Дайте умереть

Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
Интересно, а куда у нас подевалась смерть? Почему больше не слышно похоронных оркестров во дворах? Где еловые ветки, которыми покойнику выстилали дорогу от квартиры до катафалка? Почему не видать встревоженных лиц соседей: «Ой, это что — Геннадий Сергеевич из 53-й квартиры? Я ведь еще на прошлой неделе с ним здоровалась».

Когда вы вообще последний раз видели нормальные человеческие похороны? Люди, вы что — перестали умирать?

Ну, согласитесь — как-то все стало с этим делом неправильно. «Последний путь» превратился в какую-то санитарную процедуру. Собирается кучка родственников у морга, заходят в специальный зал, полчаса помолчали, повздыхали и уступили место следующему трупу, у которого тоже есть право на свои полчаса. Хорошо если усопший был верующим — хотя бы в церкви полежит, подышит. А если нет? Сразу на кладбище! Из всех посмертных ритуалов — только вскрытие. Такого покойника даже покойником не назовешь. Так — продукт жизнедеятельности.

Когда я, наконец, заметил пропажу смерти, до последнего надеялся, что все это результат какой-нибудь дурацкой реформы, официального запрета на содержание трупов за пределами моргов или еще чего-нибудь в этом роде. Но вот я звоню Евгению Евгениевичу — моему дальнему родственнику, владельцу похоронного бюро в подмосковном Обухово — и он одним махом мои надежды развеивает.

— Никаких запретов нет, просто люди изменились. Ты разве не знаешь, что каждые двадцать лет люди полностью меняются? Ничто не мешает им и сегодня хоронить как раньше — ну, разве что с оркестрами теперь проблема. Раньше при каждом ДК был оркестр, на каждом предприятии был оркестр, в одном Обухово у нас было три коллектива. А сегодня на весь Ногинский район, пожалуй, только МЧС играет, и то не на похоронах. После перестройки люди стали умирать по-другому.

— По-другому — это как?

— Сегодня о смерти вообще никто не думает. Люди живут кое-как, умирают кое-как и очень удивляются, когда чья-то жизнь вдруг заканчивается. Приходят к нам беспомощные, как дети — ой, а что теперь надо делать?

Говорят, в некоторых недоделанных регионах люди еще не разучились нормально умирать. Но странное дело: чем сильнее там или сям влияние развитого гуманизма, тем больше ужаса испытывает человек перед смертью и тем решительней гонит ее приметы с глаз долой. Люди готовы платить любые деньги, лишь бы отгородиться от смерти, не пускать ее в свой мир. Не держать покойника в квартире, не омывать его собственноручно, не читать над ним Псалтирь, не хоронить по-человечески. Чем короче путь от морга до могилы, тем лучше. Пробки опять же, расстояния огромные, не наездишься. Даже дома, в которых мы живем, не приспособлены для выноса гробов. Год назад в нашем доме хоронили по-человечески одного армянина — они еще умеют. Вынос гроба из подъезда превратился в сложнейшую инженерную операцию — чуть за болгаркой бежать не пришлось.

За последние пару десятилетий произошла полнейшая эмансипация покойников. Они теперь лишены всех посмертных обязанностей, которыми были обременены еще совсем недавно. Они больше не вынуждают весь двор выражать соболезнования родным и близким, а заодно вспомнить, кого из соседей как зовут. Они больше не обогащают сознание живущих рядом подростков первыми размышлениями о смысле жизни, а также знакомстсвом с творчеством Фредерика Шопена. Как только человек умирает, он перестает иметь всякий смысл для окружающих. Три дня до похорон нужны лишь для того, чтобы собрать необходимые справки, заказать и оплатить все услуги, купить венок и снять ресторан.

А раньше эти последние три дня жизни покойника имели огромное значение. Он успевал сообщить родным и близким едва ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. Вообще — от нежелания живых общаться с мертвыми, проигрывают прежде всего живые.

Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон
— Здесь, в этих местах от старых людей мы слышали такое поверье, что можно искупить грехи, обмыв семь покойников, — рассказал мне однажды публицист Андрей Рогозянский, который уехал жить из Питера в глухой конец Костромской области. — На первый взгляд, это звучит дико, но на самом деле в этом бездна здравого смысла. Встреча со смертью дает массу переживаний. Раньше жизнь человека всегда была устроена так, что даже в быту он постоянно был вынужден вспоминать о конечности земного бытия. В этом не было никакого пессимизма, смерть мыслилась просто как еще одна стихия, а постоянный контакт с ней развивал опыт будущего собственного умирания.

Сегодня люди сознательно отказываются от этого опыта. Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море. Ну да — море большое и страшное. Но в то же время — оно очень красивое. Нет ничего лучше — посидеть на берегу, послушать прибой, повглядываться вдаль, помочить ножки.

Вот даже сейчас, уже почти написав колонку про простую человеческую смерть, я все равно никак не могу впихнуть себе в голову мысль, что смерть — это не про кого-то там. Смерть — это про меня. И морг, и вскрытие, и дурацкий трупный макияж, придуманный, чтобы покойники не пугали трусливых живых людей своей мертвой рожей, и вообще весь этот унылый маскарад, в который мы превратили свои похороны — это все будет актуально для каждого из нас. И не когда-нибудь, а, может быть, даже завтра. Или даже сегодня.

А я не хочу маскарад. И в морг не хочу. И пожалуйста — не надо пудрить мне лицо перед панихидой, я ведь не клоун. Конечно, теоретически мне должно быть все равно, что там происходит с моими осколками после смерти. Но почему-то очень хочется поваляться три дня дома, сослужить родным и близким последнюю службу. Я обещаю сильно не вонять. Я очень постараюсь.

Дмитрий Соколов-Митрич

Источник: Фома.Ru

3 апреля 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Размышления у последней черты Размышления у последней черты
Игум. Нектарий (Морозов)
Размышления у последней черты Размышления у последней черты
Игумен Нектарий (Морозов)
Надо чаще не только вспоминать о смерти, помышлять о ней, но и как бы поставлять себя на этот край здешнего бытия, прислушиваясь к тому, как реагирует и отзывается на это наша душа.
Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить
«Господи, пошли мне память смертную», — повторяем мы за Иоанном Златоустом в вечерней молитве. И что же — есть она в нас, эта самая смертная память? И что она такое и почему она нам так нужна? Для того, чтобы мы боялись ответа за свою жизнь и старались поменьше грешить? Да, но не только для этого. О памяти смертной как обязательном условии духовной жизни христианина мы беседуем с главным редактором журнала «Православие и современность» игуменом Нектарием (Морозовым).
Встреча грядет.
История одного расставания
Встреча грядет.
История одного расставания

Как одно мгновение промчались десять лет счастья. Будто вчера мы только встретились с Димой и решили навсегда быть вместе. А на самом деле прошло уже почти шесть лет, как беда разлучила нас и я услышала в телефонной трубке слова, которые до сих пор возвращают меня в те дни: «Погибли они...»
Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах
Прот. Андрей Ткачев
Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира»
Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах
Протоиерей Андрей Ткачев
Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли. Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.
Комментарии
Ирина 1 февраля 2021, 16:51
Спаси Господи за статью! Очень необходимо почаще видеть и читать такие статьи нам грешным, забываюшим о грядущем отходе из этой жизни в вечную. Память смертная...
Павел27 июля 2019, 16:10
Дмитрий, спасибо за статью!

Сам всё время об этом думаю - где похороны? Еще в советское время они были, а сейчас - как будто специально прячут всё, чтобы люди не вспоминали о смерти... И морг этот зачем, почему нельзя тело покойного просто оставить дома, чтобы над гробом читать Псалтирь?

