Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Работа в Церкви: искушения будут?

Мария Соловьева

Источник: Православие и современность

    

Церковь как место работы дает верующим людям возможность проводить продолжительное время в храме, поэтому православные, особенно новообращенные, нередко готовы оставить высокооплачиваемую должность «в миру» и согласиться работать за малую плату в своем приходе. Однако, трудясь в церковной ограде, человек сталкивается порой с не меньшими, а то и с большими искушениями, нежели в прежней деятельности.

Безусловно, во многих случаях человеку стоит по-прежнему служить людям в том же призвании, что и до прихода к Богу, не меняя резко свою жизнь и не становясь церковным певчим или уборщицей. А тем, для кого храм всё же становится местом, где он ежедневно проводит свое рабочее время, стоит набраться терпения и постараться быть мудрее. Об опыте переживания такого рода трудностей — в рассказе нашего внештатного автора.

Когда-то в 90-х, закончив Саратовский государственный университет, я устроилась работать на государственное предприятие — там прошли многие годы моей жизни. Несколько лет назад, после сокращения, решила, что искать работу буду в Церкви. К тому времени я уже была воцерковлена, периодически оставалась после службы, чтобы помочь убраться, почистить подсвечники, но постоянную работу в храме, прихожанкой которого я являюсь, мне не предложили. Наверное, это и можно считать первым искушением. Стоит понимать, что штат сотрудников в храме, особенно небольшом, зачастую совсем невелик, расширить его нет материальных резервов, так что, возможно, всё, что вам смогут предложить, — это быть добровольным помощником, не получая за это платы. Может быть, стоит смириться и принять это предложение, а оплачиваемую работу поискать в другой сфере — ведь если настойчиво требовать от Бога желаемого, оно может оказаться нам не во благо. Но я решила расширить зону поисков и продолжить попытки отыскать свое место в церковной организации…

Через несколько месяцев мне удалось найти вакансию не в храме, но в православной организации. Меня приняли, однако работа была очень низкой квалификации, не требовавшей никакого образования — не то что моего высшего. Кроме того, она была физически тяжелой — с непривычки можно надорваться. Но я так мечтала войти в коллектив собратьев по вере, что согласилась сразу и на всё.

Меня переполняла жажда деятельности, служения, и я ревностно выполняла любое поручение, задерживаясь надолго после окончания рабочего дня. Однако спустя совсем недолгое время мне довелось понять, почему, как я это сама для себя формулировала, излишний энтузиазм в церковной работе не приветствуется. На одно из заданий мне пообещали выделить помощников, но я, решив, что начальство медлит, а мне вполне под силу справиться одной, ринулась сражаться с проблемой в одиночку. Дело я сделала — в кратчайшие сроки, как хотела, — но начались проблемы со здоровьем. И это стало первым серьезным духовным уроком на новом месте.

Работа в Церкви для вчерашнего светского специалиста неизбежно влечет за собой изменения в образе жизни. И речь не только о том, что придется всю рабочую неделю соблюдать «юбочно-платочный» дресс-код, отправив на антресоль офисные брючные костюмы, не только о том, что в какие-то дни придется очень рано вставать — если ранняя Литургия в 7 часов утра и нужно быть в свою смену в церковной лавке или на клиросе… Честно говоря, для меня самым большим изменением стало то, что моя зарплата по сравнению с прежней «светской» уменьшилась вдвое. Для церковной служащей это был вполне средний доход — я понимала, что люди вокруг меня живут на примерно такие же средства, выходя из положения, кто как может. Вернее, выход, по большому счету, только один: не брать больших кредитов, не позволять себе лишних трат, находить дополнительные источники дохода и экономии (подработки, сад-огород и т. д.). Мне удалось выстроить свой бюджет и жить на эти деньги, имея всё необходимое (и удивляясь тому, как много и бестолково я прежде покупала вещи, маскируя «разумными» доводами страсть мшелоимства). Но к искушениям, связанным с финансами, тоже нужно готовиться: понять для себя, на что вы будете жить, на чем согласны экономить, как это отразится на жизни людей, от вас зависящих, и только после этого определить свою готовность к переходу со светской работы на (в большинстве случаев) скромнее оплачиваемую церковную.

