В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Петр (Полянский)». Составитель Ольга Рожнева.
Митрополит Петр (Полянский; 1862–1937) — священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Продолжил дело патриарха Тихона и остался верным его позициям. Двенадцать лет он нес тяжелый крест возглавителя Русской Православной Церкви, находясь в далеких ссылках и одиночных тюремных камерах. Во многом благодаря его стойкости было сохранено единство Церкви, раздираемое ее гонителями.
...В 1920 году патриарх Тихон предложил Петру Федоровичу Полянскому принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Предложение патриарха было сделано во времена гонений на Русскую Православную Церковь. Уже были убиты некоторые епископы, и имена мучеников входили в летопись Поместного Собора. Убивали также тех, кого Собор посылал для выяснения обстоятельств убийств архиереев. Поэтому сан епископа сулил Петру Федоровичу не почет и комфорт, а гонения и мученическую кончину. Ему было уже пятьдесят восемь лет, но он решился на этот шаг, что свидетельствовало о его мужестве, незаурядности и силе характера.
Придя домой, Петр Федорович рассказал своему брату священнику Василию о предложении патриарха и прибавил: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь — я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор». Его слова полностью сбылись.
Современник будущего священномученика Анатолий Краснов-Левитин отзывался о Петре Федоровиче Полянском так: «Это был человек настоящей русской складки. Какое бы то ни было позерство или аффектация были ему совершенно не свойственны. Это был жизнерадостный и веселый человек: хорошая шутка и звонкий смех были с ним неразлучны. Это был сговорчивый и уступчивый человек — отнюдь не фанатик и не изувер… Он оказался самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела Русская Церковь со времен патриарха Гермогена».
Сразу после хиротонии епископ Петр был арестован и сослан в Великий Устюг. Его возвращение из ссылки в Москву совпало с арестом архиепископа Илариона (Троицкого), и епископ Петр вместо него становится ближайшим советником и помощником патриарха Тихона, который возвел его в сан архиепископа и включил в состав Временного Патриаршего Синода. На совещании епископов, состоявшемся в Свято-Даниловом монастыре в конце сентября 1923 года, архиепископ Петр высказывался против компромисса с обновленцами. В марте 1924 года вместе с еще двумя архиепископами, членами Патриаршего Синода, он был возведен в митрополиты и назначен митрополитом Крутицким.
В апреле 1925 года, на Благовещение, скончался патриарх Тихон. Незадолго до своей кончины он составил завещание: «В случае нашей кончины, наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому».
Так, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, митрополит Петр вступил в обязанности Патриаршего Местоблюстителя и тем самым принял на себя все скорби и проблемы, стоявшие перед Русской Православной Церковью.
Игумен Дамаскин (Орловский) в составленном им житии священномученика Петра (Полянского) писал: «Митрополит Петр не был политиком, не был и дипломатом, единственная ясная цель виделась им — это быть со Христом и народом Божиим». Следуя примеру своих предшественников на этом посту, святых митрополитов Петра, Алексия, Филиппа и Гермогена, местоблюститель решил твердо отстаивать чистоту православной веры, бороться с обновленчеством, не идти на уступки безбожной власти, не обращаться ни по каким вопросам к представителям ГПУ, ни о чем их не просить и в переговоры с ними не вступать.
В ноябре-декабре 1925 года были арестованы епископы, принадлежащие к числу сторонников митрополита Петра. В начале декабря, зная о предстоящем аресте, он писал: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда — его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого — неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей, — вот что пугает меня».
…В 1937 году администрация верхнеуральской тюрьмы составила против митрополита Петра следующее обвинение: «Отбывая заключение в Верхнеуральской тюрьме, проявляет себя непримиримым врагом советского государства, клевещет на существующий государственный строй… обвиняя в “гонении на Церковь”, “ее деятелей”. Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя Патриаршего престола».
2 октября 1937 года тройка НКВД по Челябинской области приговорила Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра к расстрелу. 10 октября в четыре часа дня он был расстрелян. Место погребения священномученика Петра (Полянского) остается неизвестным, вероятнее всего, в районе станции Куйбас, где в братских могилах были захоронены расстрелянные в УНКВД Магнитогорска.
На Архиерейском Соборе, состоявшемся в феврале 1997 года, было вынесено определение о причислении местоблюстителя патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) к лику святых.
Святый священномучениче Петре, моли Бога о нас!