Представьте себе картинку. Пришла семья из церкви в воскресенье домой. Стол накрыт, на весь дом пахнет вкусно. Мама говорит: «Мойте руки и садитесь скорей». Руки помыли, усаживаются. Но потом вдруг голос: «Стойте. Ты, Маша, – дочке, – перескажи, что сегодня из Апостола на службе читали?» Маша тык-мык, пару нечленораздельных звуков произносит и упирается взглядом в пол. Следующий вопрос. «Ты, Коля, – сыну, – расскажи, что на проповеди священник говорил?» Коля издает примерно те же звуки, краснеет и смотрит в пол. «А что читали из Евангелия?» Тут компания оживает, поскольку с евангельской историей все более-менее знакомы, она на слуху, ее пересказать легче. В конце мама говорит: «Еще раз вот так придете с пустой головой к столу после службы – останетесь с пустыми желудками. Читайте “Отче наш” и садитесь».
Это была фантазия на тему «Как заставить ленивого христианина приложить сердце к библейскому тексту, чтобы он уходил из храма обогатившимся, а не таким, каким зашел». Впрочем, не такая уж это и фантазия. Прежние поколения, не отравленные ложной мягкостью и, следовательно, не потакавшие лени на каждом шагу, понимали: не заходит мудрость в душу через голову – надо искать другие пути. Через мозоли на руках, через след ремня на известной части тела. Через пустой желудок, наконец. Ведь разве это хорошо? Да что там хорошо! – разве это терпимо, чтобы выходящий из храма со службы человек не помнил смысл прочитанного Евангелия и Апостола? А ведь сплошь и рядом не помнят. Проверьте – встаньте в дверях и поспрашивайте. А ведь если бы помнили, то были бы подлинные богачи. Если бы помнили, то размышляли бы об услышанном, познавали бы сладость сказанного Давидом о блаженном муже: «Поучится в законе Господнем день и ночь». Евангелие из Книги превращалось бы постепенно в достояние помнящей и любящей души и уже хранилось бы не на бумажных листах только, но на плотяных скрижалях сердца.
Сам человек никогда этого не сделает, за редким исключением, и до этого не додумается. Ему напомнить надо, подсказать. Для этого священство и есть. «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (ангел) Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). Священство напоминает людям о Боге и о воле Его. Как крест всегда сияет на небе и взоры тянет к себе, как колокол регулярно звонит и зовет людей в церковь, так и священство призвано напоминать людям о Господе постоянно и будить их чистый смысл к трезвению, внутреннему поучению, молитве. И поскольку запоминается лучше не то, что в середине звучало, а то, что прозвучало под конец, можно отпускать людей из храма, напомнив или прочитав еще раз дневное зачало Писания. «Думайте теперь о том, что услышали. Домой придя, хорошо сделаете, если найдете время еще прочесть что-то из Писания: пророков, или псалмы, или Евангелие. А потом отдыхайте. Готовьте с детьми уроки на завтрашний день, идите в гости или гостей принимайте, гуляйте в парке. Катайтесь на велосипеде. Что хотите в день отдыха делайте. Только бы день воскресный прошел свято, мирно и безгрешно».
Вопрос не в формальности – когда, что и сколько читать. Вопрос в принципе: слово Божие, голос Христов нужно полюбить.
Если вы и не слышали ничего подобного, нет причины унывать. Коль скоро принцип вами узнан, вы можете теперь понуждать себя на деятельное изучение слов Господних. Можно до службы прочесть рядовое зачало Апостола и Евангелия. Тогда на самой службе чтение врежется глубже в сознание, засияет ярче, запомнится сильнее. И такой человек без напоминания, сам уже после службы захочет прочесть еще что-то. Уговаривать его не надо будет. Сладость и силу Писания он уже ощутил. И сознание, засеянное словами Божиими, словно поле – семенами, рано или поздно принесет плод свой. Об этом мне сладко мечтается и конкретно думается.
Вопрос не в формальности – когда, что и сколько читать. Вопрос в принципе: слово Божие, голос Христов нужно полюбить. А поскольку у нас нет и быть не может ни одной требы, ни одного молебна, тем более ни одного Таинства, на которых бы не звучало слово Божие, то начинать нужно с того, что под рукой. Готовишься к воскресному дню – поупражняйся в Писании. Выходишь из храма – проэкзаменуй сам себя: что помнишь, что понял, чем проникся? Среди дня не раз себя одерни, возвратись от месива различных помыслов к тем текстам, которые наизусть знаешь. Если всё это делаешь, то садись в воскресенье за обеденный стол, и пусть тебе будет вкусно. А если не делаешь, не садись за стол. Голодом понудь себя к богомыслию. Таким образом сердце наше верно поймет сказанное Христом в пустыне: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).
Кто читает охотно все, что угодно, кроме слова Божия, явно доказывает, что любит все что угодно больше, чем Самого Господа.
Как всё правильно. Как всем нам не хватает Еванглия и Апостолов чтение. Читали бы и не было б того, что сейчас творится у нас на Украине.
Хочу сказать тем, кто не понимает службу. Ходите, слушайте и всё прийдёт, и всё полюбится!!! Сама такая была. Батюшке исповедывала, что как бетонная колона стою. И слышала тот же ответ:"Ходи и стой ..." А теперь без службы не могу. Если не могу быть на службе, то иногда даже плакать хочется. А Псалтырь как полюбился!
