Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Размышления у последней черты

Смерть всегда остается некоей величественной и пугающей человека тайной – сколько бы он ни знал о ней, сколько бы ни читал, ни слышал, ни сталкивался с ней, ни видел ее. Даже опыт пережитой клинической смерти не делает смерть как таковую более ясной и менее загадочной. Мы не знаем, как решается – не здесь, на земле, а на небесах, у Господа, – когда призвать человека в другую, вечную жизнь. Не знаем, когда этот призыв, на который невозможно не откликнуться, прозвучит в отношении наших близких, в отношении нас самих. Не знаем даже того, как именно умирает человек, что происходит с ним, почему еще за мгновение перед этим он был жив и вот – жизнь покинула его. Смерть не просто тайна, она еще и таинство.

А ведь это мгновение – мгновение умирания – так важно для нас, что ни с чем его больше и не сравнишь. Это момент истины, когда суммируется все, что собирал в себе, в своем сердце всю жизнь человек, когда определяется с предельной четкостью – где сейчас и каково его сокровище (см.: Мф. 6: 21). Это момент самого серьезного – последнего и оттого еще более серьезного – испытания: с чем будет отходить умирающий в иной мир: со страхом или радостью, с ропотом или благодарением, с молитвой или проклятием? И вопрос тут не только в том, конечно, легко или тяжело будет человеку умирать, хоть и это немаловажно. Вопрос в другом: смирение перед волей Божией, благодарение за все – и за болезнь, и за приближающуюся смерть – могут, вкупе с покаянием, спасти и того, кто жил не вполне исправно. А ропот на Бога, проклинание участи своей способны сами по себе душу погубить.

Как заглянуть в это недалекое в общем-то для каждого из нас будущее, как узнать свое сердце, понять: будем ли готовы к испытанию смертью мы сами? В полной мере это, конечно, невозможно: было бы большой ошибкой, непростительной самонадеянностью полагать, что мы сможем все сказать себе о своем последнем часе заранее. И все же… Все же надо чаще не только вспоминать о смерти, помышлять о ней, но и как бы поставлять себя на этот край здешнего бытия, прислушиваясь к тому, как реагирует и отзывается на это наша душа.

У священника, несущего приходское послушание и по пастырскому долгу своему регулярно навещающего на дому болящих и там же исповедующего, соборующего, причащающего их, появляется со временем некий удивительный опыт. Он, с одной стороны, уникален, а с другой – им можно попытаться поделиться, грех даже этого не сделать.

Видеть, как человек готовится по-христиански встретить смерть, помогать ему в этом приготовлении, напутствовать его перед переходом в вечность… Это труд, насколько важный и ответственный, настолько благодарный и благодатный: во-первых, потому, что милостыня духовная выше милости телесной и от Господа большей заслуживает награды, а во-вторых, оттого, что можешь увидеть: как это бывает, что происходит с человеком при приближении смерти.

Но бывает и так, что умирает человек, которого ты, священник, хорошо знаешь. Умирает не в одночасье, не внезапно, а на протяжении какого-то времени, день за днем. И ты приходишь к нему не только как к твоему пасомому, но и как к тому, кто тебе давно знаком, как к другу. И та внутренняя связь, душевная близость, которые были прежде, становятся крепче, теснее, глубже. И в какой-то момент ты чувствуешь себя проводником, который сопутствует человеку в очень непростом, опасном странствии. Проводником, который, впрочем, не идет до конца, который остается здесь, потому что еще не пришла его пора.

Наступает момент, который ты очень хорошо различаешь – именно благодаря этой глубине и силе связи между тобой и умирающим. Словно черта какая-то проходит, линия проводится, которая отделяет этого человека от всех, кто живет и будет жить. Это то состояние, которое обычно характеризуется коротким и сухим: «Не жилец!» Но это – с физической точки зрения. А важнее то, что чувствует в это время душа человека, начинающая ощущать, как все, связывавшее ее прежде, интересовавшее, занимавшее, мучившее и радовавшее, куда-то отступает, уходит. И сам он – тоже уходит.

И ты тоже это чувствуешь, и тебе дается какая-то поразительная возможность вместе с ним как бы перейти эту черту и, однако, не переходить ее. Это и есть опыт переживания таинства смерти. Ты понимаешь, что есть что-то, что знают сейчас лишь этот человек и ты – и больше никто. Он услышал определение Божие, прозвучавшее о нем: пора уходить, – определение, с которым бесполезно спорить, ведь это не приговор земных врачей, а решение одного-единственного Небесного Врача. И ты тоже это определение услышал.

