Мы все умрем

Доктор, у меня что-то не то со смертью... Когда я говорю себе: «Мы все умрем», — тут же повышается настроение. Хочется работать, любить, слушать какую-нибудь энергичную музыку. Доктор, а у вас разве не так? Ну, попробуйте, скажите сами себе: «Мы все умрем, мы все умрем, мы все умрем...» Ага, вот видите — вы улыбаетесь!

Билли Кристал в роли Первого могильщика («Гамлет», 1996). Фото: Castle Rock Entertainment, IMDB Билли Кристал в роли Первого могильщика («Гамлет», 1996). Фото: Castle Rock Entertainment, IMDB
    

А от «Погребальных песен» Ференца Листа разве не хочется жить? А от «Реквиема» Моцарта? А от смертельно тяжелых песен Петра Мамонова или «Radiohead»? Почему тема неизбежности смерти так бодрит?

Если кто еще не понял — это колонка про День национального единства. Но обо всем по порядку.

Недавно я копал могилу. Где, кому, зачем — можно узнать из моего ближайшего репортажа в «Русском репортере». Но на самом деле, важно не это. Важно другое. Оказывается, рытье могил — тоже удивительно позитивное занятие. Рекомендую всем как лучшее средство от депрессии. Но при одном условии: покойник должен умереть естественной смертью, желательно, лет за семьдесят, чтобы жизнь его была выжита до конца. Только в этом случае вы достигнете просветления. Только в этом случае вы почувствуете всем телом, что похороны естественно умершего человека — это такая же часть жизни, как роды, свадьба, крестины или проводы ребенка в первый раз в первый класс. Это ощущение, помноженное на выработку эндорфинов путем изрядной физической нагрузки, дает в итоге потрясающий эффект.

Напоминаю еще раз: эта колонка — про национальное единство. Но идем дальше.

Я, конечно, боюсь смерти. Все боятся смерти. Кто-то — просто страшится ее животным страхом, без всякой попытки осознания. Кто-то — потому что считает, что после смерти не будет совсем ничего, просто придут насекомые, залезут в глаза, уши, прогрызут подмышки, а через месяц расползутся по своим делам. Кто-то — боится даже не смерти, а вечных мук, которые он честно заработал в этой жизни. Смерти не боятся только самые великие грешники, которые искренне уверены, что место в раю им забронировано и виза выдана. Я не великий грешник, я грешник обыкновенный, поэтому слегка мандражирую в самолете, а темной ночью стараюсь обходить стороной буйных людей.

Но страх страхом, а «memento mori» почему-то все равно не может не радовать. Просто какой-то бесконечный источник позитива — как наблюдение за котятами или прыжки на батуте.

Позитив первый. «Мывсеумрем» как рукой снимает любой напряг. Сессия на носу, дедлайн над головой, до зарплаты еще целых полмесяца — Господи, как все это мелко и смешно по сравнению с тем, что нам всем вообще скоро выходить из этой едущей лишь в одну сторону электрички.

Позитив второй. «Мывсеумрем» моментально гасит любую агрессию. Нахамил тебе какой-то дурень, причем в самый неподходящий момент, когда все нервы и так дыбом. Ужас как хочется испортить ему лицо или хотя бы настроение. Но стоит лишь принять немножко «мывсеумрема» — и вот уже тебя тянет не убить своего обидчика, а обнять. Ведь у нас с ним так много общего. Мы все умрем.

«Мывсеумрем» не дает окончательно угаснуть в человеке тому, что называется совестью. Не вечно же ты будешь влиятелен и всемогущ. Рано или поздно важные связи порвутся, сильные покровители мывсеумрут, ты станешь таким же беспомощным, как те, кого ты сегодня притесняешь. Да и перед потомками как-то неудобно. Хочется, чтобы они рассказывали про тебя легенды, слагали песни, поднимали тосты. И совсем не хочется, чтобы проклинали тот день, когда ты родился. «Мывсеумрем» — единственный судья на этой планете, которого не подкупишь, не убьешь.

