«Я смешной человек» или «я – человек из подполья» – так зачастую высказывался о себе герой Достоевского, представляясь читателю. Заставляя своего героя говорить о вещах скрытых, но важных, Достоевский обращался его языком к тому читающему обывателю, который никак не считал себя «смешным» или же сидящим в подполе. Читающий Достоевского человек в личной самооценке, скорее всего, был серьезен и солиден. И сидел он за столом в гостиной или в присутственном месте среди важных бумаг, а не в подвале. Но, вчитываясь в плотный предлагаемый текст, он должен был на некоем этапе с удивлением найти между собою – солидным человеком – и человеком из подполья родственные черты. Он должен был понять, что и он тоже – «смешной человек», хотя на пальце у него перстень, крахмальный воротничок сдавливает двойной его подбородок, а за столом ему прислуживает горничная. И пусть он даже студент, мечтающий о всемирном счастье; пусть он банкир, грезящий о собирании всех богатств себе подмышку, он всё равно должен был почувствовать: «я смешной человек».
А я вот средневековый человек. Как вам такая фраза? Находите ли вы родство с ней? Вы, у которых в кармане iPhone, на столе компьютер, а во дворе – японский автомобиль? «Нет, – скажет Некто. – Я человек модерна и даже постмодерна». «Почему бы и нет? – возразит Иной. – Одно другому не мешает». Со вторым я согласен. Одно другому не мешает, господа. Не мешала же Королеву, отправлявшему ракеты с людьми на орбиту, маленькая монетка, которую он неизменно на запусках зажимал в кулаке и которая (как он верил) приносит счастье. Цивилизованные в электрическом свете, мы можем быть вполне доисторическими в ночной тьме. Но я не за бессознательное дикарство. Я за сознательный мир внутреннего человека. И в полной тьме, и в свете лампочки Эдисона можно сознательно носить в себе смыслы, чуждые эпохе за окном. Не модернистские и не постмодернистские смыслы. «Империя», «Средние века», «Страшный суд» – это ведь не пугалки и не ругательства. И если отшелушить ложные ассоциации от простых понятий, то мы, даст Бог, найдем вкус в оболганных именах и близость к немодным «трендам». Сейчас попробуем расшифровать «средневековый» термин.
***
Небеса для меня не мертвы. Оны живы и дышат. Они внемлют голосам, раздающимся с земли.
Небеса для меня не мертвы. Оны живы и дышат. Они внемлют голосам, раздающимся с земли. Оттуда – с Небес – приходит заслуженная кара и щедрое благословение. Самолеты, летающие по небесам, на дело не влияют, поскольку летают вовсе не по тем небесам, откуда приходят кары и благословения.
Ад для меня – реальность. Ему мало места в тех областях, где его заключили, – неважно, где они топографически. Ад обнаглел и хочет выйти из области снов и кошмаров в реальность, чтобы жить здесь и сейчас на правах действительности. Человек на земле хочет быть уже жителем Ада.
У Ада с Небом война. Ад хочет завоевать Землю, чтобы доказать Небу свою силу, а буде карта ляжет – объявить Небу полномасштабную войну. Погибшие безвозвратно земляне Адом в счет не берутся. Земные дела, прочитанные под этим углом зрения, дают изобильную пищу для размышлений.
Добро и зло существуют реально. Они перепутаны, как два борца, сплетшиеся в схватке, но они реальны. Иногда зло красится «под добро», а добро так бесцветно, что его не замечают. Но они всё равно реальны и до конца никогда не смешиваются.
Смерть есть факт, но ею ничего не оканчивается. Она не самостоятельна и служит Богу, как и вообще всё служит Богу в средневековом понимании. Загробный мир реален не менее, чем мир «предгробный». Все миры не замкнуты, но взаимопроникают друг в друга и общаются.
Словно центр в круге, царствует в мире Бог. Все, кто служат Ему, приближаются к центру и одновременно – друг к другу. Все, кто удаляются от Него, улетают на периферию и далее, под действием силы центробежной, – вон из круга во тьму кромешную, идеже «плач и скрежет зубов».
Вот вам очень краткий перечень средневековых мыслей, могущих жить в человеке независимо от наличия или отсутствия у него в кармане iPhone, а во дворе – японского автомобиля. Да, чуть не забыл. Средневековый человек верит (знает, чувствует), что вся земная реальность подобна комедии (комедия не потому, что очень смешно, а потому, что в конце хорошо закончится) и вся эта комедия однажды придет к концу. Маски будут сорваны, грязь смыта, преступники пойманы. Зерно отделится от плевел, и средневековый человек очень не хочет улететь далече вместе с плевелами, уносимыми ветром, но хочет быть пшеницей, собранной в Небесную Житницу.
