Открытое обращение по поводу конкурса на проектирование храма в Сретенском монастыре

Андрей Яхнин
Андрей Яхнин
В конце прошлого года Сретенский монастырь объявил конкурс на проектирование храма Новомученников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. В этом конкурсе участвовало более сорока эскизных проектов, в том числе и проектное предложение, выполненное нашей компанией. В феврале были подведены итоги конкурса и объявлен его победитель. Наш эскиз, как и многие другие, не был отмечен конкурсной комиссией как возможная основа для будущего проекта.

Это не первый конкурс, в котором мы участвовали, поэтому к результату все отнеслись спокойно. При этом отношение к победившему проекту может быть самым разным, и это вполне нормально. Однако публичное обсуждение одних участников конкурса другими, тем более когда одни — проигравшие, а другие — победители, всегда считалось в профессиональной среде не очень корректным.

Тем не менее, в последнее время в публичном пространстве вокруг конкурса наблюдается некий эмоциональный накал, более того, похоже, назревает скандал. Победивший эскиз обсуждают как уже реализованный проект, находя в нем все новые и новые изъяны, а его авторов обвиняют во всех возможных и невозможных грехах.

На днях вышла публикация в газете «Известия», где мое мнение о победившем проекте, высказанное корреспонденту достаточно осторожно и сопровожденное просьбой не публиковать его без предварительного согласования, было свободно интерпретировано и опубликовано в общем контексте высказываний «возмущенной общественности».

В связи с этим считаю необходимым сказать некоторые важные вещи как коллегам, так и собратьям по вере.

Итак, во-первых, хотелось бы напомнить, что решение о выборе проектировщика всегда принимает заказчик, несмотря на то, что это иногда бывает нам неприятно. В то же время, уровень сложности данного проекта настолько высок, а степень проработки конкурсных предложений настолько мала, что говорить о победившем эскизе, как о конечной версии проекта может только профан. Такой проект обычно реализуется огромным числом специалистов в течение очень долгого времени и, скорее всего, он будет изменен и трансформирован до неузнаваемости не единожды.

Во-вторых, разговоры об общественной значимости этого проекта и необходимости его общественного обсуждения — не более чем популизм. Профессионалам известно, какая бесконечная цепь согласований предстоит заказчику, прежде чем такой проект начнет реализовываться. Эта цепь предполагает также и публичные слушания по нему с участием жителей микрорайона. Поэтому говорить о широком общественном обсуждении проекта на данном этапе просто бессмысленно. Обсуждать пока нечего.

И наконец, в третьих — самое главное. Все мы знаем, какая массированная и хорошо организованная кампания против Церкви была проведена совсем недавно. Мы понимаем также, что она была не последней и, возможно, даже не самой сильной. В свете этого, любой неоднозначный информационный повод, связанный с Церковью, может быть использован для очередного витка такой кампании. Поэтому, принимая участие в возне вокруг несуществующих проблем, мы можем невольно стать пособниками антицерковных сил, которых на самом деле вовсе не беспокоит будущий облик Сретенского монастыря.

Их просто раздражает Русская Церковь, которая не только не соглашается уйти с глаз долой — в катакомбы, но еще и претендует на особое место в русском обществе.

Не будем забывать об этом, даже в моменты «праведного возмущения» и заботы об «общественной пользе».

