Андрей Яхнин |
Это не первый конкурс, в котором мы участвовали, поэтому к результату все отнеслись спокойно. При этом отношение к победившему проекту может быть самым разным, и это вполне нормально. Однако публичное обсуждение одних участников конкурса другими, тем более когда одни — проигравшие, а другие — победители, всегда считалось в профессиональной среде не очень корректным.
Тем не менее, в последнее время в публичном пространстве вокруг конкурса наблюдается некий эмоциональный накал, более того, похоже, назревает скандал. Победивший эскиз обсуждают как уже реализованный проект, находя в нем все новые и новые изъяны, а его авторов обвиняют во всех возможных и невозможных грехах.
На днях вышла публикация в газете «Известия», где мое мнение о победившем проекте, высказанное корреспонденту достаточно осторожно и сопровожденное просьбой не публиковать его без предварительного согласования, было свободно интерпретировано и опубликовано в общем контексте высказываний «возмущенной общественности».
В связи с этим считаю необходимым сказать некоторые важные вещи как коллегам, так и собратьям по вере.
Итак, во-первых, хотелось бы напомнить, что решение о выборе проектировщика всегда принимает заказчик, несмотря на то, что это иногда бывает нам неприятно. В то же время, уровень сложности данного проекта настолько высок, а степень проработки конкурсных предложений настолько мала, что говорить о победившем эскизе, как о конечной версии проекта может только профан. Такой проект обычно реализуется огромным числом специалистов в течение очень долгого времени и, скорее всего, он будет изменен и трансформирован до неузнаваемости не единожды.
Во-вторых, разговоры об общественной значимости этого проекта и необходимости его общественного обсуждения — не более чем популизм. Профессионалам известно, какая бесконечная цепь согласований предстоит заказчику, прежде чем такой проект начнет реализовываться. Эта цепь предполагает также и публичные слушания по нему с участием жителей микрорайона. Поэтому говорить о широком общественном обсуждении проекта на данном этапе просто бессмысленно. Обсуждать пока нечего.
И наконец, в третьих — самое главное. Все мы знаем, какая массированная и хорошо организованная кампания против Церкви была проведена совсем недавно. Мы понимаем также, что она была не последней и, возможно, даже не самой сильной. В свете этого, любой неоднозначный информационный повод, связанный с Церковью, может быть использован для очередного витка такой кампании. Поэтому, принимая участие в возне вокруг несуществующих проблем, мы можем невольно стать пособниками антицерковных сил, которых на самом деле вовсе не беспокоит будущий облик Сретенского монастыря.
Их просто раздражает Русская Церковь, которая не только не соглашается уйти с глаз долой — в катакомбы, но еще и претендует на особое место в русском обществе.
Не будем забывать об этом, даже в моменты «праведного возмущения» и заботы об «общественной пользе».
Спасибо Андрею за изложение его мнения.
Православным же пожелание, будьте бдительными. Если автор называет себя добрыми русскими именами, это не значит, что он такой и есть. Враг коварен и у него тысяча имен на каждую ситуацию и каждый день.
Соглашусь с Татьяной (2013-03-25 14:52).
Ещё один помпезный "дворец съездов" в монастыре.
На мой вкус , проект-победитель отвратителен.
http://www.pravmir.ru/cobor-sretenskogo-monastyrya-v-moskve-konkurs-proektov/
Качество ниже среднего - практически все плохо читаемы; у некоторых работ искажены не только цвет, но и пропорции; некоторые (в том числе и победитель) показаны не в полном объёме.
Но это всё, что есть на сегодня...
Кстати, я правильно понял, что победитель конкурса предлагает иконостас с царскими вратами разместить в экстерьере, т.е на фасаде храма?
Будем надеяться на то, что в монастыре вообще построят храм, который конечно же необходим.
Знаете, чем отличаются старинные постройки от современных? - там есть душа, а здесь - рационализм. Важно не только духовное состояние строителей, но и некоторые приёмы (например, в старинных храмах практически не бывает прямых углов и др....).
А сейчас - типовой набор элементов. И в данном случае - тоже.
Простите за дилетантские рассуждения, я не архитектор.
Моё мнение совпадает с мнением по данному вопросу диакона Eфрема: "почему не взять за основу новгородский или псковский стили XIV-XV вв?"
