Юродивые

В.И. Суриков. «Юродивый». Фрагмент картины «Боярыня Морозова».
В.И. Суриков. «Юродивый». Фрагмент картины «Боярыня Морозова».
Один из самых известных университетских профессоров, читая свои лекции по богословию, не без иронии замечал, что такие понятия, как «грех» или «бес», вызывают смущение образованной публики, – так что напрямую, без культурологических оговорок, использовать их в серьезном разговоре с интеллигентными людьми практически невозможно. И рассказывал следующий анекдот: некий миссионер, выступая с проповедью в техническом ВУЗе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые появляется мысль о преступлении. Пытаясь говорить с аудиторией на ее языке, он сформулировал такую фразу: «Мысль о преступлении человеку телепатически транслирует трансцендентально-ноуменальное тоталитарно-персонализированное космическое зло». Тут из-под кафедры высовывается голова изумленного беса: «Как ты меня назвал?»

Дело в том, что истина не боится спора. Истину нельзя уничтожить. Поэтому мир придумал эффективный способ ее утилизировать – как некий опасный радиоактивный материал, который запаивают в непроницаемый свинцовый контейнер и закапывают на отдаленном пустыре. Сначала истины, добытые великими умами в мучительной борьбе, становятся привычными и обыденными. То, что было долгожданным трофеем для отцов, становится игрушкой для детей, наподобие дедовых медалей и орденских планок. Люди привыкают относиться к истинам как к чему-то само собою разумеющемуся. Затем привычное становится банальным и от него пытаются отделаться посредством цинизма, иронии и кавычек. «Нет, брат, это все распущенность, пустота! – говорит тургеневский Базаров. – И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». В конечном итоге осмеянная и окарикатуренная истина под видом фольклора вообще выводится из дискурсивного поля. Добро и зло начинают ассоциироваться исключительно с «избушкой на курьих ножках», а такие вещи как подвиг и предательство без кавычек сохраняются разве что в детском обиходе – наравне с «бабаем» и «доброй феей».

«Христиане верят, что Иисус из Назарета, якобы одним словом исцелявший больных и якобы воскрешавший мертвых, якобы и Сам воскрес на третий день после смерти». Только так, в смирительной рубашке кавычек, в окружении слов-санитаров евангельская Истина и может войти в «просвещенное» собрание светских людей.

Горделивый ум оказывается неспособен сделать Истину даже предметом критики. «Что есть истина?» – иронически вопрошает иудейский прокуратор и, не дожидаясь ответа, проходит мимо Того, Кто Сам есть Истина и Жизнь.

Этот процесс чутко отображает литература. В предисловии к сборнику «Русские цветы зла» Виктор Ерофеев прослеживает пути отечественной литературной традиции, отмечая, что в новый и новейший период «разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена... между положительными и отрицательными героями... Любое чувство, не тронутое злом, ставится под сомнение. Идет заигрывание со злом, многие ведущие писатели либо заглядываются на зло, завороженные его силой и художественностью, либо становятся его заложниками... Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к "грязному" слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между "черным" отчаянием и вполне циничным равнодушием. Сегодня мы наблюдаем вполне закономерный итог: онтологический рынок зла затоваривается, бокал до краев наполнился черной жидкостью. Что дальше?»

Ответ на поставленный вопрос можно найти в истории, знающей немало подобных ситуаций. Дошедший до патового состояния декаданс может быть преодолен посредством нарочитого безумия. Юродивый, или, по красивому поэтическому выражению Натальи Ростовой, «человек обратной перспективы», ломает извратившийся мир эпатирующим жестом, подвергая поруганию «священные» символы ложной культуры и удивляя людей той серьезностью, с которой он говорит о «сказочных» вещах, срывая с них привычные кавычки. Блаженный берется за дело там, где человечность воспринимается как слабость, а хамство считается проявлением силы характера; где священники названы «паразитами общества», а героями дня становятся спортсмены, клоуны и кулинары – словом, там, где культура перестает взращивать человека и, наоборот, начинает его губить потому, что добро и зло в ней поменялись местами.

