Как выжить верующему ребенку в миру?

"Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела

и прославят Отца вашего, иже на небесех"

(Мф. 5, 16)

Трудная тема – отношения верующих детей с миром, точнее – детей из верующих семей со своими нерелигиозными сверстниками. Сама ситуация предполагает напряжение и конфликт, особенно сегодня, когда Церковь достаточно определенно противопоставляет себя тем тенденциям и реалиям общественной жизни, которые отождествляет с грехом, – и которые уже вполне присущи нашему социуму. Хотим мы этого или нет, но духовный вопрос в жизни людей сегодня как никогда актуален и остр, даже если человек позиционирует себя неверующим.

    

Дети и так обыкновенно предубеждены друг против друга, недружелюбны – и без разбирательств, кто во что верит. А религиозный вектор придает этой детской настороженности еще больший градус. Я бы сказала, что особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок уже участвует в семейных разговорах и обсуждениях, начинает интересоваться жизнью вокруг. Но бывают ситуации, когда дети 8-11 лет уже воспринимают себя противниками веры и особенно Церкви как некоей паразитарной и лживой организации, адепты которой старательно всех обманывают и вмешиваются не в свои дела.

Евангелие очень мало напоминает книги других религий, где люди могут почерпнуть знания о том, как жить – и властвовать над миром. Новый Завет распинает нас на Кресте и учит побеждать прежде всего самого себя, быть всем слугой, чураться и убегать всякой идеи о могуществе, торжестве грубой силы. В том мире, где живут и учатся наши дети, за редким исключением, царит жестокость. Приводить примеры считаю излишним: каждый из нас на собственном опыте с детских лет знаком с этим явлением. Много подтверждений тому находится и в классической литературе. Поэтому скажу без преувеличения: детям из нормальных верующих семей весьма нелегко выживать в нашем обществе. Евангельские нравственные императивы и заповеди, разумеется, ничего общего с общепринятыми законами жизни не имеют, и применить на деле, например Христов призыв подставить левую щеку, если тебя ударили по правой... мягко говоря, тяжело.

Как же быть?

Единственное, что возможно противопоставить этому, – деятельное благочестие всей семьи. Чтобы ребенок приходил в любой коллектив из дома, как из храма, – то есть, шел вместе со Христом, не расставаясь с Ним. Не с транспарантом, на котором изображено распятие, а с ласковым Другом, с христианским сердцем. Главный вопрос: как это вообще возможно осуществить ребенку.

Попытаюсь ввести несложное понятие "духовный элитизм". В переводе на человеческий язык это – радость, воспринятая ребенком в своей семье. Наша родительская задача – научить детей радоваться и не унывать, быть в каком-то смысле выше насущных житейских проблем. Здесь православие – незаменимая вещь!

Приведу пример. Один знакомый ребенок учится в 11 классе самой обычной школы, и ей было до некоторых пор тяжело общаться со сверстниками. Какова картина класса? Многие дети живут в неполных семьях, все поголовно матерятся, девушки, как правило, находятся в печали: кто из-за нереализованных амбиций, кто-то из-за неважных жизненных перспектив, несчастной любви, практически у всех "все плохо", торжествует дух уныния. Есть несколько ребят-представителей субкультуры, как то "анимэшники", "качки". Часть парней откровенно выпивают.

Но в целом – уровень успеваемости выше среднего: внешне все выглядит неплохо. Девушки занимаются танцами, атлетизмом. Педагоги стараются задействовать учеников в театральных постановках, привлекают к разным общешкольным мероприятиям: ветеранов поздравлять, чтения различные библиотечные проводить, спортакиады и прочее – всец как обычно это принято в школах.

Но... На переменках полно матерящихся девушек, которые в разговорах о мимими-младшем-братике, о любимой маме употребляют грязную ругань. Это звучит особенно мерзко. К сожалению, это просто модно – что называется, ничего личного. Некоторые мальчики покуривают, "кидают насвай", потом совершенно дико себя ведут: хохочут, "тупят", лениво дерутся. И снова – вездесущий мат. Интерес к жизни у детей снижен, очень слабая мотивация, несмотря на близость поступления в вузы и вообще взрослой жизни. Последнее – вообще примета времени, взрослеющее поколение не очень радостно смотрит в будущее.

Девочка пришла в этот класс в прошлом году. Родители переехали и стали жить очень далеко от православной гимназии, где она училась раньше. Приняли решение сэкономить на дороге в пользу свободного времени.

Первое время, несмотря на то, что высыпаться удавалось лучше, ребенок приезжал с головной болью. И только одним определением для светской школы: была в Мордоре.

– У меня в голове так и звучит этот мат... Такая слизь поганая, никак из головы ее не вытравишь. Очень устаю.

Родители со своей стороны пытались как-то ее перенаправить: не зацикливаться на этом, не осуждать, если просят – ну дай и списать, помогай кому можешь и, главно, преследуй свои учебные цели, впереди большая работа по подготовке к ЕГЭ.

Стоит ли говорить, что с одной стороны в такой ситуации хочется спрятаться и чтоб тебя не замечали, а с другой – добродушие и присущая православным детям жизнерадостность берут верх. И начинается жизнь: успехи, спортивные достижения, бесхитростное, доброжелательное общение без зазнайства и "понтов". Все это не может не располагает к себе окружающих. В конце года завуч остановила девочку со словами:

– Мы тут разговаривали про тебя с твоими одноклассниками. Две из них сказали, что им все время хочется тебя обнять и что ты "прикольная" и веселая.

Более того, на общеклассном соцопросе ей единодушно присвоили статус лидера и она, как ни странно, заняла среди "популярных людей класса" второе место. И однажды в конце года, когда среди шумного обсуждения "дебильных церковников" девочка встала и сказала, что она верующая, не все здесь, мол, атеисты – ребята уважительно замолчали.

Так, на мой взгляд, рецепт общения верующих и неверующих детей – неосуждение, доброжелательность, воспитанность, доброта и скромность, помноженные на простое семейное счастье родителей. Вот такой православный "духовный элитизм", если хотите. Увы, выходит, верующим детям, чтобы нормально общаться с окружающим миром, нужно стать своего рода примером, фонариком, батарейкой – свечой, которую не прячут под спуд, но светит она всем вокруг.

Анна Ромашко

Источник: Православие.Fm

7 сентября 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ТаняСем10 сентября 2015, 15:57
Очень хороший "рецепт" выживания!Но при условии,если все качества верующего ребенка,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помножены на счастье родителей,потому что очень много зависит от обстановки в семье и радостно,когда есть такие мама и папа,которые приведут в Храм ребенка и привьют ему те качества,что описаны в статье,но что делать,если мама одна и все в одних руках,как ребенку стать той "батарейкой или фонариком",если мама,дай Бог придет в Храм с ребенком раз в месяц,а то и реже,хотя желание сильное есть!Остается только молитва в душе об ограждении своего ребенка от зла с Божьей Помощью!Слава Богу за все!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×