Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Чем чаще мы читаем, чем глубже вчитываемся в слова Евангелия, тем более и более открывается нам дорогой и внутренний смысл этих божественных слов.
И сегодняшнее сказание – такое небольшое, всего несколько стихов – это глубокая притча о вере и чудо самой веры, умножившей хлебы и рыбы.
Вера питает душу, как хлеб тело, это и есть «хлеб насущный», о котором мы молимся словами молитвы Господней.
Доселе Господь творил чудеса над одними больными, над теми, кто обращался к Нему, а теперь оказывает всеобщее благодеяние тем, кто следует за Ним и кто слушал Его слова. Теперь не только просившие, но и все получают дар. Так Он прямо ведет всех к вере.
Когда апостолы на склоне дня заметили, что народ голоден, то Христос не сказал: «Я напитаю их», но говорит Своим спутникам: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14: 16).
Хлеб духовный рядом, и мы стоим рядом со Христом. Его призываем на помощь, но думаем, что для этого надо куда-то идти, идти в какую-то даль, заманчивую, светлую. Что в этой повседневности забот, усталости, поиска хлеба от нас далек Бог. Но Он всегда питает душу нашу словом Своей Истины, лишь бы мы не отказывались от Него.
В воспоминание этого чуда на литии читается молитва об освящении всех вкушающих с верою и благодарностью.
«Жаль мне народа», – говорит Христос Спаситель Своим спутникам. «И, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14: 19). Как по-особому ощутима близость Христа Спасителя через это чудо раздаяния пищи алчущим.
Таинство преломления этих хлебов и их изобилия – прообраз будущего таинства духовного хлеба, питающего христиан. Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя «Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь».
Прообразом Его будущего жертвенного страдания и умножения Его благодатных даров явилось чудо умножения хлебов, о котором повествовал апостол Матфей.
«Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества», – говорит Иоанн Златоуст.
Что это значит и в чем могущество Божие?
Могущество это в соблюдении воли человека и свободы его выбора. И пока само наше естество не взыщет Бога от всего сердца, Господь не ведет нас насильственно в Царство Божие понуканиями и угрозами – пока сама душа наша не взыщет Бога так зримо, так ощутимо, как говорит псалмопевец Давид: «В день скорби моея Бога взысках рукама моима» (Пс. 76: 3).
Но в душе мы еще любим грех, лелеем свои «слабости», как, самооправдываясь, называем мы свои грехи, и не можем, не хотим с ними расстаться. Всей своей жизнью мы как бы говорим: «Неправ путь Господа!» (Иез. 18: 29), так же, как и во времена пророка Божиего Иезекииля говорили его соотечественники.
Но, как и во времена этого святого пророка, день памяти которого сегодня совершает Церковь, так и сегодня Господь обращается к нам через Своего избранника: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, [народ Божий]. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18: 30–32).
Но не может и не хочет Господь спасти нас только Своей силой, из ничего – без наших усилий, без нашего труда, без нашего покаяния и смирения, без нашего доброго желания, одним мановением Своей всесильной десницы.
И это ответ на вопрос, когда мы спрашиваем: «Почему не хочет, не может Господь спасти нас помимо нашей воли?» – потому что мы сами, в глубине души своей, понимаем лукавство нашего вопроса, его неискренность и праздность, или – по неведению поддаемся таким размышлениям – поддаемся духу злого обольщения, хотящему ввести нас в печаль.
Желание спасения, как малая закваска, как искреннее желание блага, должно изменить нас, сделать зрелыми и достойными, поднять нашу душу до стремления к этому спасению, приумножить силы души, желающей единства с Господом.
Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?.. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но… чистоты и истины» (1 Кор. 5: 6–8).
Потому что спасение – это не сказочный терем со всем готовым для беспечной жизни, не рог изобилия, а спасение – это труд, тяжелый повседневный труд следования за Господом через исполнение Его заповедей.
Пример этого святого труда дает нам Сам Господь, не из ничего спасая нас, но устраивая таинство нашего спасения Своими таинствами – ценой Своих Страстей, ценой Своей Святой Крови и самой Жизни, ценой Своей любви, которой возлюбил весь мир.
Человек создан по образу и подобию Божию. Но если образ Божий – это духовное основание человеческой личности, ее свобода, разумность, бессмертие, то подобие Божие – это возможность творческого приумножения этих даров.
И труд умножения этих даров возможен только через совместный труд духовного творчества и со-работничества с Богом.
Но есть у сегодняшнего евангельского сказания еще один смысл.
Вера – вот дар любви Божией. И к распространению этого дара призван каждый из нас как христианин, как друг Христов и как ученик Его апостолов.
Так, умножая хлеб, Христос дает пример умножения верующих через дела веры и милосердие, пример умножения веры.
Господь призывает нас к большему, не только работе над собой, но и помощи ближнему. Господь на примере апостолов призывает нас, сегодняшних христиан, стать участниками чуда, описанного в Евангелии, – чуда умножения веры.
Слово «апостол» означает посол, посланник. Иоанн Златоуст говорит, что Господь, когда намеревается умножить хлебы, тогда взирает на небо – как в подтверждение Своего посольства от Отца.
И мы должны на себе носить эту печать посольства, посланничества от Бога, свидетельства веры, свидетельства любви к Богу и ближнему.
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).
Мы должны дать ближним нравственный пример плодов этой обители святости в душе: «пример чистоты и пример мира, скромности и послушания, пример милосердия и добрых дел, беспристрастия и нелицемерия» (Иак. 3: 17).
Так стараясь об умножении даров Святого Духа, будем умножать всё благое, полученное нами от Бога, умножать ту благодать, которую даровал Он нам, всегда помня слова Христовы: «Царствие Божие внутрь вас есть».
Еще впереди у апостолов и буря на море, сказание о которой находится в следующих словах за описанным сейчас чудом умножения хлебов, еще впереди и скорби потери Учителя, и тягость своего малодушия и предательства, но и впереди радость встречи с воскресшим Спасителем, радость покаяния и благовестнических трудов.
И у нас еще впереди и бури сомнений, и бури испытаний, скорбей и горечи падений. Не раз скажем: «Погибаем, Наставниче!» Но тогда, по мере того как будут умножаться у нас скорби Христовы при несении Его креста, который для нас, спасаемых, – сила Божия, как читалось в сегодняшнем апостольском послании (См: 1 Кор. 1: 18), – будет умножаться и утешение, от Христа подаваемое. Умножаться так, как был Им умножен хлеб милости для страждущих в один из дней Его земной жизни.
Так в сотрудничестве с Богом будем умножать плоды веры в нашей душе и никогда не будем забывать о бесценном даре веры и будем тверды в умножении высшего познания Вечной Правды, в поклонении Богу в духе и истине, делясь с ближним насущным хлебом помощи, милосердия и сострадания.
Аминь.