Москва, 20 июня
С 8:30 утра во вторник у храма Троицы в Никитниках продолжается молитвенное стояние верующих с целью не допустить изъятия из храма старинного иконостаса, передает РИА Новости.
"Мы хотим выразить мнение нашего прихода по поводу того, что бывшие хозяева, то есть Государственный Исторический музей, хотят забрать иконостас. Эти иконы стоят в храме 300 лет", – сказал настоятель храма протоиерей Арсений Тотев.
По его словам, во вторник должны приехать "реставраторы, которым поручено забрать иконы".
"Пока мы оформляем права на храм, который передается приходу (Московскому Патриархату), они посчитали, что могут забрать иконы, чтобы хранить их в музее", – пояснил священнослужитель.
Он убежден, что иконы, перед которыми сотни лет молились предки, должны оставаться именно в храме. Приход готов взять на себя ответственность за сохранность святынь и заключить соответствующий договор.
У храма на акцию протеста собралось несколько десятков человек с плакатами: "Уважаемые искусствоведы, где ваша совесть!", "Сейчас не 1917 год", "Разоряя храм, разоряем Россию".
В Государственном Историческом музее пообещали прокомментировать ситуацию позже.
Троицкий храм в Никитниках построен на средства Георгия Никитникова из Ярославля в 1631-34 годах. Храм расписывали лучшие царские иконописцы 17-го века: Симон Ушаков, Яков Казанец, Григорий Кондратьев.
В церкви хранится список чудотворной иконы Богородицы "Грузинская", от чего храм получил второе название – "Грузинской Божией Матери на Варварке".
В советское время храм был закрыт, богослужения в нем возобновились в 1999 году. Сейчас приход насчитывает около 400 верующих.
Справка:
Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах.
В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону "Благовещение с акафистом", а иконы "Великий архиерей", "Богоматерь Владимирская" или "Насаждение древа Государства Российского" принадлежат кисти Симона Ушакова.
Иконы "строгановского письма" расположены в верхних ярусах иконостаса. Иконы нижнего ряда иконостаса "Благовещение с акафистом" (1659, работа Я.Казанца, С.Ушакова и Г.Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери ("Древо государства Московского", 1659, С.Ушаков), а также чудотворная Грузинская икона считаются святынями.
Икону "Владимирской Богоматери" ("Насаждение древа государства Российского") можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор – главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита – собиратель русских земель – и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом медальоне, представлена икона Владимирской богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать возможно более похожими, наделив образы индивидуальными чертами.
В XVI -XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. Примером служит икона "Благовещение с акафистом" Симона Ушакова, обрамленная двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак "Взбранной Воеводе" заключает в себе общую мысль Акафиста, т.е. "победные и благодарственные моления" избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патриарх Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается – налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн.
Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Грузии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Apxaнгельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями.
В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась.
Справка:
Процесс возвращения церковных святынь начался в 90-е годы ХХ века, когда Русской Церкви было возвращено множество храмов, монастырей и движимого имущества. В 1996 году был принят Закон "О музейном фонде и музеях в РФ", по которому, в частности, все иконы, находящиеся в государственных хранилищах как часть музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению. То есть все, что находится в музеях, не может быть передано Церкви. А там, как известно, находятся выдающиеся святыни Русской православной Церкви: Владимирская и Донская иконы Божией Матери в Третьяковской галерее, в Ярославском художественном музее находилась Толгская икона Божией Матери, которая раз в год по разрешению светских властей и по запросу Церкви привозилась в Толгский монастырь на богослужения, посвященные этой иконе, а затем увозилась обратно. Был составлен договор между монастырем и музеем об ответственности за временное хранение. В нем прописывались и некоторые ограничения – например, не выносить икону в крестный ход во время дождя. В 2003 году ярославский музей вернул Русской Православной Церкви Толгскую Икону Божией матери. В Великом Новгороде уже в начале 1990-х годов, благодаря согласию местных властей и инициативе архиепископа Новгородского Льва, Церкви были возвращены мощи святителя Никиты Новгородского, а Софийский собор передан в совместное пользование Церкви и местного музея. Церкви также передана в пользование древнейшая святыня Великого Новгорода – икона Знамения Божией Матери. Она выставлена перед главным иконостасом Софийского собора в специальном киоте, защищающем ее от неблагоприятного температурного воздействия и от возможных актов вандализма. Тем самым она открыта для поклонения и в то же время выставлена как музейный экспонат.
В 1990 году Правительством России был принят закон "О свободе вероисповедания", в соответствии с которым Московской Патриархии в пользование были переданы соборы России, являющихся памятниками культуры. Так, Успенский собор во Владимире, Софийский в Новгороде, Соловецкий монастырь открыты как музеи и действующие храмы. Однако при этом государство оставляет памятники на своем балансе, продолжая финансировать содержание музейных служб и ремонтно-реставрационные работы. Церковь же вправе бессрочно (до 100 лет) и безвозмездно использовать для богослужений помещения, предметы церковной утвари, иконы, неся ответственность за их сохранность и доплачивая персоналу музея.
15 ноября 1992 года министр культуры и Патриарх Московский и всея Руси впервые подписали соглашение о совместном использовании отдельных храмов столичного Кремля. Московский Кремль спокойно совмещает музеи и Богослужения в Успенском соборе (хотя служба там проходит чрезвычайно редко).
В 2000 году в Государственной Третьяковской галерее открылся для посещений широкой публики храм Святителя Николая в Толмачах, являющийся, по соглашению с Патриархией, домовой церковью при галерее – со своей общиной и священником, отцом Николаем Соколовым. До этого, как известно, между Третьяковской галереей и Русской Православной Церковью тянулась казавшаяся неразрешимой тяжба за обладание Владимирской иконой Божией Матери. Ее, по настоянию Патриархии, несколько раз выносили из музея на богослужения. Однако после каждого из таких случаев древнюю святыню приходилось отдавать на реставрацию. Но компромисс был найден – музей восстановил на своей территории церковь и создал специальный церковный отдел, в штат которого входят священник и хор, выступающий на многих музейных вернисажах. Для иконы были созданы специальные условия: в церкви Николы в Толмачах музейный климат и музейная сигнализация. В качестве главного средства защиты на московском заводе "Полиметалл" был изготовлен особый киот из бронированного стекла, под которым сейчас и находится икона. Здесь регулярно проходят Богослужения, в музейных условиях хранится и выставляется «Троица» Андрея Рублёва. Храм стал полноправным структурным подразделением музея. Ежедневно после окончания богослужения сюда можно прийти как в музей, чтобы ознакомиться с бережно воссозданным интерьером - стенными росписями, великолепным пятиярусным иконостасом, полностью укомплектованным иконами XVII века из фондов галереи, собранием икон XVII-XIX вв. Необычный статус храма-музея подчеркивается наличием двух систем освещения: для богослужения – паникадила, для музея – направленный свет.