Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон |
Когда вы вообще последний раз видели нормальные человеческие похороны? Люди, вы что — перестали умирать?
Ну, согласитесь — как-то все стало с этим делом неправильно. «Последний путь» превратился в какую-то санитарную процедуру. Собирается кучка родственников у морга, заходят в специальный зал, полчаса помолчали, повздыхали и уступили место следующему трупу, у которого тоже есть право на свои полчаса. Хорошо если усопший был верующим — хотя бы в церкви полежит, подышит. А если нет? Сразу на кладбище! Из всех посмертных ритуалов — только вскрытие. Такого покойника даже покойником не назовешь. Так — продукт жизнедеятельности.
Когда я, наконец, заметил пропажу смерти, до последнего надеялся, что все это результат какой-нибудь дурацкой реформы, официального запрета на содержание трупов за пределами моргов или еще чего-нибудь в этом роде. Но вот я звоню Евгению Евгениевичу — моему дальнему родственнику, владельцу похоронного бюро в подмосковном Обухово — и он одним махом мои надежды развеивает.
— Никаких запретов нет, просто люди изменились. Ты разве не знаешь, что каждые двадцать лет люди полностью меняются? Ничто не мешает им и сегодня хоронить как раньше — ну, разве что с оркестрами теперь проблема. Раньше при каждом ДК был оркестр, на каждом предприятии был оркестр, в одном Обухово у нас было три коллектива. А сегодня на весь Ногинский район, пожалуй, только МЧС играет, и то не на похоронах. После перестройки люди стали умирать по-другому.
— По-другому — это как?
— Сегодня о смерти вообще никто не думает. Люди живут кое-как, умирают кое-как и очень удивляются, когда чья-то жизнь вдруг заканчивается. Приходят к нам беспомощные, как дети — ой, а что теперь надо делать?
Говорят, в некоторых недоделанных регионах люди еще не разучились нормально умирать. Но странное дело: чем сильнее там или сям влияние развитого гуманизма, тем больше ужаса испытывает человек перед смертью и тем решительней гонит ее приметы с глаз долой. Люди готовы платить любые деньги, лишь бы отгородиться от смерти, не пускать ее в свой мир. Не держать покойника в квартире, не омывать его собственноручно, не читать над ним Псалтирь, не хоронить по-человечески. Чем короче путь от морга до могилы, тем лучше. Пробки опять же, расстояния огромные, не наездишься. Даже дома, в которых мы живем, не приспособлены для выноса гробов. Год назад в нашем доме хоронили по-человечески одного армянина — они еще умеют. Вынос гроба из подъезда превратился в сложнейшую инженерную операцию — чуть за болгаркой бежать не пришлось.
За последние пару десятилетий произошла полнейшая эмансипация покойников. Они теперь лишены всех посмертных обязанностей, которыми были обременены еще совсем недавно. Они больше не вынуждают весь двор выражать соболезнования родным и близким, а заодно вспомнить, кого из соседей как зовут. Они больше не обогащают сознание живущих рядом подростков первыми размышлениями о смысле жизни, а также знакомстсвом с творчеством Фредерика Шопена. Как только человек умирает, он перестает иметь всякий смысл для окружающих. Три дня до похорон нужны лишь для того, чтобы собрать необходимые справки, заказать и оплатить все услуги, купить венок и снять ресторан.
А раньше эти последние три дня жизни покойника имели огромное значение. Он успевал сообщить родным и близким едва ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. Вообще — от нежелания живых общаться с мертвыми, проигрывают прежде всего живые.
Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон |
Сегодня люди сознательно отказываются от этого опыта. Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море. Ну да — море большое и страшное. Но в то же время — оно очень красивое. Нет ничего лучше — посидеть на берегу, послушать прибой, повглядываться вдаль, помочить ножки.
Вот даже сейчас, уже почти написав колонку про простую человеческую смерть, я все равно никак не могу впихнуть себе в голову мысль, что смерть — это не про кого-то там. Смерть — это про меня. И морг, и вскрытие, и дурацкий трупный макияж, придуманный, чтобы покойники не пугали трусливых живых людей своей мертвой рожей, и вообще весь этот унылый маскарад, в который мы превратили свои похороны — это все будет актуально для каждого из нас. И не когда-нибудь, а, может быть, даже завтра. Или даже сегодня.
А я не хочу маскарад. И в морг не хочу. И пожалуйста — не надо пудрить мне лицо перед панихидой, я ведь не клоун. Конечно, теоретически мне должно быть все равно, что там происходит с моими осколками после смерти. Но почему-то очень хочется поваляться три дня дома, сослужить родным и близким последнюю службу. Я обещаю сильно не вонять. Я очень постараюсь.
