Кто-то сделал

    

Однажды был в моей жизни разговор с неожиданной развязкой. Разговоров много бывает странных, но этот как-то особенно запомнился.

Лет десять назад, еще студенткой, собиралась я «на побывку» в монастырь и зашла перед отъездом к бабушке, а у нее в гостях встретила женщину – назовем ее здесь Анной.

– Алён, – с порога подступила бабушка, – ты у Ани вот возьми в монастырь записочки, пусть там помолятся, ей очень нужно!

Аня – женщина лет 50 – отдала мне записку о здравии, истово благодарила и вскоре откланялась. И, конечно, после ее ухода бабушка решила меня «замотивировать», чтоб я довезла листок к месту назначения, а не забыла в книжке на ближайшие пять лет.

– Алён, ты передай записку сразу, как приедешь. В остальных монастырях она всё заказала, надо чтоб и в твоем поскорей поминать начали.

– В каких остальных? – на тот момент я еще не знала местных поверий: заказывать в особых случаях поминовение не просто в храме или обители, а непременно в семи монастырях одновременно. Узнала и думаю: ладно, в семи – так в семи. В конце концов, жалко мне что ли, что больше сестер и братий за человека помолятся да больше обителей получат какое-никакое пожертвование. А бабушка, объяснив про монастыри, продолжала тем временем:

– Анна-то в этот год вся извелась. Хорошо, ей добрые люди про семь монастырей подсказали. Она до этого и в Задонск сколько ездила, и в своем храме всех заказывала, и на службы ходит, а всё видишь как… Хуже и хуже. Видно, кто-то сделал.

– Что сделал? Ба, я ж твою Аню один раз в далеком детстве видела – не в курсе, кто что сделал и что там хуже.

– Ну, что сделал… Сама знаешь… У Ани-то вон какой дом – может, кто из соседей позавидовал.

Ага, кое-что прояснилось: семь монастырей – это, значит, местное лекарство от «сглаза и порчи», которые – видно, из какой-то особой предосторожности – называют вот так зашифрованно: «сделал», «сделано». А бабушка тем временем поведала, что конкретно, по ее мнению, Анне «сделали».

Тетя Аня была художницей, наполовину самоучкой. В свое время она «поймала волну» – продавала на рынке полотна маслом: сиреневые букеты сирени и безапелляционно зеленые сосновые леса с непременными ручьем и лодкой. Покупали у нее охотно, так что при помощи сирени удалось выстроить действительно неплохой дом в частном секторе, развернуть хозяйство, поднять на ноги сыновей.

А потом «бизнес» пошел на спад. То ли вкус у покупателя стал лучше, то ли лень и требования комфорта заставили потенциальных клиентов обзаводиться глухими шкафами и выносить из современных квартир любые «пылесборники» – картины, статуэтки, – а не покупать новые. В общем, сначала пошатнулось хозяйство.

– Аня уж и иконы писать пыталась, – продолжала бабушка, – а тоже не больно-то берут. Вроде лучше, чем картины, а всё равно не так, как раньше. Да и здоровье у нее не то – зрение садится. Говорит, скоро совсем бросать придется краски. А на кого бросать?..

Я вспоминаю, что еще когда-то в детстве немного слышала от бабушки про Анну и ее мужа – уже тогда он пил. А теперь запил по-черному. И, что хуже всего, недавно к нему присоединился сын.

– Вот ты подумай, какое ей с ними мучение! А ведь она еще, знаешь, с каких пор верующая? У них там церковь лет десять как открыли, и она туда ходит, всё время своих заказывает, молится… Всё время!

– А причащается?

– Ну… Не знаю… Уж когда-нибудь да причащалась, наверное… Может, и нет – да я не об этом. Она и в поездки с паломниками ездит: мне вон, смотри, календарь привезла – из Дивеево. А что-то всё в жизни криво-косо. Мужики ее – одно горе. Ведь, наверное, сделал кто-то…

– Ну, ба…

– Да я знаю, вы с мамой в это не верите, ну а в чем тогда дело? Так жили хорошо. Ладно, муж-то пил давно, зато работал, картошку они всегда на трех огородах сажали. А теперь и не работает, и в доме палец о палец не ударит. И сын запил! А со вторым – вон вообще что вышло…

– Что вышло? Ты ж говорила, он вроде не пьет, универ закончил. И вроде женился?

