Патриаршее служение в Сретенском монастыре в день Сретения Господня, в неделю о Страшном Суде (+ФОТО +ВИДЕО)

    

15 февраля 2015 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, и праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

    

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
    

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Фотия (Евтихеева) во епископа Югорского и Няганского (Ханты-Мансийская митрополия.

Хиротония архимандрита Фотия (Евтихеева) во епископа Югорского и Няганского Хиротония архимандрита Фотия (Евтихеева) во епископа Югорского и Няганского
    

Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Томский и Асиновский Ростислав; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; епископ Солнечногорский Сергий, протоиерей Владимир Диваков, архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального монастыря, клирики Ханты-Мансийской митрополии — протоиерей Иоанн Юрцун, протоиерей Сергий Тарасов, протоиерей Сергий Швалев, священник Георгий Полевщиков; духовенство г. Москвы.

Сретение Господне. Фрагмент иконы Сретенского монастыря Сретение Господне. Фрагмент иконы Сретенского монастыря
    

На богослужении присутствовали губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Н.В. Комарова, помощник председателя Правительства РФ Г.Г. Онищенко, представители администрации г. Югорска М.И. Бодак, глава г. Югорска Р.З. Салахов, глава администрации г. Нягань Р.К. Дакунина, председатель правления, генеральный директор ОАО «Газпром нефть» А.В. Дюков.

    

После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Рукоположение в сан иеромонаха иеродиакона Иннокентия (Присадкова) Рукоположение в сан иеромонаха иеродиакона Иннокентия (Присадкова)
    

За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Иннокентия (Присадкова), насельника Сретенского монастыря.

Епископ Солнечногорский Сергий огласил Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи. Проповедь произнес иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского монастыря (регент — Никон Жила).

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Югорского и Няганского Фотия на служение и вручил ему архиерейский жезл.

    

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Фотию (Евтихееву), епископу Югорскому и Няганскому

Преосвященный епископ Фотий!

Милостью Великого Архиерея, благодатью Святого Духа и волеизъявлением Священного Синода ты возведен на высшую ступень иерархического служения — служения жертвенного и многотрудного, сопряженного с особой ответственностью перед Богом, Церковью и перед православным народом.

Послание восточных патриархов гласит: «Без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский… есть обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира» (Послание восточных патриархов). Такова исключительная значимость епископского служения, а равно и высочайшая мера ответственности носителя этого сана.

Как же возможно подобострастному и удобопреклонному ко греху человеку подъять на себя сей труд и совершить столь великое служение?

Отвечая на этот вопрос, мы должны со смирением признать, что не по нашим заслугам, а по неизреченному милосердию и человеколюбию Божию дерзаем приступать к престолу и священнодействовать. Он Сам — Великий Архиерей и Пастыреначальник, приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый (последование Литургии святого Иоанна Златоуста), — снисходит к немощи человеческого естества и восполняет его силой Своей Божественной любви и благодати. Только так в соработничестве с Господом, в согласии с Его благой волей ты будешь способен и литургисать, и надлежащим образом исполнять иные свои высокие обязанности.

Однако в регулярном совершении всякого дела таится опасность привыкания и даже некоторого небрежения. Особо хотел бы подчеркнуть: в Церкви подобное отношение к возложенному послушанию недопустимо. Сейчас я повторю страшные и грозные слова, некогда прозвучавшие из уст пророка Иеремии. Пусть они для тебя станут предостережением на всю последующую жизнь:Проклят, кто делает Господне дело с небрежением (Иер. 48:10).

А посему всегда служи со страхом Божиим и благоговением, молись горячо и искренне, трудись с усердием, внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Если же преуспеешь в делах и сможешь обрести различные знания и навыки, столь необходимые тебе для успешного управления епархией, то и тогда не забывай слов апостола Павла, который пишет: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1). Именно любовь призвана стать движущей и созидающей силой во всех твоих делах и начинаниях. Именно она должна являть себя в твоей повседневной жизни и деятельности, в твоем общении как с ближними, так и с дальними. Но и знаниями не пренебрегай, потому что без знаний епископ очень часто становится зависим от других людей, начинает думать чужими мыслями, опираться на другую силу и на иной опыт, что подрывает не только его авторитет в глазах верующих людей, но и его способностьправо править слово Господней истины (2 Тим. 2:15).

