Удивительно, что это сказано о земном человеке: «на горах Зверинецких богосветлое светило», «к вечному Небесному Отечествию ведущий», «имея слез источник изобильный, угодниче Божий, и умиления велию благодать, хлеб твой слезами орошал еси, и питие плачем растворял, от преизбытка желания божественнаго и любве ко Господу». Именно так гласит Акафист преподобному Ионе Киевскому, дивящийся тому факту, что подвижнику являлась Сама Пресвятая Богородица.
Но также весьма удивляет, что человек этот жил в общем-то совсем недавно, покинул эту землю чуть более века назад, а до того почти весь XIX век (вот таким был долгожителем!) ходил по нашим городам, селам, дорогам, жил, можно сказать, среди нас.
Он отправился в Саров к преподобному Серафиму, у которого сподобился прожить на послушании восемь лет.
И если у нас случаются провалы духовной памяти, порой на десятилетия, то чудесным образом сквозь бетон и асфальт забвения ее ростки все-таки пробиваются. Мало кто знает, что 26 ноября 2013 года горсовет Кременчуга одну из улиц города нарек Ионинской – в честь преподобного Ионы Киевского. Ведь младенец Иоанн Мирошниченко (так звали святого в миру) родился в пригороде Кременчуга на Полтавщине, в посаде Крюкове, и именно отсюда, кстати, отправился потом в Саров к преподобному Серафиму, у которого сподобился прожить на послушании восемь лет.
Ионинская улица, пока что единственная в мире с таким названием, будет вести, разумеется, к храму. А точнее, будет с храма начинаться. Поскольку здесь строится главный храм Кременчугской и Лубенской епархии – кафедральный собор во имя святого апостола Андрея Первозванного, и его адрес: ул. Ионинская, 1. Братия киевского Троицкого Ионинского монастыря, который был создан отцом Ионой и о котором скажем ниже, выразила намерение изготовить мемориальный знак в честь преподобного, чтобы установить на Ионинской улице.
***
Иоанн Мирошниченко родился в 1802 году в семье бедных мещан Павла и Пелагеи, образования не получил, азы чтения постигал по Псалтири и Часослову. (Нашей бы современной образованщине такие «буквари!») Ваня был мальчиком набожным, и путь его к Саровскому чудотворцу, конечно же, провиденциален. Далеченько, конечно, пришлось идти, в Тамбовскую епархию, а ведь до Киева намного ближе, не говоря уж о Лубнах и Мгарском монастыре. Но именно у старца Серафима молоденький послушник Иоанн научился творению умной молитвы.
Кто имеет склонность усматривать причины и следствия, знает, насколько переплетены духовными узами, невидимыми нерасторжимыми нитями наши подвижники и их ученики. Потому с радостной улыбкой встречаем сообщение о том, что святой Серафим благословил идти Иоанна к ученикам возродителя старчества на Руси – преподобного Паисия Величковского – в Брянскую Белобережскую пустынь. Иоанн прибыл сюда в 1836 году, три года спустя по кончине батюшки Серафима. А через семь лет принял иноческий постриг с именем Иона.
Интенсивная духовная жизнь, к коей подвижник имел тяготение, и дарования, развитые при отеческом вспомоществовании преподобного Серафима, позволили взойти в высокую степень «самоуглубления и самовникания». Инок удостоился видения, которое рассудил как веление взять на себя труды по устройству новой обители на Днепре.
На первый взгляд мысль кажется дерзновенной: мы же знаем, сколько прославленных обителей в Киеве просияло за тысячелетие Православия, какие на днепровских склонах и холмах духовные светильники возжены и сияют поныне!
И вот – по воле Киевского митрополита Филарета – отец Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь, где через семь лет, в 1858 году, был рукоположен в иеромонахи, а через два года переведен в Выдубицкий монастырь, расположенный и в наши дни на так называемом Зверинце (когда-то тут охотились древнерусские князья). Место живописнейшее и, как поймем дальше, судьбоносное. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. На Зверинецкой горе люди издревле видели и столпы огня до неба, и большой разлив воды – «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 году), есть рассказ о том, что на пути из Китаевской пустыни в Лавру его бычок недвижимо остановился на Зверинецкой горе, и святой изрек: «Быть здесь великой святой обители!»