Моя позиция как православного христианина, иконописца и историка искусств: 1) храм необходим (и из-за огромного числа прихожан монастыря, и как памятник новомученикам), 2) хочется, чтобы это был храм с достойной его архитектурой (живописью и всем прочим), 3) выигравший конкурс проект вызывает у меня (все-таки наверное не зря проучившегося 9 лет в области искусства, церковного искусства) огромное число претензий. Просто очень хочется увидеть в Сретенском монастыре что-то более хорошее. При огромном числе участвовавших в конкурсе проектов, среди которых можно запросто отобрать десяток более удачных, развожу в недоумении руками... Понятно, что не все историки искусств и эдакие эстеты, но все же, хочется надеяться на лучшее!..
В-четвёртых, допускать к участию в конкурсе "Моспроект-2" было нельзя. Объявление любого конкурса подразумевает, что все участники изначально находятся в одинаковых стартовых условиях. Если же это не так, то вся затея превращается в фарс. А "Моспроект-2" (объявленный вторым победителем) работал над этим объектом несколько лет... Фарс, да и только!!!
Далее, можно продолжать... Но стоит ли?
P.S. Прошу заметить, что в своём комментарии я не делал двух вещей:
1. Не критиковал Русскую Православную Церковь;
2. Не критиковал работу, занявшую первое место.
Далее с моей невысокой колокольни...
С С.Титовым нельзя не согласиться - конкурс был действительно организован непрофессионально. Но дело не в том, что было много "ИЗО-студий и других подобных творческих коллективов, не имеющих специфических архитектурных знаний"(С.Титов). Это совершенно не критично и даже очень продуктивно (для тех же самых изостудий). Опыт и знания - штука наживная.
Дело в другом - в том, что "очень авторитетное жюри"(цитата архимандрита Тихона) допустило несколько крупных ляпов.
Во-первых, подобного рода конкурсы если и делаются открытыми для подачи работ, то обязательно делаются закрытыми по форме подачи материала - планшеты подписываются шифром (или девизом). А данные об авторах подаются в запечатанных конвертах с точно таким же шифром (или девизом). Делается это для того, чтобы исключить всякий соблазн "судить по одёжке", так сказать "не взирая на лица", а оценивать исключительно содержание предоставленных проектов.
вразумлять. Наталья
А другой аспект этой проблемы, которую автор создал себе сам (оправдаться, что не совсем то и не так он говорил) - не понятен, мягко говоря.(А если он и сам участвовал в конкурсе - то вдвойне). Что-то не верится, что интервью Андрей согласился дать под пытками...
"БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕ НЕЧЕСТИВЫХ"... и "НЕ ДАВАЙТЕ ПОВОДА, ИЩУЩИМ ПОВОДА"... (Он и без нашей помощи его найдёт!)
Обидно, когда мы сами подставляемся в ситуациях, которые можно избежать. Простите, Андрей, может и резковато, но честно.
Полностью с Вами согласна.
Спасибо Вам огромное, что выразили мысли большинства верующих!
Слава Богу!
Основная проблема победившего "проекта" в том, что архитектурным проектом он не является. Это коллаж, собранный из разномасштабных источников, в этом мог убедиться любой, кто видел его вживую на выставке, репродукция в интернете не может в полной мере продемонстрировать этот эффект (эффект коллажа). Поэтому это "произведение" не реалезуемо современными строительными средствами, а по своему масштабу скорее близко к шкатулке, а не к монументальному сооружению.
Что касается вашей статьй, то не совсем ясно к чему Вы призываете...Перестать обсуждать результаты конкурса только потому что этот конкурс относиться к православной церкви?
Считаю этот путь гибельным для темы. Есть профессиональная архитектурная тематика и есть профессиональное сообщество которое в большенстве своём, как мне кажется, искренне радеет за качество городской среды и конечно же обсуждает этот вопрос...Вас это смущает?
Основная проблема проведённого конкурса в том, что он не был профессиональным архитектурным, т.е. на равне с архитектурными проектами были выставлены наработки ИЗО-студий и других подобных творческих коллективов не имеющих специфических архитектурных знаний.
Полностью поддерживаю обращение автора!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!