Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Проповедь в Великий Четверг после Литургии в Храме Христа Спасителя

28 апреля 2016 года, в Великий Четверток, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

    

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с великим праздником — с Великим Четвергом. Этот день приравнивается по своему значению и торжеству к двунадесятым праздникам, потому что его установлено отмечать в честь совершенно особого события — учреждения Таинства Святой Евхаристии Самим Господом и Спасителем нашим.

Угодно было Господу накануне Его страданий силой Божественной явить то, что невозможно было сделать по человеческому естеству. Он благоволил, чтобы силой Его Духа в Церкви постоянно актуализировалось то, что Он совершил ради спасения человечества, — в первую очередь, Его страдания, крест, Воскресение, Вознесение, одесную Отца седение, Второе и Славное паки пришествие.

А что значит актуализируются события, которые были в древности или которые еще не наступили? Это означает, что Божественной силой каждый, кто имеет возможность вступить в памятование об этих событиях, становится их соучастником — не наблюдателем, не зрителем, а реальным соучастником. Именно для того, чтобы было так, Господь учреждает Церковь — общину верующих, которая именуется Телом Его и которая существует, действует силой благодати Святого Духа, пришедшего в мир через смерть и Воскресение Спасителя. Именно силой Божественной, а не человеческой мы, люди XXI века, собираясь в храмах Божиих и совершая Святую Евхаристию, становимся соучастниками и Тайной Вечери, и страданий, и крестной смерти, и Воскресения Спасителя, и даже того, о чем не знаем, ибо это нигде не описано, — таинственного седения Спасителя одесную Бога в вечности, а также Его Второго и Славного пришествия.

В этом смысле Церковь, которая принадлежит к конкретному времени и месту, — это мы с вами, живущие в Москве и собравшиеся сегодня для совершения Евхаристии в Храме Христа Спасителя. Мы, по-человечески живущие и молящиеся здесь, силой Божественной преодолеваем пространство и время, а лучше сказать, выходим за всякое пространство и за всякое время и, не покидая наше физическое естество, входим в реальное соприкосновение со всем, что Господь сделал для нас, — и с Тайной Вечерей, и со страданиями, и со смертью крестной, и с Воскресением, и с Вознесением, и даже с тем, что, как уже сказано, находится за пределами исторического знания — с Богом, пребывающим в вечности, с прославленным Сыном, одесную Его сидящим, и с Его Великим вторым пришествием.

В течение Святой Четыредесятницы мы много размышляли о путях духовной жизни человека. Мы говорили о грехах и страстях, о том, как святые отцы, подвижники на основании Слова Божиего, своего опыта, опыта предшествовавших им поколений святых людей учат нас преодолевать грех, концентрируя свою волю, свои чувства, свой разум, укрепляясь в молитве, покаянии, доброделании, исповедании грехов. Эти размышления сопровождались для многих из нас частым посещением храма, молитвой, исповедью, Причастием Святых Христовых Таин. А некоторые прилагают огромные усилия, отказываясь принимать пищу даже в рамках разрешенного постом, посещая богослужения утром и вечером, или, как, например, на Святой Горе Афон, уходят на 40 дней в пещеры, пустыни, скиты, чтобы удалиться даже от общежительных монастырей. Это древняя традиция, хорошо нам известная из повествования о подвиге святой Марии Египетской. Вот и сейчас некоторые, может быть, не столь строго, как в древности, проводят так Великий пост, напрягая свои волю, силы, чувство, разум, чтобы победить грех и встать на путь спасительной жизни.

Однако без Бога все эти подвиги ни к чему бы не привели, потому что, как ни напрягай силы, греха в себе собственными силами не победишь. Ибо источник греха — диавол, а он сильнее человека. Всякая аскеза, исходящая от человека, тем более внерелигиозная, к которой иногда прибегают современные люди, в том числе с целью поправить здоровье, неспособна произвести глубокое внутреннее преобразование личности, потому что лишь Бог в ответ на наш малый подвиг молитвы, покаяния, доброделания способен дать нам Свою силу, протянуть Свою спасающую десницу. И Он нам действительно ее протягивает, когда мы соединяемся с Ним, когда становимся реальными соучастниками Его земной жизни, Его страданий и Воскресения в Таинстве Святой Евхаристии.

Вот почему без Причастия не может быть спасения человека. Иногда люди раздражаются на самих себя, говоря, что приходится исповедоваться в одних и тех же грехах и нет силы эти грехи преодолеть. Так и не будет силы, если не будет силы Божией, ибо только она преодолевает наш грех, испепеляет наши беззакония, вразумляет и поддерживает нас в те моменты жизни, когда мы вдруг сознаем необходимость воздержаться от злой мысли, от греховного поступка. Нам не хватит собственных сил, и уповать на них не надо. Исторический опыт показывает, что диавол сильнее человека. Но когда мы причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых, когда мы входим в общение с Триипостасным Богом, когда неведомой для нас силой Господь через вхождение в нашу плоть и нашу душу делает нас сопричастниками Его Божественной жизни, — вот тогда мы обретаем силы побеждать грех и устремляться ко спасению.

К сожалению, чаще всего бывает так, что особое благодатное духовное состояние, которое посещает нас после Причащения, достаточно быстро улетучивается, особенно в соприкосновении с внешним миром. Вышли из храма, встретились с кем-то, куда-то пошли, начались разговоры, и очень часто мирская обстановка ослабляет внутреннее духовное напряжение. Об этом хорошо знали святые отцы, подвижники, и во многих святоотеческих писаниях содержатся указания на то, что мы должны особо бдительно охранять свой внутренний мир после Причастия Святых Христовых Таин. Здесь уже нужны наша собственная сила и наша воля, и потому давайте проследим за самими собой, на какую временнУю дистанцию мы можем рассчитывать, с тем чтобы сохранить внутреннее благодатное состояние, даруемое нам в Святой Евхаристии. Здесь именно та область, в которой мы должны прилагать свои человеческие силы, и да поможет нам Господь входить в общение с живым Богом через великое Таинство Церкви — Таинство Святой Евхаристии, делая всё, что мы можем по-человечески совершить, преодолевая свой грех и свою неправду, надеясь на то, что не своей силой и не своим разумением, но силой Божией мы обретем прощение грехов и жизнь вечную. Аминь.

Рейтинг: 8.8 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Новые материалы

Выбор читателей

×