Средневековый человек

    

«Я смешной человек» или «я – человек из подполья» – так зачастую высказывался о себе герой Достоевского, представляясь читателю. Заставляя своего героя говорить о вещах скрытых, но важных, Достоевский обращался его языком к тому читающему обывателю, который никак не считал себя «смешным» или же сидящим в подполе. Читающий Достоевского человек в личной самооценке, скорее всего, был серьезен и солиден. И сидел он за столом в гостиной или в присутственном месте среди важных бумаг, а не в подвале. Но, вчитываясь в плотный предлагаемый текст, он должен был на некоем этапе с удивлением найти между собою – солидным человеком – и человеком из подполья родственные черты. Он должен был понять, что и он тоже – «смешной человек», хотя на пальце у него перстень, крахмальный воротничок сдавливает двойной его подбородок, а за столом ему прислуживает горничная. И пусть он даже студент, мечтающий о всемирном счастье; пусть он банкир, грезящий о собирании всех богатств себе подмышку, он всё равно должен был почувствовать: «я смешной человек».

А я вот средневековый человек. Как вам такая фраза? Находите ли вы родство с ней? Вы, у которых в кармане iPhone, на столе компьютер, а во дворе – японский автомобиль? «Нет, – скажет Некто. – Я человек модерна и даже постмодерна». «Почему бы и нет? – возразит Иной. – Одно другому не мешает». Со вторым я согласен. Одно другому не мешает, господа. Не мешала же Королеву, отправлявшему ракеты с людьми на орбиту, маленькая монетка, которую он неизменно на запусках зажимал в кулаке и которая (как он верил) приносит счастье. Цивилизованные в электрическом свете, мы можем быть вполне доисторическими в ночной тьме. Но я не за бессознательное дикарство. Я за сознательный мир внутреннего человека. И в полной тьме, и в свете лампочки Эдисона можно сознательно носить в себе смыслы, чуждые эпохе за окном. Не модернистские и не постмодернистские смыслы. «Империя», «Средние века», «Страшный суд» – это ведь не пугалки и не ругательства. И если отшелушить ложные ассоциации от простых понятий, то мы, даст Бог, найдем вкус в оболганных именах и близость к немодным «трендам». Сейчас попробуем расшифровать «средневековый» термин.

***

Небеса для меня не мертвы. Оны живы и дышат. Они внемлют голосам, раздающимся с земли.

Небеса для меня не мертвы. Оны живы и дышат. Они внемлют голосам, раздающимся с земли. Оттуда – с Небес – приходит заслуженная кара и щедрое благословение. Самолеты, летающие по небесам, на дело не влияют, поскольку летают вовсе не по тем небесам, откуда приходят кары и благословения.

Ад для меня – реальность. Ему мало места в тех областях, где его заключили, – неважно, где они топографически. Ад обнаглел и хочет выйти из области снов и кошмаров в реальность, чтобы жить здесь и сейчас на правах действительности. Человек на земле хочет быть уже жителем Ада.

У Ада с Небом война. Ад хочет завоевать Землю, чтобы доказать Небу свою силу, а буде карта ляжет – объявить Небу полномасштабную войну. Погибшие безвозвратно земляне Адом в счет не берутся. Земные дела, прочитанные под этим углом зрения, дают изобильную пищу для размышлений.

Добро и зло существуют реально. Они перепутаны, как два борца, сплетшиеся в схватке, но они реальны. Иногда зло красится «под добро», а добро так бесцветно, что его не замечают. Но они всё равно реальны и до конца никогда не смешиваются.

Смерть есть факт, но ею ничего не оканчивается. Она не самостоятельна и служит Богу, как и вообще всё служит Богу в средневековом понимании. Загробный мир реален не менее, чем мир «предгробный». Все миры не замкнуты, но взаимопроникают друг в друга и общаются.

Словно центр в круге, царствует в мире Бог. Все, кто служат Ему, приближаются к центру и одновременно – друг к другу. Все, кто удаляются от Него, улетают на периферию и далее, под действием силы центробежной, – вон из круга во тьму кромешную, идеже «плач и скрежет зубов».

