Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

Рассказ афонского фотописца

Александр Китаев

Источник: Вода Живая

    

Легендарный петербургский фотограф Александр Китаев побывал на Афоне пять раз. Он обошел почти все обители монашеской республики и сумел передать жизнь полуострова так, как это удается лишь немногим. О своих путешествиях и впечатлениях он рассказал нашему журналу.

Обжорство для глаз

В 1996 году в Салониках проходил международный фотографический фестиваль, на который я был приглашен с выставкой своих работ. Мой друг предложил съездить на Афон, ведь до него от Салоник — рукой подать. Я тогда слабо представлял себе, что же такое Афон. В те времена даже о том, кто такие монахи, особо не задумывался. Но, попав на Святую Гору, я был ошеломлен. Это место было настоящим обжорством для глаз, настоящей меккой для фотографа. Довольно небольшая территория, но столь богатая разнообразием природы, древними монастырями, небывалой архитектурой. Раньше, когда я смотрел на изображенные на иконах пейзажи, думал, что это лишь абстракция. Оказалось, нет. Мне повезло: я успел застать Афон в еще нетронутом ремонтом и постоянной стройкой состоянии. Туристический поток не был интенсивен, и особенно мало приезжало гостей из России. Приезжавшие были преимущественно учеными-исследователями. Афон оставался почти неизвестен русскому человеку, в XX веке власти усердно стирали память о нем.

На Афоне во мне проснулся историк. Заходишь в заброшенное помещение — а там множество старинных отслуживших свое предметов. У нас такие только в антикварных лавках встречаются и продаются. На Афоне со стариной можно было встретиться всюду, даже в убогой каливе, где старинные вещи — просто бытовая утварь. Я уж не говорю об иконах и книгах. В том числе и поэтому мне хотелось снимать как можно лучше, чтобы как можно больше подлинного показать друзьям-россиянам.

    

После первого визита на Афон я побывал там еще четыре раза. И мне приходилось в какой-то мере учитывать опыт предшественников. Например, Петра Ивановича Севастьянова, одного из первых фотописцев Афона. Хотя целью экспедиции Севастьянова было фотографирование сокровищ ризниц, древних книг и других византийских раритетов, но члены экспедиции, конечно, занимались и пейзажной съемкой. Это не было их главной работой. Идти по следам предшественников не входило в мои планы. Но, с другой стороны, у полуострова такая особенность, что волей или неволей ты можешь снять тот или иной монастырь лишь с одной определенной точки. Многие мои фотографии сняты мною с того же ракурса, что и предшественниками.

Профессионализма недостаточно

У меня накопилась обширная библиотека альбомов со снимками Афона, сделанными разными фотографами из разных стран. На мой взгляд, удачных мало. Есть снимки, сделанные профессионалами, — но их авторы сняли лишь вершки, то, что на поверхности. Буквально незадолго до меня на Афоне побывали два немецких фотокорреспондента. Всё очень здорово, классно, но заметно, что Афон для них — экзотика уровня дикого африканского племени, то есть совсем чужая культура, среда. Им это неблизко. С другой стороны, есть снимки, сделанные самими афонитами-фотографами. Они могут сфотографировать то, что недоступно мирским людям, например, сделать портреты старцев-отшельников. Но зачастую им не хватает умения сделать эти портреты художественно, образно. Удачное же сочетание встречается нечасто.

    

Из моих коллег-современников отметил бы серию петербургского фотографа Станислава Чабуткина, который в 2000 году очень проникновенно снял братию скита «Новая Фиваида», и фотографии иеромонаха Савватия (Севастьянова), который жил и работал на Афоне целый год.

В чем разница между хорошей фотографией с Афона и посредственной? Наверно, как и везде — в том, что первая старается выявить неповторимую атмосферу пространства, проникнуться ею и попробовать пообщаться с «гением места».Ведь то же самое, например, с Петербургом. Фотографируют наш город всё больше и больше, но хороших снимков больше не становится.

Приветливый Афон

В первой поездке меня сопровождал друг, хорошо владеющий английским языком. Хотя греки сами на английском не особо разговаривают. А в следующие разы у меня уже были знакомые в монастырях, так что стало легче. В Пантелеимоновом монастыре я сдружился с реставратором Владимиром, который вскоре принял постриг с именем Ефрем. Он очень помог мне вписаться в непростой монастырский быт, что существенно способствовало выполнению моей миссии. Никогда не забуду наших долгих вечерних бесед в монастырской иконописной мастерской. Так же как и бесед с заядлым фотолюбителем иеромонахом Виталием — весельчаком и знатоком Афона. В Андреевском скиту был очень гостеприимен его тогдашний дикей грек отец Павел. У него была в скиту реставрационная мастерская, и учиться реставрировать иконы к нему приезжали студенты со всего света. Увы, многих моих знакомцев уже нет на Святой Горе!