Доброжелательность и внимание к приходящим в храм — не просто правило хорошего тона. Это весьма существенная составляющая православной миссии. Твое отношение к пастве должно быть не формальным, а искренним и сердечным, в духе любви и истины. Не строгость и раздражительность по отношению к тем, кто еще не обрел дар веры, не обличение и принуждение ко спасению, а свидетельство о полноте жизни во Христе — вот что должно стать содержанием твоего миссионерского послания к внешним. Только так ты сможешь привлечь людей в храм и сохранить их в лоне Церкви, а значит содействовать их спасению.

Ты призываешься к епископскому служению в непростое время, когда в жизни общества происходят как положительные, так и отрицательные и опасные изменения. Многие наши современники обращаются к вере отцов, воцерковляются и обретают путь спасения. И какой радостью наполняется сердце пастыря, когда он видит этих новых людей с горящими глазами, с чистым сердцем приступающих к Святой Чаше! С другой стороны, есть силы, которые навязывают нашему народу искаженное понимание нравственности, стремятся размыть границы между добром и злом, рекламируют потребительское отношение к жизни, всевозможными информационными шумами пытаются лишить человека способности слышать вечный зов Божий. В таком мировосприятии нет места основополагающим христианским ценностям, нет места Христу, нет места Богу. Все это признаки безбожного мироустроения, безбожной, а значит дегуманизированной цивилизации. И как важно, чтобы в этих далеко не самых благоприятных условиях голос архиерея был особенно внятен и убедителен, а его нравственный авторитет — высок и непререкаем.

Будь тверд и непоколебим в вере — и опытно познаешь, что с Божьей помощью, поистине, все преодолимо. «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся» (Втор. 31:8) — в этом библейском обетовании ключ к правильному устроению твоего внутреннего мира, к созиданию уравновешенности и сохранению спокойствия во всех обстоятельствах.

Любая новообразованная епархия — это не только еще одна территориально-административная единица, но, в том числе, и новое поле для христианской миссии, что требует высокой степени ответственности церковных тружеников в организации сего важнейшего служения.

Постоянное внимание надлежит тебе уделять работе с детьми, молодежью, волонтерами. Именно волонерство может и должно стать для наших молодых современников духовной и нравственной «школой жизни». Невозможно молодых людей привлечь в храм Божий, открыть перед ними красоту Православия, если они сами не станут активными участниками церковной жизни.

Многое еще хотел бы я сказать тебе сегодня. Впрочем, не буду устрашать тебя описанием грядущих трудов и испытаний, ибо будущее во власти Вседержителя. Одно ты должен знать: легкой и беспечной архиерейской жизни быть не может, а если такая жизнь вдруг наступит, помни, это будет означать, что ты сбился с пути.

С неизбежными трудностями и испытаниями предстоит тебе встретиться на стезе архипастырского служения, и мало кто сможет понять всю меру твоей скорби. «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:5). Это твой путь, и иди по нему с трепетом, с верой, с надеждой, с любовью, с терпением и мужеством, не уклоняясь ни вправо, ни влево и не боясь никаких козней вражьих.

Теперь же прими сей архипастырский жезл и да будет он в руках твоих жезлом правды Божией, жезлом любви и милосердия. Опираясь на него, иди путем Христовым и веди за собой паству, всегда преуспевай в деле Господнем, зная, что труд твой не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58).

В довершение чина хиротонии преподай благословение всем предстоящим и молящимся в храме, и да запечатлеется на скрижалях сердца твоего памятование обо всем свершившемся и сказанном ныне. Аминь.

