О значении духовного наследия Афона и 1000-летнем юбилее русского святогорского монашества в интервью порталу «Русский Афон» (www.afonit.info ) поделился известный российский православный публицист и миссионер протоиерей Димитрий Смирнов, являющийся членом Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, председателем Патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства, а также сопредседателем церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии.
- Отец Димитрий, по Вашему мнению, какое значение имеет для исторической Руси, для народов России, Украины, Беларуси, Святая Гора Афон и, в частности, обитель русских святогорцев?
- 1000 лет – это очень серьезный срок. Помимо того, что он указывает нам на любовь Пресвятой Богородицы к нам, он говорит еще и о существовании 1000-летней духовной традиции, которая связывает Русь с Афоном.
Афон – это один из Уделов Пресвятой Богородицы. Для людей церковных это говорит об очень важных вещах. Во-первых, если Пресвятая Богородица благословила быть здесь русским монахам, значит Она благоволит к нашему народу – для нас это очень важно. Во-вторых, когда мы говорим "русские", то имеем в виду всех русских: это и русские-россияне, и русские-украинцы, и русские-белорусы; мы все – русские люди, все – вышли из Святой Руси, которая является нашей общей земной Родиной. Афон – это тоже наша Родина, только духовная.
Есть такие места, где мы особо ощущаем наше общее родство. Афон – одно из таких мест, которое дает нам ощущение того, что все мы из одного общего корня. Это тоже – очень важно. Другое подобное место – Киев, где все мы приняли общую купель. Киево-Печерская Лавра и Афон – это опорные точки, которые очень важны для становления Русского Православия. Когда русский человек туда попадает, независимо от того, в Сибири ли он родился, или в центральной России, или на Украине, он чувствует умом своим и сердцем, что он прибыл на Родину. Вот такие духовно-географические точки очень важны для становления человека православного.
В 1988 году мы праздновали 1000-летие Крещения Руси. Недавно мы праздновали 1000-летие преставления князя Владимира Крестителя. И вот теперь приближается празднование 1000-летия пребывания русского монашества на Афоне. Эти даты – опорные пункты становления русского христианства, русской духовности. Народы русского православия приняли от Афона практику духовной жизни, которая преломляется в их народной личности. Это очень большая ценность.
- 1000-летие Крещения Руси имеет глобальное значение для всего церковного народа Русской Православной Церкви, потому что благодаря этому событию все мы приобщились к православному христианству. Но насколько актуален праздник 1000-летия русского монашества на Афоне для мирян, ведь это, как может показаться на первый взгляд, сугубо монашеский праздник?
- Не будем забывать, что именно с Афона мы приняли практику духовной жизни. Если бы не было этой 1000-летней духовной связи, не было бы того традиционного уклада духовности, который свойственен воцерковлённому русскому человеку. Афон 1000 лет привлекает взгляды русских людей. Не утратил он своего значения и в наши дни. Сейчас мы живем в такую эпоху, когда народ наш расцерковился и вновь ждет просвещения со Святой Горы.
Афон до сих пор не познан до конца современным русским человеком, с точки зрения той духовной пользы, которую он мог бы принести. Он является неким эталоном духовной жизни. Это та даль, в которую вглядываясь, мы можем проверить, верным ли путем идем. Самое большое сокровище Афона – это традиционное богослужение и молитва, прикасаясь к которым, человек получает огромную духовную пользу. На Афоне существует и бережно хранится исконно древняя православная богослужебная традиция, с которой можно сопоставлять и поверять ту традицию, которая существует у нас дома на приходе.
Благодаря этому эталону можно соотносить и свои личные молитвенные усилия. На Афон можно ориентироваться, Афоном можно вдохновляться, хотя и не всегда есть возможность во всем ему соответствовать, во всем ему подражать. Афон – незабываемая школа.
И те духовные усилия, которые каждый послушник и опытный монах здесь совершает, имеют очень глубокое значение для каждого воцерковленного человека.
- В современную эпоху комфорта все более становится непонятным тот образ жизни, который практикуется в монастырях, и в особенности – на Афоне. Чаще слышатся высказывания, приравнивающие монашество к фанатизму. Все церковные люди молятся и все постятся, зачем же нужен какой-то еще "особенный" подвиг, зачем нужны эти строгие монашеские правила, предписания и ограничения? В чем смысл православного монашества?
- Мир входит в нашу действительность, как некое облегчение, которое упокоевает нашу жизнь физическую. И все мы церковные люди подвергаемся обмирщвлению. В этом очень большая опасность. Давайте вспомним, как возникло монашество? Его появление – это ответ Церкви на обмирщвление. После Миланского эдикта мир ринул в Церковь. И конечно, не все люди были такого настроя, как первые христиане. Поэтому люди, вкусившие действие благодати, имевшие духовную ревность, такие как преподобный Антоний Великий, ушли из мира в пустыню. Так появилось монашество.
Церковь всегда противостоит миру сему, лежащему во зле. Противостоит язычеству, греху, беззаконию, одним словам – антихристианским силам или силам антихриста. Монашество – это авангард Церкви, который обязан хранить в чистоте вот это неприятие Церковью духа мира сего, хранить ревность духовную. В этом главная цель и смысл существования монашества. На Афоне легче всего осуществить эту цель. В этом его ценность.
Святая Гора сдерживает наступление всеобщей апостасии, всеобщего отступления от христианской нравственности, и, в конечном итоге, – от Христа. Хотя мир, конечно же, рвется и на Святую Гору.
Монашество – это камертон, с помощью которого мы настраиваем не музыкальные инструменты, а наши души на правильный духовный лад. Соль монашества состоит в том, чтобы сохранить чистоту православной традиции, христианского благочестия от обмирщвления, насколько это будет возможным. Поэтому мир осуществляет свои нападки. Изменилась форма, методы, но суть остается той же – отвратить людей от жизни во Христе и от Самого Христа. Но зло не победит. Победит Христос.
- Вы часто бываете на Святой Горе, в Русском Пантелеимоновом монастыре. Что бы Вы могли пожелать Вашим соотечественникам-святогорцам?
- Я святогорцам ничего не могу сказать, я могу только смотреть на тех, кто подвизается на Афоне снизу вверх. Мне дорог тот подвиг, который несут там мои собратья христиане, он для меня совершенно не достижим. Я могу прожить в таком подвиге несколько дней; в течении года я бы не смог так жить.
Для иноков являются ангелы образцом для подражания, а для нас и мирян – иноки образец. Они для нас – небожители. А Святая Гора Афон для нас – это земное небо. При всем том, что есть, конечно, и у них человеческие немощи.
Не мне из своих дольних дорог высказывать что-то этому поистине горнему миру. У меня нет ни одного слова для этого. Я перед Афоном благоговею. Я много поездил, но такой концентрации людей, которые понимают, что такое христианство, больше нигде не увидишь. Это очень дорого для меня. Это чистое золото духовной жизни.
Интервью записано
в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре,
специально для портала «Русский Афон»