В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Митрополит Лавр (Шкурла)». Составитель Ольга Рожнева.
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла; 1928–2008) — Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Он сыграл важную роль в современной истории Русской Церкви. 17 мая 2007 года вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II митрополит Лавр подписал Акт о каноническом общении, увенчавший исцеление почти девяностолетнего разъединения в Русской Православной Церкви. Без митрополита Лавра объединение Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, возможно, не состоялось бы до сего дня. Книга знакомит читателя с личностью владыки Лавра и воспоминаниями о нем.
Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в селе Ладомирово (Словакия). Он происходил из карпатороссов или русинов — героической части русского народа на Карпатах, прародины славянства, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения со стороны иноверцев и иноплеменников, твердо хранила свою православную веру и свое национальное самосознание.
После Второй мировой войны, с приходом в Чехословакию советских войск, братия монастыря преподобного Иова Почаевского приняли приглашение бывшего настоятеля своего монастыря, а в то время уже епископа, Виталия (Максименко) переселиться в Джорданвилль, в Свято-Троицкий монастырь.
В 1947 году владыка Виталий (Максименко) постриг Василия Шкурлу в иночество, а через год он же постриг его в монахи с именем Лавр.
В 1959 году иеромонах Лавр был возведен в сан игумена. В 1966 году — в сан архимандрита. И в сане архимандрита он тот же, что был в сане иеродиакона, — всегда и всем готовый оказать услугу, готовый на любое послушание.
13 августа 1967 года в Синодальном соборе Нью-Йорка архимандрит Лавр был хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии. Храм был переполнен молящимися, так как скромный архимандрит уже успел приобрести любовь и почитание многочисленных паломников Свято-Троицкого монастыря.
В 1981 году владыка Лавр был возведен в сан архиепископа, трудился также заместителем секретаря и секретарем Архиерейского Синода. За шестьдесят лет монашества владыка Лавр прошел все ступеньки монастырского послушания от работника типографии до настоятеля монастыря, епископа, ректора Свято-Троицкой семинарии. Он занимал посты секретаря Архиерейского Синода, заместителя Первоиерарха, а 24 октября 2001 года Архиерейским Собором РПЦЗ был избран Первоиерархом РПЦЗ, Митрополитом Восточно- Американским и Нью-Йоркским.
Став Первоиерархом, владыка продолжал нести свое прежнее послушание настоятеля Свято-Троицкого монастыря и главного редактора всех периодических изданий Свято-Троицкого монастыря на русском языке.
Для многих православных в Советском Союзе литература, изданная в типографии Джорданвилля и тайком перевезенная через границу, стала глотком чистого воздуха и нитью, связывавшей их с неподконтрольной советской власти частью Русской Православной Церкви за «железным занавесом».
Александр Чернавский вспоминал о владыке Лавре «Помню, как однажды, в первом часу ночи, мой друг инок Всеволод (Филипьев) позвал меня в типографию со словами: “Пойдем, покажу тебе патерик”, то есть пример подвижничества. Заходим, видим такую сцену. Владыка Лавр сидит, раскладывая по конвертам журналы “Церковная жизнь”. Кто-то из читателей позвонил, сказал, что они перестали приходить вовремя. Можно было дать команду братии, но владыка никого не хотел обременять. Мы пристроились рядом и до утра помогали, слушая рассказы митрополита о его жизни, детстве, проведенном при монастыре, о том, как спасались они с другом, отцом Флором, от большевиков в 44-м. Они оба уроженцы Карпатороссии, той ее части, которая сейчас находится в Словакии. Попав в Америку, работали в монастырской типографии, все делая вручную, разгребали сугробы, которые наметало в Джорданвилле под два метра высотой. Чудесная была ночь. А потом мы вместе отправились на полунощницу, не ощущая усталости».
Митрополит Лавр говорил о России: «А я всегда, с детства, любил Россию, думал о России, читал о России. Русских писателей читал, Гоголя всего прочел, поразили меня пушкинские строки о метели, и в стихах, и в “Капитанской дочке”, и в повести. И все я эту метелицу вспоминал, — бывало, приду к себе, на свой хутор, в свой скит [в Карпатах], метель метет! — как в России…»
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) вспоминал о митрополите Лавре: «Он принял решение о воссоединении с Русской Церковью в Отечестве. Это решение было очень мужественным, потому что очень многие в Зарубежной Церкви тогда были категорически против этого воссоединения. Были и горячие сторонники, были люди, которые понимали, насколько это необходимо, но были и яростные противники — как искренние противники, так и люди, которые по каким-то иным соображениям категорически не хотели сближения с Русской Церковью в России».
Протодиакон Виктор Лохматов свидетельствовал еще: «В девяностые годы владыка несколько раз приезжал в Россию негласно. Одетый как простой иеромонах, он тихо приходил в разные монастыри и церкви. Он постоянно предупреждал меня: “Смотри, не вздумай назвать меня "владыка!"” Он был очень наблюдателен. <…> Он был внимателен ко всему, все замечал, особенно то, что касалось жизни верующих православных людей. Это постепенно убедило его в том, что разделение должно быть прекращено».
17 мая 2007 года вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II митрополит Лавр подписал Акт о каноническом общении, увенчавший исцеление почти девяностолетнего разъединения в Русской Православной Церкви. Этот Акт о каноническом общении называли важнейшим событием в современной истории православия.
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в те годы принимал активное участие в переговорах между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Он делился: «Впервые я увидел митрополита Лавра в 2002 году. Я приехал выступить с докладом на Синоде Зарубежной Церкви. Владыка говорил очень мало. Он сидел сосредоточенный, но было видно — решение он уже принял. Несмотря на множество скептиков, в том числе и среди архиереев». «Владыка Лавр уповал на Бога, давал действовать Богу. Это был необыкновенный человек. Малоразговорчивый. Но он исполнил завет основателей Зарубежной Церкви: когда в России рухнет богоборческий режим — воссоединиться».
…16 марта 2008 года, в Первую неделю Великого поста, в день праздника Торжества Православия, на 81-м году жизни, митрополит Лавр почил о Господе.
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт), первый заместитель Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ, так охарактеризовал в дни прощания с владыкой Лавром его служение Матери-Церкви:
«Владыка завершил свой жизненный путь самым важным событием — восстановлением единства Русской Церкви. Это состоялось при нем, и, я думаю, без него это было бы немыслимо. Поэтому мы должны сохранить благодарность ему именно за это великое дело».
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!