– Женился. А ребенок у них – Анин внук – с больными почками родился! Сейчас уже ничего – из больницы выписали, дома с ними живет. И не сразу скажешь, что болен, а всё равно слабоват… И вообще. У них только радость намечалась – к свадьбе готовились, на путешествие денег подсобрали, а после родов половина сразу на лечение ушла.

– Подожди, какая свадьба? Другого, что ли, сына?

– Да этого, этого. Просто они же так сначала жили. Недавно вот расписались – особо-то и не до свадьбы им теперь, и в путешествие поехать не смогли. Аня вся за них испереживалась. Так она за них молилась – и вот…

Вот тут мне, наверное, можно было бы и промолчать, но сработал какой-то «рефлекс отличницы»: я полезла к бабушке с советами, рассуждением-осуждением:

– Что ж они «так» жили-то? Мама верующая – могла бы сразу уговорить жениться, а не так – абы как… Грех все-таки – и им, и ей, что от блуда не попыталась удержать.

Вот она сыну и сказала: год вместе проживите, подумайте, дом приготовьте – а там и женитесь на здоровье…

– Да ей-то что уговаривать? Сын ее как эту свою девчонку в первый раз в дом привел, познакомил, так и огорошил: всё, женюсь! Ты знаешь, как Аня с ним билась? В доме ни ремонта нормального к свадьбе, ни денег особо не было. Да и жалко, она мне говорила. Сейчас ведь девки какие пошли? Выскочат замуж, мужа оберут – и поминай, как звали. Вот она сыну и сказала: год вместе проживите, подумайте, дом приготовьте – а там и женитесь на здоровье…

Такой вот финал.

Немая сцена.

Занавес.

Впрочем, в остальном тетя Аня была «очень верующей женщиной»…

Елена Фетисова

15 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вам кто-то «сделал»? Вам кто-то «сделал»?
Игум. Нектарий Морозов
Вам кто-то «сделал»? Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали...
Игумен Нектарий (Морозов)
Вся жизнь ваша — это постоянное, ни на минуту не прекращающееся восстание против Бога.
О забвении О забвении
Архим. Клеопа (Илие)
О забвении О забвении
Архимандрит Клеопа (Илие)
Бывает иногда, что ты знаешь, что ты грешник, и хочешь молиться, но у тебя нет состояния умиления, то есть ты ощущаешь ожесточение сердца. Что тогда нужно делать?
Как относится Церковь к таким понятиям, как порча? Подскажите молитву святым Киприану и Иустине Как относится Церковь к таким понятиям, как порча? Подскажите молитву святым Киприану и Иустине
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Как относится Церковь к таким понятиям, как порча? Подскажите, пожалуйста, какие предпринять действия согласно правилам Русской Православной Церкви, когда резко ухудшилось здоровье без видимых причин? Какие читать молитвы? Подскажите, пожалуйста, молитву священномученнику Киприану и мученице Иустине.
Комментарии
Ольга Ольга22 января 2015, 22:22
В комментарии Светланы увидела не Православие, а именно суеверие.
Ольга Ольга22 января 2015, 22:19
Статья назидательная, но я бы не решилась вынести на суд людской чужую жизнь.
Алевтина Ушакова11 ноября 2014, 15:19
Дорогие, соглашусь с автором, прежде чем молиться за кого-то, или просить других( в монастыре или нет, монахов или батюшек) нужно расспросить , узнать о ком ты берешься ходатайствовать. Что Матронушка говорила про колдунов, и "сделано", мы помним. Она так же и говорила: "Человек человека скарежит- Бог поможет, Бог скарежит- никто не поможет". А вдруг эта "Анна" сама из таких, ведь совет про семь монастырей- не от таких ли горе-"колдунов" мы слышим? Так как же по "их" словам бегать будем по храмам? Не будет ли это гневом в очах Божиих? Ведь чародеи Царствия Божия не наследуют. Если чувствуешь, что тяжело- искать помощи нужно у Бога, а не у людей! Можно еще только у тех кому дано связывать и разрешать здесь на земле (священники), еще святые угодники Божии. Все нужно проверять, и если не знаешь, плохо это или хорошо- не браться. И правильно автор заметила, что стоило только вмешаться со своими расспросами, как тут же встало все на свои места. Немая сцена не заставила себя долго ждать. К сожалению, все это не редкость в наше время. Никто эту Анну не осуждает, но бегать и полагать душу свою уже желания нет. Потому что опасно ходим, дорогие. Да, ведь и монахи НЕ ЗА КАЖДОГО МОЛИТЬСЯ БУДУТ, ТОЛЬКО ИСПЫТАВ ЕГО. И если это не угодно Богу- бегать по наветам "бабок", чтобы поставить или не ставить свечи и т.д.( также как и хлеб печь из определенной закваски , якобы от Матроны), то и не нужно впадать, не рассуждая, в грех. Помоги нам всем Господи.
евдокия22 октября 2014, 11:47
Отличная статья. не в бровь а в глаз.
Жаль, что часть комментаторов пишут об осуждении.
Это обличение ГРЕХА (причем самого главного и мерзкого-эгоизма неверия сребролюбия). Способ задуматься каждому.

