Слово Патриарха

Неделя 27-я по Пятидесятнице

    

Святость – это и есть актуализация Божественного слова

Святость – это и есть актуализация Божественного слова в человеческой личности, и если бы этой актуализации не было, то, наверное, люди не воспринимали бы его как слово живое. Каждое последующее поколение, открывая Евангелие, воспринимает этот текст как живое Божественное слово именно потому, что оно отобразилось во всей истории Церкви. Оно отобразилось в первую очередь в жизни святителей, имена которых Церковь бережно сохраняет и которым возносит богослужебное поклонение. Таким ярчайшим представителем веры Христовой, свидетелем чистоты, неизменности и вечности Евангелия был святитель и чудотворец Николай, жизнью и трудами своими запечатлевший верность Господу и Божественному слову. Вот почему мы особенно почитаем этих выдающихся людей. Мы возносим им сегодня молитвы как живым.

Из слова после Литургии
в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга
19 декабря 2016 года, в день памяти святителя Николая,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Стучаться в дверь каждого человеческого сердца

Будучи соработниками и служителями Господа, мы призваны стучаться в дверь каждого человеческого сердца, дабы приобщить людей ко Христу, поделиться с ними опытом жизни в молитве и доброделании, разделить с ними радость о Святом Духе. Мы призваны возвышать наш пастырский голос, свидетельствуя о непреходящей значимости Евангелия Христова. В нынешнее время, когда еще недавно казавшиеся условными национальные, социальные, государственные границы становятся трудно преодолимыми барьерами между отдельными людьми и целыми народами, когда в обществе нарастает напряженность, пастырское служение должно особенно проявлять себя как служение сострадания и утешения, мира и исцеления.

Мы призваны Спасителем быть солью земли

Миссия Церкви во все времена была сопряжена с немалыми сложностями и испытаниями, ибо мы несем миру весть о Распятом и Воскресшем Господе – для одних соблазн, для других безумие (см.: 1 Кор. 1: 23). Мы призваны Спасителем быть солью земли (Мф. 5: 13) и возвещать ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6: 68). И дай Бог, чтобы наши скромные труды и усилия в Винограднике Христовом обрели милость и благоволение в очах Создателя, да получим от Него добрый ответ на Страшном Суде и войдем в радость нашего Небесного Отца.

Из доклада на ежегодном Епархиальном собрании
духовенства Москвы в храме Христа Спасителя,
22 декабря 2016 года

Любовь определяет доминанту нашей жизни

А если посмотреть на жизнь современного человека? Сколь многое мы, приобретая или созидая, начинаем любить больше всего! Это обременяет, по слову преподобного Макария, наш ум, овладевает всем нашим существом. Так вот, для того чтобы человек не сбился с жизненного пути, чтобы он не потерял способность идти по единственно правильному пути, его ум должен быть обременен высшей ценностью, высшей силой, высшей красотой и высшим разумом – то есть Божественным разумом, Божественной силой и Божественной красотой. И этого невозможно достичь посредством исключительно интеллектуального поиска, иначе преподобный Макарий не сказал бы «возлюбил», потому что в любви проявляется вся сила человеческой природы – и разум, и воля, и чувства.

Любовь определяет доминанту нашей жизни. Вот почему жизнь без любви – это очень опасная жизнь. Тогда и доминанты не существует. Тогда нет ничего, что обременяет ум и овладевает человеческим существом. Но мы знаем, как преходяща порой наша любовь к отдельным людям, или к каким-то героям, или к каким-то человеческим или историческим явлениям. Это чувство может прийти, а затем уйти. И только одна любовь никогда не престает – это любовь человека к Богу. И познание Бога проистекает не от рациональных рассуждений, хотя с них может начинаться, а от состояния человеческой души. И когда мы любим Бога реально, Он становится доминантой нашей жизни, а все остальное отступает. Тогда в соответствии с этой великой доминантой выстраивается вся система ценностей, и оказывается, что эта система и есть самая правильная, потому что в центре ее – не человек, а Бог.

