Православный календарьПравославный календарь
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.

Мудрость целомудрия

Беседа с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Слободчиковым

Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из школьного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» — как понятие и как явление — не обозначено для современного подростка. О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Ивановичем Слободчиковым.

— Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребенке, расскажите в общих чертах, врожденное ли это качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок?

— В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. Целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете — в момент Сотворения Адама: все в нем было совершенно, гармонично, иерархично. В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и
иерархия: каждая инстанция стала бороться за власть, тело фактически оккупировало душу, поставив ее на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.

Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия — семью. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют? Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас — это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», — ничего не дают! Целомудрие — это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Как взрослые без детей — бессмысленные существа, так ребенок без взрослых — существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей — посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме! Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребенком через совместное бытие взрослых и детей.

«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.

— Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка?

— Ввиду трехчастности человека удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне — с эмоций, переживаний, картинок и т. д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.

Прямая угроза целомудрию — попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»! В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того чтобы поиграть с ребенком, современная мамаша нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка — это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее — профессионально подготовить к вузу. Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями — только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека — ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу! А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде свое­образного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, — носит растлительный характер».

Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель. Слово «растление» означает умертвление (от «тления» — умирания), вызывание того, что является молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность — не просто разрушение целомудрия, это его умерщвление.

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество — все должны понимать свою меру ответственности.

Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью — всё потом, они никуда не денутся, главное — «туда» не опоздать, главное — «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям! Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, — между ребенком и родителями пропасть образовалась!

— Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?

— Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божьем, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами.

Каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери. Дело в том, что «мальчик» — это девичья фамилия «мужчины», как «ребенок» — девичья фамилия человека, а «девочка» — девичья фамилия «женщины».

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их. Мужчина — это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава — это краеугольный камень, строитель семьи. По­этому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.

Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины. До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым — в куклы. А что же за этим стоит, что это значит? Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи — малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия!

В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики — от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя — ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество — фундамент характера мальчика, и жертвенность — вершина его духовного облика.

И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей — и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно. Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Он говорит, что причиной тому являются отсутствие мужества и праздность, отмечая, что у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок — это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

Рейтинг: 8.5 Голосов: 185 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Идеал целомудрия и современность Идеал целомудрия и современность
Америка уже давно отказалась от секспросвета
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий
Во время Великого Поста, когда Церковь предписывает своим чадам более глубокое рассуждение о собственных страстях и путях преодоления зависимости от них. Руководство Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии обратилось к главе Среднеазиатского митрополичьего округа, митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию с просьбой дать свои комментарии по одной из наиболее актуальных проблем современного христианского сознания и христианской жизни – целомудрия.
О целомудрии и внебрачном сожительстве О целомудрии и внебрачном сожительстве
Семейная жизнь в вопросах и ответах
Священник Павел Гумеров
Человек, разрешая себе связи до брака, нарушает свою духовную природу и очень ослабляет волю, открывает ворота греху: он уже дал слабину, и ему очень трудно противостоять соблазнам. Не научившись воздержанию до брака, он и в браке не будет воздержан, не изменится чудесным образом.
Должен ли мужчина хранить целомудрие до брака? Должен ли мужчина хранить целомудрие до брака?
иеромонах Иов (Гумеров)
Доброго Вам дня! У меня вопрос по поводу целомудрия. Про то, что девушка должна хранить его до брака, все понятно, а должен ли мужчина до женитьбы тоже быть целомудренным? И являются ли женский и мужской физический блуд равными в глазах Бога? Большое спасибо за ответ.
Комментарии
Татьяна Нариманидзе 1 июля 2016, 00:08
Спасибо
Григорий Православный21 июня 2016, 08:49
Спасибо! Статья нужная, полезная.
Наташа28 июня 2013, 17:33
Наталье:
О воспитании мальчиков без активного участия отца есть глава в книге Шишовой "Чтобы ребенок не был трудным".Советую и всю книгу почитать,там много полезного о воспитании детей.
N-a24 июня 2013, 17:11
«Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, — носит растлительный характер».

Как хорошо сказано! Прям по Курпатову.
Печально, но сейчас почти все общество нездорово, и дальнейшие поколения выживают, как могут... в том числе, чисто психологически.
Хорошая статья (за исключением момента, который указала Наталья, - жестковато получается. И не совсем верно, учитывая писание).
Елена22 июня 2013, 18:07
Наталья:
"...взрослые без детей — бессмысленные существа..."
Насколько же безапелляционное высказывание от доктора ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ наук...