печально, что многие (самые злободневные) проблемы, поднимаемые авторами, не находят понимания у читателей.
Ибо в статьях этих- мы сами.
Светлана21 октября 2014, 12:47
Статья понравилась. В лице Анны увидела себя. Тоже так же искала причины своих неустроений в колдовстве, не понимая, что причиной являлись мои грехи и непросвещенность в Божьем законе. Когда все поняла и стала исправлятся, неприятности стали меня оставлять. Слава Богу за все!
Наталия18 октября 2014, 10:46
Заступлюсь за автора.
(Многие увидели, что статья осуждающая).
Здесь, на мой взгляд, важен тот момент в рассказе, когда молодая девушка (и для себя собирающая духовный опыт) после представления Анны как "очень верующего человека" ожидала услышать нечто совершенно другое...
Наверное все проходили этот уровень-только внешней обрадности. Это как ступень. А кто-то так и остается на ней к сожалению на долгие годы, если не навсегда. Желаю всем и себе в первую не останавливаться в познании!
Роман17 октября 2014, 00:48
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/71788.htm Заголовок статьи говорит обо всем...
Юра17 октября 2014, 00:42
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» (А. С. Пушкин). Под «сделали» скрывается духовное невежество — слепота. О такой слепоте говорили как о простоте и как говорили в старину, что простота хуже воровства. Да иные ходят в церковь «– Вот ты подумай, какое ей с ними мучение! А ведь она еще, знаешь, с каких пор верующая? У них там церковь лет десять как открыли, и она туда ходит, всё время своих заказывает, молится… Всё время!» и считают себя верующими, а спроси таких для чего ходят, что получить хотят и у кого просят, перед кем стоят, кому молятся — ответить толком не могут. Почему? Потому, что как на базар или в магазин, думая, что за деньги милость от Бога получить, да и от язычества до сих пор не отойдут всё тащат эту мерзость. Не понимают — Богу служить надо, а не Бог в услужении им, как у Пушкина: «Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая. И была б у меня на посылках». Вот и посылает Господь на такие головы скорби, болезни для вразумления и смирения, узреть своё окаянство. Откуда войны, революции, убийства, кражи, не от вожделений ли. Веру превращают в торговлю для получения прибыли. И спрашивают таковые — за что? За то, что, не желая ведать о себе стали соучастником воровства то есть обкрадывают себя.
Роман17 октября 2014, 00:38
Рим.8:31 Если Бог за нас, кто против нас?
Julia16 октября 2014, 15:46
Зачем осуждать уставшую женщину,
у которои беда?
Подскажите еи, какие молитвы лучше почитать.
Бытовая магия явление краине распространённое в наши дни.
К великому сожалению.
Галина Б.16 октября 2014, 15:45
На жалобы своей прихожанки о том, что она молится а ум рассеян и благодати она не чувствует, священномученик Сергий Мечёв (сын св.праведного Алексия Мечёва) отвечал, что твое дело - внешнее (т.е.молитва), а Бог позаботится о твоем внутреннем. Наше дело соблюдать заповеди и молиться, а результат - Божья воля.
Галина16 октября 2014, 14:21
А записочку-то довезли? Помолились? Стоит ли так-то, о другом-то? О сестре во Христе... Я вот однажды тоже таким образом порассуждала, не прошло и 10 лет, как поняла, что не стоило. То-то.
гость16 октября 2014, 09:13
Себя увидел, точно так, по своему произволу и я пожил годик с будущей женой, в блуде и вышел ужас и ад кромешный.

