Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

В российских школах зафиксирован интенсивный рост преподавания знаний о религии

Москва, 3 апреля 2008 г.

За последний учебный год (с осени 2006 до осени 2007 г.) произошел интенсивный количественный и качественный рост преподавания знаний о религии в разных формах. К такому выводу пришли авторы социологического исследования, проведенного по заказу Федерального агентства образования. Результаты исследования представил научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов, выступивший на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт» в РРГУ 1 апреля, передает Благовест-инфо.

Обследовав 30 регионов РФ, исследователи пришли к выводу, что различными предметами религиозно-культурного и религиоведческого содержания сейчас охвачено более 430 тыс.школьников. Почти в каждом из регионов число учащихся, изучающих эти предметы, возросло за год, в некоторых случаях -- резко возросло (в Ярославской, Саратовской областях – рост от 140 до 400 %). Небывалый скачок зафиксирован в Москве: от 500 человек в 2006 г. до 14 200 в 2007 г.

Причины столь интенсивного роста исследователи ищут в «местном нормативном творчестве», которое, как они считают, коррелирует с заключением договоров о социальном партнерстве между местными органами власти и религиозными организациями.

Что преподают в школах? На первом месте (48 % регионов из выборки) – курсы с православной религиозно-культурной направленностью (не только ОПК, но программа «Истоки» и др.). На втором – исламски ориентированные курсы, которыми в регионах Северного Кавказа охвачено более 130 тыс.учащихся. На последнем месте, как и следовало ожидать, религиоведение: примерно 70 тыс. учеников, но они разбросаны по 30 % регионов.

Самым популярным пособием на уроках религиозной культуры является известная книга А.Бородиной; на втором месте – религиоведческий учебник Кулакова «Религии в России».

Говоря о структуре курсов, А.Беглов отметил, что есть несколько регионов, где у школьников нет альтернативы: например, в Белгородской области можно изучать только православную культуру, зато в Ингушетии и Чечне ее не найти при всем желании – все изучают ислам. Ученые обнаружили только один регион (Приволжский округ), где в одной школе могут сосуществовать православный, исламский и религиоведческий курс, хотя взаимодействие между ними оставляет желать лучшего.

Изучая вопрос о добровольности курсов религиозной культуры, социологи обнаружили, что в большинстве школ посещение факультативов является «фиктивно добровольным», т.е. оно не подкреплено соответствующими персональными родительскими заявлениями. Однако это делается не из идейных или миссионерских соображений, а исключительно из прагматических - учителям нужна нагрузка.

Что касается педагогов, то служители культа в большинстве случаев не участвуют в преподавании этих предметов в школе, за исключением Ингушетии, где все преподавание взяли на себя «проповедники-богословы».

Общий вывод исследования: религиоведение и религиозно-культурное образование в современной школе в достаточной степени фрагментарно. Оно построено так, что «ученики просто не узнают о том, во что верит их сосед». Исследователи предлагают разработать интеграционный курс, который «хотя бы в первом приближении знакомил школьников с культурой, историей, вероучением всех традиционных, по крайней мере, религий России».

Обзор практики преподавания знаний о религиях в России, правовых проблем, связанных с введением различных форм религиозного образования и вопросов государственной поддержки образовательных усилий религиозных организаций представил начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Андрей Себенцов. Выступая на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт» в РРГУ 1 апреля, он привел статистические данные, связанные с темой форума.

По его словам, сейчас «Основы православной культуры» (ОПК)  изучает почти половина школьников в 70 регионах России. Это разные курсы, разны методики, по которым работают как школьные учителя, так и священники. Если ОПК еще можно с некоторой натяжкой считать светским предметом (докладчик предупредил, что лучше «светский» ставить в кавычки), то «еще менее светский» предмет  «Основы православия»  изучают в школах 15 регионов – в том числе  в Белгородской, Калужской, Брянской, Смоленской областях. «Программы отличаются, а их светский характер порой вызывает сомнения», -- отметил представитель Правительства РФ. По его наблюдениям,  Русская Православная Церковь «практически не пользуется предусмотренной законом о свободе совести формой внеклассного обучения религии – видимо, ее удовлетворяет тот объем воцерковления, который дает этот «светский» курс (ОПК—прим.ред.)». Он отметил, что преподавание таких «светско-религиозных курсов проникает и в детские сады», и в большинстве случаев родители воспринимают это с одобрением.

Масштаб преподавания религиоведческих курсов, судя по всему, несопоставим с размахом ОПК: не назвав цифр, А.Себенцов сказал, что курсы по истории разных религий преподаются «кое-где в старших классах».

В связи с тем, что идет разработка нового единого федерального образовательного  стандарта, пока рано говорить «о завершении процесса нахождения равновесия между требованиями закона и требованиями общества», т.е. формы, методы, курсы и т.д. могут меняться. Еще далеко не завершена «серьезная совместная работа религиозных  организаций с Министерством образования». О сложности этой работы свидетельствует эпизод, упомянутый А.Себенцовым: на недавних переговорах Минобра и Русской Православной Церкви в лице управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента. По словам докладчика,  последний «занял жесткую позицию: «Основы духовной культуры» должны преподаваться обязательно,  и традиционные культуры—каждому народу, кому православие, кому католицизм, а кому шаманизм, причем со 2 по 11 класс». «Эта позиция не встречает глубокого понимания в Министерстве образования», отметил  чиновник и заявил, что «в отношении религиозно-ориентированных предметов пока будет выдерживаться принцип добровольности».

Говоря об образовании в религиозных вузах, А. Себенцов подчеркнул значение принятых 28 февраля 2008г. поправок к Закону об образовании и Закону о свободе совести и религиозных объединениях. Эти изменения позволили духовным образовательным  учреждениям пройти аккредитацию и выдавать дипломы государственного образца, а «положение их студентов достаточно урегулировано законом и перестало быть заведомо дискриминационным».

Подготовку кадров священнослужителей  разных религий осуществляют сегодня 169 образовательных учреждений, из них 51 – Русской Православной Церкви, 79 исламских, 27 протестантских, 4 католических, по 2 – иудейских и буддийских. Несмотря на то, что число исламских учебных заведений превышает число православных, уровень последних неизмеримо выше. Причина – в том, что Русская Церковь, несмотря на десятилетия гонений, сохранила традиции православного образования и благополучно их восстанавливает, тогда как исламское образование сейчас начинается фактически с нуля. Поэтому государство разработало и реализует целую программу бюджетной поддержки исламского образования, считая его главным средством профилактики экстремизма, рассказал А.Себенцов

По состоянию на середину 2006 г., в  44 светских  вузах преподается «религиозно-ориентированный предмет «теология», в их числе 9 классических университетов, 15 других государственных вузов, 17 негосударственных и другие, в том числе – далеко не профильные, например,  Институт железнодорожного транспорта. В подавляющем большинстве – 38 из этих 44 вузов -  преподается православная теология, в остальных – исламская (5) и иудейская (1).

Специальность «религиоведение» можно получить в меньшем количестве вузов, чем «теология»: в 23 государственных и 17 негосударственных вузах.

3 апреля 2008 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×