Как же очевидно тогда становится, что подлинно имеет цену и что нет! В твоем сердце звучит столько раз слышанное: «Ныне житейское лукавое разрушается торжество суеты» (Последование мертвенное мирских тел. Стихиры на целование. Глас 2, стихира 3-я). И слова преподобного Исаака Сирина о том, что мир – величайший обманщик, и обман его познает человек лишь тогда, когда обнажит его мир от всего, что имел он, и вынесет из ворот собственного дома, – тоже звучат. И проникают в тебя так глубоко! Действительно – «до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12).

Человек уходит, а ты остаешься… Ты молишься о нем, переживаешь, надеешься на милость Божию к нему – твоя молитва с ним. Но ты сам – здесь. И ты знаешь, как, наверное, не знал еще прежде, ясно и хорошо, как жить на этом пространстве – до черты, которая однажды отделит от живущих и тебя. И хочешь поделиться этим знанием с теми, кто тебе дорог, да и вообще – кто только может тебя услышать. Делишься и видишь, что трудно это слушающим вместить: не чувствуют они того, о чем ты говоришь, так остро и так сильно. А проходит время, и ты сам перестаешь это так чувствовать. Словно исчезает все куда-то…

Но черта, та, последняя, никуда не исчезает. Она же в сущности уже проведена, это просто мы не знаем, в какой момент и как ее пересечем. Скоро или не скоро… В любом случае – скоро.

Игумен Нектарий (Морозов)