    

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление празднику.

    

Архимандрит Тихон (Шевкунов) от лица насельников обители, преподавателей и учащихся Сретенской духовной семинарии и всех прихожан Сретенского монастыря приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству копию Патриаршего парамана святителя Фотия, митрополита Киевского и всея Руси.

Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Тихон! Дорогие братья сей обители! Дорогие братья и сестры!

Сегодня великий двунадесятый праздник Сретения Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Я рад, что мы встречаем этот праздник в Сретенском московском монастыре. И хотя этот монастырь учрежден в честь иного сретения — Владимирской иконы Божией Матери, избавительницы Москвы, но и в библейской истории, и в нашей средневековой русской истории одна и та же идея, одна и та же истина. Я хотел бы об этой идее, об этой истине поразмышлять.

Встреча в Иерусалимском храме была неслучайной. Ведь мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и Анной. Но разве только они были в храме? Всегда в Иерусалимском храме было множество народа. Не знаем, сколько — десятки или сотни, а может быть, и больше. Эти люди приходили в храм для того чтобы помолиться, принести жертву или просто поговорить, потому что храм был самым важным местом для иудейского народа. Но никакой встречи не произошло для десятков, сотен или, может быть, даже тысяч людей, которые были там и проходили через этот храм. То была неслучайная встреча неслучайных людей.

Мы знаем, что речь идет о праведном Симеоне и Анне Пророчице, которые всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте и молитве. Состояние их души было таково, что они могли встретиться со Христом и с Его Пречистой Матерью в отличие от всех остальных, включая, может быть, первосвященника и священников, левитов и огромное количество паломников.

Встреча с Богом — это состояние души. Именно поэтому мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса с праведным Симеоном и с благочестивой Анной, уже в то время именовавшейся пророчицей. А если спросить на улице какого-нибудь человека: «Вы с Богом встречались?», он не поймет, о чем вы его спрашиваете. И если у верующих людей спросить: «А вы с Богом встречались?», многие тоже не поймут этого вопроса. Потому что встреча с Богом есть особое состояние души.

А когда, как и при каких условиях человек может встретиться с Богом? В первую очередь — в молитве. Если молитва искренняя, сердечная, покаянная, если молитва переворачивает сердце, если вдруг неожиданно у мужественного человека слезы на глазах появляются, то это значит, что в момент этой сокрушенной покаянной и сильной молитвы его состояние души стало таким, что Бог мог прикоснуться к ней. Потому что подобное, как говорили древние, познается подобным и в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4).

Но только ли в молитве совершается эта встреча? Иногда с человеком происходит удивительная внутренняя перемена от созерцания красоты окружающего его мира, от созерцания гармонии бытия, которая выражается в том числе и в человеческом творчестве. Мы знаем потрясающие, не оставляющие человека безразличным произведения искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, когда кажется, что взирая на дивные и гармоничные формы и на глубочайшее гармоничное содержание, как то бывает в литературе и в поэзии, соприкасаешься с иным миром. Что это такое — заблуждение, а быть может, прелесть? Совсем нет, потому что Бог есть гармония. И Богу было угодно закон гармонии положить в основе бытия Вселенной, космоса. И, начиная от элементарных частиц до макрокосмоса, везде этот закон гармонии.

Казалось бы, какое еще нужно доказательство бытия Божия? Если все произошло случайно, то должен быть закон хаоса, безобразия, случайностей. А случайности всегда сталкиваются друг с другом, и результаты этих столкновений могут быть очень разрушительными. Но ничего не разрушается, а если и разрушается, то по вполне логичным причинам. Весь космос существует в удивительном гармоничном сочетании. Это хорошо понимают ученые. А простые люди, взирая на красоту Божиего мира, на сочетание единых красок, на это волшебство, а лучше сказать, Божественное чудодейство, разве не встречаются с Богом? Мы видим, мы чувствуем Его.

