Православный календарьПравославный календарь
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.

Пророк Михей: время любить

К сожалению, мы нечасто обращаемся к писаниям ветхозаветных пророков. Их язык подчас кажется нам трудным и непонятным. Иногда смущает и чувство, что всё предреченное ими исполнилось в пришествии Спасителя, что мы имеем совершенное Откровение Христа, следовательно, сказанное до Его рождения отодвигается на второй план. Между тем есть одна важная деталь, о которой как-то забывается. Слово пророка – не человеческое, а Божие. И оно остается таким всегда. Оно актуально во все времена.

Вот перед нами Книга пророка Михея, жившего в VIII веке до Рождества Христова. Кроме самых скудных ведомостей о времени и месте рождения мы практически ничего не знаем о жизни этого избранника Божия. Однако его пророческий глас дошел до нас. Речь отличается глубиной и живостью чувств, прямотой и образностью выражений. Но это только форма. А в сущности каждое слово – голос Самого Бога!..

Есть удивительное место в Книге пророка Михея. Обращая прозорливый взгляд ко временам пришествия в мир Спасителя, он говорит о переменах в людях, принявших Христа: «…перекуют… мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих. 4: 3–4).

В этих словах есть нечто для нас непонятное. Ведь мы знаем, что и после пришествия Спасителя кровопролитные войны на земле не прекратились. Однако Господь с решительной определенностью говорит: «…перекуют… мечи свои на орала и копья свои – на серпы; …и не будут более учиться воевать». И здесь нет противоречия. Пророк Михей посылает свой глас в века, он обращается и к нам, современным христианам. Он напоминает нам о реальности, которую никто не отменял, которую не способны разрушить даже самые ужасные обстоятельства нашей действительности. Это реальность Божественная. И она тоже решительно однозначна: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44–45). И реальность эта остается неподвижною в сердцах верных сынов Отца Небесного, даже когда действительность наполненная реками крови, когда ненависть и месть становятся для мира единственным законом выживания. И в эти времена есть люди, которые своей верностью Евангелию хранят мир от окончательной гибели.

Слово пророка ценно тем, что в нем нет мелочей, нет мимолетных случайностей, нет страха перед временным. Он говорил о том, про что мы часто забываем: о силе Бога Вседержителя, о вечности Его слова. И, наверное, самое главное то, что он не путал действительность с реальностью! Вот почему так уверенно о христианах сказано: «Не будут более учиться воевать»! Это значит, что принявший Спасителя, где бы он ни был, в каких бы обстоятельствах ни оказался, – всегда учится любить, а не отвечает на вызовы изменчивой действительности.

Это на самом деле звучит парадоксально: «Не будут более учиться воевать». Но такова Правда Творца – она однозначна и ревнива, ее нельзя принять наполовину или на время – здесь всё слишком серьезно. А значит, и воин-христианин не учится воевать, но стремится к совершенной любви и ею движим, идет на защиту ближних, поскольку «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

«Не будут более учиться воевать», – как важно сегодня нам услышать это слово Бога

«Не будут более учиться воевать», – как важно сегодня нам услышать это слово Бога. Оно направленно к каждому. Кем бы мы ни были, в каких бы обстоятельствах ни оказались, нас спросят: чему мы учились, на что тратили силы, к чему готовились? Не слишком ли мы поверили в реальность действительности, не слишком ли готовились отстаивать свои интересы, распознавать врагов, хранить то, что на самом деле хранит Бог, а не мы?.. Не слишком ли много мы говорим о силе, которая так изменчива? Не слишком ли готовимся защищать от врагов то, что никто не может у нас отнять, если сохраним сердце верным Истине?.. Во всем этом так легко забыть о главном: Бог нас хранит, а не мы Его. И настоящая сила созидается любовью, милосердием, долготерпением, потому что наследуют землю, сохранят Родину не сильные, не совершенные, не хорошо подготовленные, а… «кроткие», верные Истине (см.: Мф. 5: 5)!..

    

Да, в это трудно поверить, особенно когда безумный мир требует от нас противоположного – быть готовым отстаивать свои интересы, как можно лучше узнать своих противников, подготовиться к достойному ответу, накопить достаточно сил, быть изворотливым и прочее. Но пророка не смущала подобная действительность. Он следовал непреходящей правде Божией: «Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков» (Мих. 4: 5). И это тоже стоит помнить. Каждый следует своему идеалу, у каждого свой кумир, которым он и будет судим.

Для нас же, христиан, реальность одна, она возвещена нам 2000 лет назад, и мы должны ей следовать, невзирая на обстоятельства изменчивой действительности. Христианин не учится воевать, он не ищет врагов, но любит их, благословляет проклинающих, благотворит ненавидящим и молится за обижающих и гонящих его (см.: Мф. 5: 44). А значит, если вокруг мир рушится и злоба усиливается – ничего нового не случилось, просто действительность снова изменила свое лицо, значит, пришло время жить по-евангельски и любить по-настоящему – вопреки аргументам и доводам безумного мира!

Да, это трудно, и для человека, надеющегося лишь на свои силы, невозможно. Но пусть будут для нас на этом трудном и неровном пути преодоления себя радостным утешением слова пророка Михея: «…хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня» (Мих. 7: 8).

Роман Савчук

27 августа 2014 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пророки суда и спасения Пророки суда и спасения
Сергей Худиев
Пророки суда и спасения Пророки суда и спасения
Сергей Худиев
Дарование Закона - великая радость и утешение; Бог открывает людям Свою волю и становится их Богом - Богом, с которым их связывают отношения завета, доверия и сыновней близости. Но очень скоро выясняется, что люди не живут по закону Божиему - не могут, да и не хотят.
Волитель милости Волитель милости
О. Павел Сержантов
Волитель милости Волитель милости
Диакон Павел Сержантов
Среднестатистический человек во все времена встречает обличительные речи с чувством неприязни к обличителю. Сколько пророков были за обличения грехов биты, брошены в застенки и казнены! Зачем же Господь побуждает пророка идти к народу с суровыми обличениями? Чтобы помиловать народ.
Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков
И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
Комментарии
Мария27 августа 2014, 17:54
Аминь.
Светлана27 августа 2014, 15:47
большое спасибо за статью!очень актуально
Виталий27 августа 2014, 12:09
Сейчас это особенно актуально, когда братские народы Украины и России, находящиеся в лоне одной церкви, под омофором одного патриарха, поклоняющиеся одним и тем же святым- уничтожают друг друга в Донбассе с усердием и ненавистью превосходящими немецких фашистов.
Почему так происходит? Потому что по мере умножения беззакония во многих (так называемых православных) охладеет любовь!
Вадим27 августа 2014, 08:55
Ветхозаветные пророки - это очень актуально всегда! Да, мы, христиане, имеем Новый Завет, но открываешь того же Иеремию - и каждое слово бьёт наотмашь, в каждом обличении узнаешь себя, свои грехи. Жаль, что не так часто мы их вспоминаем...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×