«Не подниму руки на брата моего» – говорили великие русские святые Борис и Глеб. В культуре феодальной раздробленности «брат» – синоним слову «конкурент». Это тот, из-за кого у тебя меньше земли и власти. Убить брата – все равно, что победить конкурента, – дело достойное настоящего князя, свидетельство его сверхчеловеческой натуры и привычный образ мужества. Святые слова Бориса, впервые прозвучав в русской культуре, несомненно, казались загадочным бредом юродивого.

Юродство принято считать специфической формой христианской святости. Однако к этому средству возвращения истин из «культурного архива» часто прибегали еще древнегреческие философы. Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «Ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев. Когда его однажды хвалили дурные люди, он сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»

Когда один развратный чиновник написал у себя на дверях: «Да не внидет сюда ничто дурное», Диоген спросил: «А как же войти в дом самому хозяину?» Некоторое время спустя, он заметил на том же доме табличку: «Продается». «Я так и знал, – заявил философ, – что после стольких попоек ему будет нетрудно изрыгнуть своего владельца».

Сим, казначей тирана Дионисия, был отвратительным человеком. Однажды он с гордостью показывал Аристиппу свой новый дом. Оглядев пышные комнаты с мозаичными полами, Аристипп откашлялся и сплюнул в лицо хозяину, а в ответ на его ярость сказал: «Нигде не было более подходящего места».

Юродство, помимо прочего, делает человека маргиналом и потому способно быть весьма действенным лекарством против тщеславия. Ложная честь побуждает нас казаться перед людьми лучше, чем мы есть. Именно поэтому рассказать о своем грехе на исповеди оказывается труднее, чем его совершить. В этом случае нам может помочь пример мудрецов и святых, исполнивших слова Христа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Сергей Мазаев

10 апреля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег 10 мая 2017, 18:43
Мир Вам!
Хорошо написано..Дай Вам Бог ещё своим непосредственным присутствием где-бы то ни было..зажигать в сердцах-Огонь,тот самый Огонь который обжигая,обложку сомнений..оставляя лишь,Кристал-Истины!
с Уважением.Олег
Ramon Ruso22 октября 2014, 22:03
Благодарю Вас, очень интересно и поучительно!
Максим 5 июля 2013, 20:10
Истина в Христе! Дай Бог всем благодати.
Н.К.С.14 июня 2013, 23:13
СПАСИ БОГ! Блаженные ,Христа ради юродивые, любимая для меня тема. Очень благодарна Вам Православие.ru, за публикацию этого рассказа-были, исторического, вразумляющего, отрезвляющего и подающего надежду, что каждый читающий сие творение, явно задумается. Согласен он или не согласен, но равнодушным не останется.
Николай16 октября 2012, 19:04
Есть у меня один знакомый. Он немного болен(психические искажения). Общаться можно,даже интересно,но иногда выкинет какую-нибудь нелепость,так хоть стой-хоть падай... Так вот,он несколько раз влюблялся в девушек(каноны канонами,а сердцу не прикажешь,тем более у него теория была,что любовь побеждает все),а они как только видят что-то не так - сразу исчезали... Горевал он горевал,даже боролся,разыскивал,хотя ему это нелегко,а потом стал говорить по-христиански: дал Бог женщину-любовь;взял Бог женщину-любовь - буди имя Его благословенно отныне и до века! Потом понял он,что не ту любовь всепобеждающей считал - перепутал по болезни! Любовь Христова теперь для него единственный смысл жизни и дела ее. А в женщин он теперь специально влюбляется,по привычке,и выбирает то все потрясающих - пока говорит всем сердцем к ней не прикиплю,жертва этой любовью,ради божественной - неполноценна. И многих чрез это учит жертвенной любви,чтобы переживали друг друга как братьев и сестер в первую очередь,а потом уж баловство всякое,скоропреходящее!..
Анна27 мая 2012, 14:50
Екатерине
Мне 27 лет, я тоже иногда не желаю раскаяться и изменить себя, но проходит время, и я понимаю, что моя жизнь тщетна. И думаю, любой молодой человек, который пытается "жить по-современному" ощущает эту пустоту временами или, даже постоянно. Думаю, наступит время, и отчаявшийся в жизни, будет искать выход и придет к истинному Богу.
Виталий14 апреля 2012, 20:09
Полезная статья , особенно для одного прежде уважаемого мною "деятеля культуры" . Этот внешне обаятельный , обладающий юмором человек недавно выпустил монографию , где собрал воедино все когда-либо написанные русскими классиками матерные опусы . Поистинне не знаем мы ,как наше слово отзовётся . И этот человек теперь утверждает , что мат принадлежит на этом основании к достижению культуры , что он необходимая , дополняющая лексикон вполне допустимая часть русского языка . Он повидимому тоже считает ( также как наверное и " муси - пусси ") , что своим эпатажем выводит ханжей на чистую воду и возможно находит что и сам с ними стоит на одном культурном уровне .Но между юродивым и ним есть большая разница : если того и другого " раздеть " , т.е. отбросить весь их эпатаж , то он останется голым , а настоящий юродивый "во Христа облечённым" .
Алексей11 апреля 2012, 16:50
Спасибо, очень актуальная тема.
Недавно в одной из газет скандалисток "Пусси райот" всерьез приравнивали к юродивым, блистая "эрудицией" в этом вопрсе, но без капли понимания того, Кто двигал юродивыми в их странных по меркам мира сего поступках и кто - участницами группы. Очень переживаю оттого, что много таких вот аналогий, рожденных элементарной душевной и интеллектуальной ленью, выходит в тираж.
12311 апреля 2012, 15:56
Анекдот - 5 баллов!