Исследователь церковной истории Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) эту местность назвал Русским Афоном.
Киевляне и сегодня любят приводить сюда гостей на отдых, поскольку тут повсюду располагается «Новый Ботанический сад на Печерске» (не путать с тем, что возле университета!). В майские дни здесь буйствуют магнолии и сирень, кусты которой простираются повсюду, но особо – на спуске к Днепру, от Свято-Троицкого Ионинского монастыря – к древнему Выдубицкому. Все здесь ходят, если не сказать – парят, меж сиреневых кустов – разнообразных, на всякий вкус, – приподнятые, благодатные, радостные. Теперь, слава Богу, почти всякий помнит-знает, что эта территория в прежние времена принадлежала Троицкому монастырю, в годы русского помрачения разоренному. Сегодня здесь можешь не только нюхать сирень, праздно или со смыслом валяться на траве, пускать мыльные пузыри, крутить цветные ветряки, жевать мороженое, но и молиться в храме – к слову, богомольцев в ботанический сад пропускают бесплатно.
И если идти через главный садовый вход, то первым вам и повстречается храм во имя Живоначальной Троицы. В 1930-е на территории Свято-Троицкого Ионинского монастыря размещалась детская колония, и впоследствии учрежденный здесь Ботанический сад АН Украины использовал, как тогда водилось, храм под склад стройматериалов, позднее – под лабораторию.
Наверное, и потому, что здесь, на этом днепровском склоне, Иона дважды сподобился видения Пресвятой Богородицы с предстоящим Ей сонмом святых. Вам посчастливится: вы сможете и приложиться к раке, в которой покоятся мощи преподобного Ионы, и отыскать средь цветущих черемух и магнолий черный Гранитный крест, установленный в 1996 году на том самом святом месте, где старцу Ионе являлась в столпе огня Божия Матерь.
И, пройдя через царящую благоухающую сирень, вам удастся спуститься меж огромных елей в древний Выдубицкий монастырь. Самозахваченный сегодня раскольниками-филаретовцами, но не утративший многовековой красы, возведенный между 1070 и 1077 годами киевским князем Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, и ставший семейным монастырем сына Всеволода – Владимира Мономаха – и его потомков.
***
Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых.
Свято-Троицкий Ионинский монастырь на Зверинецкой горе был основан преподобным Ионой как скит Выдубицкого монастыря. Рассказывают так: «Решившись построить на горе свою келью, Иона взял под свое духовное окормление двух монахов – Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и отец Иона, оставаясь на всю ночь. 1 (14) марта 1861 года, выйдя на крыльцо своей кельи в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе отец Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых».
Владычица коснулась головы подвижника и возвестила: «Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая – все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее стоп.
***
Народ тянулся к подвижнику Ионе, слава о котором расходилась повсюду. И киевляне, и стремившиеся сюда издалека искали случая получить совет и наставление у старца, быть его духовными чадами.
Подвиг старчества преподобного Ионы считают вершиной иноческого делания; подвижник воистину преподал XX веку спасительное учение о умном делании. А об исцеляющей силе молитв отца Ионы ходили легенды. И поскольку двери кельи старца были всегда открыты, то немудрено, что ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило до полумиллиона паломников – со всей России.
Среди многочисленных духовных дочерей отца Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора княгиня Е. Васильчикова, много жертвовавшая, содействовавшая и помогавшая старцу, особенно в построении Троицкой обители.
Случай потряс государя: «Молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию – от страшного потрясения».
Отдельного внимания заслуживает примечательная история, когда княгиня Васильчикова, заручившись поддержкой Московского митрополита Филарета, отбыла хлопотать о новой киевской Троицкой обители в Петербург. Говорят, что в некий роковой момент государь Александр II, устав от дворцовых пререканий, интриг и противодействий киевской инициативе, отложил решение этого вопроса. И именно тогда, во время прогулки в Летнем саду, террорист Каракозов выстрелил в императора практически в упор. И – мимо! Случай потряс государя, увидавшего Промысл Божий в связи событий: «Молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию – от страшного потрясения». Монарх подписал поданное княгиней Васильчиковой прошение об учреждении новой обители.
Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости отца-настоятеля Ионы. Изобильно пошли пожертвования, монастырь укреплялся, процветал.
Преподобный был также назначен и настоятелем возрождавшегося древнего Свято-Преображенского Межигорского монастыря, с возведением в сан архимандрита.
В мае 1896 года из Москвы прибыл в Троицкую киевскую обитель отлитый на колокольном заводе Самгина колокол в 1150 пудов (на то время самый большой в Киеве) и несколько «мелких», по 57 пудов, для чего была выстроена временная деревянная колокольня. И на необычную современную колокольню Ионинской обители сегодня обращает внимание всякий гость.
Последние два года свой жизни подвижник страдал неизлечимой тяжелой болезнью, от которой и слег после 1901 года. Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой кончины принимал страждущих паломников.
«Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему!»
Старец сам опишет духоносное событие, произошедшее с ним на 98-м году жизни, когда братия уже пришла проститься к тяжелобольному: «Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, а было это в 1897 году, в апреле, под 23-е число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот в келье моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: “Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему”».
Немощный старец после этого соберет немалые средства на завершение строительства каменного корпуса и колокольни!
Но годы физической жизни на земле имеют свой предел. В ночь с 8 на 9 января 1902 года служащий в Троицком соборе иеромонах, произнося ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Ионы – что-то ему мешало. Это и было время кончины праведника.
Столетнего подвижника Иону (постриженного в схиму как Петр), «в земли Русстей чудотворца дивнаго и милостиваго», проводили в последний земной путь многочисленные почитатели.
***
Скажем и о последующей жизни обители. В 1918 году монастырь чудом уцелел при мощнейшем взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители предсказывал еще сам Иона. В 1934 году обитель была закрыта, монахи – разогнаны или репрессированы, именно тогда на территории монастыря был создан ботанический сад. После возобновления обители в 1940-х годах она вскоре снова была упразднена.
Вспоминали, что батюшка, когда его называли мучеником, имел обыкновение ответствовать: «Нет, я после смерти буду мучеником». Странное высказывание старца разъяснилось спустя десятилетия. В 1966 году из Троицкого храма, превращенного в склад, мощи подвижника Ионы пришлось перенести на Зверинецкое кладбище – в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был упокоен. Но до этого святотатцами мощи были обезглавлены и лишены правой руки. Остались и свидетельства очевидцев, молодых сотрудников ботанического сада, отмечавших, что старец во гробе выглядел как только что умерший, рассказывали о его руках, белой бороде.
Возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы произошло осенью 1993-го, спустя два года после возобновления обители.
Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. Восстановлен и расписан склеп с мощами преподобного Ионы, помещенными в белую мраморную раку, доставленную из Греции. Благостен тот, кому доводилось прикладываться к этой раке – в уютной, чудесно украшенной фресками и надписями низкой нише в полуподвальчике, под храмом.
А старый гроб подвижника – выставлен в храме отдельно, в нем лежат не истлевшие погребальные облачения подвижника.
22 ноября 1995 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Иона был причислен к лику святых.
Зверинецкое место духовного подвижничества, изобильно украшенное в новые времена сиренево-магнолиевым цветением, несомненно, осеняется земным и небесным присутствием киевского праведника. И по его молитвам тоже – Киев еще не пал в окончательную пропасть и удерживается на краю бездны.
«Отче преподобне Ионо, моли Святую Троицу спасти души наша!»
Как жаль....,наверно, уже никогда туда непопасть.....Спасибо большое за такую прекрасную, чудесную статью!!!Преподобный, отче Ионо, моли Бога о р.б.Ирине.Будь моим ходатаем перед Господом и испроси прощения моих грехов и от уз пленения свободи... С благодарностью - инвалид 2-о группы (неизлечимая болезнь)Ирина 53 года
Как-то , моей взрослой дочери , приснился сон; опустила она голову под нишу , чтобы приложиться к мощам , приложилась...и рука преподобного легла ей на голову и прижала к своей груди...Хотя это и сон , но красивый...Преподобный старче Ионе, моли Бога о нас.