Но совершенно особым образом наша встреча с Господом происходит в момент святой Евхаристии, когда с раскаянным сердцем, с чистыми помыслами, примиренные с окружающими нас людьми, особенно с теми, с кем мы были в конфликтах, мы подходим к Святой Чаше и чувствуем, как благодать Божия — не самовнушение, не пение хора, не красота внешняя, но невидимая Божественная сила — прикасается к нашему сердцу. А все остальное — и пение, и внешняя красота — как бы подхватывают эту удивительную встречу нашего сердца с Богом.

Сегодня мы вспоминаем о Страшном Суде. Это воскресенье называется Неделей о Страшном Суде, и Евангелие читалось о Страшном Суде. Так вот, наша встреча с Богом, которая будет уже не предметом веры, а предметом нашего знания, состоится именно тогда. И как праведный Симеон и пророчица Анна из многих удостоились подлинной встречи с Господом, так и мы не всегда, не каждый день, и далеко не все, сподобляемся встречи с Господом в молитве, через созерцание красоты мира или в Таинствах. И той встречи с Богом сподобиться сможет не каждый, потому что подобное познается подобным. И до конца наших земных дней Господь дает нам возможность таким образом устроять свою жизнь, чтобы быть способными встретить Его не только мимолетно в этой земной жизни, но и в вечности, войдя в великую Божественную славу и получив великий дар вечной жизни с Богом.

Пусть предстоящий Великий пост поможет нам и пережить мимолетные встречи с Господом, и укрепиться в мысли о том, что только изменением своей внутренней жизни, обретением пред Богом оправдания и прощения грехов, мы сподобимся вечной встречи со Христом в веке грядущем. Аминь.

    

Святейший Владыка поздравил епископа Солнечногорского Сергия с очередной годовщиной архиерейской хиротонии. Поблагодарив владыку Сергия за труды по организации торжеств в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году, Предстоятель вручил Его Преосвященству панагию, созданную по случаю этого юбилея, широко отмечавшегося в Русской Православной Церкви в минувшем году.

Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архимандрита Тихона за труды по возглавлению Сретенского монастыря, ставшего, как отметил Предстоятель, очень важным центром духовной жизни города Москвы, и вручил ему наперсный крест, изготовленный к 700-летию Преподобного.

Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении архимандрита Тихона (Шевкунова) ознакомился с ходом строительства храма Новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре.

    

    

    

  

Фото: С. Власов. По материалам Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

16 февраля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Читательница (Подмосковье) 17 февраля 2015, 14:24
Тоже была на этой Литургии. Это - праздник для души и повод еще раз задуматься о своей жизни. Такие впечатления остаются в памяти надолго. У нас Патриарх Кирилл служил уже более четырех лет назад, но до сих пор свежи воспоминания. А уж благословение Патриарха будет греть мою душу всю жизнь. Поскольку у нас не было столько народа, как в Сретенском монастыре (Москва есть Москва), то проходило все несколько демократичнее. Но с хором Сретенского монастыря не может сравниться никакой другой.
Ирина16 февраля 2015, 21:49
Была на службе в Храме. Проповедь Патриарха Кирилла захватывала всю душу и слезы катились из глаз слушая его. С большой благодарностью и Спаси,Господи!
Ирина16 февраля 2015, 21:48
Какие же глубокие проповеди произнес Владыка! До сих пор нахожусь под впечатлением от службы!
Матрона16 февраля 2015, 20:51
Были на службе ... Потрясающе ... Не описать словами ...
Марина16 февраля 2015, 20:25
Проповедь замечательная - актуальная и глубокая... Спаси, Господи. Простите меня.
Ирина П.16 февраля 2015, 18:49
Спаси, Господи! Мне так было интересно узнать на каком этапе сейчас находится строительство нового Храма. И вот, Господь, сподобился и показал мне фотографии.
Помоги, Господи.
Андрей16 февраля 2015, 14:13
Подтверждаю, всё так и было! Всех Вам Благ! С праздником!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×