Наконец, «мывсеумрем», как аспирин с похмелья, лечит любую социальную напряженность. Кому завидовать, если все рано или поздно станут трупиками и будут закопаны в землю сильными руками позитивных могильщиков? Вот этому, что ли, завидовать — который в телевизоре светится под софитами? Или вон тому — за столиком крутого ресторана с красивой мадамой? А может только что подрезавшему тебя подростку, который разгоняет московский смог на папином Бентли? Или обитателю могилки, который лежит под тремя тоннами гранита и грудой цветов?

Я очень надеюсь, что не увижу того дня, когда глупое человечество придумает лекарство от смерти. Или хотя бы допинг, продлевающий жизнь в два-три раза. В возможность первого я вообще не верю, а вот вероятность второго — не исключена. Вот только с того момента, как в СМИ выйдет первый ролик, рекламирующий эту дрянь, мы все начнем умирать гораздо быстрее, чем раньше. Потому что продолжительность жизни зависит не только от особенностей жизнедеятельности организма, но и от внешнего воздействия на него тупыми и острыми предметами. Вероятность которого резко возрастает в эпоху нарушения в обществе баланса сил и возможностей.

«Мы все умрем» — это главная национальная идея России. «Мы все умрем» — это главная национальная идея всех государств этого мира. «Мы все умрем» — это человечествообразующее обстоятельство, без которого моментально закончился бы мир во всем мире, а очень скоро — и вся история рода людского. Единственное, что на данный момент нас объединяет по-настоящему, намертво. Государственная идеология, геополитическая ориентация, расклад сил в мире — все это может смениться в любой момент. Всеобщая и неизбежная смерть — единственный неубиваемый фактор стабильности и призыв к осмысленной жизни. Ну, как тут не радоваться. Мы все умрем, мы все умрем, мы все умрем... Берегите себя.

Дмитрий Соколов-Митрич

7 ноября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга 9 сентября 2019, 11:39
Спасибо! Позитивненько и с юмором!:))
Марина, Киев 4 декабря 2018, 13:37
Прекрасная статья! Спасибо!
Мария 8 октября 2018, 01:58
Нормальная статья, и нет тут насмешки над смертью, как некоторые пишут.И это не значит что на такое серьезное событие все равно. Боятся надо грехов а не смерти. И это действительно радостное событие если стараешься жить праведно, когда стоишь на пороге вечности. Мы рано или поздно будем с Богом, если к этому стремимся. Чему тут не радоваться?
Елена14 мая 2015, 22:19
Спасибо!!!
Оксана 6 сентября 2014, 20:52
У меня давно что-то не то со смертью. Я давно научилась подбадривать себя лозунгом "Мементо мори". Сначала заметила, что фильмы про смерть действуют на меня положительно. Муж удивлялся: "Зачем ты смотришь всякий негатив? Ты и так депрессивная. Такими фильмами ты делаешь себе хуже". Он не понимал.

Я полюбила смотреть фильмы-катастрофы. Потому что после просмотра я снова хочу жить. Приходит понимание, что смерть может настигнуть в любой момент. Я ставлю себя на место героев и осознаю, что жизнь - это самое ценное.

Однажды у меня в голове сама собой всплыла фраза "Мы все умрём", и это вдруг вправило мне мозги. Да, у меня многое нехорошо. Да, прошлое мое ужасно. Да, ошибки уже не исправить. Ну и ладно, все равно мы все умрем. И те, кто ошибались, и те, кто был поумнее. Исход один. А раз так, то зачем переживать о прошлом? Жить нужно настоящим. Пока жив.


Татьяна Чернышова17 июля 2014, 00:02
Завидовать можно тому чья смерть будет легче моей,меньше мук,меньше страха! С остальным согласна.
K*21 ноября 2013, 23:23
Какой же ты МОЛОДЕЦ, Дмитрий Соколов-Митрич!!!

Просто МОЛОДЕЦ! Даже жене распечатал.