***
Изложенные мысли не есть модерн, ни постмодерн, для которых смысла нет, красота относительна, истина иллюзорна и мораль корыстна. Модерн – это мировоззрение самоубийцы, а постмодерн – жизнь после жизни. А то, что скупо изложено выше, – средневековые мысли в их классическом понимании, которыми можно жить, пользуясь со спокойной совестью при этом ватерклозетом и летая на самолете в отпуск. Они – эти мысли – изложены поверхностно, так, как в хрестоматии пересказывается «Война и мир». Но, надеюсь, мы не соврали.
Мое предложение заключается в том, чтобы пользоваться модерновым миром, как мебелью в гостинице, не отвергать предлагаемые им холодильники и бигуди, но в глубине сердца жить простыми средневековыми смыслами. Средневековые люди, поверьте, не скучные. Среди них есть, к примеру, Гоголь и Паскаль. Всё великое и красивое, чем можно гордиться, чем – к слову – и гордится человечество, задумалось и вымолилось именно в средневековых кельях и мастерских. Средневековое мировоззрение делает человека многомерным, загадочным и нравственно ответственным, тогда как современные мировоззрения делают его сыном случая или обезьяны, жилищем глистов и наконец – пищей червей. По пути из роддома в могилу современные мировоззрения развязывают руки «случайному человеку» и толкают его на всё что угодно, зане (шепчут они) отвечать за прожитое некому.
«Я средневековый человек». Это звучит не смешно и не запоздало. Если вдуматься, то это звучит более гордо, чем глупый писк: я современный человек. Раз я живу в этом времени, то я по необходимости «современный человек». О чем тут спорить, и где здесь заслуга? Но выбор смыслов и нравственных приоритетов остается за мной, и в этом выборе я вовсе не хочу быть современным человеком. У меня есть варианты получше. Как вполне современный человек, я недавно приехал на метро к Боровицким воротам, постоял в современной очереди и совершенно современно за билет расплатился карточкой. Но как совершенно средневековый уже человек, я вошел в Кремль и молился у царского места, у гроба Ермогена и ходил среди княжеских гробов в Архангельском. Всё в храмах Кремля мне было близко как современнику их полнокровной жизни. Так, собственно, я стремлюсь поступать всегда: не спорю с действительностью, которая мигает рекламой и одевает меня в синтетику, но стараюсь думать и говорить исходя из того, что (смотри выше): Рай и Ад – реальности; за гробом продолжается жизнь; миры взаимопроникают и соперничают; Бог царствует нам миром полновластно и утаенно. Утаенно, то есть не для всех явно, ради нашей веры в Него. Праведный верою жив будет.
Средневековый судья боится Небесного Судьи; у средневекового воина есть и земная Родина, и Небесное Царство; средневековый праздник поистине весел, а средневековый пост поистине строг. Каковы современные судьи, воины, праздники и посты, вы сами знаете. Знайте же еще и то, что взяточниками и разбойниками, развратниками и лицемерами людей делают мировоззрения, формирующие внутреннего человека. Ну а уже сами мировоззрения умные и сильные люди выбирают самостоятельно, слабые же и недалекие впитывают некритично, как рекламу.
К сильным и умным обращена эта «смешная речь из подполья». Как Левша, просивший передать государю, что англичанин кирпичом ружья не чистит, и я прошу передать современникам: «Не ешьте “Whiskas”».
И соответственно в России средневековье, Христианская цивилизация, продолжилась намного дольше, чем в Европе. И надеюсь, что Вера в Господа нашего Иисуса Христа будет существовать ещё многие века и впредь, но впрочем да будет во всё Святая Воля Его.
Ещё я думаю, что чем дольше ты в церкви, чем крепче твоя вера, тем тверже и жизненная позиция.
А жизненная позиция мучеников, аскетов, пустынников, воинов духа какова?
Она в сущности средневекова. Вполне консервативна и как говорят либералы "мракобесна".
А какова жизненная позиция современного человека? Кушать и спать, болеть и умирать. Вот и всё. Слабость, бесцельность, пустота, зато...Современненько.
Так и называется - "модерново".
Андрею, которому всё мешает из начала обсуждения:
Ничего. Придется решать, рано или поздно, броня против этого необходима и её надо будет наростить. И наростишь. Оболчешься во всеоружие: броня Правды, щит Веры, шлем Спасения и Меч духовный, еже есть Глагол Божий, это для кого придумано? Для тебя. Постепенно научишься как пользоваться, будешь добрый воин Христов.
Вот тебе и средневековье, вот тебе и рыцарство.
Все 7522 года от падения Адама человеческое естество подвергается разрушительному воздействию космической радиации. Современные люди не так сильны, выносливы, быстры, остроумны как были их праотцы ещё тысячу лет тому назад, но не изменилось достоинство и истинные цели жизни человека на планете Земля.