А насчет "7 монастырей" зря ерничаете: в "Записках Мотовилова" о Серафиме Саровском есть упоминание, как его Мотовилова, специально поминали о здравии в 40 церквах. Конечно же, случай с Мотовиловым был исключительный, но что было то было. Почитайте или перечитайте.
Григорий16 октября 2014, 07:20
От того что человек больше живёт внешним, и возникают наверно проблемы. Если нет в отношениях с ближними любви, милосердия, доброго и сострадательного отношения к ним, а есть лишь потребительство, маловерие, расчёт, то и Бога в таких отношениях нет. Иногда бывает (как в данном случае с Анной), Он есть, но только на словах, а в жизни-то нет. Молитвы таковых бесплодны, если они не приводят к покаянию и преображению своей жизни. Нельзя в храме молить Бога о прощении и милосердии, а приходить домой и кричать, обижать словом ли делом родных, близких, всё время попрекать их даже по пустякам и т. п. Лукавство и лицемерие получается. Вот и запили или блудят. Вера и Церковь, молитва, Таинство - это не магия, не волшебная палочка.

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое. (Лк, 6: 46-49)
Простите, что не так! Спасибо за публикацию. Помоги, Господи, нам грешным!
Галина Б.16 октября 2014, 05:06
Не совсем правильно, вернее, совсем неправильно на чужом горе фельетоны писать (немая сцена, занавес...). А история вполне понятная. Анна на правильном пути (церковь, службы, монастыри, записки, молитвы). "Окаяшка" тоже не дремлет ("сделали"). Господь попускает, чтобы Анна не ушла с этого пути, укрепилась в вере. Как Паисий Святогорец говорит: мы в этот мир пришли не для того, чтобы комфортно устроиться. Скорби в нашей жизни -главный учитель и проводник для нас жесткосердых. Нам дай ослабу, так мы засуетимся тут же: службу пропустим, записку в монастырь не напишем, помолиться время не будет.
Светлана16 октября 2014, 01:26
Посыл автора понятен, но как написано не понравилось
Елена16 октября 2014, 00:54
ИМЕЮЩИЙ УШИ - ДА УСЛЫШИТ, ИМЕЮЩИЙ ГЛАЗА - ДА УВИДИТ ....что автор этой замечательной статьи хотел сказать. Кто понял-молодец, кто не понял смысла этой глубокой статьи-значит просто не пришло еще время.
Алексей (Минск)15 октября 2014, 23:07
А мне статья понравилась! Как верно в комментариях подмечено- может кто-то со стороны себя узнает и поймёт что проблемы от себя самого, что покупка свечей и заказ молебнов это не главное что должен делать христианин, что надо стараться и в других моментах.
Ирина15 октября 2014, 20:39
Воспитана на сказках, поэтому в будущем хотелось бы прочитать рассказ со счастливым концом, где добро побеждает. Например, за прошедшие 10 лет поинтересовались судьбой годящейся студентке в матери женщины и ее слабенького внучка, чью историю доверила ей родная бабушка. Изучившая изданные за последние 10 лет труды Святых Отцов, а так же иную христианскую литературу, продвинутая молодежь не просто своей иронией не выгнала их мысленно из числа верующих за плохое поведение, но предложила помощь, да так, что Анна, женщина теперь уже лет 60, изнуренная семейными бедами, не постеснялась ее принять…
Елена 15 октября 2014, 20:27
Поддерживаю Светлану! Нельзя отмахиваться и смеяться над этим. От этого колдуны не перестанут существовать.
И статья не понравилась, точно соринку увидела, а бревна то и не заметила.
игорь15 октября 2014, 18:19
Обрядоверие... Тогда может и в церковь не ходить!?
Светлана15 октября 2014, 17:48
