Подвижники в миру: Николай Неоказис
Из деревни Фламбуро в селение, где жил Николай, каждый день приезжали люди, привозившие на своих животных дрова на продажу. Когда шёл снег или дождь, они приходили в дом к дяде Николаю чтобы отдохнуть и согреться. Николай просил супругу дать им тёплые шерстяные носки и приготовить поесть. Затем подвижник говорил гостям: «Давайте, ребята, идите продайте дрова, ведь животные стоят нагруженные под дождём. А потом возвращайтесь ко мне.
По их возвращении, он отдавал им их высушенные носки (свои при этом обратно не забирал) и просил жену приготовить им поесть в дорогу. Однажды в благодарность торговцы привезли Николаю дров, но тот отказался от подарка (принимая во внимание их сложное материальное положение).
Николай и сам собирал дрова на горе и около реки и относил их тем, кто в них нуждался. Его все обманывали, но он не придавал этому значения.
Однажды ночью Николай отвёз воз дров женщине, у которой было четверо детей, а муж сидел в тюрьме. У несчастной даже нечем было топить печку, чтобы испечь хлеб своим детям. Увидев, что кто-то привёз ей дрова, она прославила Бога и стала размышлять, кто мог оказать ей это благодеяние. Она пришла к выводу, что кроме Николая больше никто этого сделать не мог (все знали, скольким людям он помогает). Потом эта информация подтвердилась.
Каждую зиму Николай приглашал в свой дом бездомного и одинокого странствующего торговца дядю Димитрия. Он отдавал ему лучшую комнату с печкой и разрешал жечь столько дров, сколько ему потребуется. Даже молодожёны (сын батюшки с женой) жили в более скромной комнате.
По заведенному обычаю в родительские субботы готовилось «мерасма» - особое угощение за помин душ усопших. Эти блюда раздавались односельчанам в особенности нуждающимся семьям. Дядя Николай говорил своей жене: «Приноси корзину пустой. Раздай всё беднякам».
Дядя Николай был целомудренным и добрым человеком. Любил всех без исключения, ни на кого ни держал зла. Никогда ни на никого не подал в суд. Однажды осёл подвижника отвязался от дерева и съел у соседа два саженца фисташкового дерева. Чтобы взыскать ущерб, он собирался подать в суд на дядю Николая, но тот возражал: «Не хочу, чтобы мы судились. Сколько скажете – столько и заплачу». В конце концов он отдал соседу внушительную сумму денег и был счастлив, что дело решилось не в суде.
Один человек обошёлся с Николаем несправедливо. Узнав о том, что он заболел, подвижник поспешил его навестить, чтобы примириться с обидчиком.
Когда по вечерам воры крали у Николая дрова, тот всё видел, но говорил жене и детям: «Не кричите, пусть возьмут, что им надо. Они имеют большую нужду, чем мы».
Своим внукам и детям подвижник давал полезные наставления: «Не водитесь с дурными компаниями, не ссорьтесь и имейте любовь ко всем. Следите за собой и не приносите с собой в дом из внешнего мира впечатлений, которые могут привести нас к осуждению. Помогайте бедным. За стол садитесь вместе». Он никогда не рассказывал детям и внукам о том, как турки убили его деда, чтобы они не ожесточились против турок и односельчан, которые были пособниками убийства.
Николай не хотел, чтобы дети ходили на масленичный карнавал и не разрешал карнавальной процессии с танцующим медведем войти к нему в дом. Он давал им денег и говорил с добротой и кротостью: «Не хочу, чтобы в моём доме паясничали. Возьмите то, что вам причитается и идите своей дорогой. Не хочу пускать диавола к себе в дом». Игру в карты Николая также считал бесовской. Увидев у своих детей колоду карт, бросал её в огонь.
Он не хотел, чтобы дети занимались накопительством. Сам Николай был очень бедным. Хотя он и ездил работать в Америку состояния там не скопил. Собственного дома у него не было до самой кончины, но все дети Николая, по его молитвам, встали на ноги и обзавелись частными домами. Потомки в один голос говорят, что Бог дал им эти блага из-за подвижнической жизни их дедушки.
В 1962 году Николай заболел. Две недели он лежал в больнице, хотя сам был против госпитализации. Все дни он постился и временами пристально смотрел на дверь, говоря: «Архангел Михаил, приди и возьми меня». Так он мирно отошёл ко Господу.
Много лет спустя на каком-то празднике в доме сына Николая собрались его родственники и друзья. В какой-то момент внучка подвижника спросила о дедушке Николае. Все начали рассказывать о чудесных случаях из его жизни, однако один из родственников отнёсся к услышанному с недоверием: «Полегче. Вы святого ещё из него сделайте», - сказал он про себя. В этот момент и до окончания разговора в доме разлилось удивительное благоухание. Сомневающийся убедился, что Николай был праведником и человеком Божиим.
В 2007 году с госпожой Флорой Велью, которая живёт в Австралии и никогда не слышала о Николае Кузарисе, произошло следующее удивительное событие. Флора заболела онкологическим заболеванием. После трёх операций она сильно похудела и не могла встать на ноги. Однажды ночью ей приснился сон: она попала в операционную. Среди врачей в белом халате стоял и Николай Кузарис. Женщина обратилась к нем, как будто знала его до этого: «Дедушка Николай, я очень больна, не могу даже ходить. Не можешь мне дать какое-то лекарство, чтобы я смогла подняться с постели». Подвижник сказал ей: «Я ещё не врач, но возьми эти витамины. Они тебе придадут сил». После этого Флора во сне посетила дом Николая Кузариса в Аммохори, «познакомилась» с его супругой Анной и внуками.
На следующий день Флора рассказала о сне своим родителям. Выяснилось, что те были знакомы с Николаем, так как до эмиграции жили в той же деревне, что и он. Они описали его дом, жену и домашних. Выяснилось, что они в точности соответствуют тем, что Флора видела во сне.
Флора начала принимать лекарство, о котором во сне ей сказал Николай Кузарис, и её здоровье пошло на поправку.
Вечная ему память. Аминь.