Рейтинг: 9.5|Голосов: 81
Илья Савин
Жители острова Ольхон Иркутской области против установки статуи Даши Намдакова "Хранитель Байкала"
Рейтинг: 9.5|Голосов: 18
Артемий Ермаков
Удивительна ситуация, в которой оказался автор. Вчерашнему опальному поэту и вольнодумцу власть поручает составить проект возможной реформы (или контрреформы?) системы просвещения в России. Причем, заранее не ограничивают его ни сроками, ни формой проекта. Бенкендорф так и пишет Пушкину: «Вам предоставляется полная свобода, когда и как представить ваши мысли и соображения».
Рейтинг: 9.3|Голосов: 38
В 1610 году Смута достигла своей высшей точки. Московское государство фактически прекратило свое существование. Свергнутый царь Василий Шуйский пленником отправился в Польшу, в Москве правил польский комендант полковник Александр Гонсевский, вне Москвы – кто хотел. Никем не контролируемые польские банды объединялись с русскими казаками и грабили. Не дождавшиеся выплаты жалования шведские наемники захватили Новгород и весь Русский Север.
Рейтинг: 8.8|Голосов: 36
Наших предков хватило очень надолго. Их тяжелый, ежедневный, казавшийся временами тупым и бессмысленным труд привел к тому, что, в итоге, до нас дошли архитектурные памятники древнерусских городов, а не золотоордынских (а ведь они тоже были!). Покоренный народ оказался сильнее завоевателей, победив их, в первую очередь, своим терпением.
Рейтинг: 10|Голосов: 11
Увы, сегодня нам одинаково плохо известны и герои географических открытий, продолжавшихся в Сибири почти до конца XIX века, и организаторы недавнего строительства там закрытых оборонных наукоградов… К нашему стыду, большинство из нас мало что может сказать и об особой религиозно-просветительской миссии России в Сибири. Сибирский регион в сознании большинства остается гигантской фигурой умолчания.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 159
Артемий Ермаков, Елена Трифонова
Смирение как победа – этому нас учит святой князь Александр Невский. А длительное народное почитание благоверного князя Александра обусловлено чутьем и верой народа в то, что не сама собой пережила Россия татарское иго и расширилась на восток, не сама собой присоединилась Сибирь. У всего есть первопричина и перводвигатель, свои герои и свои святые.
Рейтинг: 7.6|Голосов: 27
Выбор основного места боевых действий, благодаря которому война получила название Крымской, не случаен. В британской классической геополитике, на основании которой в течение всего XIX века Англия осуществляла политику сдерживания России силами совокупного Запада, континент Евразия назван Мировым островом. Контроль над ним обеспечивает господство над миром. Территория к востоку от Урала с центром в Крыму определена как Сердцевина Земли – Хартленд. Задача геостратегии – контроль над Сердцевиной, что обеспечивает управление Мировым островом.
Рейтинг: 10|Голосов: 2
Немыслимо, чтобы массовые банкротства британских торговых домов никак не отражались на мышлении и поведении К.Ф. Рылеева и его коллег по Российско-Американской компании. Разумеется, большая часть вышедших на Сенатскую площадь офицеров, не говоря уж о солдатах, вряд ли понимала, что начало более или менее длительных революционных беспорядков в столице приведет, прежде всего, к падению оборотов местной торговли и производства и повальному бегству капиталов из страны, но руководители восстания не могли этого не знать.
Рейтинг: 5.9|Голосов: 11
«Долг – это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться», – так определял Николай I смысл своей жизни.
Задуманная для «вычищения и обогащения российского языка» и «установления употребления слов оного» Российская академия в начале XIX столетия стала своего рода идеологическим центром, во многом определившим направление государственной культурной политики. Сформулированные А.С. Шишковым, ее президентом, задачи отечественного воспитания позднее выльются в знаменитую формулу: «Православие, самодержавие, народность».
Рейтинг: 8.8|Голосов: 12
Путь к созиданию нового русского государства лежит не через отказ от «бесполезных» моральных норм и «устаревших» заповедей, а через возвращение незыблемых Божественных законов во все сферы нашего бытия, в том числе и в политику. Именно правильное понимание неизбежности временного усиления зла в этом падшем мире подвигает православных политиков не на соглашение, а на борьбу с ним. Борьбу, которую, как показала история, во многих случаях можно выиграть. Для этого важно лишь сохранять совесть и целомудрие.
Рейтинг: 5.6|Голосов: 7
Россия 2008 года так же, как и РСФСР 1990-го, стоит перед рядом глобальных вызовов и угроз. Это нормальное состояние любого государства, и потому не надо пугаться. Чем больше государство, тем крупнее вызов. Главным из таких вызовов, безусловно, является глобализация. Сумеет ли Россия, провозгласившая свою независимость от СССР, сохранить суверенитет перед лицом более мощных международных объединений? Будет ли наша страна сама решать, как ей относиться к тем или иным политическим проблемам, или же ей уготована роль одного из покорных вассалов «нового мирового порядка»?