Андрей Яхнин

11 марта 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Купола над Москвой Купола над Москвой
"Деловой завтрак" с Владимиром Ресиным в Сретенском монастыре
Любовь Проценко
Такого "Делового завтрака" - в действующем мужском монастыре - у "Российской газеты" еще не было. Но именно сюда пригласил журналистов Владимир Ресин. Строя Москву почти шесть десятков лет в самых разных должностях, от мастера до главы стройкомплекса, первого вице-мэра Москвы и до нынешней - депутата Государственной Думы, он всегда знает лучшие точки, откуда особенно хорошо видно: чем старше российская столица, тем краше она становится.
Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме
ФОТОРЕПОРТАЖ
Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Божественная литургия и благодарственный молебен в новом храме Сретенского монастыря
ФОТОРЕПОРТАЖ
Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко
28 мая в новом храме Сретенского монастыря состоялась первая воскресная Божественная литургия.
Выше страдальцев за веру — только Христос Выше страдальцев за веру — только Христос
Алексей Реутский
Руками художников Дарьи Шебалиной и Михаила Леонтьев а украшены более пятнадцати храмов по всей России. Но в новом храме Сртенского монастыря нет композиций, которые когда-либо использовались в других храмах, все сделано супругами впервые.
Строительство нового храма: как это было Строительство нового храма: как это было
ФИЛЬМ ТК «Россия»
Строительство нового храма: как это было Строительство нового храма: как это было
ФИЛЬМ телеканала «Россия»
О том, как возводился храм, рассказывают строители, архитекторы, дизайнеры, инженеры, художники, иконописцы и многие другие.
В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности
Академик Игорь Воскресенский
В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности В храме Новомучеников есть важный элемент преемственности
Беседа с академиком Игорем Николаевичем Воскресенским
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Сохраняя ноту торжественности и скорби, одновременно храм Новомучеников является очень жизнеутверждающим. Внутри это торжество превращается в праздник победы духа, выраженный в красках, форме, убранстве.
Великое освящение нового храма Великое освящение нового храма
ФОТОРЕПОРТАЖ
Великое освящение нового храма Великое освящение нового храма
ФОТОРЕПОРТАЖ
Гурий Балаянц, Анатолий Горяинов, Иван Ткаченко
Великое освящение храма Святейшим Патриархом Кириллом, перенесение мощей священномученика Илариона, Божественная литургия.
«Здесь душа переполняется радостью» «Здесь душа переполняется радостью» «Здесь душа переполняется радостью» «Здесь душа переполняется радостью»
Гости и прихожане Сретенского монастыря – о новом храме обители
Храм такой благолепный, величественный, светлый, в нем ощущается радость. Когда в него входишь, хочется сказать именно «Христос воскресе!»
Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку Храм примирения: собор Новомучеников Российских «освятил» и украсил Лубянку
Десятилетие восстановления единства Русской Православной Церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции Епископ Тихон: храм Воскресения и Новомучеников освящается в год 100-летия революции
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
В Сретенском монастыре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение нового храма Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Комментарии
Василий Н.22 декабря 2014, 00:56
Юрий, если я правильно понял, это вы приравниваете к врагам всех, кто против сноса или кому не понравился именно данный проект?
Галина15 декабря 2014, 22:29
Спасибо! Жемчужина!Андрей, храни Вас Господь!
Юрий 7 января 2014, 11:53
Отличный проект и правильное решение о создании такого ХРАМА!
Спасибо Андрею за изложение его мнения.
Православным же пожелание, будьте бдительными. Если автор называет себя добрыми русскими именами, это не значит, что он такой и есть. Враг коварен и у него тысяча имен на каждую ситуацию и каждый день.
читатель25 марта 2013, 17:31

Соглашусь с Татьяной (2013-03-25 14:52).
Ещё один помпезный "дворец съездов" в монастыре.
На мой вкус , проект-победитель отвратителен.
Татьяна25 марта 2013, 14:52
В Московском Кремле снесли Чудов монастырь и другие "ветхие" постройки для того, чтобы на их месте воздвигнуть Кремлевский Дворец Съездов. Веяние времени! Что останется от старинного Московского Сретенского монастыря? Приукрашенная "типовая французская школа" на месте Собора? Расписная компьютерная компиляция на 2000 человек? А Дух Первопрестольной православной Москвы? В архив? Статья Андрея Яхнина, на мой взгляд, напоминает ДЫМ, который подпускают при съемке фильма.
Сергей Жаботинский18 марта 2013, 15:24
Вот в сети появились фотографии работ претендентов:
http://www.pravmir.ru/cobor-sretenskogo-monastyrya-v-moskve-konkurs-proektov/
Качество ниже среднего - практически все плохо читаемы; у некоторых работ искажены не только цвет, но и пропорции; некоторые (в том числе и победитель) показаны не в полном объёме.
Но это всё, что есть на сегодня...