СПАСИБО, Супер!!!!!!!
Яна19 ноября 2013, 17:03
СУПЕРРРРР!!!!!Сильно!
Ольга12 ноября 2013, 16:12
Спасибо! Действительно бодрит :)
Теперь вместо "Губозакатина" буду принимать порцию "Мывсеумрема" :))))
Наталья11 ноября 2013, 02:18
Статья правильная. Мне понравилось. Спасибо автору. Прочитала то, о чем сама задумывалась. Но я больше задумывалась в контексте "ЯУМРУЗАВТРА". Не в прямом смысле, а в том, что Я МОГУ УМЕРЕТЬ ЗАВТРА. И когда я думаю об этом всерьез, многие проблемы и впрямь кажутся несерьезными. И ум возвращается к тому, что действительно важно, вырывается из суеты. И непонятно откуда появляется странно-радостное спокойствие. Странное - потому как нелогичное с мирской точки зрения. Радостное - наверно потому что... Не знаю точно почему... Может потому что все сразу начинает казаться таким родным и привычным: и небо, и деревья, и птички, и дома, и муравьи, и бабочки, и просто прохожие. И у тебя все это есть сейчас, и поэтому ты счастлив. Спокойствие - потому что проблемы - основные причины беспокойств - уходят на второй или даже третий план. Это так... Мысли вслух... Еще раз спасибо за статью )))
Максим10 ноября 2013, 21:40
"но настанет други час смерти, разлетятся мечты эти как призраки и действительность предстанет во всей своей невыразимой сущности и что тогда?Бедное время наше, ухитрился враг губить души наши" Св. Феофан Затворник.
Зебра10 ноября 2013, 19:39
это покажется странным, но 6-го вечерм, возвращаясь с работы, я тоже разыгрывал в голове сценки с "мывсеумрем".
Igor10 ноября 2013, 15:16
Какой-то очень позитивный СТЁБ