Наталья14 марта 2019, 16:00
Моя мама мне когда-то говорила - "Когда умру, мне на похороны музыку не надо!". Говорила она мне это не один раз (умерла два года назад) и если бы сейчас хоронили с музыкой, я бы от этого обязательно ушла. Эти жуткие похоронные мелодии на весь район.
И хорошо, что этого сейчас нет.
анна 9 декабря 2017, 19:35
...похоронные бюро под названием "Гранит"...."Последний путь"...и так далее - бизнес...прайс учитывает всё - вынос тела ...вывоз в морг...привоз из морга и прочее...даже копать могилу положено за деньги ! - самим нельзя ...оттого и похороны часто проходят торопливо скомканно чтоб уложится в положенное время..а со стороны - как будто все пытаются быстрее поставить точку и продолжать жить ...Но многое же зависит и от нас - не надо лишать себя суеты на кухне...чтоб на поминках была домашняя пища сваренная родными ...не надо создавать полную тишину - нужно вспоминать ..плакать ..и смеятся ...статья отличная ...под многим подписываюсь...
Дмитрий 6 ноября 2015, 22:45
В детстве не любил похороны, даже боялся...Потом, уже став верующим, понял почему. Ведь на самом деле смерти нет. То есть нет конца бытия души. Безсмерт
ие стучалось в мою детскую душу...

Антон13 мая 2014, 11:54
Какая хорошая статья. Прямо в точку. Не хотим смотреть туда за горизонт, только позитив,только музыка, только драйв
Ольга Петряева 8 мая 2014, 16:12
Сегодня люди сознательно отказываются от этого опыта. Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море. Ну да — море большое и страшное. Но в то же время — оно очень красивое. Нет ничего лучше — посидеть на берегу, послушать прибой, повглядываться вдаль, помочить ножки.