Кстати, я правильно понял, что победитель конкурса предлагает иконостас с царскими вратами разместить в экстерьере, т.е на фасаде храма?
Юлия16 марта 2013, 02:47
Почему бы не сделать опрос среди народа/прихожан/посетителей сайта pravoslavie.ru?
Степан Титов15 марта 2013, 13:15
Я уже писал, что ожидать реализации этого проекта не стоит, если только закон земного тяготения и другие общепринятые "стереотипы" не будут окончательно попраны и отменены.
Будем надеяться на то, что в монастыре вообще построят храм, который конечно же необходим.
Николай14 марта 2013, 22:35
Будем ждать воплощение этого вдохновенного проекта в жизнь! Спасибо архитекторам и будущим строителям.
Н.Н.14 марта 2013, 20:52
Увидела "проект" храма в газете... Я не поняла: есть ли ситуационный план, макет храма, макет монастырской территории со всеми постройками, деревьями и близлежашими постройками? Где видно, как храм вписывается в уже сложившуюся ситуацию? Если храм на 2000чел, то площадь его должна быть порядка 500м2, для маленькой территории это не так уж и мало, с одной стороны; а сдругой - здание храма, изображенное на картинке - должно быть (по моему мнению) - более массивным и в плане, и по высоте... Не понимаю, как можно без привязки к местности (макет) определить, какое здание лучше впишется в архитектурный ансамбль...
Знаете, чем отличаются старинные постройки от современных? - там есть душа, а здесь - рационализм. Важно не только духовное состояние строителей, но и некоторые приёмы (например, в старинных храмах практически не бывает прямых углов и др....).
А сейчас - типовой набор элементов. И в данном случае - тоже.
Простите за дилетантские рассуждения, я не архитектор.
Ольга СПб14 марта 2013, 15:45
Прошу прощения, я не профессионал в данной области.
Моё мнение совпадает с мнением по данному вопросу диакона Eфрема: "почему не взять за основу новгородский или псковский стили XIV-XV вв?"
Алексей14 марта 2013, 09:55
Вот, что называется - "момент истины". Не может страна ничего сделать просто и естественно, - сразу понимаются "стражи" культуры и искусства, как тучи комаров, и начинают кружить и жужжать. Насколько я понимаю профессию архитектора - это одна из самых сложных профессий, не только по тому, что "архитектор должен всё знать", но и потому, что он должен быть одарён талантом особого рода, а именно понимать эстетику не только предмета, объёма, замкнутого пространства, но всей вселенной и быть способным с этим справляться. Кто мог бы быть экспертом в данном деле? - Тот, кто обладает большим талантом, или является императором, слово которого окончательное. Выносить на обсуждение к "кухаркам", даже если они много чего "кончали" - признак распавшегося "бывшего". Если коротко, то дело это безнадёжное; в конце-концов решение будет принято в Госдуме. Но в конкурсе, особенно храмовом, есть положительная сторона - толковые архитекторы увидят, что у них "ампутирован" творческий орган. И они увидят, что нужно срочно что то делать.
Алексей14 марта 2013, 03:43
Совершенно поддерживаю Степана Титова, написавшего про коллаж, и считаю, что обсуждать проект (эскиз, образ) и критиковать его просто необходимо!