Дай Вам Бог, Павел, терпения и усердия.
Но сейчас я точно знаю, что надо знать литургию - наизусть, как и многие другие молитвы. Многие же знают наизусть утренние и вечерние правила. Некоторые миряне знают наизусть Праздничные акафисты и уж Пасхальную Службу знают наверное почти все. Надо не в слепую в Храм идти: как бы случайно зашли и вот стоим оглядываемся. Надо точно знать службу этого дня и имена Святых. чью память и подвиги справляют в этот день на Литургии. а потом на заутрене к следующему дню. Тем более - даже на этом сайте есть подробное описание службы на каждый день . С вечера зайти да для себя родимого прочесть. Тем более, если идти на исповедь и Причастие. Наверняка все ранние христиане знали литургическое служение - Чтение, пение и возгласы. Т.е - Литургия с чтением Евангелия и Апостола в естественном жизненном пространстве и взрослых и детей. Это Таинство, но мирянам ведь не запрещено знать. Священник служит, но все присутствующие должны ЗНАТЬ, а не догадываться о том, что происходит. ... А Отец Андрей практически ответил на все вопросы. АМИНЬ
У нас много старых икон, сама церковь древняя, есть чудотворные иконы, ну или подозревают, что они чудотворные. Несколько раз пытался сменить приход и сейчас даже подумываю, но всё как-то...
Наверное привыкаешь к месту, а привычка - вторая натура.
Попробую так делать, как о. Андрей говорит, мы с мамой раньше так делали, я ей звонил и рассказывал, о чем была проповедь, но сейчас батюшка перестал проповедовать, так что после службы матери и сказать нечего.
..."Я не решусь священнослужителю напрямую какие-то замечания делать. И указывать, как в храме должны хоры петь"...
Андрей, поделюсь своей "хитростью": Вам надо пойти на исповедь к настоятелю храма и исповедовать свой РОПОТ на то, как хор поёт; НЕДОВОЛЬСТВО тихим и невнятным чтением - Вас это искушает, Вы не можете справиться с искушением. Настоятель всё поймет.
Бог Вам в помощь!
1.Есть такая тоненькая книжечка - "Божественная Литургия", туда с вечера можно вложить листочик с воскресным "Апостолом" и отрывком из Евангелия, встать в сторонке и следить построчно. Кондаков и тропарей текущего праздника там, конечно, нет, но зато остальное все будет понятно.(из личного опыта :)
2.В Вашем городе наверняка есть воскресная школа для взрослых, там часто бывает такой предмет как " Основы богослужения", вот где разбирается все что касается утр. и веч. молитв и богослужения в храме.
Про поклоны на возглас "оглашенные изыдите".
Несмотря на несколько лет в церкви, себя пожизненно считаю недооглашенной (в 90е нас крестили пачками без всякого оглашения) и только сейчас пытаюсь восполнить потерянное с помощью воскресной школы и катехизаторских курсов.
Божьей помощи!
Да, с Апостолом сложноато, далеко не всегда слышно, выручает то, что часто по словосочетанию догадываешься, что читают...
Павел, не смущайтесь. Священник Вам всё правильно сказал. Придёт время - КОЛИЧЕСТВО перейдёт в КАЧЕСТВО. У меня было так: сначала основная нагрузка ложилась на ноги, потом через какое-то время включилась голова, а потом работа, проделанная ногами и головой соединилась в области сердца. У всех по-разному бывает... Ведь можно службу наизусть знать, а она всё равно мимо пройдёт. Господь обязательно вознаградит Ваше усердие, вот увидите! Помощи Божией Вам. Простите!
Огромное спасибо Вам, батюшка, за этот материал!
Особенно за Ваш призыв о том, чтобы "Евангелие из Книги превращалось бы постепенно в достояние помнящей и ЛЮБЯЩЕЙ души и уже хранилось бы не на бумажных листах только, но на плотяных скрижалях сердца", т.е. о том, что "слово Божие, голос Христов нужно ПОЛЮБИТЬ"!
Да хранит Вас Господь в добром здравии и духе!
Низкий поклон Вам.
P.S. Лично мне неописуемо нравится слышать в храме чтение и Апостола и Евангелия именно на церковнославянском языке, хотя далеко не все понятно. Особенно если читается и/или слышно отчетливо: бывает, что плохая дикция чтеца в полной мере компенсируется хорошей акустикой храма или, если она плохая, качественными акустическими средствами.
Елене: мне не понять Ваши чувства по поводу ектеньи об оглашенных, даже странно, что такое мнение вообще есть и что в нем присутствуют упреки в гордыне. Службу надо понимать, в этом я с Александром согласен. Одно понимание службы может заменить собой очень многое и много помогает в исправлении грехов - непонимание службы часто есть следствие многих грехов, к самой службе прямого отношения не имеющих. В моем случае - человекоугодия (я часто кланяюсь там, где, как говорится, "все" кланяются, потому что боюсь отстать от всеобщего мнения и получить чье-то порицание; между тем поклоны мои эти неправильны и неуместны, как и многие поступки в миру). Тем более что Александру жалко не понимающих, и мне жалко. Без понимания службы, я уверен и знаю на своей шкуре, портится и домашняя молитва, и вообще всякое богопочитание вне стен храма.
Господи помоги, нам всем!