Вот вам очень краткий перечень средневековых мыслей, могущих жить в человеке независимо от наличия или отсутствия у него в кармане iPhone, а во дворе – японского автомобиля. Да, чуть не забыл. Средневековый человек верит (знает, чувствует), что вся земная реальность подобна комедии (комедия не потому, что очень смешно, а потому, что в конце хорошо закончится) и вся эта комедия однажды придет к концу. Маски будут сорваны, грязь смыта, преступники пойманы. Зерно отделится от плевел, и средневековый человек очень не хочет улететь далече вместе с плевелами, уносимыми ветром, но хочет быть пшеницей, собранной в Небесную Житницу.

***

Изложенные мысли не есть модерн, ни постмодерн, для которых смысла нет, красота относительна, истина иллюзорна и мораль корыстна. Модерн – это мировоззрение самоубийцы, а постмодерн – жизнь после жизни. А то, что скупо изложено выше, – средневековые мысли в их классическом понимании, которыми можно жить, пользуясь со спокойной совестью при этом ватерклозетом и летая на самолете в отпуск. Они – эти мысли – изложены поверхностно, так, как в хрестоматии пересказывается «Война и мир». Но, надеюсь, мы не соврали.

Мое предложение заключается в том, чтобы пользоваться модерновым миром, как мебелью в гостинице, не отвергать предлагаемые им холодильники и бигуди, но в глубине сердца жить простыми средневековыми смыслами. Средневековые люди, поверьте, не скучные. Среди них есть, к примеру, Гоголь и Паскаль. Всё великое и красивое, чем можно гордиться, чем – к слову – и гордится человечество, задумалось и вымолилось именно в средневековых кельях и мастерских. Средневековое мировоззрение делает человека многомерным, загадочным и нравственно ответственным, тогда как современные мировоззрения делают его сыном случая или обезьяны, жилищем глистов и наконец – пищей червей. По пути из роддома в могилу современные мировоззрения развязывают руки «случайному человеку» и толкают его на всё что угодно, зане (шепчут они) отвечать за прожитое некому.

«Я средневековый человек». Это звучит не смешно и не запоздало. Если вдуматься, то это звучит более гордо, чем глупый писк: я современный человек. Раз я живу в этом времени, то я по необходимости «современный человек». О чем тут спорить, и где здесь заслуга? Но выбор смыслов и нравственных приоритетов остается за мной, и в этом выборе я вовсе не хочу быть современным человеком. У меня есть варианты получше. Как вполне современный человек, я недавно приехал на метро к Боровицким воротам, постоял в современной очереди и совершенно современно за билет расплатился карточкой. Но как совершенно средневековый уже человек, я вошел в Кремль и молился у царского места, у гроба Ермогена и ходил среди княжеских гробов в Архангельском. Всё в храмах Кремля мне было близко как современнику их полнокровной жизни. Так, собственно, я стремлюсь поступать всегда: не спорю с действительностью, которая мигает рекламой и одевает меня в синтетику, но стараюсь думать и говорить исходя из того, что (смотри выше): Рай и Ад – реальности; за гробом продолжается жизнь; миры взаимопроникают и соперничают; Бог царствует нам миром полновластно и утаенно. Утаенно, то есть не для всех явно, ради нашей веры в Него. Праведный верою жив будет.

Средневековый судья боится Небесного Судьи; у средневекового воина есть и земная Родина, и Небесное Царство; средневековый праздник поистине весел, а средневековый пост поистине строг. Каковы современные судьи, воины, праздники и посты, вы сами знаете. Знайте же еще и то, что взяточниками и разбойниками, развратниками и лицемерами людей делают мировоззрения, формирующие внутреннего человека. Ну а уже сами мировоззрения умные и сильные люди выбирают самостоятельно, слабые же и недалекие впитывают некритично, как рекламу.

