17 апреля 1863 г.
Отмена телесных наказаний
Воинский устав императора Петра I предусматривал самые разнообразные наказания: хождение по деревянным кольям, битье батогами, шпицрутенами, клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев и др.
Постепенно от телесных наказаний были освобождены дворяне, христианское и исламское духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, некоторые должностные лица, а также их жены и дети.
Отмена их была вызвана ближайшим образом уничтожением крепостного права и общими преобразованиями 60-х гг., с которыми прежняя карательная система оказывалась в полном противоречии. Вопрос о телесных наказаниях был поставлен на очередь представлениями Санкт-Петербургского и Новороссийского генерал-губернаторов, высказавших в 1859 г. мнение о желательности уничтожения их для всех вообще. Ускорено разрешение этого вопроса было запиской, поданной князем Н. А. Орловым в комитет, учрежденный при II отделении Канцелярии Его Величества для пересмотра военно-уголовных законов. В записке этой телесные наказания определялись как «зло в христианском, нравственном и общественном отношениях»; указывалось на их бесполезность, жестокость и несовместимость с сколько-нибудь развитым чувством чести. Комитет согласился с запиской князя Орлова и выработал предположения об отмене телесных наказаний, которые после обсуждения различными ведомствами послужили основой для закона 17 апреля 1863 г.