Елена 7 мая 2014, 16:54
У меня двоякое мнение о похоронах и оркестрах. Помню похороны своего дяди с оркестром, с причитаниями совершенно чужих тёток, фальшиво-сладостные речи и какой то ужас именно от происходящего, а не от смерти, а если ещё потом гроб уезжает в железные двери на сжигание, то вообще....по мне так, важно что бы всё происходило в церкви, в знакомом месте, со свечами и песнопениями, как бы открывая дальнейший путь человека, захоронение на кладбище и спокойные проводы дома, со светлыми воспоминаниями об усопшем...и ещё важно (для меня) - без алкоголя!!!!!
Ольга20 января 2014, 14:41
Спасибо.
Я несколько последних лет думаю об этом. Коробит, когда хоронят человека на следующий день, даже если он умер вечером. Такое чувство, что хотят поскорее закопать, простите.
Я помню, когда умерла моя бабушка. Да, мы готовились к ее смерти - и это я тоже помню... И те три дня по ее кончине, когда приходили люди, прощались с ней, делились с нами своими воспоминаниями, сделали наше семейное горе светлым каким-то...
Александр Борисович19 декабря 2013, 21:26
Актуальная тема. Из воспоминаний детства: траурный марш на похоронах.
Рита21 ноября 2013, 00:36
Спасибо за статью, я как раз служу в этом самом оркестре в МЧС в Ногинске. Действительно, наш оркестр часто играл на похоронах, у меня еще мелькала мысль, будет ли он еще на моих похоронах играть. мне пока 36 лет, но как Господь распорядится - мне не ведомо. (сама то я певица, поэтому в похоронах не участвовала). А на счет похоронить как раньше…. сейчас вызывается скорая и милиция , а они уже сразу вызывают труповозку,,,, и действительно , оборачивается все сбором справок и заказом ресторана. Недавно умерла моя двоюродная бабушка, ее дочь столько бумажек собрала. чтобы не вскрывали труп, но зато все равно раскрасили лицо…. Хочется уйти из жизни достойно, чтобы детки омыли, проводили в последний путь, отпели, почитали псалтирь….. И молились за меня много.
Елена 7 ноября 2013, 10:48
Спасибо автору за глубокую статью. Согласна. Современные люди, особенно нецерковные живут так как будто никогда не умрут и всякий разговор о смерти со светскими, даже пожилыми - для меня непосильное дело...Прямо чувствую стену страха при первых словах об ЭТОМ. И умирают люди совсем по другому нынче..это Вы верно заметили...скомкано, бессознательно...как и живут в основном. Ни жить не могут по-человечески, ни умереть. Верное заметила игуменья ранее в комментариях - "и смерть убежала от них"
Наталья28 августа 2013, 10:03
Спасибо за статью! Это признаки глобализации - "смерти у нас нет! и все, что о ней напоминает, нужно искоренять". Сначала не разрешают держать дома покойников, якобы из-за угрозы заражений-инфекций, потом доберутся до еще живых стариков, обязательно доберутся... Когда умерла моя бабушка, мы сами ее обмыли, одели, положили и читали Псалтирь, пока не приехала полиция и санитары из морга, которые нас отругали - "Зачем вы вообще к телу прикасались? зачем сами ее мыли?" Хотя умерла она от продолжительной болезни и справка от скорой уже была на руках к их приезду
Дана24 августа 2013, 20:25
И почему всех интересует что будет с телом ? А душа ? У меня умерла мама самой ужасной и мучительной смертью , заблудилась в лесу . Если думать о том как она умирала можно сойти с ума . Но когда ее нашли она была на коленях вот что важно !!! Моя мамочка у Господа и ей там очень хорошо ! А нам всем еще нужно заслужить небо !
Павел25 июля 2013, 12:44
Смерть это прежде всего зло, так пишет Библия. То что люди не хотят видеть зло в этом есть тоже здравый смысл, другой разговор что не христианину страшно что после смерти его ждет черная пустота и он подсознательно устраняется от сего зловещего акта. Христианин знает что за смертью лежит Воскресенье, Христос воскрес и я воскресну! Но для этого надо иметь веру хоть с горчичное зерно, а этого в современном мире к сожалению осталось мало - найду ли Я веру говорит Господь в Слове своем? Какова вера, таковы и ритуалы.
Max23 июля 2013, 10:34
На эту тему японцы сняли художественный фильм "Ушедшие" (Окурибито) (на мой взгляд очень полезный фильм). Рекомендую. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F8%E5%E4%F8%E8%E5
Юрьев22 июля 2013, 15:47
Снявши голову - по волосам не плачут. Впрочем, эти оркестры - тоже ничего хорошего, сатанинские пляски это, как и процедура под названием "гражданская панихида". Бывал я на таких, - это куда как хуже, чем в морге, по-тихому.
сергей22 мая 2013, 00:38
а мне как то полегче от того что нет этих заунывных оркестров. хорошо что кончилось это время. как то так
MAGDA 7 апреля 2013, 14:46