    

В общем, как-то удавалось общаться в монастырях, проблем не возникало. Когда завязываются знакомства, путешествие по Афону становится легче. С каждым разом легче и легче. К 2000 же году и вовсе в каждой греческой обители появился русский послушник или монах, специально, чтобы встречать русских паломников и показывать монастырские святыни.

Иногда приходится слышать о какой-то особой неприветливости именно русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Я бы так не сказал. Но мой опыт давний, возможно, к сегодняшнему дню что-то изменилось.

    

С «леечкой» на груди

Трудностей для фотографа много. Например, если пойдешь в монастырь со штативом и профессиональной камерой, тебе снимать не дадут. Я сам с маленькой «леечкой» (фотоаппарат немецкой компании Leica. — Прим. ред.) на груди путешествовал, и мне всё сходило с рук. Другая трудность — точки для видовой съемки. Они действительно у всех фотографов, по большому счету, одни и те же. Еще одна проблема — монахи чаще всего отказываются фотографироваться. В толпе, как людей на Невском проспекте, их не снимешь, исподтишка тоже не будешь. Бывают общительные фотокорреспонденты, которые разговорят любого, но я не из их числа. А даже если и получится снять человека, то может возникнутьдругой казус. Однажды я гостил в келии одного греческого иконописца. Он разрешил съемку, показал, как работает над образами. А когда я уже вышел оттуда, он меня окликает: только публиковать это нельзя и показывать никому тоже! Вот я и не публикую.

Мне рассказывали, что сейчас на Афоне запустили такси. При мне такого еще не было, все ходили пешком. Нынешние дороги нельзя и дорогами назвать — это прорезанные лесозащитные полосы. По ним все и катят на колесах, поднимая клубы пыли. Когда идешь старой афонской дорогой, главное не пытаться срезать путь — легко заблудиться в дебрях.

Визу на Афон выдают обычно на четыре дня, за это время много не увидишь, можно посетить только 2–3 близлежащих обители, но если монастырь не против, можно остаться и дольше. Я обычно задерживался на Афоне на две-три недели.

Приезжал больным, уезжал здоровым

Говорят, Афон сильно изменился. И меня туда больше не тянет — я хочу, чтобы он остался в моей памяти таким, как я его застал во время своих поездок. В том же Пателеимоновом монастыре прошла колоссальная реставрация. Сейчас там около 50 насельников, а в годы былого могущества монастырь принимал, поселял и кормил тысячи паломников из России. Там добрая тысяча келий. Это был целый город. И вот всё это решили отстроить заново, восстановить. До революции паломник мог при­ехать в монастырь на 2–3 месяца. Судя по воспоминаниям, они и трудились на благо обители, и совершали паломничества к многочисленным святыням. Не знаю, может, расчет на то, что паломников и трудников станет вновь столь же много, как и 100 лет назад. Сейчас на такой срок едут в основном трудники, летом, заработать, хотя им платят совсем немного.

    

Утраты на Афоне множатся. Например, в Каруле была легендарная келия с богатой русской библиотекой. Я познакомился с ее насельником, сербом, который обещал меня в ней принять. Пока мы добирались, келия вместе с библиотекой сгорела. Говорили, что это поджог. Хотя кому нужно сжигать библиотеку? Пожары — бич Афона! В XX веке сгорел так называемый «Царский архондарик» Пантелеимонова монастыря, сгорела библиотека в Андреевском скиту. Недавно — пожар в скиту Ксилургу, с которого началось русское присутствие на Святой Горе.

Но на Афон ехать, конечно, стоит. Это все-таки святое место. Опять же, в келиях, каливах и скитах и сейчас спасаются настоящие подвижники.

Однажды по пути на Афон я встретил в Салониках знаменитого русского театрального режиссера. Он был измотан многомесячными гастролями в Европе, раздражителен, зло и яростно набрасывался на окружающих и так далее. А через тридня мы встретились с ним уже в монастыре. Всего три дня, а он уже был разительно спокоен и умиротворен. Конечно же, я и на себе почувствовал благодать этого места, — когда приезжал больным, то уезжал здоровым.

Александр Китаев

Источник: Вода Живая

25 сентября 2016 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 166 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×