее.
Валентинаm25 октября 2012, 10:28
В связи с принятием Ю.Ю. и модерницацией медицины число эмигрирующих увеличиться и это правильно. Не будет участковости, а будут семейные врачи, платные; богатые бут лечиться у них, а остальные-умирать дома. Как жить инвалидам, когда невозможно попасть на плановое лечение в стационар? Сейчас уже в нашем городе на прием к детскому врачу бабушке нельзя прийти с внуками, - только с родителями или брать разрешение заверенное у нотариуса, который такое не дает! Что это!? Говорят, что будет бунт, такие перемены коснулись всех; и врачей и больных и пенсионеров, котрые помогают своим детям, внукам, чем могут, но и этого их лишают! идет целенапрвленный геноцид своего народа!
Игорь Гришин25 октября 2012, 04:40
"— Человек, который не является патриотом своей отчизны, но ругает и поносит ее, это недочеловек, подонок!"

Я глубоко убеждён в том, что человек, сказавший и думающих такое, очень далёк и от любви к людям и от Бога и от христианства. И если эта формула служит примером православному священнику, то это говорит о глубокой болезни, поразившей Православие изнутри. Что это за болезнь - судить не мне. И дело здесь не в патриотизме, и не в том, что "ругает". А дело в том, что священник делит людей на человеков и недочеловеков, берёт на себя право считать кого-то подонками.

Григорий25 октября 2012, 01:00
Когда человек уезжает из страны исключительно по экономическим причинам, при это отнюдь не умирая здесь от голоду, то это - грех сребролюбия.
Если человек говорит, что у нас все плохо, а там все хорошо, и если при этом он даже не попытался сделать что-нибудь для того, чтобы стало лучше, то он способен только потреблять.
Неустрашимый :)25 октября 2012, 00:26
По социологическим
данным, за последние десять лет
из России уехали около 1,25 млн.
граждан (то есть все население
одного среднего по величине
областного центра, к примеру).


Бред. По моему какой то очередной вброс. Это случайно не из той истории когда на Эхе переврали статистику из Росстата про "1.5 миллиона профессионалов за последний год или три года" :)))))))) ?
Порылся в нете ничего страшней 500тыс за десять лет не нашел. При чем на ПМЖ из этих 500 уехала треть.
Понятно - очередная страшилка.


Половина русского и русскоязычного Казазстана и средней азии переехали в Россию. С Украины едут и с прибалтики, а сейчас даже из дальнего зарубежья начали возвращаться, а тут достали какую то страшилку. В России последние лет 5-7 жизнь только начала налаживаться.
Света24 октября 2012, 23:54
Помните, как Иосиф был продан братьями в Египет, и впоследствии забрал к себе всю семью? С голодной Родины в богатую страну. Во всем надо видеть промысел Божий, и относиться совершенно спокойно как к эмигрантам, так и к оставшимся.
Мария24 октября 2012, 23:14
Интересно, а приезжать в Россию? Многие русские и русскоязычные люди хотели бы жить в России, но не могут. У меня родственники в ближнем Зарубежье, и приходилось видеть, как живут люди. Молодежь ощущает Россию своей Родиной, но чаще всего понимает, что Родине не нужна. у европейских и американских вузов есть программы и квоты для бесплатного обучения хоть россиян, хоть граждан СНГ. Есть программы для привлечения "мозгов" в перспективные отрасли. А у нас? Если раньше и были какие-то инициативы, сейчас все перешло на деньги. Есть деньги - учись, нет - ищи другое место. Можно было бы привлечь молодых и активных, готовых учиться и трудиться, но обществу это не нужно. Не говорю о государстве - общество, к сожалению, не готово поддержать соотечественников, да и таковыми их не считает. Но это выходцы из СНГ, а что в России? Молодые ученые, студенты - конечно, лучше, если бы они остались, конечно, здесь их земля. Но что для них делается? У общества нет сил им помочь. И, кажется, нет желания. Осталось только вдогонку припечатать их "съехавшими"... Сколько было в 90-е не "съехавших", и сломавшихся, при виде разорения трудов всей своей жизни. Если здесь, у нас, не появится внятных программ поддержки - увидим новый виток отъезжающих (уже видим) или ломающихся. Единицы пробьются.
Мария24 октября 2012, 22:18
Вике:
живу 12 лет в Штатах и могу возразить по всем вашим пунктам:
не обманывайтесь, и беззаконий здесь хватает, а с медициной проблем и подавно!
Не знаете, наверно, как люди годами не могут попасть к врачу, потому что нет денег купить медицинскую страховку, а в тех странах, где бесплатная медицина, ждут визита к специалисту месяцами.
А вот что касается Православной Церкви, то как раз именно на чужбине многие и приходят к вере.
Православные храмы есть во всех крупных городах.
И думается, что не человек делает этот выбор, уезжать ли ему, а Господь так всё устраивает.
И зачем-то Ему нужно, чтобы этот человек там оказался, может и для проповеди тоже?
Да и человек сам потом понимает, зачем ему это было нужно.

