— В последнее время все больше россиян признают себя верующими, но не обозначают свою принадлежность к какой бы то ни было конфессии. По вашему мнению, почему так называемая бедная вера сегодня сильна?
— Знаете, один из русских святителей как-то сказал: "Придет время, когда будет столько вер, сколько голов". Сегодняшняя "бедная вера" — это вера бедной головы, самочинной, которая хочет утвердить некое свое представление о Боге и о Церкви. В дополнение к "бедной вере" у нас сегодня распространен бедный язык, когда люди не приобщаются к языковому наследию, а ограничиваются словарным запасом Эллочки Людоедки. Кроме того, у нас сегодня бедная нравственность и бедное искусство. На смену великой музыке приходит музыка с одним ритмом. Это обнищание человека, в худшем смысле этого слова. Бывает и обнищание в хорошем смысле, когда человек осознает свою духовную недостаточность и ищет истину, а есть ситуации, когда человек признает свою духовную недостаточность за истину. Конечно, в России это следствие страшного XX века, когда люди были насильственно отторгнуты от веры, высокой культуры и других высоких истин, которыми русский народ жил почти тысячелетие. Мне кажется, в этом и кроется причина распространения "бедной веры".
— Скажите, а 25 процентов россиян, считающих себя верующими без религии, могут представлять какую-то угрозу для православия и других традиционных конфессий?
— Для настоящей православной веры никакая другая вера никакой угрозы не представляет. Не несут угрозы и эти 25 процентов, не обретших настоящей веры, это несчастные люди. Их очень жалко, но, слава Богу, они очень часто приходят к истинной вере, если отбрасывают свой эгоцентризм. Иногда человек пытается изобрести велосипед, жить как бы с нуля. Еще в начале XX века была идея сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с корабля современности. Это говорил талантливый поэт, но говорил он мальчишескую глупость. Но люди часто перерастают эту глупость и приходят к Богу. Я лично таким людям очень рад, если бедность их веры не связана с упрямством, если они ищут Бога и хотят узнать истину. Тогда они становятся замечательными и глубокими верующими.
— Разъясните, пожалуйста, а есть ли у РПЦ какая-то особая политика в отношении подобных верующих? Как к ним призвано относиться?
— Четко установленной политики нет, но есть общепринятая традиция: каждого человека, который приходит в храм, который далек от Бога и от знания истины, Церковь принимает с радостью и любовью как духовного младенца. И, конечно, заботится о нем и уделяет ему времени больше, чем зрелому человеку. Такие люди могут найти в Церкви любовь и заботу, к ним относятся очень терпеливо. Я сам прошел этот путь, у меня у самого была такая "бедная вера". Для того чтобы пойти по настоящему духовному пути, мне понадобилось очень много усилий и пришлось буквально выстрадать то, что я теперь знаю. Так вот, "бедного верующего" мы готовы не только с радостью встретить, но готовы помочь ему пройти по пути познания. Этот путь труден, но в конечном счете он ведет к богатству. Богатству, конечно, не внешнему, которое кричит о себе с обложек глянцевых журналов, а к богатству внутреннему, которое дарует радость полноценной жизни.
Это обобщение далеко от настоящего положения дел, которое никто из нас не знает. Как епископ Пантелеимон это определил, мне очень интересно узнать.
По собственному опыту могу сказать, что это не всегда так происходит.