Новый Иерусалим» звучит очень странно для тех, кто слышит об этом месте в первый раз. И еще более удивительно для тех, кто читал Библию и помнит, что Новый Иерусалим — образ иного мира, Царствия Божия, где все будет совсем по-другому. Небесный город.
Но у меня с этими словами особые отношения. Для меня Новый Иерусалим — это место, куда меня водила гулять мама. Это полуразрушенная и от того еще более загадочная крепостная стена. А еще это платформа электрички неподалеку.
— Ты не в Истре выходи из поезда, а в
Иерусалиме…
Странный подмосковный диалог.
Удивительно: как легко привыкаешь к самым необычным вещам,
словам и местами, если вырос рядом с ними.
А ведь это действительно уникальный памятник, таких больше
нет. Он — свидетельство о времени царствия Алексея
Михайловича Романова. В учебниках, да и в нашем сознании
та эпоха потерялась в блеске следующего царя — Петра
Великого, но она вовсе не была пустым межвременьем.
Укрепление царской власти и в то же время бунты. Попытка
возродить церковную жизнь и великий раскол… Очень
много сложных противоречий. Московское царство уже
повернулось лицом к Европе, все больше впитывая из ее
культуры, но не как при Петре, когда все старое
вышвыривали вон. Стиль того времени — московское
барокко — попытка уникального синтеза двух разных
европейских культур того времени: запада и востока. Это
надо обязательно посмотреть, но мало где можно увидеть.
Ново-Иерусалимский монастырь тут опять же уникален…
Нам сегодня непросто понять мысли и логику тех, кто тогда
создавал не просто еще одну обитель, а целую «икону
на местности», превращая уголок Подмосковья в уголок
Палестины. Строил копию храма Гроба Господня, высаживал
неподалеку Гефсиманский сад, называл реку Истру Иорданом
(а ведь действительно они похожи!) и давал близлежащим
холмам библейские имена: Фавор, Елеон…
Кажется, то время и те люди совсем на нас не похожи, но
это не так — у нас много общего. Что именно? Тут не
расскажешь в объеме короткой реплики. Надо ходить по
Новому Иерусалиму, смотреть, думать.
Так что приезжайте. От Москвы — совсем недалеко.
Но все же с поездкой не советую спешить, лучше подождать до 2017 года, – когда закончится реставрация монастыря и можно будет сполна насладиться и красотой изразцового убранства Воскресенского собора, и московским барокко храма Рождества Христова (и не только), и тишиной Гефсиманского сада, и вознести Господу коленопреклоненную молитву у Его Гроба, и приложиться к гробнице основателя монастыря – святейшего Патриарха Никона, и удивиться тому, как восстала из пепла эта святая обитель, столько десятилетий пребывавшая в полуразрушенном состоянии, и тому, что на месте руин все-таки вознеслась к небу многоярусная колокольня - подстать колокольне Ивана Великого, - очищающий голос колоколов которой никого не оставляет равнодушным. Дивны дела Твои, Господи!