13 декабря 2012 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 397 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Она – настоящая Она – настоящая
Анастасия Рахлина
Она – настоящая Она – настоящая
Анастасия Рахлина
Размышления о смерти, вызванные тем, что так называемый «Манифест» Дмитрия Виноградова, утром 7 ноября расстрелявшего нескольких человек, собрал на странице убийцы в сети «В контакте» несколько тысяч «лайков».
Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить
«Господи, пошли мне память смертную», — повторяем мы за Иоанном Златоустом в вечерней молитве. И что же — есть она в нас, эта самая смертная память? И что она такое и почему она нам так нужна? Для того, чтобы мы боялись ответа за свою жизнь и старались поменьше грешить? Да, но не только для этого. О памяти смертной как обязательном условии духовной жизни христианина мы беседуем с главным редактором журнала «Православие и современность» игуменом Нектарием (Морозовым).
Наставники смирения Наставники смирения
Священник Димитрий Шишкин
Эти женщины не сделали в своей жизни ничего «особенного», но именно осознание этого и помогло им достигнуть смирения. И в то же время насколько труднее будет смириться тому, кто мнит себя имеющим хоть что-нибудь доброе за душой. Это-то и есть препятствие для настоящего примирения с Богом. А ведь это «мнение» многие из нас, называющих себя христианами, носят, так или иначе, в себе.
Старость, смерть и иллюзии Старость, смерть и иллюзии
Прот. Андрей Ткачев
Старость, смерть и иллюзии Старость, смерть и иллюзии
Протоиерей Андрей Ткачев
Блажен старик, который не пляшет оттого, что повзрослел для пляски. Горе старику, который рад бы плясать, но радикулит – помеха. Тогда он действительно мертв и в своих глазах, и в глазах молодежи.
Комментарии
Александр Саблев10 марта 2018, 12:52
Слава Богу за то, что дает Дух Свой пастырям нашим, за терпение Его и Любовь Его жертвенную.
Ваше Высокопреподобие, дорогой сердцу отец Нектарий, очень нравится читать Ваши статьи ( исполнять прочитанное труднее, но не слушатели угодны Богу). Помоги Вам Господь. "
Есть такая фраза: Хочешь сделать монаху зло- похвали его" Не хочу. Просто будем все читали, кто как может молиться об игумене Нектарии.
Татьяна17 июля 2014, 09:03
Низкий поклон, ИГУМЕН! Мне это сейчас так нужно....Прочла и ...силу духовную обретаю...Подготовлюсь к исповеди .Допустит Бог, причащусь на Казанскую...Спасибо!
Людмила21 марта 2014, 16:54
Да,никто не знает когда Господь призовет....но так хочется умереть по-христиански,не страшась, в здравом уме.
Видимо, молиться надо о такой кончине
Владимир 4 января 2013, 17:44
Спаси Господь! Очень сильная статья! Хорошая, добрая и вместе с тем волнующая своей необъятной темой, темой смерти людей православных и не очень. Спасибо, прочитал на одном дыхании, дай Бог усвоить для себя хоть крупицу. Аминь.
Елена18 декабря 2012, 20:20
Спаси Вас Господи! Я 12 декабря 2012 года проводила маму.и видела все это своими глазами и все это чувствовала.и меня правда многие сейчас не понимают.а я на все стараюсь смотреть другими глазами.Мамины последние слова были -Спасибо за все.Потом через некоторое время-Умираю и еще -Молитесь.И я старюсь исполнить ее волю.Помоги мне Господи.
Виктор17 декабря 2012, 02:08
Спасибо, батюшка!
Любовь16 декабря 2012, 22:42
очень нужная и поучительная статья....спаси Христос!
евгений16 декабря 2012, 12:55
очень нужные,правильные слова.храни вас Бог.
Владимир15 декабря 2012, 14:19
ДОРОГОЙ, игумен Нектарий, не могу не сказать о своем отношении к Вам. Знаю, не хочется вам лести слышать. Но Вы второй человек "со словом" (не знаю можно ли Вас назвать писателем), который вызывает во мне абсолютно неожиданное чувство - дружбы, понимания, единомыслия и сопереживания. До сих пор лишь читая Достоевского (вынесшого свою веру через горнило сомнений) я мог это испытать. Святые церкви для меня велики, но слишком велики. А читая Вас, чувствую, что есть кто-то, кто воюет там же и с тем же, но одерживает победы, значит и у меня есть шанс.
Уверен, что не я такой один. Наверняка большинство читателей испытывают тоже, но не мог не высказть, пусть коряво, но имел нужду. Недавно умерла моя мама, и был священник, который стал ей другом - икренним, любящим. За десять месяцев болезни мама стала истинно православным человеком, и по Промыслу Божию последними строками Евангелия, которые она слышала были строки о званых в одинадцатом часу и получившими свой динарий. Благ и милостив Бог. И великое чудо быть подведенным к черте добрым священником.
Пусть Господь благословит вас за труды.
Николай С.14 декабря 2012, 10:36
Очень тяжело иногда наблюдать, как не хотят умирать и боятся смерти нынешние пожилые люди – заслуженные, уважаемые и очень достойные ветераны, которые на свою беду родились и состарились в безбожное время. Кроме этой быстропреходящей и скоро заканчивающейся жизни они ничего не знают. Со смертью для них всё рушится. Поэтому так цепляются за старость, тратят пенсии и сбережения на бесполезные лекарства и каких-то мошенников и шарлатанов. Они не хотят понять, что никакие таблетки уже не вернут им молодости. Бабушки просто плачут: в больнице забрали все деньги, а здоровья не дали. Не дай Бог такой старости. А ведь наши прабабушки когда-то спокойно и достойно умирали по деревням с молитвой и упованием на Бога, а не на лекарей и знахарей, которые ничего не могут, и чудо-средства, которые ничего не лечат.
Елена.Украина13 декабря 2012, 21:40
Дай Бог,чтобы в конце своего пути мы могли сказать: "ДЛЯ МЕНЯ ЖИЗНЬ - ХРИСТОС,И СМЕРТЬ - ПРИОБРЕТЕНИЕ." (Послание к Филиппийцам,глава1,стих 21).
Юрий13 декабря 2012, 21:14
Спасибо!
Дмитрий (Девятихвостый)13 декабря 2012, 14:21
Два дня назад погиб знакомый мне человек.
Она была жизнерадостной и живой по духу женщиной. Годы брали свое, но она была очень активна.
Ехала на такси на работу, таксист начал обгон и не увидел встречку.
И не стало человека.
Что от нее зависило?
Ничего.
Вообще ничего.
Кто знал?
Никто.
Готов был человек?
Совсем не готов. И даже не думал об этом и не догадывался.
Царство её небесное! Пусть Господь ее помилует!

В такие моменты мне страшно. Потому что я тоже совсем не готов.
Очень хорошая статья. И очень вовремя.

P.S. Водитель жив.
Андрей13 декабря 2012, 13:59
Спаси Христос!
Николай13 декабря 2012, 13:21
Спаси Вас Господь!
Вера13 декабря 2012, 11:44
Ничто так не отличает христианина от неверуюшего, как отношение к смерти. Неверующий не хочет о ней ничего слышать и знать, живет так, как будто будет жить вечно на этой земле. Спасибо, отец Нектарий, за напоминание о нашем скором уходе.
Галина13 декабря 2012, 11:43
Спасибо,отец Нектарий!Остро и сильно почувствовала ваши слова.Они прозвучали очень вовремя для меня.Спасибо.
р.б.Сергий13 декабря 2012, 11:21
СЛАВА БОГУ за это, напоминание о СТРАХЕ БОЖИЕМ в сердце нашем.
"Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога." (1Кор.,IV,5)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×