Моя позиция как православного христианина, иконописца и историка искусств: 1) храм необходим (и из-за огромного числа прихожан монастыря, и как памятник новомученикам), 2) хочется, чтобы это был храм с достойной его архитектурой (живописью и всем прочим), 3) выигравший конкурс проект вызывает у меня (все-таки наверное не зря проучившегося 9 лет в области искусства, церковного искусства) огромное число претензий. Просто очень хочется увидеть в Сретенском монастыре что-то более хорошее. При огромном числе участвовавших в конкурсе проектов, среди которых можно запросто отобрать десяток более удачных, развожу в недоумении руками... Понятно, что не все историки искусств и эдакие эстеты, но все же, хочется надеяться на лучшее!..
диакон Eфрем13 марта 2013, 00:21
Печально, что исторический центр Москвы пополнится ещё одним безвкусным сооружением(и как мне кажется во время следующих гонений его уж точно признают "не имеющим никакой архитектурной ценности"). Полное смешение всех стилей, тут и барокко и викторианская решетка и всё, что только пожелаете, даже попираемый крест на земле(что как бы запрещено 6 ВСС). Если необходим именно "русский храм", почему не взять за основу новгородский или псковский стили XIV-XV вв? Почему у нас "русский стиль" ассоциируется с кучей кокошников XVI в.? Я не знаю лично авторов проекта и не участвовал в нём, просто обидно за то, что может случиться с потрясающе красивым монастырем
Михаил 12 марта 2013, 21:34
Сложная задача для архитектора. Да, проект- победитель неоднозначен. Но безусловно интересен. Все остальное - перепевы известных образцов и натужное "самовыражение". Крайне слабо! Это отмечали большинство посетителей экспозиции Фонде славянской письменности. Явный упадок и кризис архитектурной мысли. Не совсем понимаю, как воплотят победивший проект. Видно, что делали его не профессиональные архитекторы. Может быть поэтому они сделали самый интересный проект. И, что называется "авторский" В нем есть и образ и концепция и традиция. Авторам необходимо самым плотным образом поработать с хорошей архитектурной мастерской.
Анна12 марта 2013, 21:00
Не вижу ничего плохого в том, что бы сказать, что такая концепция храма, которая победила на конкурсе мне, как художнику с высшим образованием и профессиональному иконописцу с 17-летним стажем, не нравится. Это обсуждение концепции, а не личностей её авторов, которых я не знаю, как и никого из участвовавших в конкурсе.Она не красивая а главное- излишне пафосная - этакий "имперский стиль" в современном храмостроительстве - по-моему это играет не на лучших чувствах православных. Душу лучше раскрывает глубокий лиризм, а не фанфары и бравур. Мне кажется что среди участвовавших в конкурсе концепций есть более подходящие.Также я думаю, что в процессе доработки концепции она вряд ли изменится так уж до неузнаваемости - зачем тогда было устраивать конкурс? При этом понимаю, что на ситуацию повлиять не возможно, если победившая концепция нравится заказчику.
Сергей Жаботинский12 марта 2013, 10:52
В-третьих, объявлять достоинством будущего храма подземную автостоянку под самим храмом, по меньшей мере некорректно. Подобное инженерное сооружение можно, при желании Заказчика, разместить под любым наземным сооружением. По большому счёту, конкурс был организован для того,чтобы найти выразительный архитектурный образ сооружения над землёй, а не под ней. А то, что якобы фото конкурсной работы, предоставленное для всеобщего обозрения выполнено в кривь и в кось - это жюри не оправдывает. Работы Фаберже, как не фотографируй (зеркалкой или мыльницей) - всё равно шедевр!

В-четвёртых, допускать к участию в конкурсе "Моспроект-2" было нельзя. Объявление любого конкурса подразумевает, что все участники изначально находятся в одинаковых стартовых условиях. Если же это не так, то вся затея превращается в фарс. А "Моспроект-2" (объявленный вторым победителем) работал над этим объектом несколько лет... Фарс, да и только!!!

Далее, можно продолжать... Но стоит ли?

P.S. Прошу заметить, что в своём комментарии я не делал двух вещей:
1. Не критиковал Русскую Православную Церковь;
2. Не критиковал работу, занявшую первое место.



Сергей Жаботинский12 марта 2013, 10:52
Во-вторых, если уж "очень авторитетное жюри"(с) объявляет УСЛОВИЯ конкурса, то нарушения этих условий самим жюри, ставит под большое сомнение авторитетность этого самого жюри. Объявленный победитель конкурса нарушил объём демонстрационного материала - "Экспозиционный материал представляется не более, чем на двух легких планшетах из пенокартона размером 1000 мм на 700 мм"(п.6 Требования к конкурсным работам). То то были удивлены остальные участники конкурса, которым явно не хватило места для полного самовыражения. У архитекторов есть такой термин "Подача" - профессионалы меня поймут...



Сергей Жаботинский12 марта 2013, 10:51
Андрею Яхнину спасибо за тему, а Степану Титову за реплику из зала!
Далее с моей невысокой колокольни...

С С.Титовым нельзя не согласиться - конкурс был действительно организован непрофессионально. Но дело не в том, что было много "ИЗО-студий и других подобных творческих коллективов, не имеющих специфических архитектурных знаний"(С.Титов). Это совершенно не критично и даже очень продуктивно (для тех же самых изостудий). Опыт и знания - штука наживная.
Дело в другом - в том, что "очень авторитетное жюри"(цитата архимандрита Тихона) допустило несколько крупных ляпов.