Средневековье это эпоха, когда христианские монархии в Европе вполне искренне, быть может, пытались стоять на страже добродетели и препятствовать распространению порока. Однако больное человеческое естество и тогда было более склонно к злу, чем к добру. История падения средневекового человека общеизвестна. Западная церковь, а вместе с нею и вся Западная Европа, не выдержала искушения земною властью (вспомним 756 год и подарок Пипина Короткого римскому епископу) и покатилась сперва в католицизм, потом в протестантизм, далее в материализм, коммунизм, национал-социализм и докатилась уже до язычества, только на более высоком уровне знаний и технологий. Стоит ли нам подражать средневековому человеку?
Не лучше ли просто приложить все силы к реализации великого призвания человека?
Большое Вам спасибо за эту (да и не только эту) статью.
Давно уже как бы просто обидно за Средневековье. До сих пор многие "прогрессивные" люди искренне считают их лишь "темными веками" между античностью и эпохой Возрождения. А это далеко не так. Та же культура была сохранена трудами ирландского (на Западе) и византийского (на Востоке) монашества. А пиитет к книге, а жажда Бога и знания! Нынешний Запад по большей части бастард именно что Средневековья, но признавать это он не хочет. Хотя имя Карла Мартелла бы можно было и вспомнить. Как и традиции взаимопомощи. И устремление к небу...
Спаси нас, Господи!
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.(Матфей 5.16).
Бог в душе, дела Божии - снаружи.
Спаси нас Господи.
"Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного".
(Св. Евангелие от Матфея 7:21) - Дух дышит идеже хощет,а не там где правильный обряд!
На исламском сайте не боятся печатать комментарии обличающие их заблуждения!..
Вспомнился мужчина средних лет сидящий на возвышении, с нетерпением ожидающий конца Ниневии.
Он любил спорить с Действительностью. Да как спорить!!!
После чрева кита войти в приговоренный город с предложением от Действительности покаяться. И ведь послушали. Через Иону увидели Сущего. А он уселся и ждет огня небесного.
Позавчера, по земному времени, в Киеве прошло факельное шествие. Был ли там Иона? Не знаю.
Знаю одно. Это Действительность.
Вероятно и возможно с Действительностью стоит спорить как Иона спорил с Господом. Спорить, но и действовать.
Действительность, также как и средневековье, равно как и архаичность от Него.
Простите отец Андрей, может и ошибаюсь, но спорить с действительностью необходимо, даже ели ощущаешь себя средневековым человеком. Считаю спор любящего несмышлёного чада с Любящим Премудрым Отцом дело очень полезное.
Огромное спасибо за статью.
...Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе повредит? Еванг. от Марка. гл.2.
Мри вещей и мир сердечный - два соперника, конфликт их вечный.
Мир вещей - первоначально красота. изящность, блеск ума.
Страстями если омрачен - характер злой, коварный, сребролюбие -хозяин в нем, иль гость желанный...
Скромность, сдержанность и простота его глазами - голь, мелкость, беднота.
Сердце, совесть - так, наивности утеха, быть сердечным - глупость и помеха.
Суть противостояния - война, несоединяемые берега, злой помысел сжечь сердца мир, до основания, дотла.
Лука Святитель крымский, врач Божей милостью великой,
пример святейшей верности, великого ума, в наследство передал слова:"Средь нас есть много фарисеев, лицемеров, есть и такие, как Иуда. Но есть и те, кто, как покаявшаяся блудница, в сердце Господу любовь несут.Будем наблюдать за нашим сердцем, будем жить по велениям святой любви"
Я пытаюсь закрыть глаза, пытаюсь про себя читать псалмы, молиться - но ничего не помогает. К концу дня я опустошен, наполнен всеми гадостями, которые я насобирал за день и только в тишине, вечером за молитвой, я снова оживаю и оттаиваю, хотя часто это и дается с неимоверным трудом - сердце за день превращается в камень.
А Вы говорите - современные гаджеты и в ногу со временем. Не получается. Сейчас соблазн стал намного изощреннее, чем был во времена великих исповедников. Укрыться от него негде. И это настоящая трагедия...Простите.
Купите телефон за 600 рублей - этого часто вполне достаточно. 28000 рублей. которые можно сэкономить на покупке Ай-Фона с 98% ненужных функций, лучше употребить на более умные дела. Откройте сайт любого благотворительного фонда - там этих денег многие ждут с нетерпением.
Спасибо!
Да и не было европейское средневековье столь уж близкой к идеалу эпохой, даже если речь идёт о периоде с 313 по 1053 годы. Хватало и тогда в Европе идолопоклонства, варварства, разврата и прочих столь хорошо знакомых человеку 21 века явлений. Только что технологический уровень был пониже, посему и войны да ереси распространялись не так быстро.
Вообще не надо стесняться каких-то отзывов о себе. Например, я спокойно говорю: "Да, мы люди не практичные, но какие есть". Еще я принципиально ничего не фотографирую. Не понимаю этого самоупоения: притащат из какой-нибудь поездки кучи снимков, а потом наслаждаются, глядя в комп. А я говорю: что дорого, то у меня в сердце. Фотографировать я ничего не буду. Фотографий должно быть немного, и они должны быть человеку дороги.