К сильным и умным обращена эта «смешная речь из подполья». Как Левша, просивший передать государю, что англичанин кирпичом ружья не чистит, и я прошу передать современникам: «Не ешьте “Whiskas”».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Последний человек Последний человек
О кризисе богообщения
Последний человек Последний человек
Сергей Мазаев
Философы и богословы сходятся на том, что причиной конца света станет кризис культуры богообщения: в современном «обществе спектакля» становится невозможным диалог с Богом.
Потребители безразличия Потребители безразличия
Прот. Андрей Ткачев
Потребители безразличия Потребители безразличия
Протоиерей Андрей Ткачев
Так и передвигается внутри съёжившегося пространства внутренне пустой человек, важный представитель западной цивилизации. У него избыток денег и масса свободного времени.
Счастливый человек – враг экономики Счастливый человек – враг экономики
Дмитрий Соколов-Митрич
Счастливый человек – враг экономики Счастливый человек – враг экономики
Дмитрий Соколов-Митрич
Папа стал больше зарабатывать. Экономика сообразила, что ей необходимы специалисты в реальном секторе. И нашла папу. Сначала все обрадовались. Сделали в двушке косметический ремонт, купили маме шубу, папе хороший мобильник, детям игровые приставки, собаке роскошную искусственную кость и всем вместе – бескрайний плазменный телевизор.
Комментарии
Михаил 1 ноября 2016, 20:48
Одна из главных черт эпохи не Средневековой (это ошибочный, специально введённый мерзостный термин, это не Межвременье) - а Христианско-Рыцарской цивилизации Европы является наличие государственности не языческой или атеистической, не угнетающей Веру в Христа, но христианской, с наличием миропомазанных законных правителей. Кто сомневается - вспомните чудо обращения и Крещения Хлодвига Франкского (кстати по православному обряду).

