В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Патриарх Пимен (Извеков)». Составитель Ольга Рожнева.
Среди выдающихся церковных деятелей ХХ века особое место занимает Святейший Патриарх Пимен (Извеков; 1910–1990). Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали его и помогали вести церковный корабль. Патриарх Пимен не дожил до торжества православия в нашей стране, но он уже видел те изменения, которые должны были привести российское общество к духовному преображению.
Сергей Извеков, будущий патриарх Пимен, с юных лет пел на клиросе в Богоявленском кафедральном соборе Богородска и даже руководил церковным хором. Еще юноша исполнял обязанности иподиакона при Богородских епископах Никаноре (Кудрявцеве) и Платоне (Рудневе). Он ревностно изучал Священное Писание, читал сочинения архиепископа Иннокентия (Борисова). Святейший вспоминал позднее: «Я с детства увлекался творениями “русского Златоуста” — архиепископа Херсонского Иннокентия».
Ко времени окончания школы в 1925 году Сергей Извеков имел твердое желание стать монахом. В августе 1925 года он приехал в Саровскую пустынь, желая принять монашеский постриг. Один из старцев пустыни благословил будущего патриарха ехать в Москву, сказав: «Тебя ждут там». В Москву Сергей Извеков приехал к празднику Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Его друг М. Е. Губонин познакомил его с настоятелем Сретенского монастыря епископом Можайским Борисом (Рукиным), который принял юношу в число братии и постриг его 4 декабря 1925 года в рясофор с именем Платон. Иноку Платону исполнилось всего пятнадцать лет.
В Сретенском монастыре юный инок пробыл совсем недолго. Сразу после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) 9 декабря 1925 года образовался раскол, одним из лидеров которого был епископ Борис, монашеская жизнь в Сретенской обители сошла на нет, и инок Платон (Извеков) ушел из Сретенского монастыря.
В эти годы Промысл Божий свел юного инока с известным московским протоиереем Александром Зверевым, который был одним из наиболее близких духовных чад преподобного Алексия Зосимовского. Отец Александр был духовником заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Таким образом, Господь судил отцу Александру быть духовником двух будущих патриархов. В 1937 году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и в том же году расстрелян на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых как священномученик.
4 октября 1927 года в пустыни Святого Духа Утешителя (Параклита), вблизи Свято-Троицкой Сергиевой лавры, семнадцатилетний инок Платон (Извеков) был пострижен в мантию с именем Пимен в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. Священник Димитрий Сафонов писал: «Принимая монашество, семнадцати летний юноша отчетливо понимал, что он уготавливает себе нелегкий путь: гонения на Церковь только набирали обороты. Это был год, когда борьба с духовенством достигла своего пика. Духовенство лишалось жилья, земли; налоги, которые накладывались на него, многократно превышали его доходы. Сотни священнослужителей слагали с себя сан, желая выжить... Но страх за свою жизнь и возможную судьбу не мог остановить будущего патриарха в его желании полностью посвятить себя служению Богу».
В начале 1937 года, когда шли массовые аресты духовенства, иеромонах Пимен был арестован и приговорен к заключению в Дмитровском исправительно-трудовом лагере НКВД СССР на строительстве канала Москва-Волга. Когда Дмитровский лагерь был ликвидирован в связи с завершением строительства канала, часть заключенных выслали в Узбекистан, в том числе и иеромонаха Пимена.
В августе 1941 года отец Пимен был призван в ряды Красной армии. Уже в январе 1942 года отец Пимен был назначен командиром пулеметного взвода, а в марте 1942 года — помощником начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего. Сказалась учеба в институте и работа учителем: в штабе нужны были грамотные и ответственные работники.
В 1943 во время боев за город Мерефа, недалеко от Харькова, части Красной армии под обстрелом врага переправлялись через реку Уду, приток Северного Донца. Во время переправы отец Пимен был ранен. В штатно-должностной книге офицерского состава полка сделали следующую запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43». Но Господь хранил отца Пимена: он выжил, оказался в госпитале, потом был направлен на лечение в Москву. После многочисленных ранений и контузии был комиссован из армии. Он поселился в Москве, на Сущевском валу, у двух монахинь. Все эти годы иеромонах Пимен мечтал о возвращении к священническому служению.
Но в ноябре 1943 года комиссованный из Действующей армии по ранению отец Пимен был задержан за нарушение паспортного режима. Его обвинили в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». В марте 1945 года иеромонах Пимен по этапу был доставлен в Воркуто-Печорский лагерь за полярным кругом. Освобожден в сентябре 1945 года по амнистии для участников войны.
В 1949 году игумен Пимен получил назначение на должность наместника Псково-Печерского монастыря.
…17 апреля 1970 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. После кончины патриарха обязанности Местоблюстителя патриаршего престола были возложены на митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова). 2 июня 1971 года Поместный Собор избрал нового патриарха — патриарха Пимена.
Архимандрит Нафанаил (Поспелов), казначей Псково-Печерской обители, рассказывал: «Однажды Святейшего Патриарха Пимена спросила корреспондент одной из газет: “Ваше Святейшество! Вы достигли вершины в Русской Православной Церкви. Есть ли у вас еще какое-то желание?” Святейший ответил: “Есть маленький древний монастырь в городе Печоры Псковской области. Так вот я бы хотел быть привратником в этой обители на месте монаха Аввакума”. В указанных словах Святейшего Патриарха Пимена обозначена тяжесть первосвятительского креста…»
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) вспоминал: «В октябре 1988 года врачи дают мрачные прогнозы о прогрессирующей болезни и обещают ему полугодовую мучительную кончину. Предлагаемую операцию Святейший отклонил кратким: “На всё воля Божия. Нет, категорически нет!” И продолжал трудиться, будто не было решительного определения о нем. Несколько раз приступал он к таинству Елеосвящения (Соборования) в те дни, когда все — и сам он, и окружающие — видели, что жизнь готова прерваться. Врачи отступили, их средства были бессильны, по их определению Святейший жил только молитвой».
Святейший отошел ко Господу 3 мая 1990 года, в день принятия Святых Христовых Таин.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!