Образовательные технологии делают стремительный рывок: книга заменяется экраном, учитель – компьютером, мозги – калькулятором… Но физические возможности человека не беспредельны. И вот увеличение скорости обучения уже ведет к его профанации. В переводе на рыночный язык «качество образования» сегодня часто обозначает даже не достижение минимальной профессиональной компетенции, а лишь удачно купленную видимость такого достижения. Иллюзию хорошего знания или умения.
Рейтинг: 5.4|Голосов: 18
Почему началом исторической катастрофы России стало именно девятнадцатое столетие? Наверное, слишком непоколебима тогда была вера как в конечное «торжество просвещения», так и в то, что суть этого «просвещения» уже найдена, источники и носители его известны, остается лишь черновая работа по «цивилизации» народа, который надо вывести из «первобытно-дикого состояния».
Задача апостольской проповеди на площадях, почти неразрешимая в наше время, может быть сравнительно легко решена в уникальных обстоятельствах, сложившихся вокруг часовни-памятника Героям Плевны и памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию.
В 1941–1945 годах на территории СНГ и в Прибалтике шла война… Но какая именно? 15 лет назад СССР перестал существовать, и теперь разные мальчики и девочки, живущие в разных концах когда-то победившей врага державы, могут оценить историческое значение 1941 года самым неожиданным образом.
Просветительская философия, по выражению Л.А. Тихомирова, «успела поставить такой идеал общества, пред которым личность, выработанная восемнадцатью веками христианского воздействия, согласилась преклониться». Но что же это за общество? Чистый мираж. Оно построено не на действительных законах и основах социальной жизни, а на фикциях, выведенных логически из духовной природы человека.
Еще в 1776 году будущий император Павел I писал в частном письме: «Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое».
Рейтинг: 6.9|Голосов: 38
Блаженный Августин когда-то написал, что «человеческая душа по природе своей – христианка». Безбожник Макаренко вряд ли бы согласился с этим, но корни его веры, его педагогической работы, а главное – корни духовных запросов и потребностей детей, с которыми он работал, не могли не быть православными.
Борис Савинков и Лев Тихомиров – теоретики и практики кровавого террора против русской монархии. Один из них неправедную жизнь завершил неправедной смертью, другой в критическую минуту обратился ко Господу.
1 (14) ноября 1916 года депутат Павел Николаевич Милюков произнес в Государственной Думе свою знаменитую антиправительственную речь: «Глупость или измена?». К тому времени Россия уже более двух лет вела тяжелейшую мировую войну. Скандальное выступление в Думе подогрело и без того взвинченное тяжелым положением на фронте общественное мнение и, по существу, стало сигналом для начала активной подготовки революции, разразившейся уже через три месяца.
«Когда у человека не остается никаких секретов в личной жизни, когда каждый его поступок выдает предательская электроника, когда ничего нельзя скрыть от близких и государства – вот тогда только и можно облегченно рассмеяться, простить все себе и окружающим и стать полностью свободным. Как бы плохо ты ни поступил, все равно этого не скроешь, так что поступай, как хочешь!»
Если что и нужно изгонять из истории, так это, прежде всего, дух разделения, ненависти и злобы. Именно этот дух не просто оценки, а однозначно жестокого приговора историческим лицам и событиям, должен быть, в конце концов, изгнан из нашей исторической памяти. И если написание всемирной истории в таком ключе – дело будущего, то история России должна становиться такой уже сегодня.
Россия – великая страна. Тем не менее, большинство проживающих в ней людей имеют самое смутное представление об этом величии. Место, занимаемое Россией на глобусе или карте, конечно, производит впечатление. Однако, конкретное содержание этого залитого однотонной краской или, напротив, произвольно поделенного на цветные лоскутки пространства чаще всего остается непроясненным для человека.
Почему дети неправильно пишут? Неужели трудно писать безударные гласные и непроизносимые согласные‚ ставить большую букву в начале имен собственных‚ отделять частицы от глаголов‚ расставлять запятые и точки с запятой там, где это положено? Неужели так тяжело делать все по правилам? Тяжело! Взрослому ничуть не легче ребенка.
Редакторы и сотрудники большинства либеральных изданий с охотой взялись за проведение антигосударственной клеветнической компании потому, что не любили и презирали Россию. «Идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему», – писал в 1909 году в сборнике «Вехи» бывший «легальный марксист» Петр Струве.
На дворе июль. Ваш ребенок, с грехом пополам закончивший очередной учебный год и твердо обещавший вам взяться за книги, чтобы исправиться, опять целыми днями пропадает во дворе или на речке. Когда погода портится, его можно найти на чердаке, в спортзале, в гараже, в компьютерном клубе, одним словом, он занят чем угодно, кроме чтения.
«Толерантность» открещивается от всякой связи с революцией, но при ее насаждении работает все та же железная революционная логика: насилие допустимо ради борьбы с насилием.Что же получается? «Толерантность», прикрываясь маской идеологии ненасилия, не просто пытается задушить мир безразличием. Рано или поздно она зальет его кровью.