А едут люди, ох, поверьте, часто от таких обстоятельств жизненных, что никому не пожелаешь!
И многие, особенно те, кто уехал в 90е, жизнь своих близких спасали отъездом.
Мне кажется, надо здесь каждый случай в отдельности рассматривать.
И тогда видишь, что всё оказалось благом для конкретного человека.
Но всё равно мы здесь чужие, конечно.
Валерий24 октября 2012, 21:33
Я живу с семьей в Канаде 9 лет. Когда уезжал мне было 32 годa. Сейчас мне без малого 41 год. За это время с Божьей помощью нашел дорогу в Православый Храм, разобрался с вопросом о смысле жизни, обрел веру, повзрослел.

По своему опыту скажу, что Господь находит нас в любой стране. И совесть спрашивает "что ты делаешь?", не обращая внимания на "где".
варлаам24 октября 2012, 20:01
дорогие авторы, друзья мои! ну что же вы про песчинки, которых много, а про руководителей и их курс ни слова??! ну чесслово ерунда получается. сколько песчинок не было бы - все едино! песчинками управляют! а если в России так много (ЕСЛИ НЕ ВСЕ!) зависит от руководста, то зачем смущать людей и говорить им что от них, песчинок, что то зависит??! нет, лукавство это! зависит от руководста и вы это знаете! а коли такое происходит стало быть воля руководста такоуа и точка. а простые люди бегут потому что не в силах переломить обуха плеточками своими... такто вот...
Татьяна П24 октября 2012, 19:25
Очень благодарна Александре, которая в отличие от Пелагеи не причесывает всех под одну гребенку и не называет всех огульно «съехавшими». По-видимому, у Пелагеи еще нет детей, недостаточно жизненного опыта, не пришлось столкнуться с трудностями, которые встают перед 48-летней матерью-одиночкой с тремя детьми, одна из которых наркоманка. Я увезла детей в Канаду сразу, не раздумывая, после смерти моей старшей дочери от передозировки. В России нет нормального законодательства, лечения, социальной защиты. В Канаде пришлось начинать с нуля. Какая уж там золотая кредитка! Опять же Пелагея не учитывает возраст. В 61г у меня никто не спрашивает, сколько мне лет и я могу работать, содержать, кормить, учить детей. Здесь прекрасная система кредитования на учебу. Можно быть полным бессeребренником и закончить самый престижный вуз.
Не подумайте, что я адвокат западного образа жизни. Нет. Мне многое здесь просто претит, особенно преславутая «толерантность». Но христианская община в Канаде еще очень влиятельная и живет по своим законам. Американская православная церковь имеет общирные связи со многими поместными церквями и мы стараемся, как сказала Александра, сеять добро на благо своей родной земли и быть апостолами родной культуры за границей. Кстати, мой сын выучился и вернулся в Россию. Наверное, благодаря моему патриотическому воспитанию. Желаю Пелагее всего самого наилучшего и чтобы жизнь не ставила ее перед выбором – съезжать или не съезжать.
Ольга24 октября 2012, 19:21
этом году отдыхая в Греции, среди людей, которые могут купить алкоголь в любое время за копейки и нет ни одного нетрезвого, где яблоки, которые там не растут стоят дешевче чем у нас, в яблочном то краю, где там вокруг только соленая вода а пресная привозная стоит она дешевле чем у нас в стране, где с пресной водой нет проблем.
Но самое главное- наши в европе ведут себя цивилизованно - по их правилам. Но оказавшись в зале отлета, не успев покинуть эту чудесную страну мамы затолкали колясками друг друга, никто не стоял за желтой линией, ожидая своей очереди, в дьюти-фри народ затарился бутылками, и так далее. То есть в чужой стране можно вести себя нормально, а на территории свое страны мусорить? Мы сами такие, не учимся делать хорошо и халтурим в Европе такое не пройдет - и все стараются.
Снежана24 октября 2012, 18:08
Вика, согласна с Вами, что то, о чем Вы пишите, нечестно и когда будет лучше неизвестно.
Уезжая заграницу, я думала примерно как Вы. Сейчас я вижу свою ошибку. Хотя у меня здесь, заграницей, сложилось все очень хорошо. Но я очень сожалею, что не смогла пригодиться там, где родилась. Не хватило терпения, не сумела. И в этой ошибке я вижу виновной только себя, а не собчаков и продажных чиновников.
Юрий Соколовский24 октября 2012, 17:59
Отвечаю вопросом на вопрос: Уезжать из родной деревни с туалетом на улице в благоустроенный город с квартирой, бросая могилы родных и оставшихся в деревне близких - грех?

