Среди отечественных ученых, общественных деятелей сформировались различные подходы к пониманию светскости государства[1]. Можно выделить два основных, выражающих основные противоборствующие идеи. Одни полагают, что светскость равнозначна понятию атеистичности государства, и настаивают на удалении религии из публичной сферы, в том числе из системы государственного образования, что практически означает разделение религии и общества. Другие считают, что светскость не предполагает отделение религии от общества, понятие светскости неравнозначно понятию атеистичности государства, и в светском государстве активно развивается сотрудничество государства и традиционных, уважаемых значительными группами населения страны конфессий в социальной и иных публичных сферах, в том числе в сфере образования. Ведь государство само есть производное от общества образование, а общество составляют носители религиозных традиций конкретной страны, и искусственное вычленение и отделение религиозной сферы от общества, от общественной жизни было бы противоестественным социальным феноменом и нарушало бы права верующих соответствующей страны. Отличие светских государств от религиозных состоит не в том, что сфера религии и ее лидеры и структуры искусственно изолируются, а в том, что в светском государстве нет слияния конфессиональных структур с государственными, руководители государства не назначают религиозных руководителей, и наоборот, религиозные лидеры не участвуют в формировании властных элит государства, и в обществе присутствует религиозный плюрализм, предполагающий свободу вероисповедания и ее защиту. В этом контексте можно говорить о светскости таких стран, как Россия, Италия, Германия, другие европейские страны, США, Австралия и многие другие, и несветскости таких государств, как Ватикан, Саудовская Аравия, в которых, в частности, институты главы государства и духовного главы религиозной общины совпадают[2].
Автор настоящей статьи разделяет позицию тех, кто считает, что светскость не означает атеистичности или безразличия государства к религиозной сфере, но предполагает органичное взаимодействие и сотрудничество государства с традиционными для данного государства религиозными конфессиями в соответствии с конфессиональным выбором большинства его граждан, в том числе в такой важнейшей сфере общественной жизни, как образование.
Большинство европейских государств – это страны с развитой демократией, правовые государства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Эти государства являются светскими. Поэтому весьма интересно рассмотреть, как подходят светские государства Европы к вопросу возможности преподавания религиозных дисциплин в государственной школе.
Великобритания
Действуют также религиозные школы, например исламские, которые тоже могут получать финансирование от государства. Преподавание религии в них регулируется особо.
Германия
Основные принципы отношений государства и Церкви устанавливает Основной закон (Конституция). Особое значение имеют раздел основного права ст. 4 Основного закона, в котором гарантируется как индивидуальная, так и коллективная свобода религии, а также ст. 7 (о праве на религиозное образование). Ответственность за регулирование правового статуса Церквей возлагается на земельные органы власти (ст. 140 Основного закона). Отсюда происходят определенные различия в соответствующих законодательствах каждой конкретной земли[5] Наряду с этим существует так называемое право Церквей на заключение соглашений с каждой конкретной землей, которое приобрело большое значение в новых землях после объединения Германии. Федеральные земли заключают соглашения с земельными евангелическими Церквами, а с Католической Церковью – конкордаты. Важным примером является государственный конкордат 1933 года, который был заключен как договор между немецким государством и Святым престолом, оформленный согласно всем нормам международного права. Со времен Реформации двумя крупнейшими конфессиями Германии являются Евангелическая Церковь Германии и Римско-Католическая Церковь. Данные Церкви традиционно имели особое общественное значение в Германии, и в настоящее время они пользуются признанием и играют большую общественную роль..
Статья 7 § 3 Основного закона гарантирует изучение религии в качестве обычного учебного предмета (ограничивается ст. 141 (поправка Бремера)): изучение религии в государственных школах является обязательны учебным предметом, за исключением нерелигиозных школ. Несмотря на право государства осуществлять надзор за преподаванием, религиозные занятия проводятся в соответствии с принципами религиозных сообществ. Учителя не могут привлекаться против своей воли к преподаванию религиозных предметов.
Кроме того, обе Церкви, а с ними иудейская община и исламская федерация имеют свои конфессиональные школы (в Берлине теперь насчитывается 17 евангелических школ, 19 католических, 2 иудейских и одна исламская). Помимо этого, все религиозные сообщества имеют право открывать конфессиональные детские сады.