Игорь
Мак Сим10 ноября 2013, 12:44
Стиль может кого-то и покоробит, но криминала не вижу, ведь каждый православный вечером читает:"Владыко человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?.." Именно эта мысль заставляет стряхнуть паутину дневной суеты, подвести черту, осознать, что "завтра" может и не быть, и искренне покаяться пока не поздно.
А вот носить постоянно брелок "МВУ" - палка о двух концах - психика у всех разная, кого-то заставит "бодрствовать", а кого-то введет в опасное отчаяние или уныние, мол всё суета и тлен, а там и дров наломать не долго. А у когого-то
вообще "эмо-позитив" получится, такой с надрывом и выламыванием рук, и как истинный эмо повесится, но на виду у всех и за пояс, чтоб не задохнуться. И упаси вас наткнуться на такого нытика..
Владимир10 ноября 2013, 07:01
А мне статья понравилась! :) разделяю лозунг и понимаю автора полностью. Речь тут не идет об отсутствии страха перед таинством, как пишут тут человеки некоторые, а речь идет о том, смерть - самое что нинаесть объективное явление в жизни человека, черта, после которой начинается уже совсем другая, отличная от настоящей, жизнь. Бойтесь не мерти - бойтесь греха пуще и не осуждайте ближнего.
Мы все умрем и это.. здорово!
Это и страшно, потому что отчет давать, а грехов множество, и волнительно - все-таки в первый раз (ну кроме некоторых :), и неизбежно, потому как человекам положено умереть.
Скорбеть по умершим? Ну куда ж без скорби, но на ней нельзя циклится и уж тем паче возводить её в обязательство перед своими усопшими, в такую "положенность" в дни поминаний - мол вот я тут стою, така вся из себя настоящая православная, и скорблю. А остальные нет, вот же ...
Поминать усопших и молить Господа о спасении их душ, вот что должен делать православный человек, а просто скорбеть, это уныние, печаль, тоска, иллюзия, смерть..
Но для Господа нет живых и мертвых, слава Богу за все!
Доверяйте Богу.
Геннадий-либерал 9 ноября 2013, 18:15
Сама статья одно, а некоторые комментарии другое - улавливается дихотомия: смерть все сводит к единому и смерть все разъединяет.
В принципе, не совсем объяснена логика, что смерть все нивелирует и разрешает любую жизненную проблему, конечно, если добавить как косвенное - "нет человека=нет проблем", то вроде бы и практично, но данное Апостолам учение несколько иначе характеризует это событие - "...одни в жизнь вечную, другие в муку вечную...": в общем-то, ни единства, ни особого успокоения, в т.ч. и за себя любимого, нет. Для живущего более разумным для единения и умиротворения видится обратное - "все мы живем" - в этом и надежда и вера и любовь..., ну, в крайнем случае можно подобрать лейтмотивом - "все мы дышим и едим". А когда нас успокаивает, что негодяй тоже умрет, но в "...муку вечную", то что в "нашем человеке" - новое или ветхое?
Опять-таки, Господь Иисус Христос не наставлял: "вот вам, ребятки, основной алгоритм: при любых затруднениях начинай думать о смерти, через 1-3 минуты, проблема исчезнет сама собою, тогда и поступай как душе покажется".
В общем, для меня (лично) "все мы умрем", как раз-таки, наоборот - "точка бифуркации", исключающая персональное и, тем более, национальное, единство.
Наталия Л. 9 ноября 2013, 16:06
Ум-то такой изворотливый оказался, что согласен со всеми комментариями сразу и посмеяться любит. Страшна не столько смерть,как Суд после неё. Так что более всего подходит комментарий Мити: "Не мы все умрем, а Я умру", -- и не дай Бог без покаяния, а то, может быть, и вымолить тебя некому будет!
Ольга 9 ноября 2013, 01:21
Мне очень понравилась статья. И не хочется, чтобы комментарии читателей заканчивались непониманием. Ведь все просто: речь о единстве. Когда-то давно я читала фантастический рассказ – не помню ни автора, ни названия. Крушение самолета, и за секунду до смерти герою является то ли ангел, то ли демон, то ли робот из будущего и предлагает бессмертие, бесконечные физические возможности и жизнь на одной из планет во Вселенной. Ибо планет гораздо больше, чем людей, когда-либо проживавших на Земле, и каждую надо как-то обустраивать. У героя проносятся вихрем разные мысли, в том числе о том, что, быть может, бессмертие души предлагается заменить бессмертием тела. Но он вспоминает о ком-то очень близком, и спрашивает, как будет с ним? Ангел-демон усмехается и говорит: «Это неважно. К нам приходят разные люди: горячо любящие друг друга и не мыслящие разлуки, но кончается все одним и тем же: один человек – одна планета. Только страх смерти заставляет людей держаться вместе». Прости нас всех, Господи.
Сергей 9 ноября 2013, 01:19
Действительно.. Спасибо за статью) Позитивная, несмотря на тему.
Н.Н. 8 ноября 2013, 21:37
Статья хорошая, и посыл хороший... Вот только, на мой старомодный взгляд, СТИЛЬ не соответствует СОДЕРЖАНИЮ.
Хотя есть у нас и такие поговорки: "в гробу карманов нет",
"на миру и смерть красна", "пить будем, и гулять будем, а когда смерть придёт - помирать будем"...
Русский человек непредсказуем...
Для православных христиан смерть - ТАИНСТВО, венец всей жизни.
Спасибо автору, что показал и такой возможный подход к смерти, который напоминает, что в чём Господь застанет, в том и судить будет.
Rusudan 8 ноября 2013, 18:28
Не понравилось. С уважением надо относится ксмерти,а не любоваться собственными стилем.Увы!
Света 8 ноября 2013, 15:03
СПАСИБО Вам за статью !!!
Действительно ведь "в тему", на фоне почти всеобщего желания "пожить подольше".
Радует, когда твои разрозненные мысли заключены в крепкие формулировки.
Галина 8 ноября 2013, 14:42
Молодец, Дмитрий! Отличная статья!
Владимир 8 ноября 2013, 14:20
Автор собирает разное, но больше упражняется в хитрости.
Александр 8 ноября 2013, 12:01
Не понравилось. Современный сарказм. Стёб...брррр
Димитрий 8 ноября 2013, 11:56
Статья написана в духе модного и по этому распространённого ныне легкомысленного отношения к этому великому и страшному, по учению Отцов, таинству. Именно такое отношение беззаботное и лёгкое навязывается сегодня молодому поколению в особенности. Это видно невооружённым взглядом по количетсву символики этого рода на одежде, в различных шоу, фильмах и т.д. и т.п. Но конечно раз статья размещена на православном ресурсе и сам автор тоже православный христианин, то при всём этом есть и некоторый налёт церковного и святоотеческого взгляда на смерть как на определённое таинство. В общем, если взвесить на "весах пользы душе", то скорей на мой взгляд больше вреда от статьи чем пользы...
Виталий Митропольский 8 ноября 2013, 07:29
Замечательная статья!