Считаю, что тема "сделали"актуальная и даже злободневная, вон сколько развелось колдунов, сколько самых разных тренингов по проработке сознания и прочее, не говоря уже про йогу, которая захватила всю страну. Бесовщина в разных формах цветет и процветает. В житие блаженной Матроны Московской описывается случай, когда матушка Матрона лечила "порченную" женщину. А как она сама страдала от колдунов? Не хочу никого пугать, но тема злободневная, об этом знать нужно и скажу, что при этом посещать бабок и прочих мракобесов не обязательно. Колдуны общаются с бесами, они то людям и вредят, портят, нападают. Люди, которые ходят в церковь, участвуют в таинствах больше защищены от таких нападений, про остальных что и говорить. Как нам советуют священники, нужно быть внимательными к своим мыслям, к своим домочадцам, знать кто чем живет, чтобы если не дай Бог что, во время бить тревогу и не оставлять молитвы за семью. Нужно быть внимательным к себе, когда человек моется,например, он осматривает свое тело, если "вдруг" появляется "что-то", чего никогда не было, лучше перекрестить с молитвой, а если потребуется, то обращаться к врачам. Перекрестить с молитвой больное место лишним никогда не будет. А когда нападают через мысли, произносите молитву "Господи помилуй". У меня бывало раньше какая-то фраза из песни прицепиться и никак из головы не идет, я тогда по совету батюшки Серафима Саровского говорю молитву "Господи помилуй" и все проходит. От темы "сделали" отмахиваться не стала бы.
Екатерина15 октября 2014, 16:06
Согласна с Ксенией, статья вызывает осуждение нежели побуждение оказать духовную помощь. Очень многие, к сожалению, подвержены такого рода обрядоверию, и здесь следует проявить терпение. Опять же, все грешные и делиться своими советами тоже надо осторожно, ведь те "добрые люди" которые "подсказали" тоже наверняка искренне хотели помочь. А в целом, очень печально конечно что такая проблема существует.
Гостья15 октября 2014, 15:41
Не осуждающая, а обличающая! Все мы грешные и в своем гоазу бревна не видем, но иногда отчетливо видим как другого человека Господь призывает к покаянию и к прозрению, а человек не понимает. Одно, если этот человек неверующий, а бывает, что считает себя верующим и воцерковленым. Моя свекровь считает себя верующей, Библию не читала, но читает по соглашению, кафизмы, то есть участвует в церковной жизни, а аброрт за грех не считает, прдумаешь, ну покаешься потом. Мы ж осужлаем и каемся, ссоримся-ругаемся и каемся, так и тут покаялся и делов. Куда деваться-то, если обстоятельства?! Церковь церковью, а детей еще вырастить надо тех, что есть, а не новых рожать. При чем, ладно в ссср "не было православных" и информации не было как убивается ребенок при аборте, но она ж сейчас активный интернет пользователь, и может получить любую информацию, а все свое считает, да ладно, это ж не ребенок еще.
р.Б.15 октября 2014, 15:32
Мне тоже не понравилась статья. Как говориться: себе внимай!
Екатерина15 октября 2014, 15:30
К большому сожалению так живут большинство семей. И история совсем не осуждающая, а просто показать "со стороны". Может кто-то себя увидит другими глазами.
И дай Боже всем нам «очень верующей женщине» стать искренне на путь исправления. Искать причину бед не вне себя, а внутри.
Илья15 октября 2014, 15:11
Жить правильно и по законам, это хорошо. А когда не получается, что делать? В чужой жизни всегда проще разобраться и дать нужный совет, а вот себе трудно помочь и сделать правильный выбор тоже трудно.
Иринна15 октября 2014, 13:13
Обрядоверие
Марина15 октября 2014, 13:09
Наталия, а Вы считаете, что свадьбы достаточно в их случае? Разве не надо осознать свой грех, покаяться?
Ксения15 октября 2014, 13:08
Осуждающая такая статья. Не понравилось.
Наталия15 октября 2014, 10:36
Уважаемая Елена,
Я в этой статье узнаю себя.
И как в моей жизни, так и относительно этой статьи у меня есть ряд вопросов:
Ведь молодая пара все-таки поженилась. Разве они не встали на путь исправления?
Конечно, Анна ошибалась, когда предлагала "пожить так для начала", но кто не ошибается? Она ходит в храм, старается, как может ...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×