И еще нельзя забывать, что, приходя трудиться в Церковь, нужно быть предельно требовательным к себе и снисходительным к немощам других людей. Обиды, конфликты, недопонимание — неизменные спутники в нашей работе. И если человек рассчитывал найти в церковной организации сообщество ангелов и святых (которые его, совсем не святого, будут во всём бесконечно терпеть), он, скорее всего, быстро разочаруется и уйдет обиженным. Если же вместо обиды на человека, который с нами несправедлив, мы помолимся за него, то оба станем сильнее духом. И тогда повсе­дневное пребывание в Церкви действительно станет для нас благотворным — храм станет тем местом, где мы с трудом, с разными нестроениями, но будем учиться любить и прощать.

Приведу в пример свой опыт участия в крестном ходе в Вавилов Дол. У меня было послушание помогать чистить и резать овощи на полевой кухне. Какие там были искушения! Во-первых, раздражительность: каждый привык у себя на кухне делать, как ему удобнее, а тут нужно делать так, как говорят. Во-вторых, ропот: спать приходилось совсем мало, и в этой усталости хотелось обвинять всех и вся. Однако мы понимали, что крестный ход будет идти еще долго, и надо либо покидать его, либо как-то пристраиваться друг к другу. И тогда, желая все-таки остаться, мы научились молиться во время совершаемого дела, научились объяснять, как правильно, тому, кто делает что-то неправильно, а не предъявлять претензии, научились просить прощения, если кого-то обидели. И потихоньку из разрозненной группы людей мы становились братьями и сестрами во Христе, а в конце крестного хода нам уже до боли не хотелось расставаться друг с другом, да и на кухне у нас дело спорилось.

Не могу не затронуть вопрос о послушании начальству: как быть, когда на твоих глазах вышестоящие обижают, иногда по навету, других сотрудников? В действительности ответ прост до чрезвычайности: если видишь, что притесняют слабого, неоправданно клевещут на человека, нужно обязательно заступиться. В Писании сказано: ударившему тебя по щеке подставь и другую (см.: Мф. 5, 39), но нигде не сказано, что когда другого бьют, нужно пройти мимо. Также сказано, что нет больше той любви, если кто жизнь свою отдаст за друга своего (см.: Ин. 15, 13). Так и здесь. Послушание, безусловно, должно иметь место в Церкви, но послушание с рассуждением. Конечно, возражения руководству лучше высказывать не в присутствии подчиненных, а наедине, по возможности помолясь перед этим, — тогда критика может быть воспринята совсем иначе. Но как бы там ни было, нельзя заниматься человекоугодием и бояться сказать правду человеку, потому что он начальник и ты у него в подчинении.

Очень важно научиться ощущать себя неотъемлемой частью Церкви и всё, что в ней совершается, считать общим делом, а не «я свою работу сделал, другие пусть делают свою». Здесь иногда требуется взаимовыручка. Просят тебя помочь — сделай над собой усилие, помоги, тогда и тебе придут на помощь, когда в этом будет необходимость. Хотя, конечно, когда на ком-то из сотрудников начинают «выезжать» во всех ситуациях, постоянно перегружая его, нужно ставить вопрос об этом так же, как и на любой работе.

Еще одно из искушений в Церкви — преимущественно женский коллектив и то, что обычно такому сообществу присуще: сплетни, пересуды, зависть. Всё это встречается и в стенах храма или церковной организации. Даже если ты сам в этом не принимаешь участия, это ранит: как же так, они же христианки!