Знаете, меня это тоже в первый момент укололо, а потом я подумала: а зачем это понимать с точки зрения бездетности? Посмотрите шире - скорее речь идет о том, что большие и маленькие люди в мире должны обязательно существовать вместе - замечая друг друга, любя друг друга вне зависимости от кровных связей. Вот тот взрослый, который сосредоточен исключительно на себе, кого не трогают детские проблемы, действительно - бессмысленное существо...
А материал этот все-таки надо судить по законам жанра - интервью - не авторская статья.
Татьяна22 июня 2013, 13:50
Целые общества и культуры объявляются больными и ненормальными с точки зрения некого "ученого", естественно не принадлежащего к данной культуре? А Полани? С его стремлением "раскрыть сокровенные тайны современного научного мировоззрения" и "различием между вероятностным суждением... и вероятностью суждения или степенью убежденности" (напоминает обвинения в шпионаже - главное убежденность вероятностного суждения и доверие со стороны "слушателей" - а такие найдутся)? Одной бабе привиделась вероятность - и выдают её за факт (в Израиле хорошие врачи и прекрасные клиники)? может быть все-таки есть зерно истины в теориях - преодоление непогрешимости "гуру" и его "двора"? Спаси Бог. Спаси Бог.
Татьяна22 июня 2013, 13:50
НЕ совсем понятно: одно из расхождений Фрейда и Юнга состоит в том, что Юнг не выводил все из сексуального? Это вызвало агрессивное неприятие "двора" Фрейда? Это можно рассматривать как сопротивление при психоанализе? Действительно, сложно найти пару в диаспоре, где все становятся родственниками? А ехать за невестой в неизвестные страны и работать там годами за невесту на ее отца - не каждому хочется - лучше сразу начальником или хотя бы высокоинтеллектуальным научным сотрудником института - работа не пыльная иногда близкая к политической власти и бюджету - возможность расширить диаспору? Интересен факт шантажа фрейдистами семьи Юнга? Т.е. подоплека стара как мир - меркантильные интересы? Кто-то сказал, что человек больной и ненормальный и ему надо лечиться, кто этому поверит? Есть такие люди? Человек сопротивляется и говорит, что голова или рука у него не болит - а ему отвечают - это болезненный комплекс и руку или голову срочно надо лечить и не бесплатно? Спаси Бог.
Татьяна 22 июня 2013, 02:17
Научить целомудрию нужно ребенка уже с детского сада.. Родители не могут сейчас дать детям то, что потеряно в течении 20-30 лет. Если сейчас не будет начато воспитание с детского сада, мы потеряем еще несколько покалений детей . Общество зашло в тупик ,уже нет норм правильного поведения в обществе. Утеряна мораль.. Дети не знают почему нужно сохранять целомудрие... Что такое телегония... Дети рождаются с пороками развития Ц.Н.С., ..Уродствами.,. И складывается такое впечатление, что всем просто всеравно куда катится общество...
ирина20 июня 2013, 01:04
Спасибо! Всегда актуальная тема.
Наталья19 июня 2013, 01:18
Спасибо большое за статью! Это действительно очень важно для родителей. Хотелось бы услышать, как воспитывать мальчика одинокой маме или в той ситуации, когда общение ребенка с отцом сводится к минимуму. К сожалению, такая ситуация сложилась у многих в наше время.
Иван Х.19 июня 2013, 00:17
Чувствуется глубокая мудрость автора с одной стороны и простота всякой истины с другой.
Как с великим прискорбием писал святитель Игнатий, мы дошли до таких глубин греха, что простейшие, естественные истины в нас нужно вкладывать через огромный ежедневный труд.
Большое спасибо за очередное напоминание о главном!
З. Ы.
Ещё и ещё раз радуюсь за классическую отечественную школу психологии и психиатрии, которую совершенно несправедливо не хотят изучать не только в мире, но и у нас.
Наталья18 июня 2013, 13:09
"...взрослые без детей — бессмысленные существа..."
Насколько же безапелляционное высказывание от доктора ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ наук...
Сергей М.17 июня 2013, 21:34
Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля:
«Целомудренный — сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».
В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде.
Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет понятие целомудрия следующим образом:
«Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога».
Формы целомудрия. Святой Амвросий Медиоланский говорит о трёх формах целомудрия:
«Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом — богатство церковной дисциплины».
Катехизис католической церкви утверждает призвание к целомудрию всех верующих, но одних — в посвящении монашеской жизни, других — в семейной или безбрачной жизни в миру.
Алексей17 июня 2013, 20:55
Спасибо за статью.
По скромному разумению моему, статья читалась бы лучше, если бы в ней не было обобщений типа "Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании".
А ведь даже в статье (не говоря уж о Писании) отмечено, что целомудрие разрушено прародителями нашими.

или "Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас — это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание!"
Простите, ради Бога, я на минуту подумал, что Целомудрие может развиться у любого ребенка, любого человека по промыслу Божьему.

Стиль нагнетания проблем, и слабая логика, при этом тусклое обозначение выхода, решения проблем может ввести в соблазн уныния и (или) оттолкнуть от Бога.
Пишу этот комментарий, потому что сам писал в таком стиле в "веселые" 90-е, когда главное пошире обличай - больше текста - больше гонорара.
Этот материал что есть воспримут те родители, что и так на пути к целомудрию, а как повернуть на путь истинный ? То что я заблудился - я и сам вижу - где выход ?
Простите, если кого обижаю, но хочется чтобы на дорогом мне и многим православным сайте были тексты только самого высокого качества.
Еще раз простите.
Татьяна17 июня 2013, 19:50
Виктор Иванович, автор учебников, книг,монографий, открылся мне с неожиданной стороны. Тем приятнее. Спасибо!
Елена17 июня 2013, 18:41
Спасибо :)
Ирина17 июня 2013, 15:23
Спасибо большое за статью! Очень полезно и актуально для всех родителей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×