Потрясающее равенство всех перед смертью.

Основа преодоления гордыни и прочих обстоятельств самоуверенного рассудка.

СпасиБо!
сергей 8 ноября 2013, 05:34
проверка веры:
готовы ли вы умереть прямо сейчас, если сразу попадете в рай?
Алевтина Викторовна 8 ноября 2013, 01:14
Я согласна с автором. Именно "мывсеумрем" самое лучшее средство в сложных житейских обстоятельствах. Оно напомнит , что не суди обидчика, простишь - и тебя простят, вспомни о том, за что Господь попустил тебе такую ситуацию, покайся, (всегда найдется, за что схлопотал), помолись о обидевшем, ему ведь тоже умирать, и дай ему Бог успеть покаяться. И пока эти мысли в голове прокрутишь, глядишь и гневаться нет причины, и на душе радостно...! И радость не от того, что мы все умрем, а от того что жить без гнева и зла радостно. С уважением, Алевтина Викторовна.
Нина 8 ноября 2013, 00:25
Возможно, кому-то действительно эта статья покажется странной и неуместной.
Но я здесь не увидела смеха над смертью, автор, как я это восприняла, поделился своими мыслями, которые освободили его где-то от зависти, где-то от гнева.
В том смысле, что все земное сразу отходит на 10 план и далее. Обиды, накопление богатства, зависть, такое все незначащее по сравнению с тем, что земная жизнь заканчивается смертью...
Возникает вопрос, зачем копить? Зачем расстраиваться о чужом богатстве? Зачем гневаться на ближнего, когда его можно пожалеть? Потому что и он тоже умрет.
Автор не говорит, что не боится смерти. Он говорит, что мысль о неизбежности смерти бодрит и мотивирует его жить хорошо и правильно.
Олег 7 ноября 2013, 23:20
...о неизбежности и естественности ухода с мира сего,мне доводилось читать в книге "Аврелий - Размышления",автор задается подобным вопросам.http://www.lib.ru/POEEAST/avrelij.txt
Натали 7 ноября 2013, 23:08
В детстве страшно боялась смерти. Считала высшим счастьем жить вечно.В молодости так же боялась,но осознание того что хочется жить вечно по угасло. Сейчас мне 56 смерти не боюсь.Нет умирать не хочется,но сознание того что чем дольше будешь жить тем труднее достойно закончить свой земной путь...Больше пугает что не успеешь покаяться в своих грехах.
Юрий Анастасьян 7 ноября 2013, 23:05
КЛАДБИЩЕ