Из истории мы знаем, как под влиянием определенных философских идей люди отказывались от этой доминанты. Они перестали рассматривать Бога как центр бытия, центр их собственной жизни и самих себя поставили в этот центр. С этого момента и началось пагубное развитие человеческой цивилизации, которое приводит людей от кризиса к кризису, от кошмара к кошмару, от войны к войне. И никакие усилия людей, никакое образование, никакая наука, никакие достижения, никакой светский гуманизм не способны прервать эту спираль пагубного развития человеческой цивилизации. Совершенно неслучайно люди говорят, что мы живем в страшное время, хотя ничего особенно страшного нет, – разве можно сравнить нашу жизнь со временами войны и со страданиями наших родителей? А люди сердцем чувствуют, что с родом человеческим происходит что-то не то – и ведь правильно чувствуют. И происходит это не потому, что люди заблуждаются, а потому, что они потеряли жизненную доминанту – Бог ушел из их жизни.

Храм и есть подлинная школа благочестия

А как же вернуть Господа? Кто-то может сказать: нужно больше хороших телепередач, хороших книг, хороших слов… Да, наверное. Но ни передачами, ни словами, ни книгами не вернешь Бога в сердце, не полюбишь Его. Полюбить Его можно только в тот момент, когда ты чувствуешь прикосновение Его благодати, Его энергии. Чаще всего это происходит в храме Божием. Храм и есть подлинная школа благочестия, именно здесь человек обретает возможность прикоснуться к Богу и полюбить Его. Может, потому так и восстают против строительства храмов? Не против книг, не против телепередач, не против статей в газетах, а именно против храмов, потому что в храме происходит тайна приобщения человека к Божественной благодати, прикосновение человека к божественной жизни. Тогда Бог перестает быть философской, умозрительной, далекой от жизни и от сердца категорией. Он входит в нашу жизнь, обременяет, по слову преподобного Макария, наш разум и овладевает нами.

Вот поэтому мы и строим храмы, и не только в городе Москве. За последние шесть лет более пяти тысяч храмов построено в нашей Русской Православной Церкви, и за каждым из них, конечно, стоят люди – те, кто отдавал свои средства, те, кто организовывал других людей, кто вдохновлял, кто молился. И сам процесс строительства храмов – это великое дело, лучше сказать, великое созидание душ наших и, может быть, нового мира, более светлого и справедливого.

Из слова после Литургии
в храме святителя Спиридона Тримифунтского
в Нагатинском Затоне, г. Москва, 25 декабря 2016 года

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительный пример мученичества – это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если мы хотим быть свободными людьми, если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается и личной жизни человека, и семейной, общественной, государственной жизни.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
амый главный и правильный путь к богопознанию – это любовь к Богу в сердце, которая предпочтительнее, чем путь ума. Путь ума тоже нужен, но он никогда не соединит человека с Богом, если человек не чувствует Бога сердцем, если он не чувствует к Нему любви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святитель Николай воспринимается нами как русский святой потому, что прошел вместе с нами тяжелейшую кровавую историю нашего народа. И с ответом святителя на нашу молитву мы связываем избавление Отечества от многих и многих исторических катастроф.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами – рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви, кто через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь – по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой.
Комментарии
Светлана31 декабря 2016, 12:32
Спаси Господи Святейшего! Как он все правильно говорит и делает! Это очень вдохновляет и укрепляет. И мы, христиане, должны быть ему опорой, а не какой-то аморфной массой, у котрой Бог якобы "в душе". Христианство -это жизнь!!!
Александр Алексеевич26 декабря 2016, 22:37
Для того, чтобы освятить и возродить всю нашу огромную Россию необходимо очень много храмов. Святейший Патриарх всё делает очень правильно. Какие у нас в России замечательные Патриархи!
Геннадий Половченя26 декабря 2016, 15:10
Потому, что в центре ее – не человек, а Бог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×