Братья и сестры - осудить легче всего! Боритесь прежде всего с бревнами в своих глазах, тогда глядишь будет ясно что делать с соринками в чужих.
Мария24 октября 2012, 16:49
Согласна с А. Никифоровой и В. Кириллиным. Важны детали, которые выступают причиной отъезда в каждом конкретном случае. Важен результат отъезда по отношению ко греху - человек принял решение по страсти, или все же не без воли Божией? Человек решился на это, чтобы удобнее грешить, или же он вкалывает за бугром, чтобы обеспечить здесь своих братьев и сестер...Знаю семейство, которое и ребенка крестить не решалось, но за границей в первые же месяцы мать стала искать возможность крестить ребенка именно в православной церкви. Для того, чтобы осознать себя православными и русскими, им нужно было покинуть страну - и кто возьмется их осудить? Иногда человеку, для того, чтобы оценить то, что он имеет, просто полезно побыть вдали от Родины, и Господь, бывает, дает ему эту возможность. Он предатель, "неправильная пчела"? Хорошо, но если это грех для России, как быть с остальными? Вот узбек, или таджик, который бросил Родину, живет в России, крестился, работает в храме - он предатель своей Родины или нет? Или не важно, что в храме, а пусть тоскует по своим тополям и абрикосам? А если не работает в храме? Ведь если мы обобщаем, нужно иметь в виду, что Родина и Отчизна есть и у других народов, " их в одну кучу и где критерии? Как-то не получается найти черно-белое решение. Хотя, конечно, удобно разделить мир на "своих" и "чужих"...
Татиана24 октября 2012, 16:40
Полностью согласна с комментариями игумена Нектария.
Много в нашей жизни плохого, но много и хорошего, особенно для тех кто в Церкви. Свой приход, паломнические поездки - и все очень хорошие люди. Там любовь, забота, внимание и т.д. Встречались мне и очень внимательные, профессиональные врачи-бессребреники. В детском саду - хорошая воспитательница. С начальниками на работе мне тоже очень повезло. И пораньше отпускают и на больничном можно посидеть и самой и с ребенком, и в отпуск можно пойти когда хочешь. Старшая дочь учится в институте в Москве на бюджете. Ей нравиться, у них в группе есть инвалид. Все относятся к нему доброжелательно. Я люблю свою деревню. Мы еще друг другу помогаем сажать, копать картошку. И это здорово. Я не знаю, как человек может уехать из страны. Сначала у нас живые родители и другие родственники, которых бросать нельзя, а потом у нас же родные могилы. Сейчас я даже не представляю себе, как сменить деревню? Это не платье. Это вся твоя жизнь.
Игорь24 октября 2012, 16:13
Виктория, во-первых, прежде, чем обобщать, надо сравнить. Вот, я привёл Вам пример, того, как обстоят дела с правами человека там. И, как видно, там состояние их, как минимум, не лучше, чем в России.

Во-вторых, есть вещи очевидные, но есть, также, их субъективное восприятие. Поэтому, предлагаю сравнивать соизмеримые явления у нас и на Западе.

Например, пенитенциарная система:

"США остаются страной с наибольшим в мире количеством заключенных (2,2 млн. чел., т.е. каждый 99-й взрослый житель), более 60% американских заключенных – представители расовых и этнических меньшинств. Стабильно растет количество лиц, осужденных на пожизненный срок заключения, – только в 2008 г. 140,6 тыс. чел., из которых 6,8 тыс. подростков. В некоторых штатах каждый 20-й заключенный содержится в условиях крайней изоляции – в одиночных камерах. Во многих тюрьмах не соблюдаются даже минимальные стандарты содержания заключенных. Регулярный и массовый характер (до 2 млн. пострадавших за период с 2003 г. по н.в.) носят издевательства со стороны тюремного персонала над заключенными, в том числе сексуального характера."

http://www.mid.ru/bdomp/ns-dgpch.nsf/8f29680344080938432569ea00361529/885c1a6a526b8a7c44257aa000249c42!OpenDocument