spasibo vam Dmitrii za statiju,ona ochen pravilnaja, oseniju horonili mamu, postaralis s sestroi vse sdelat kak podobaet istinnim christianam, edinstvenno o chem mi ne znali chto teper formalin dolzhni bili mi pokupat, tak kak skoraja dala tolko spravku o smerti, i batushke ja blagodarna- molodoi, no ne poterial chelovecheskogo dostoinstva, otpel, prishel domoi ,pomolilsia pered vinosom, vot cherez etot sait hochu virazit moi dobrie pozhelanija v ego trudah molodomu batushke iz Kalyazin
наталья 6 апреля 2013, 08:43
Я об этом часто думаю,я не хочу, чтоб меня отвозили в морг. Сравниваю смерть православных верующих, на похоронах которых побывала,с другими похоронами,так и вспоминается:"Пусть мертвые хоронят своих мертвецов".Помню хоронили прихожанина Сергия,все дни,что он был дома читали над ним псалтирь.Выносили с пением Святый Боже.И всю дорогу в машине пели и на кладбище. На сердце радость за покойника,все что смогли для него сделали.Так он потом своему другу приснился, сказал:"Передай всем,что мне здесь очень хорошо".Свою смерть он заслужил, он помогал строить храм, без отрыва от работы. давал деньги по возможности,был инженером,разбирался в чертежах.Так,что каждый получит,что заслужил,хотя хочется таких же похорон.
Виталий 5 апреля 2013, 23:43
Замечательная статья! Никто не хочет говорить (и думать) о смерти - даже на кладбище.. Поехали недавно с женой и родственниками на кладбище (у тещи почившей был день рождения), все стоят и молчат (и ждут, кто первый скажет "ну что ж...") - я как-то попытался поговорить, напомнить про Бога, у которого все живы - никакой реакции - оцепенение и ожидание окончания "царемонии". Ни вспомнить случаи из жизни (а покойная была замечательным человеком), ни даже помолиться... Грустно это
Юлия 5 апреля 2013, 16:48
Прочитала статью и ощущение такое, как будто автор и не живет в своей стране.
Дело в том , что и в России и в Украине закреплено законодательно , как надо поступать с телом умершего .Ввели норму об обязательном вскрытии тела, при этом плевать хотели законодатели на чувства родных покойного и достойном отношении к телу после смерти. Нормы морали попраны законом. Приходится "выкручиваться" родственникам так лихо чтобы не забрали умершего в морг, где его, не пойми за какой надобностью, распотрошат. Поэтому не нужно говорить что люди изменились. Поверьте, большинство из нас хочет достойные без пафоза похороны и достойное не надругательное отношение к своему бренному телу.
Ведь дошло уже до того, что наши старики боятся помирать, потому что не хотят в морг попасть. И получается, что они не смиренно и спокойно приготовляются к переходу в вечность, а со страхом и паникой .
И это считается нормой в современном государстве? Так что не в людях простых дело в данном вопросе...
Игумения Мариамна ФЕТА 5 апреля 2013, 10:57
Возлюбленные о Христе братья и сестры! Память смертная вещь великая, потому что купирует грех блуда и страсть смехотворства. А вот по поводу пропажи смерти это верно примечено. Сказано в Писании: "смерть убежит от них". Из сего понимаем, что живём в последние Времена и наступила пора Царствия Божия о Христе Иисусе и Прихода Его, чтобы освятить переход всех и вся от временной жизни к вечному и нестареющему бытию. Простите...
Ольга 5 апреля 2013, 08:42
Я с периферии, но об этом не жалею. По моему все зависит от людей. В морг всегда возили, если это не больной человек, а вот забирать из морга, на ночь перед похоронами домой, это уже дело родственников, это, извините, на их совести. Оркестров уже не стало, но прощаются с усопшим все кто его знал и узнал о его кончине, и провожают по дороге,и цветочки бросают по дороге, но уже до следующего подъезда или ближайшего угла, так как представителям ритуальных услуг надо по быстрее, и время пользования автобусом и другими услугами ограничено. А чтение Псалтыри это уже кто, что знает, кто как подскажет, в церковь то не все ходят, а можно и батюшку пригласить на дом. И многое зависит от финансового состояния. Кстати у нас до сих пор и денежки собирают по соседям.
Только вот мне не понятно одно, ведь раньше не выносили до 12часов, если человек сам умер, а сейчас в 11 часов и все время расписано, вот это печально...
Время ни чего не жалеет, а нас уж чего жалеть, если мы сами себя не любим. Мы получили, что хотели...
Александра 4 апреля 2013, 22:16
Когда хоронили мою младшую сестру, то везти ее надо из морга из области в храм при кладбище довольно далеко. Снег, пурга, дороги все забиты. Опаздывали на час почти. Батюшку предупредили, и он ждал, конечно, но и рад не был - торопился куда-то. Отпевание как-то очень быстро прошло.
И ни разу не слышала, чтобы в Москве сейчас ставили на ночь.

