Москва, 3 апреля 2008 г.
За последний учебный год (с осени 2006 до осени 2007 г.) произошел интенсивный количественный и качественный рост преподавания знаний о религии в разных формах. К такому выводу пришли авторы социологического исследования, проведенного по заказу Федерального агентства образования. Результаты исследования представил научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов, выступивший на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт» в РРГУ 1 апреля, передает Благовест-инфо.
Обследовав 30 регионов РФ, исследователи пришли к выводу, что различными предметами религиозно-культурного и религиоведческого содержания сейчас охвачено более 430 тыс.школьников. Почти в каждом из регионов число учащихся, изучающих эти предметы, возросло за год, в некоторых случаях -- резко возросло (в Ярославской, Саратовской областях – рост от 140 до 400 %). Небывалый скачок зафиксирован в Москве: от 500 человек в 2006 г. до 14 200 в 2007 г.
Причины столь интенсивного роста исследователи ищут в «местном нормативном творчестве», которое, как они считают, коррелирует с заключением договоров о социальном партнерстве между местными органами власти и религиозными организациями.
Что преподают в школах? На первом месте (48 % регионов из выборки) – курсы с православной религиозно-культурной направленностью (не только ОПК, но программа «Истоки» и др.). На втором – исламски ориентированные курсы, которыми в регионах Северного Кавказа охвачено более 130 тыс.учащихся. На последнем месте, как и следовало ожидать, религиоведение: примерно 70 тыс. учеников, но они разбросаны по 30 % регионов.
Самым популярным пособием на уроках религиозной культуры является известная книга А.Бородиной; на втором месте – религиоведческий учебник Кулакова «Религии в России».
Говоря о структуре курсов, А.Беглов отметил, что есть несколько регионов, где у школьников нет альтернативы: например, в Белгородской области можно изучать только православную культуру, зато в Ингушетии и Чечне ее не найти при всем желании – все изучают ислам. Ученые обнаружили только один регион (Приволжский округ), где в одной школе могут сосуществовать православный, исламский и религиоведческий курс, хотя взаимодействие между ними оставляет желать лучшего.
Изучая вопрос о добровольности курсов религиозной культуры, социологи обнаружили, что в большинстве школ посещение факультативов является «фиктивно добровольным», т.е. оно не подкреплено соответствующими персональными родительскими заявлениями. Однако это делается не из идейных или миссионерских соображений, а исключительно из прагматических - учителям нужна нагрузка.
Что касается педагогов, то служители культа в большинстве случаев не участвуют в преподавании этих предметов в школе, за исключением Ингушетии, где все преподавание взяли на себя «проповедники-богословы».
Общий вывод исследования: религиоведение и религиозно-культурное образование в современной школе в достаточной степени фрагментарно. Оно построено так, что «ученики просто не узнают о том, во что верит их сосед». Исследователи предлагают разработать интеграционный курс, который «хотя бы в первом приближении знакомил школьников с культурой, историей, вероучением всех традиционных, по крайней мере, религий России».
Обзор практики преподавания знаний о религиях в России, правовых проблем, связанных с введением различных форм религиозного образования и вопросов государственной поддержки образовательных усилий религиозных организаций представил начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ Андрей Себенцов. Выступая на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт» в РРГУ 1 апреля, он привел статистические данные, связанные с темой форума.
По его словам, сейчас «Основы православной культуры» (ОПК) изучает почти половина школьников в 70 регионах России. Это разные курсы, разны методики, по которым работают как школьные учителя, так и священники. Если ОПК еще можно с некоторой натяжкой считать светским предметом (докладчик предупредил, что лучше «светский» ставить в кавычки), то «еще менее светский» предмет «Основы православия» изучают в школах 15 регионов – в том числе в Белгородской, Калужской, Брянской, Смоленской областях. «Программы отличаются, а их светский характер порой вызывает сомнения», -- отметил представитель Правительства РФ. По его наблюдениям, Русская Православная Церковь «практически не пользуется предусмотренной законом о свободе совести формой внеклассного обучения религии – видимо, ее удовлетворяет тот объем воцерковления, который дает этот «светский» курс (ОПК—прим.ред.)». Он отметил, что преподавание таких «светско-религиозных курсов проникает и в детские сады», и в большинстве случаев родители воспринимают это с одобрением.
Масштаб преподавания религиоведческих курсов, судя по всему, несопоставим с размахом ОПК: не назвав цифр, А.Себенцов сказал, что курсы по истории разных религий преподаются «кое-где в старших классах».
В связи с тем, что идет разработка нового единого федерального образовательного стандарта, пока рано говорить «о завершении процесса нахождения равновесия между требованиями закона и требованиями общества», т.е. формы, методы, курсы и т.д. могут меняться. Еще далеко не завершена «серьезная совместная работа религиозных организаций с Министерством образования». О сложности этой работы свидетельствует эпизод, упомянутый А.Себенцовым: на недавних переговорах Минобра и Русской Православной Церкви в лице управляющего делами Московской Патриархии митрополита Климента. По словам докладчика, последний «занял жесткую позицию: «Основы духовной культуры» должны преподаваться обязательно, и традиционные культуры—каждому народу, кому православие, кому католицизм, а кому шаманизм, причем со 2 по 11 класс». «Эта позиция не встречает глубокого понимания в Министерстве образования», отметил чиновник и заявил, что «в отношении религиозно-ориентированных предметов пока будет выдерживаться принцип добровольности».
Говоря об образовании в религиозных вузах, А. Себенцов подчеркнул значение принятых 28 февраля 2008г. поправок к Закону об образовании и Закону о свободе совести и религиозных объединениях. Эти изменения позволили духовным образовательным учреждениям пройти аккредитацию и выдавать дипломы государственного образца, а «положение их студентов достаточно урегулировано законом и перестало быть заведомо дискриминационным».
Подготовку кадров священнослужителей разных религий осуществляют сегодня 169 образовательных учреждений, из них 51 – Русской Православной Церкви, 79 исламских, 27 протестантских, 4 католических, по 2 – иудейских и буддийских. Несмотря на то, что число исламских учебных заведений превышает число православных, уровень последних неизмеримо выше. Причина – в том, что Русская Церковь, несмотря на десятилетия гонений, сохранила традиции православного образования и благополучно их восстанавливает, тогда как исламское образование сейчас начинается фактически с нуля. Поэтому государство разработало и реализует целую программу бюджетной поддержки исламского образования, считая его главным средством профилактики экстремизма, рассказал А.Себенцов
По состоянию на середину 2006 г., в 44 светских вузах преподается «религиозно-ориентированный предмет «теология», в их числе 9 классических университетов, 15 других государственных вузов, 17 негосударственных и другие, в том числе – далеко не профильные, например, Институт железнодорожного транспорта. В подавляющем большинстве – 38 из этих 44 вузов - преподается православная теология, в остальных – исламская (5) и иудейская (1).
Специальность «религиоведение» можно получить в меньшем количестве вузов, чем «теология»: в 23 государственных и 17 негосударственных вузах.