Виктория24 октября 2012, 15:45
Игорь, я не идеализирую "заграницу". Но не видеть очевидных вещей - просто невозможно. ТАКОГО вопиющего беззакония нет нигде.
Ульяна24 октября 2012, 15:25
Ув.Виктория!
Позвольте высказать и своё мнение.
Я больше 20 лет прожила в Канаде.И убеждена,что как раз в западной культуре лицемерия больше.Как сказал один образованный батюшка - здесь всё сводится к тому,чтоб подороже продать гадость.И детей здесь как раз скорее отберут.И в школах навязывается "такое",чему пока на Родине ещё противостоят.И вообще я бы сказала,что те,которые уезжают "ради детей" - будут в конечном итоге разочарованы,ибо это уже будут не "их дети".И бонусы имеют обратную сторону...
Игорь24 октября 2012, 15:08
Виктория, не стоит обманываться:

http://www.mid.ru/bdomp/ns-dgpch.nsf/8f29680344080938432569ea00361529/885c1a6a526b8a7c44257aa000249c42!OpenDocument
Вика24 октября 2012, 14:21
Но есть моменты, из-за которых я скорее всего не уеду отсюда. Это мои родственники, та же бабушка. Я не могу бросить их здесь, я не могу своего ребенка лишить бабушек-дедушек. Это - вера и возможность ходить в церковь. Я знаю, что за границей, куда я могла бы уехать, очень тяжело будет найти православную церковь. Тяжело, если не невозможно. Ну и как бы то ни было, я считаю, что нам грех жаловаться на то, что у нас есть. Мы здоровы относительно, у нас есть работа, деньги для вполне неплохого существования. У других и этого нет.
Вика24 октября 2012, 14:21
У меня есть несколько причин, по которым я хотела бы уехать отсюда.
1. Мне очень страшно за своего ребенка. Меня пугают те люди, которые на дорогущих машинах летят на красный свет. Я знаю, что если что-то произойдет, они откупятся и им ничего не будет, еще и тебя виноватым оставят. За границей есть шанс, что виновные будут наказаны, сколько бы у них ни было денег, и виновные вложатся в твое лечение, чего никогда у нас не добьешься.
2. Меня пугает наша медицина. Хорошего врача ищешь по несколько лет, через знакомых, и найдя, молишься, чтобы он никуда не уехал и чтобы ты всегда имел возможность прийти к нему. Если нет денег-связей, то ты обречен на поликлиники, где чаще всего сидят люди, выполняющие инструкции и не задумывающиеся, а подходит ли эта инструкция конкретно под мой случай или нет.
3. Я работаю на иностранную фирму. Я ежемесячно выплачиваю около 10 процентов своего дохода государству. При этом государство не обеспечивает меня и моего ребенка бесплатной медициной (как это декларируется), детский сад не финансируется, все оплачивается опять-таки за родительские взносы. НУ и список можно продолжать бесконечно. Как изменить ситуацию - я не представляю. При этом моя бабушка, которая проработала главврачом инфекционной больницы всю жизнь, у которой стаж 50(!!!) лет, из них 40 в инфекционной больнице, получает пенсию в месяц меньше, чем я выплачиваю налог за тот же месяц. Разве это честно???

неимею24 октября 2012, 14:14
Надоели Вы мне Все - и правительство и духовенство.
Болтаете много.......
Виктория24 октября 2012, 13:24
Люди сегодня уезжают не от нищеты (или не только от нищеты) - многие эмигранты очень даже состоятельные люди, а быть состоятельным в Москве - далеко не то же самое, что в большинстве "цивилизованных" стран. Бегут от страшного лицемерия - и в людях, и во власти. От беззакония. От страха за детей, которых могут отобрать одномоментно и без права на апелляцию. От тупости ближних, ненавидящих всё иное (инвалидов в том числе). От невозможности прыгнуть выше головы. Проблемы и неприятности, и даже коррупция есть и в других странах. Но разница в том, что, в той же самой ужасной Америке, если ты будешь законопослушным и добрым гражданином, тебя за это ждут приятные бонусы. Здесь - вор ты, сволочь, убийца, семьянин, волонтёр, врач (список бесконечен), - для государства ты одинаково пустое место. Гниёшь ли в тюрьме, больнице или на свалке - твои проблемы.
И очень грустно видеть на достойнейшем сайте комментарии таких людей, как П.Тюренкова - её стараниями множится степень лицемерия, гражданского и духовного((
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×