И без служб не обойтись - в каждой конторе свои правила, нельзя все знать. Да и если тело лежит в тепле 3 дня без обработки, тоже не есть хорошо.
А ведь читать молитвы или не читать, зависит только родных. Разве нет?
Лариса 4 апреля 2013, 20:26
Может, не по теме комментарий, но первая реакция - дорогие мои сограждане, будьте в Церкви! Часто приходилось быть на отпеваниях (пою в храме) и неоднократно замечала - разница огромная между покойниками-постоянными прихожанами и теми, кого принесли отпеть, потому что "так положено".
Юрий 4 апреля 2013, 20:10
Не совсем согласен с автором. К чему оркестр, венки, еловые ветки? Мы православные, а не язычники!!! Обмыть, отпеть, помянуть в молитве перед опусканием в могилу (лития),ну и скромную трапезу ещё можно (но не пьяным застольем с песнями), хотя и не обязательно её проводить. Согласен, к успению надо быть готовым ежеминутно каждый день. Воспринимать надо спокойно успение, обыденно. Это освобождение души от клети телесной, а не что-то страшное.
Ирина 4 апреля 2013, 16:26
Благодарю автора за тему, действительно живем,как будто будем жить вечно в этом мире, не помня смертного часа. Раньше все было иначе... Вспоминаю паломническую поездку в Крым. В пещерном храме Свято-Клементьевского монастыря, что под Севастополем, есть костница, где хранятся черепа почившей братии монастыря. На стеклянной двери которой надпись: МЫ БЫЛИ ТАКИМИ КАК ВЫ,ВЫ БУДЕТЕ ТАКИМИ КАК МЫ.
Мария 4 апреля 2013, 15:29
А у нас время застыло, все по старинке - и обмывают, и покойник три дня дома и ночь в храме, и бабушки непременно сидят у гроба и читают молитвы, и отпевание дома, и гроб несут пешком до кладбища, иногда на грузовике везут, но провожать идут все пешком, так что из домов выходят люди и подключаются к процессии - те кто не знал о похоронах этого человека. А потом все возвращаются на поминальный обед, в том числе и священник. Хорошо бы чтоб так дальше и было.
Максим 4 апреля 2013, 15:20
Какой бред !!!!!! По мнению автора если на похоронах нет оркестра это уже не похороны)))))) особенно выражение "нормально умирать" Что то мне эта статья напоминает вот это
Елена 4 апреля 2013, 15:16
Считаю, что сейчас есть сервис в похоронном деле и это хорошо. В советское время нужно было все доставать,договариваться. Что касается поминания и отпевания и в этом все налажено в церкви. Частное поминание от нас самих зависит. А соседи придут проводить к которым хорошо относился умерший.
Андрей 4 апреля 2013, 14:07
Странное сравнение - "..как видеть море". Ну раньше жили люди в материке и никто никуда не ездил к морю. Так что к морю ездить это не является потребностью.., "Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море."
ну ты где вообще живешь? и с кем общаешься? Наверно не с теми, кто ниразу не видел этого сайта, и интернета. Но они смерть знают ...те...
Василий 4 апреля 2013, 13:05
Зачем вообще мыть трупы??? это бред))) я не хочу чтобы меня кто то мыл. какая разница если я уже мертвый.
Елизавета 4 апреля 2013, 12:35
Да.Очень жаль,что пропала такая традиция провожать всем двором,всей семьёй человека в иную жизнь. Очень ярко помню своё детство, как хоронили моего дедушку, а потом и ещё одну родственицу. Были очень необычными эти дни. Сначала в доме стоял гроб, даже потом дома и отпевали, ехали всем автобусом на кладбище,после небольшие посиделки дома (помянуть). Я тогда была маленькой. Меня тогда всё это очень впечатлило, слёзы и в тоже время какое-то ощущение что мы все вместе(сплочены) и те, кого мы провожали тоже с нами рядом. Если бы в наше время это было бы возможно, я бы с удовольствием по такой традиции хотела бы в будущем проводить в иную жизнь своих близких и родственников.
Людмила 4 апреля 2013, 12:20
Подписываюсь руками и ногами под статьей!
И жестокость такая тоже оттого, что смерти не видят с детства и не сжимается сердце от жалости к людям, и думаем, что все вечные и можно колоть словами и делами. Какое там обмыть! Многие боятся просто подойти и поцеловать на прощание усопшего.
Горько мне- в детстве и бабушка и родители учили поминать усопших, подавать милостыньку за них... У храма иногда кто угостит конфетками и попросит помянуть близких о упокоении ... А теперь что? Подать некому((( в Москве в основном ряженые. На работу приносила в день памяти родителей помянуть бутербродиков, на меня косо посмотрели, хотя все старше меня (а мне 40 лет), видели как это делается((( Дочка в школу носила конфетки за дедушку для всех, а в колледж уже стесняется... Уже и сказать никому :"Царствия небесного!" (((
Мария 4 апреля 2013, 12:17
Класс! Полностью разделяю! Низкий поклон за тему!