Во-первых, подобного рода конкурсы если и делаются открытыми для подачи работ, то обязательно делаются закрытыми по форме подачи материала - планшеты подписываются шифром (или девизом). А данные об авторах подаются в запечатанных конвертах с точно таким же шифром (или девизом). Делается это для того, чтобы исключить всякий соблазн "судить по одёжке", так сказать "не взирая на лица", а оценивать исключительно содержание предоставленных проектов.




Вадим11 марта 2013, 22:12
Спасибо за статью. Удивительно, что критики не принимают во внимание, что первый этап конкурса в первую очередь представляет ОБРАЗ ХРАМА, естественно, тот, который можно реально воплотить. Призер конкурса , несомненно лучший.
Наталья11 марта 2013, 19:36
Если бы все умели с таким достоинством и к себе и к другим
вразумлять. Наталья
Екатерина11 марта 2013, 19:23
Очень правильное и своевременное напоминание всем православным христианам и не только касательно обсуждения данного вопроса. Спаси Господи!
Александр11 марта 2013, 18:42
5 , все верно, а главное вовремя!
Максим11 марта 2013, 17:19
Почитал статью "Известий" и не только одну но и ранее опубликованные , где пишут о РПЦ , все написанное с далеким пониманием мягко говоря, с каким то не скрытым осуждением и РПЦ и мирян . Вот оно осуждение князем мира сего.
Настя 11 марта 2013, 17:09
Уважаемый Андрей, спасибо Вам огромное за эту и все ваши статьи, разъяснения и обоснованность Вашей христианской позиции. Спаси Вас Господи.
Сергей Белозёрский11 марта 2013, 16:50
Зачёт. Лучше не скажешь.
Alexey11 марта 2013, 15:06
Гениальное рассудительное обращение!Просто образец для подражания
Н.Н.11 марта 2013, 11:38
Как человек, очень хорошо понимающий, что такое проектирование, согласование и строительство(не один десяток лет работала в этой области), я полность согласна с автором ОБРАЩЕНИЯ.
А другой аспект этой проблемы, которую автор создал себе сам (оправдаться, что не совсем то и не так он говорил) - не понятен, мягко говоря.(А если он и сам участвовал в конкурсе - то вдвойне). Что-то не верится, что интервью Андрей согласился дать под пытками...
"БЛАЖЕН МУЖ, ИЖЕ НЕ ИДЕ НА СОВЕ НЕЧЕСТИВЫХ"... и "НЕ ДАВАЙТЕ ПОВОДА, ИЩУЩИМ ПОВОДА"... (Он и без нашей помощи его найдёт!)
Обидно, когда мы сами подставляемся в ситуациях, которые можно избежать. Простите, Андрей, может и резковато, но честно.
Полина11 марта 2013, 10:50
Андрей, храни Вас Господь!
Полностью с Вами согласна.
Спасибо Вам огромное, что выразили мысли большинства верующих!
Слава Богу!
Степан Титов11 марта 2013, 10:46
Уважаемый Андрей Яхнин!
Основная проблема победившего "проекта" в том, что архитектурным проектом он не является. Это коллаж, собранный из разномасштабных источников, в этом мог убедиться любой, кто видел его вживую на выставке, репродукция в интернете не может в полной мере продемонстрировать этот эффект (эффект коллажа). Поэтому это "произведение" не реалезуемо современными строительными средствами, а по своему масштабу скорее близко к шкатулке, а не к монументальному сооружению.
Что касается вашей статьй, то не совсем ясно к чему Вы призываете...Перестать обсуждать результаты конкурса только потому что этот конкурс относиться к православной церкви?
Считаю этот путь гибельным для темы. Есть профессиональная архитектурная тематика и есть профессиональное сообщество которое в большенстве своём, как мне кажется, искренне радеет за качество городской среды и конечно же обсуждает этот вопрос...Вас это смущает?
Основная проблема проведённого конкурса в том, что он не был профессиональным архитектурным, т.е. на равне с архитектурными проектами были выставлены наработки ИЗО-студий и других подобных творческих коллективов не имеющих специфических архитектурных знаний.
Илья11 марта 2013, 10:40
Спасибо
р.б.Сергий11 марта 2013, 10:37
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Полностью поддерживаю обращение автора!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Анна11 марта 2013, 10:22
Обидно, что так происходит. Ладно бы какие нибудь безбожники так поступали, так недовольство возникает среди тех, кто себя относит к православной Церкви. Обидно и грустно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×