С 12 декабря 1999 года в Гамбурге действует закон, согласно которому (в соответствии с ст. 7 Основного закона) религиозный предмет является обязательным для изучения. По решению Высшего учебного совета Гамбурга, преподавание религии в школе преследует три задачи: содействие устранению имеющихся противоречий между религиозно-культурными традициями, укрепление способности и готовности к продолжению диалога между ними и воспитание и поддержка индивидуальной религиозности или этическо-морального мироощущения.
В Баварии уроки религии также являются обязательным предметом во всех общеобразовательных школах. Обычно на уроках религии класс разделяют на католиков и протестантов. Право на преподавание и обязанность изучения религии имеют и православные, несмотря на свою небольшую численность. Так глубоко уважается потребность реализации вероисповедания граждан. Остальным ученикам вместо религии преподается этика.
Земельные власти оплачивают до 90% расходов, связанных с преподаванием религии в школах. Кроме того, в конфессиональных школах преподавание религии является общеобязательным предметом.
Испания
Основные принципы образовательной деятельности в Испании заложены Конституцией этой страны от 27 декабря 1978 года. Статья 27 Конституции Испании устанавливает: «1. Каждый имеет право на образование. Признается свобода образования. 2. Образование имеет своей целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов общественной жизни и основных прав и свобод. 3. Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, которая соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям».
Преподавание религии осуществляется в Испании на всех уровнях – от детского образования до университета. Данные уровни включают в себя детское, начальное, среднее образование, бакалавриат и дальнейшие степени образования как государственного, так и частного.
В Испании вопросы религиозного образования детально регламентируются на уровне центрального законодательства, церковно-государственных конкордатов, актов, прямо регулирующих вопросы образования, а также в актах, касающихся других вопросов, но включающих нормы, связанные с регламентацией в области религиозного образования. Многие вопросы регламентируются и проводятся в жизнь автономными областями в рамках так называемого делегированного законодательства. Например, королевскими декретами коммуне Мадрида был передан ряд полномочий в области управления образованием. В связи с этим мадридскими властями издано значительное количество актов, регулирующих порядок, расписание, состав предметов в рамках детского, школьного, высшего и других видов образования, включая преподавание религиозных или альтернативных им предметов, в соответствии с соглашениями между государством Испании и Католической Церковью и другими религиозными объединениями. Нормативными актами урегулировано и преподавание религии в частных вузах. Преподавание художественных дисциплин на различных уровнях на основе мадридских актов должно включать изучение религиозного искусства разных эпох и в разных видах искусства. Акты бюджетного права Мадрида содержат отдельные положения, касающиеся материального обеспечения преподавателей религии.
К общим актам, регулирующим вопросы религиозного образования, в частности, относятся: королевский декрет 2438/1994 от 16 декабря, регулирующий порядок религиозного образования[8], приказ от 21 сентября 1993 года, регулирующий участие преподавателей, занятых в преподавании религии, в органах управления центров публичного управления[9].
В Испании в качестве альтернативы преподаванию религии разрешено изучать нерелигиозные этические предметы. Порядок преподавания таких предметов определен в приказе от 3 августа 1995 года, регулирующем образовательную деятельность, альтернативную изучению религии, установленную королевским декретом 2438/1994[10].
Особый корпус составляют акты, регламентирующие преподавание католической религии в государственных учебных заведениях Испании, а также порядок религиозного образования вообще. Основные принципы и нормы преподавания католической религии закреплены в соглашении между государством и Святым престолом в области образования и культуры (1979). Кроме того, ряд вопросов в данной области урегулирован в соглашении от 26 февраля 1999 года об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования.
Как уже говорилось, предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей гарантируется тем религиозным организациям, с которыми государством заключено соглашение о сотрудничестве.
Положения указанных соглашений являются основой для преподавания религии в учебных заведениях. Они органично встроены в систему испанского законодательства. Нормативно-правовые акты в области образования содержат ссылки на указанные соглашения обычно приблизительно в следующей редакции: «Преподавание осуществляется в соответствии с пунктом соглашения между Испанским государством и Святым престолом в области образования и культуры (1979) или иными соглашениями, заключенными между Испанским государством и иными религиозными объединениями». К таким актам относятся законы, декреты, приказы, касающиеся вопросов детского, начального, среднего, высшего образования, регламентирующих порядок осуществления образования, состав и режим преподавания учебных предметов, регламентирующих трудовую деятельность преподавателей и их участие в управленческом процессе.