Строятся где-то высотные здания,
Тосты звучат и рождаются дети…
Но, несмотря на карьеры и звания,
Кладбище – лучшее место на свете.
Чисто здесь, тихо, просторно и зелено,
Склонны все к мыслям необыкновенным.
Тут и трава, и кустарник, и дерево…
Кладбище – мост между вечным и бренным.
Прикосновение к миру грядущему
В храме возможно, да здесь, у могилы –
К страшному, светлому, вещему, сущему.
Тронешь плиту – появляются силы,
Хочется жить, и не как-нибудь – праведно,
Верить, терпеть и прощать неустанно,
Мстительность свергнуть
и ревность, и скаредность,
В церковь ходить и молиться исправно,
Молвить Земле, в суете погибающей:
«Я удалюсь, вы пойдете за мною».
Что может лучше быть смерти сияющей,
Мира Святого за жизнью земною?
Ирина 7 ноября 2013, 22:24
Автор, вы украли мою статью! Шутка. Или нет, не шутка. Примерно месяцев 9-10 назад я присылала что-то подобное на один сайт. Но статью так и не опубликовали. В течение 2 лет я регулярно ездила на погребения. И где-то на третьем отпевании ко мне и пришла данная мысль, что все мы умрём, это неизбежно. Вот тогда я и научилась смотреть на всё сквозь призму этих слов. Видя, как родственники и друзья скорбят у гроба, понимаешь в чём смысл жизни. Даже, когда мой бывший директор лишил меня зарплаты, я представила его в гробу. Ужасно? Да. Стоят родные, лежат цветы, произносятся речи. И тут же стало так жалко его самого, его родных. И ругаться уже совсем не хочется. Не отдал зарплату? Ну пусть будет как милостыня. Я другую заработаю себе. Всё равно мы все умрём.
Ольга 7 ноября 2013, 22:19
Спасибо, Дмитрий! Спаси Вас Бог!
Иногда кажется, что способность к единению пробуждается только перед лицом смертельной опасности. Общей для всех. И если мы не перестанем раскачивать лодку, мы ее дождемся. Только сумеем ли преодолеть свою «самость»? «Помни о смерти…». И помоги нам, Господи!
Oleg 7 ноября 2013, 21:56
А чему тут радоваться то? Не совсем я понял? Врачи борятся за жизнь человека, просто так что ли? Нафига если завтра мы всё равно помрём все? Бог человеку дал жизнь не для того что бы он завтра умер! Да и потом вы раковобольных людей видели? Давайте лучше жить и учиться любить!А объеденяет нас не смерть, а то что все сотворил Бог! Да и умираем мы все в разное время...
Екатерина Домбровская 7 ноября 2013, 20:42
"Не тщеславься смертью прежде смерти", - зачем-то предупреждал известный старец схиигумен Иоанн (Алексеев) Валаамский свое духовное чадо, которое в письме к о. Иоанну что-то с легкостью болтало о смерти... Неужто он забыл о "позитиве"?
Что это: стёб или гламур? Или такие вот современные вариации на тему добродетели "памяти смертной"? Неужели нынешний читатель совсем уж без этих прибамбасов о смерти и говорить не спсособен?
"Во смехе многая сушь" - Достоевский так считал.
А как прочтет тот, у кого перед глазами стоит еще свежая могила, кто недавно скорбел о родных на Дмитровской субботе, думая совсем об иных вещах, и по-иному, о жизни и смерти...
"Всесмехливость" вещь заразная, коварная, и веет от нее не позитивом, а холодом.
Ирина 7 ноября 2013, 20:26
Раньше, у меня были подобные мысли при неприятностях-"когда нибудь все кончится". И мне становилось легче. Я тогда была не верующим человеком.
Георгий 7 ноября 2013, 19:47
Замечательная статья! Слог хороший и простой. Мысль действительно отрезвляющая, полезная для неглупых людей.
Смерть сродни сну, недаром Церковь именует умерших "усопшими".
Кто помнит, как и когда он засыпает? Если нет изматывающей болезни, сон повседневный однажды превратится в вечный; если же тело страшными болезнями терзаемо, смерть явится избавительницей. Будем меньше мучить друг друга завистью, словами, делами, и ценить каждый день жизни нашей словно последний на этой Земле.
р.Божия Ирина 7 ноября 2013, 19:27
Страннннная статья.
Одно могу сказать, что те,кто умер уже, они все были счастливы в тот момент. Иначе, как объяснить улыбки на их лицах, когда они уже лежали в гробу.
Смерть, где твое жало?
Димитрий 7 ноября 2013, 18:58
Да... Святитель Игнатий Брянчанинов в своей книге "Слово о смерти" немного с другим настроением писал об этом таинстве... А последние слова "берегите себя" вообще лишены какого бы то ни было здравого смысла. "Аще не Господь созиждет дом всуе трудятся зиждущие, аще не Господь сохранит град - всуе бде стрегий." (по памяти поэтому могу не точно цитировать).
Татьяна 7 ноября 2013, 18:48
Митрич - большой оптимист. И это хорошо. Его статьи читать интересно. И полезно для настроения. Чесслово
Евгения 7 ноября 2013, 16:57
Смелая и энергичная статья. Спасибо вам, Дмитрий! Даже придраться не к чему.
Митя 7 ноября 2013, 16:41
Услышал недавно совет... Вместо "мы все умрем" - Я умру. Говорят сильнее действует.
Татиана 7 ноября 2013, 16:24
Ведь смерть- это встреча с Богом! оттого и радостно. :)
яна 7 ноября 2013, 16:07
Дмитрий, спасибо, всегда повышается настроение от Ваших статей! С удовольствием жду и читаю.
Антонина51 7 ноября 2013, 15:45
Я ОЧЕНЬ БОЮСЬ СМЕРТИ, потому как однажды уже умерала. Это было очень страшно и я до сих испытываю ужас когда вспоминаю это состояние. Нехорошо так весело писать о смерти!
Елена.Украина 7 ноября 2013, 15:37
Мы все умрем...и все воскреснем!
Николай 7 ноября 2013, 15:03
И это пройдет. Было написано на перстне. Дело не в том, что мы все умрем. Дело в том, что не хватает времени на покаяние. Самое плохое, что может быть для человека, это смерть без покаяния за все свои грехи. Святые люди просили Господа продлить их жизнь для покаяния, поскольку всегда знали, что нет этой полноты покаяния. Поэтому в первую очередь человеку нужно вспоминать о совершенных грехах и знать свои грехи, всегда помня о своей неотвратимой кончине.
Андрей 7 ноября 2013, 14:12
Дим,дай Бог тебе ЗДОРОВЬЯ!!,все одно,мыпомремвсе.
Alexy 7 ноября 2013, 13:49
Спасибо, Дмитрий! Я думал, я один такой ненормальный :)