Сам всё время об этом думаю - где похороны? Еще в советское время они были, а сейчас - как будто специально прячут всё, чтобы люди не вспоминали о смерти... И морг этот зачем, почему нельзя тело покойного просто оставить дома, чтобы над гробом читать Псалтирь?
И хорошо, что этого сейчас нет.
ие стучалось в мою детскую душу...
Я несколько последних лет думаю об этом. Коробит, когда хоронят человека на следующий день, даже если он умер вечером. Такое чувство, что хотят поскорее закопать, простите.
Я помню, когда умерла моя бабушка. Да, мы готовились к ее смерти - и это я тоже помню... И те три дня по ее кончине, когда приходили люди, прощались с ней, делились с нами своими воспоминаниями, сделали наше семейное горе светлым каким-то...
Дело в том , что и в России и в Украине закреплено законодательно , как надо поступать с телом умершего .Ввели норму об обязательном вскрытии тела, при этом плевать хотели законодатели на чувства родных покойного и достойном отношении к телу после смерти. Нормы морали попраны законом. Приходится "выкручиваться" родственникам так лихо чтобы не забрали умершего в морг, где его, не пойми за какой надобностью, распотрошат. Поэтому не нужно говорить что люди изменились. Поверьте, большинство из нас хочет достойные без пафоза похороны и достойное не надругательное отношение к своему бренному телу.
Ведь дошло уже до того, что наши старики боятся помирать, потому что не хотят в морг попасть. И получается, что они не смиренно и спокойно приготовляются к переходу в вечность, а со страхом и паникой .
И это считается нормой в современном государстве? Так что не в людях простых дело в данном вопросе...
Только вот мне не понятно одно, ведь раньше не выносили до 12часов, если человек сам умер, а сейчас в 11 часов и все время расписано, вот это печально...
Время ни чего не жалеет, а нас уж чего жалеть, если мы сами себя не любим. Мы получили, что хотели...
И ни разу не слышала, чтобы в Москве сейчас ставили на ночь.
И без служб не обойтись - в каждой конторе свои правила, нельзя все знать. Да и если тело лежит в тепле 3 дня без обработки, тоже не есть хорошо.
А ведь читать молитвы или не читать, зависит только родных. Разве нет?
ну ты где вообще живешь? и с кем общаешься? Наверно не с теми, кто ниразу не видел этого сайта, и интернета. Но они смерть знают ...те...
И жестокость такая тоже оттого, что смерти не видят с детства и не сжимается сердце от жалости к людям, и думаем, что все вечные и можно колоть словами и делами. Какое там обмыть! Многие боятся просто подойти и поцеловать на прощание усопшего.
Горько мне- в детстве и бабушка и родители учили поминать усопших, подавать милостыньку за них... У храма иногда кто угостит конфетками и попросит помянуть близких о упокоении ... А теперь что? Подать некому((( в Москве в основном ряженые. На работу приносила в день памяти родителей помянуть бутербродиков, на меня косо посмотрели, хотя все старше меня (а мне 40 лет), видели как это делается((( Дочка в школу носила конфетки за дедушку для всех, а в колледж уже стесняется... Уже и сказать никому :"Царствия небесного!" (((
Детство (а мне 35) прошло в небольшом военном городке в Подмосковье. Запомнились похороны военных, особенно высоких чинов - с духовым оркестром, гроб везли через весь городок, за гробом несли на красных подушечках награды покойного. Мы бегали смотреть... да и не боялись как-то...
И елочки у подъездов тоже помню. Идешь из школы, смотришь - елочки. Так, кто умер, из какой квартиры?
А еще помню, но это у бабушки в деревне, старушки заранее готовили себе "узелок на смерть" - одежду, платочек, в чем хоронить, по возможности деньги на похороны. И все это обсуждалось, и как-то не было в этом надрыва и трагизма.
И уже когда маму хоронила, девять лет назад, там же, в этом военном городке - гроб поставили у подъезда, соседи подходили прощаться. Денежки собрали - немного конечно, но было так тепло, что не забыли. Поликлиника, где мама работала, полностью взяла на себя организацию поминок. Хотя к моменту смерти мама уже десять лет была на пенсии.
А сейчас - шесть лет в Москве, ни разу похороны не видела... ну не может быть, чтобы за шесть лет в нашем и соседних домах никто не умер...
Как в песне "... Отреклись от Бога, безумные, Православнув веру забросили И живут, жуют будто вечные..."
Татьяна