Аллегория про брата=конкурента очень трезвая, спасибо!
Вот эта цитата "В культуре феодальной раздробленности «брат» – синоним слову «конкурент». Это тот, из-за кого у тебя меньше земли и власти. Убить брата – все равно, что победить конкурента,...".

Почти повсеместная ошибка, если встречу исключение - сразу попрошусь на работу к такому счастливому исключению(!). И в семьях - тот же подход, за имущество, увы.
Еще раз - спасибо!
Артемий11 апреля 2012, 14:18
Простите, может мне показалось но тема ЮРОДСТВА не расскрыта, или так было задумано) Но статья от этого ни как не пострадала!! очень много умных изречений, много хороших мыслей и примеров... С удовольствием прочитал и подчеркнул для себя!! спасибо! Спаси нас Господи!
Екатерина11 апреля 2012, 11:34
Современные люди ищут удобного "бога", который оправдает их нежелание раскаяться и изменить себя и свою жизнь. Люди упрямо хотят исправить окружающий мир, всех ближних и дальних. Хотят построить свою вселенную взамен сотворённого Богом бытия и установить свои законы, приспособить Писание для своих нужд и интересов, произвольно вырывая цитаты для самоуспокоения и самооправдания. Возможно, это и есть часть диавольского замысла о разрушении Божественного мироустройства. Уже самый факт, что слово "бес" вызывает горделивую усмешку у современного человека, говорит о том, что он находится в плену ложных убеждений. В новом веке тёмные силы действуют скрытно, ненавязчиво и завуалировано. Они стремятся отнять у человека время его жизни, убедить его свернуть с пути, отвлечься от мыслей о себе, своём предназначении. И это с успехом делается с помощью СМИ, интернета и других массовых развлечений. Кроме того, в сознание людей внедряются заведомо ложные теории, направленные на восприятие основных духовных категорий, как устаревших, их замену враждебными человеческой природе понятиями. Подмена ценностей и искажение тысячелетних традиций толкования Священных текстов Ветхого и Нового Завета , которое особенно активно началось в новейшей истории человечества, свидетельствует о приближении тех времен, когда мерзость запустения будет в сердцах и душах людей.
Елена11 апреля 2012, 10:27
Спасибо!!! трижды "да" под каждой мыслью! ))
Дмитрий11 апреля 2012, 08:45
Спаси Вас Господи Сергей за хорошую статью, интересные мысли! Много материала для размышления.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×