Ирина 4 апреля 2013, 12:08
когда хоронили отца. была зима, 11 января. после праздников в этот день хоронили многих и была длинная очередь. Но одна процессия никак не желала стоять очередь. И они обошли кладбище с другой стороны, мужчины бежали (!) первыми через кладбище с гробом на плечах. Женщины, задрав шубы за ними. Все перепрыгивали через свежие вырытые могилы. Мы с нашим ритуальным агентом "сторожили" наше место и поэтому бегущая процессия подскочила к соседней пустой еще (не их видимо) могиле и быстро туда практически бросила гроб. и закопали... и ушли...вот и похороны...
Ксения Ч. 4 апреля 2013, 11:14
Дмитрий, спасибо, что затронули эту тему. Сама часто об этом думаю...
Детство (а мне 35) прошло в небольшом военном городке в Подмосковье. Запомнились похороны военных, особенно высоких чинов - с духовым оркестром, гроб везли через весь городок, за гробом несли на красных подушечках награды покойного. Мы бегали смотреть... да и не боялись как-то...
И елочки у подъездов тоже помню. Идешь из школы, смотришь - елочки. Так, кто умер, из какой квартиры?
А еще помню, но это у бабушки в деревне, старушки заранее готовили себе "узелок на смерть" - одежду, платочек, в чем хоронить, по возможности деньги на похороны. И все это обсуждалось, и как-то не было в этом надрыва и трагизма.
И уже когда маму хоронила, девять лет назад, там же, в этом военном городке - гроб поставили у подъезда, соседи подходили прощаться. Денежки собрали - немного конечно, но было так тепло, что не забыли. Поликлиника, где мама работала, полностью взяла на себя организацию поминок. Хотя к моменту смерти мама уже десять лет была на пенсии.
А сейчас - шесть лет в Москве, ни разу похороны не видела... ну не может быть, чтобы за шесть лет в нашем и соседних домах никто не умер...
Маргарита 4 апреля 2013, 10:13
Воспоминание из дошкольного детства (а мне сейчас 66 лет). По обочине пыльного и пустынного Каширского шоссе (это Каширка-то пустынна!) вдоль села движутся похороны - впереди священник в желто-золотом облачении, сельчане, довольно много, и дети, много детей - им интересно. Вот у "шалмана" (местное питейное заведение) поставили табуретки, на них гроб, священник кадит, женщины вспоминают шалман недобрым словом (видимо, к смерти покойника питейные дела имели отношение). Гроб поднимают, табуретки берут с собой - и так - до следующей остановки. Заметно, что останавливаются у всех мест, имевших для покойного значение, он как бы прощается (так и говорили). Потом родное деревенское кладбище, с которого детей срочно прогоняли, не давая видеть, как закапывают покойника. Так в памяти и остались похороны как праздник без плохого конца. Дети должны видеть похороны, чтобы самим глупостей не наделать. Самоубийц на кладбище не хоронили, что твердо знали все. И это было самым страшным наказанием, исправить которое никаким образом невозможно.
Александр 3 апреля 2013, 23:39
О смерти вообще ни с кем не поговорить. На работе все пугаются, дома тоже. Как-то не этично в глазах других все выглядит. Даже в церковной среде не всегда уместно бывает.
Как в песне "... Отреклись от Бога, безумные, Православнув веру забросили И живут, жуют будто вечные..."
Марина 3 апреля 2013, 22:09
А в небольшом городке, где живут мои родители,закрыли морг, и теперь необходимо везти умершего на вскрытие в другой городок, примерно за 100 км. Если учесть состояние дорог, возможную очередь в морге, затраченное время на возравщение его несчатсного (умершего)домой, вот как раз к концу третьего дня он может быть поспеет к своим похоронам. Сейчас похороны окончательно превращаются в возможность просто вкусно покушать родственникам и знакомым покойного, а также унести с собой 40 тарелок или 40 ложек (не знаю как в других городах, но вот у нас бытует такой обычай). На молитву нет не желания, не сил, проще и удобнее купить красивый венок. Да и само чтание Псалтыри по усопшему характеризуется оперделением "Ой, они так хорошо пели".
Татьяна 3 апреля 2013, 20:28
Дмитрий,как хорошо,что Вы затронули эту тему. Не знаю,как в Москве, а у нас,в глубинке, полиция теперь не разрешает оставлять усопшего дома,даже когда известен диагноз.Всех везут в морг. И потому не обмыть самим, не помолиться над усопшим.И вы правы,самое главное- не остаётся времени на достойное прощание с ушедшими.Мне кажется, что дело не только в том,что изменились люди.А в том,что всё измеряется деньгами.Отсюда и непонятные уму и сердцу законы и распоряжения, от которых мы зависим. Так и хочется с Вами крикнуть" Дайте спокойно умереть!"
Татьяна
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×