Судя по евангельской притче о талантах, спрос за их использование будет с каждого, а потому необходимо разобраться, каким образом нам следует «пускать в оборот» свой духовный талант.
Через что приумножается имение Божие? Только через неукоснительное исполнение Его заповедей. При постоянном понуждении себя во всем следовать евангельскому учению, человек ставит себя перед лицом того совершеннейшего Образа Божия, Который нам дан в Иисусе Христе. Это сопоставление своей внешней и внутренней жизни с евангельским образцом человеческого совершенства действенно помогает человеку освободиться от иллюзий в отношении самого себя.
Когда человек старается постоянно исполнять заповеди, строго внимая себе и сопротивляясь греху, который живет внутри его сердца, он познает, насколько глубоко испорчена его природа. Через призму совершенства заповеданных Христом дел, слов, душевных расположений, можно увидеть, что все наше существо пронизано себялюбием и превозношением. Если это внутреннее зло не искоренять, оно продолжит развиваться и искажать образ Божий в человеке. В «обычном» расслабленном состоянии человек нисколько не чувствует этого повреждения в себе. Зрение собственных грехов — это тоже талант, духовный дар. Нам надо молиться о его приобретении, как установлено Церковью в великопостные дни, с преклонением колен: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!»
Ведь с чего начинается христианство? Одно лишь признание, что Бог существует, и даже регулярное посещение храма, и формальное участие в таинствах — это еще не христианство. Скорее, это рациональное знание. Прочитав или услышав христианское учение, мы приняли его разумом, узнали, что принято в Церкви, и теперь так живем: по инерции до скуки, не утруждая себя во всем угождать Богу. Но недостаточно знать, хотя бы и наизусть, все евангельское учение и выполнять все уставные постановления Церкви только по той причине, что «так положено».
Христианство начинается, когда человек ощущает необходимость во Христе Спасителе. Пока христианин не испытывает бессилия в преодолении самого себя на пути исполнения заповедей, не осознает своей греховности, ему Спаситель и не требуется. Верующий хорош и без Него: в Бога верит, в храм ходит, праздники почитает. Не от чего спасать такого праведника. Но когда в тысячах случаях человек на собственном опыте убедится, что сам он не может окончательно подавить в себе ни одного греха, ни одной страсти, что он не в силах сделать ни одного праведного поступка без примеси гордого самолюбования или тщеславного ожидания похвалы от других, вот тогда он искренне признает свою немощь и прибегает к Христу, прося о спасении. Только видя свою немощь и греховность, человек испытывает потребность в Спасителе, тогда он обретает живую связь с Богом, ощущает Его помощь и безграничную любовь. Отсюда и рождается христианство, начинается приумножение Христова таланта, происходит развитие духовных способностей человека.
Говоря в притче, что господин не сразу требует отчет от своих рабов, а «по долгом времени» (Мф. 25, 19), Христос указывает на протяженность человеческой жизни. Бог всегда готов отозваться, но Он не довлеет над человеком, не принуждает его приумножать свой духовный капитал. Так что люди, живущие земными заботами, ощущают, что Бог будто бы удалился из их жизни, подобно господину в притче.
Каждый из нас в течение всего своего земного пути полностью свободен в распоряжении своими духовными талантами: может их приумножать или «зарыть в землю». Но и зарытый в землю талант по-прежнему остается в распоряжении человека, пока он жив. Так что любой, даже индифферентный к вере и Церкви, человек способен духовно пробудиться и идти путем евангельских заповедей к Христу, ставя прочие жизненные цели на второй план. Тогда духовные его дарования начинают приносить доход. В ином случае они могут остаться не востребованными до прихода правителя.
Упоминаемый Спасителем неминуемый приход господина — образ Второго Пришествия в наш мир Иисуса Христа. Тогда наступит поистине Страшный Суд, поскольку каждый человек даст отчет о применении полученного от Господа таланта. Первые два раба в притче с радостью встречают своего господина. Каждый из них, несмотря на разные размеры своего духовного «стартового капитала», сделал всё, что мог, использовал свою долю с максимальной пользой. Однако ни один из них не приписывает себе успех своих усилий. По святоотеческому толкованию, «каждый говорит: «Ты дал мне... и я приобрел». Значит, если бы ты не дал, я ничего бы не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: «Не я... а благодать Божия сделала это», — говорит апостол Павел (1 Кор. 15, 10)».
В притче сказано, что оба раба, приумножившие принятое богатство, получают равную награду. Они слышат приглашение к вечному пребыванию с Богом: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21 и 23). Радость всех людей, живущих ради Господа, заключается в единстве с Христом и во временной судьбе, и в непреходящей участи. Как поясняет блаженный Иероним, «быть с Господом и видеть радость Своего Господа есть самая высшая награда». Она ждет после смерти всех людей, искренне любящих Бога, трудами земной жизни показавших свое стремление быть причастными Христу.