Бороться с этими проявлениями в других людях, наверное, невозможно — главное, самой ни о ком не сплетничать. К сожалению, клевета от церковных людей тоже бывает и страшной, и грязной. Враг нашего спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей в церковной ограде, настроить их друг против друга. И тут главное его оружие — это ложь. Он показывает нам то, чего реально нет, мелкие промахи представляет ужасными преступлениями, делает из мухи слона. Но на самом деле, если посмотреть объективно, практически любой церковный коллектив в большинстве своем состоит из совестливых, отзывчивых людей, пришедших работать именно ради Бога. Иные уходят сами и очень быстро — не нравится то, не устраивает другое, и в конечном итоге становится невыносимым всё. А чтобы остаться и находить в своих повседневных обязанностях в храме радость — не в чаду новоначального энтузиазма, а год за годом, — нужны бывают любовь к людям, любовь к Богу и, не побоюсь сказать, высокая идея. В глазах и в поступках тех, кто работает рядом со мной, я всё это вижу.

Газета «Православная вера» № 04 (600)

Мария Соловьева

Источник: Православие и современность

6 марта 2018 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 941 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Кирилл28 марта 2018, 13:15
Воистину! ))) Служение в храме всегда сопряжено со скорбями, с искушениями - это очень тяжёлый труд, подчас не только физически... Врагу не пожелаешь - знаю это не понаслышке, и вопросы типа: - "почему такие свечки дорогие?" вызывают ироничную улыбку... Иди ))) "поработай"
Андрей21 марта 2018, 11:49
Спасибо за интересную статью! Особенно понравились систематизация искушений и пример с преодолением трудностей. Автор не уходит в общие фразы типа "все слава Богу" но приводит конкретные ситуации и рассказывает о своих действиях. Это очень ценно. Я одно время хотел поработать в церковных структурах (храм, книготорговая компания), но не сложилось. В будущем не исключаю такой возможности. Поэтому с радостью прочитаю и другие статьи на эту тему.
Алексей12 марта 2018, 13:58
Работал в двух монастырях. Сейчас с ностальгией вспоминаю те времена. Очень благодатное время. Все, о чем рассказывает в статье автор, действительно имеет место. Но, как - то легко все переносится. Не смотря на то, что ты находишься на оплачиваемой работе, перерождение из "ветхого Адама" все равно происходит. И уважение братии к твоему труду несравненно выше, чем это бывает на светских предприятиях. Может кому - то мой комментарий поможет принять непростое решение потрудиться для матери Церкви, не сомневайтесь ни на секунду. Этот период вашей биографии восполнится сторицей.
Антоний 9 марта 2018, 20:09
Первые два комментария это женская логика.Женшина в храме увидев красиво украшенную икону,услышив красивое пение будет умилятся неделю.Ходить так сказать под "благодатью".Так-же и служения при храме,кто рвется в служки церковные думают,что будут ходить под "благодатью",окрыленные,яко ангелов на яву видят.А на самом деле все не так,очки спадают и начинается рутина.Оказывается вовсе и не ангелы там служат,а то еще и похлеще.Вот и уходят,а почему уходят???Значит искали своего удоволетворения и не получив онного уходят обиженные на всех и на вся.А Христос сказал ап.Павлу"довольно с тебя Моей благодати,сила Моя в немощи совершается"
р.Б.Наталья 7 марта 2018, 22:48
Много лет помогала добровольно сотрудникам храма причащать больных детей в ДДИ. Потом сложилось,что не могу больше помогать , год болела. Никто даже не позвонил ни разу. Я тоже думала, что общаюсь с ангелами. С такой радостью ходила с ними. А они просто исполняют свою работу.
прохожий 7 марта 2018, 00:01
Из своего опыта работы в православной организации, могу добавить, что основным искушением в ней и по наблюдениям со стороны за происходящим на приходах является все нарастающее со временем привыкание ко святыне и постепенная потеря благоговения. В чем это может проявляться? В магазине и на складе не обойтись без упоминания названий товаров и услуг. Если вместо товара в обычном магазине имеем книги и утварь в церковной лавке, то суть искушения становится понятной. А есть еще быстрые разгрузки товара, порча и пр. Очень сложно совмещать эффективную (быструю) работу и ту неспешность и подобающее благоговение ко святыне. А вообще православные братства (сестричества) это здорово, рекомендую!
Людмила 6 марта 2018, 19:36
Большое спасибо, Мария, за статью. Благодаря Господу и Вашей статье я постараюсь нести свое послушание в церкви как полагается православной христианке, т.е. с радостью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×