Александр 7 ноября 2013, 13:20
Конечно, ибо все мы грешники, а смертью Господь положил предел греху.
Леонид 7 ноября 2013, 12:18
to СВЕТЛАНА:
Вы, скорее всего, имеете ввиду не физическую смерть? т.к. не это должно быть страшно, а смерть душевная и вечные адовы муки, по идее.
Леонид 7 ноября 2013, 12:15
Автор с иронией говорит о серьезных вещах. Интересно читать. Нет того ощущения ментальности, риторичности и неразрешимости, как при затрагивании вечных вопросов. Очень понравилось. Заставляет задуматься. Спасибо.
Илья 7 ноября 2013, 11:22
Спасибо! Статья в тему. Сам за последние месяцы ловил себя на радостном возбуждении при мысли о смерти. Подумал, что это как-то "неправильно" и списал это ощущение на прелесть.

Вообще, нравится мне этот автор. Искренний.
Вера 7 ноября 2013, 10:24
Дмитрий, огромное Вам спасибо за все Ваши - очень позитивные! - статьи! Помощи Божией в Ваших трудах.
Илария 7 ноября 2013, 10:20
Отлично, спасибо! Наконец-то мои невнятные и путаные мысли структурированы и облечены в красивую словесную форму. А иных пугает "дружба" с фактом существования смерти и желание не закрывать на неё глаза. Здесь скорее уместен страх такой же, как в детстве перед прививкой или экзаменом. Страшно, конечно, но ведь неизбежно.
СВЕТЛАНА 7 ноября 2013, 10:08
Добрый день! Интересная статья, но со мной происходит вот что: когда случается какая-нибудь неприятность и одолевает волнение и страх, я думаю "Ничего нет страшнее собственной смерти" и успокаиваюсь, голова "просветляется", начинаешь мыслить, так сказать "трезво". Как подумаешь, что умрешь и тебя тут же, пусть не забудут (как это происходит почти со всеми умершими) но будут вполне обходиться и без тебя... Только очень близкие люди, которые очень привыкли к тебе и которым ты нужен, возможно ощутят твое отсутствие.А вообще-то очень хочется, чтобы тебя вспоминали добрым словом, а не проклинали. Вот и пришли к выводу: живи по совести, по заповедям!
Наталия z 7 ноября 2013, 10:01
)))))))))))))))))))))))))))))))и все проблемы стали пылью против "МЫВСЕУМРЕМ"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×