К нормативным правовым актам, непосредственно регламентирующим порядок религиозного образования, относятся, например, королевский декрет 3/1995 от 13 января, принятый во исполнение положений соглашения между государством и Святым престолом по вопросам образования, культуры в части изучения и наименования церковных наук на уровне университетского образования; приказ от 9 сентября 1993 года, обнародовавший соглашение об экономическом режиме лиц, занятых в преподавании католической религии (веры).
Соглашения между Испанией и Святым престолом и, в частности, соглашение в области образования и культурной деятельности носят весьма конкретный характер и детально регулируют комплекс вопросов в данной области. Так, согласно пунктам III и IV ратификационной грамоты от 4 декабря 1979 года, соглашению от 3 января 1979 года между Испанией и Папским престолом, касающемуся образования и культурной деятельности, на дошкольном уровне, образовательных уровнях начальной и средней школы и технических колледжей религиозное обучение должно осуществляться теми людьми, которые каждый учебный год назначаются академической властью из числа предложенных епархиальным духовенством. Путем предварительного уведомления духовенство епархии сообщает имена тех преподавателей и лиц, которые признаны компетентными для осуществления указанной образовательной деятельности.
На региональном уровне, местном уровнях осуществляется уже не столько регламентация, сколько реализация, проведение в жизнь положений центрального законодательства и конкордатов (соглашений) с религиозными объединениями в области образования. Так, мадридское законодательство о религиозной деятельности в области образования развивает положения общего испанского законодательства и конкордатов с религиозными объединениями в сфере образования. В сферу мадридского регулирования входит реализация центрального законодательства об образования и соответствующих государственно-конфессиональных соглашений в области преподавания религии, в том числе по обеспечению преподавания религии в мадридских школах, интеграции преподавателей в систему педагогической деятельности, их участия в управлении образованием и материального обеспечения. Преподаватели религии выделены в специальном реестре должностей в бюджетных актах общины (коммуны) Мадрида.
В частности, вопросы защиты прав преподавателей религии находят свое отражение и в соглашении с Правительственным советом от 17 марта 2005 года, «которым утверждается ясно и определенно соглашение от 11 марта 2005 года окружной службы переговоров по условиям труда служащих администрации и служб, обеспечивающих главную администрацию коммуны Мадрида и ее автономных органов».
Среди специальных актов, определяющих статус преподавателей католической религии, следует назвать и соглашение от 26 февраля 1999 года об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования.
В заключение обзора регулирования преподавания религии в Испании хотелось бы заметить, что хотя в Испании в последнее время шла общественная дискуссия о преподавании католической религии в школах и на волне атеизации определенных слоев испанского общества высказывались отдельные мнения о нецелесообразности такого преподавания, однако, как отмечают испанские исследователи, эти настроения мало обоснованны и в целом не отражают реальных настроений и позиции большинства испанского общества о необходимости изучения религии в школе[11]. Как пишет испанская исследовательница Г.М. Моран, в Испании «тесные связи государства с Католической Церковью, глубоко традиционные для истории страны, не могли быть устранены при помощи закона, поскольку они обусловлены культурой самого общества»[12].
Польша
Так, если в какой-то школе учатся хотя бы три православных ученика, им уже начинают преподавать православный закон Божий соответствующие преподаватели. Важно отметить, что даже если в классе обучается меньше трех православных или представителей иных религий и конфессий, то они хотя и не могут изучать свою религию в этом классе, но не лишены такой возможности в рамках школьной программы в целом. Они получают знания о своей вере на занятиях в специальной совместной группе в одной из школ, куда приходят на уроки в определенное время.
Православных христиан в Польше сегодня проживает около 500 тыс. По словам предстоятеля Польской Православной Церкви митрополита Варшавского и всей Польши Саввы, православные ученики польских школ обеспечены всеми правами и возможностями свободного изучения основ Православия.
Таким образом, законность и право религиозного преподавания в школах Польши не только установлены государством, но гарантируются и обеспечиваются на практике.
(Окончание следует.)