Когда в школах отменяют оценки, радуются только халявщики. Другие дети, их родители, учителя и все остальные не успокаиваются до тех пор, пока место «пятерки» не займут разноцветные флажки, звездочки или грибочки. Награды незаменимы. Однако когда достижение медали становится самоцелью, а содержание и результаты проделанной работы отходят на задний план, награда превращается в фетиш.
Принято считать, что сегодня главная задача системы образования в России – это её выживание, в первую очередь, организационное и финансовое. Действительно, если мы не будем прикладывать все силы к сохранению и обновлению уже изрядно потрепанной советской материальной базы образования, мы рискуем развалить его окончательно. В то же время, простое выживание любого организма (в том числе, и социального) – скорее, механизм его самозащиты, чем цель его существования. Любая система не только обеспечивает сама себя, но и для чего-то служит.
Иногда бывает так, что москвичи, говоря о землях за пределами своей знаменитой кольцевой автодороги, употребляют не древнее чужестранное слово “провинция” или совсем уж непонятный “регион”, а чистое русское — “глубинка”. Хорошее слово, звонкое. Сразу понимаешь, что области и края интересны нам не потому, что они далеко, а потому что они скрыты, недоступны для нашего поверхностного взгляда.
Представим себе на минуту, что молодой военный инженер Федор Достоевский заканчивает училище с таким скудным культурным багажом, что даже не в силах понять, к чему его зовет социалист Петрашевский. Каторги и ссылки в Сибирь не будет. «Записки из Мертвого дома» (да и остальные романы), вероятно, тоже отменяются. Семинарских знаний Чернышевского недостаточно, чтобы даже мечтать об университете. Лев Толстой - посредственный юрист или блестящий офицер, без всякого намека на «толстовство».
Отечественную историю в «непрофильных» вузах вот-вот могут отменить. В результате перехода нашего высшего образования на так называемую «Болонскую систему» будут пересмотрены соответствующие стандарты. Согласно проекту нового стандарта подготовки российских специалистов в области техники и технологии отечественная история выводится из учебных планов. Вернее, становится «необязательной» для изучения.
Традиция начинать год 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Православная Византийская Империя праздновала эту дату с первых же веков своего существования. С 1492 года Новый год начинался с 1 сентября и в Московской Руси. Но 1700 году эта традиция была искоренена Петром I.
Рейтинг: 7.3|Голосов: 6
Педагогом Шишкова назвать трудно. Он никогда не занимался преподавательской деятельностью, Министерство просвещения возглавил уже глубоким стариком и вскоре вышел в отставку. Но именно ему и в меньшей степени его литературному оппоненту Н.М. Карамзину удалось, в свое время, остановить проникающий в русское образование революционный яд идей радикального "просветительства".
Гоголь к этому времени уже известен, как автор "Вечеров на хуторе...", замышляется "Миргород", но тем не менее он не оставляет работы над своими курсами географии и истории, пытаясь свести их воедино. "Это будет всеобщая история или всеобщая география в трех или в двух томах под названием "Земля и люди", – писал он Погодину. К этому же времени относится работа над украинскими летописями с целью составления "Малороссийской истории".
Было у той всесоюзной формы и одно неоспоримое преимущество‚ которое я стал понимать только тогда‚ когда форма исчезла. Она‚ как это ни странно‚ помогала лучше оценить нам личные качества друг друга. Мы знали‚ что отличия надо искать не во внешнем‚ потому что оно было неважным. Его специально делали неважным!
Хомяков думал и писал о Боге, о России, спорил об этом с другими дворянами, служил в армии, сочинял стихи, хозяйствовал в своем имении, воспитывал детей… Но он не сделал военной или государственной карьеры, даже не разбогател. При этом многим современникам, да и ближайшим потомкам он казался человеком выдающимся. Но чем же?
В Московском государстве просвещение долго оставалось делом частным. Хочешь грамоту разуметь – мечта похвальная, ищи путей, изыскивай средства. Мыслишь без нее обойтись – дело твое; по службе зря не обидят, особливо кто родом высок. Книжное учение, конечно, высоко почиталось еще со времен Ярослава Мудрого, но и "безыскусную простоту" осудить никто не смел. О системе же всеобщего образования, недавно предложенной в Европе Коменским, на Москве в те времена и думать не могли. Слишком много было других неотложных государственных дел. И все-таки было на Руси сословие, которому грамотность положена по чину – духовенство. Церковью готовилось у нас просвещение, церковью оно и началось.
Приходится признать, что чтение русской классики, в отличие от изучения информатики или английского, воспринимается даже самыми «продвинутыми» детьми нашего времени, как архаическая государственная повинность. Тем более что их повседневная жизнь уже частично протекает в пространстве «своей», агрессивной и соблазнительной современной культуры.
Рейтинг: 8.7|Голосов: 317
Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера дается не каждому народу.