И соответственно в России средневековье, Христианская цивилизация, продолжилась намного дольше, чем в Европе. И надеюсь, что Вера в Господа нашего Иисуса Христа будет существовать ещё многие века и впредь, но впрочем да будет во всё Святая Воля Его.
Павлов13 января 2015, 15:37
Средний средневековый человек хотя в целом был несомненно человеком религиозным, но его религиозное благочестие очень часто подменяло собой истинные христианские добродетели. В этой связи интересно изложено мнение нашего крупного отечественного мыслителя В. Соловьёв в его работе-реферате «Об упадке средневекового миросозерцания». А вообще всем любителям средневековья для большей объективности мнений, хотелось бы порекомендовать почитать побольше серьёзных исторических работ как например «История Христианской Церкви» Филипа Шаффа.
Андрей13 января 2015, 13:21
Основам искусства святости следует учиться у святых отцов.
Михаил13 января 2015, 03:30
Средневековому человеку подражать стоит, потому что он благороднее, сильнее духом, живет более цельной жизнью.
Ещё я думаю, что чем дольше ты в церкви, чем крепче твоя вера, тем тверже и жизненная позиция.
А жизненная позиция мучеников, аскетов, пустынников, воинов духа какова?
Она в сущности средневекова. Вполне консервативна и как говорят либералы "мракобесна".
А какова жизненная позиция современного человека? Кушать и спать, болеть и умирать. Вот и всё. Слабость, бесцельность, пустота, зато...Современненько.
Так и называется - "модерново".
Андрею, которому всё мешает из начала обсуждения:
Ничего. Придется решать, рано или поздно, броня против этого необходима и её надо будет наростить. И наростишь. Оболчешься во всеоружие: броня Правды, щит Веры, шлем Спасения и Меч духовный, еже есть Глагол Божий, это для кого придумано? Для тебя. Постепенно научишься как пользоваться, будешь добрый воин Христов.
Вот тебе и средневековье, вот тебе и рыцарство.
Андрей12 января 2015, 12:45
Уважаемые современники, давайте не будем забывать уроки естествознания и истории.
Все 7522 года от падения Адама человеческое естество подвергается разрушительному воздействию космической радиации. Современные люди не так сильны, выносливы, быстры, остроумны как были их праотцы ещё тысячу лет тому назад, но не изменилось достоинство и истинные цели жизни человека на планете Земля.
Средневековье это эпоха, когда христианские монархии в Европе вполне искренне, быть может, пытались стоять на страже добродетели и препятствовать распространению порока. Однако больное человеческое естество и тогда было более склонно к злу, чем к добру. История падения средневекового человека общеизвестна. Западная церковь, а вместе с нею и вся Западная Европа, не выдержала искушения земною властью (вспомним 756 год и подарок Пипина Короткого римскому епископу) и покатилась сперва в католицизм, потом в протестантизм, далее в материализм, коммунизм, национал-социализм и докатилась уже до язычества, только на более высоком уровне знаний и технологий. Стоит ли нам подражать средневековому человеку?
Не лучше ли просто приложить все силы к реализации великого призвания человека?
григорий11 января 2015, 10:26
Со светлым праздником Рождества Христова!
Большое Вам спасибо за эту (да и не только эту) статью.
Давно уже как бы просто обидно за Средневековье. До сих пор многие "прогрессивные" люди искренне считают их лишь "темными веками" между античностью и эпохой Возрождения. А это далеко не так. Та же культура была сохранена трудами ирландского (на Западе) и византийского (на Востоке) монашества. А пиитет к книге, а жажда Бога и знания! Нынешний Запад по большей части бастард именно что Средневековья, но признавать это он не хочет. Хотя имя Карла Мартелла бы можно было и вспомнить. Как и традиции взаимопомощи. И устремление к небу...
Нина10 января 2015, 22:37
Спасибо, отец Андрей! Очень злободневно! Будить нас надо, чтобы не спали и не плыли по течению, чтобы в самих себе не позволяли слабеть стремлениям к истинному и доброму! Спасибо!
Константин10 января 2015, 14:43
Ах Алла,Алла, и "что с того, что были войны?" Подумаешь мелочь какая, ведь "человек грешен" и преступление первой Божественной заповеди "УБИЙСТВО" для воцерковленных людей средних веков, было делом вполне обыденным и привычным. А для спасения всего то и требовалось, чтоб регулярно в храм ходить и десятину всегда исправно платить, пост держать в положенные дни, исповедоваться пред святым отцом и исполнять все наложенные епитимьи, и конечно же причащаться. А для тех кто больше других убийствами нагрешил, всегда ведь была возможность совершить паломничество за индульгенциями в Рим, а ещё вернее в крестовый поход в Иерусалим! И таким образом спасение христианской душе средневекового человека было на все 100% гарантировано! Всё правильно, Алла?
Ирина 9 января 2015, 15:51
Времена меняются, а Господь и сегодня, и вчера, и третьего дня - Один и тот же. Не от времени зависит наше внутреннее состояние, а от нашего произволения. Кто хочет быть с Господом, будет с Ним и в последние времена, когда верных останется горсточка. Чем меньше их, тем ощутительнее чувствуют они помощь Божию. "Я с вами до скончания века"- вот что нам надо усвоить. А мечтательность строго осуждалась святыми отцами, как неполезная. Уйдя в мечтательность, можно потерять чувство реальности. А оно сейчас необходимо, как никогда. Так же, как трезвение.
Алла 8 января 2015, 03:12
Константин, не нужно учить меня истории, я её сама неплохо знаю. И что с того, что были войны? Человек грешен. Да, процент верующих и воцерковленных был несравненно выше нынешних времен, отрицать это - значит просто заниматься демагогией. Очевидно, что если воцерковленных было раньше около 100%, а сейчас не больше 5, то и спасенных было больше на порядки. Наш нынешний якобы благополучный век - хуже всех прочих, ведь спасенных будет мизер. А следующий век будет хуже нынешнего.
Елена Филипьева 7 января 2015, 19:41
Отец Андрей, спасибо! От Вас учимся в простых и обыденных вещах замечать глубокий Божественный смысл.
Константин 7 января 2015, 17:51
Алла, не думайте что в средние века все люди были истинно верующими христианами. Скорее неистово верующими! Да! Сама история средних веков Вам не соврёт. Ведь это бесконечные войны, свары и междоусобицы христианской феодальной знати и их вассалов, и даже среди их родных братьев по крови. Взять например историю затяжных междоусобиц в Древнерусском государстве, начавшуюся сразу после смерти св. князя Владимира. А что творилось в средневековой Европе? Войны, войны, войны! Редко когда какое десятилетие там проходило без пролития братской христианской крови. Вы просто возьмите и почитайте надлежащие труды по истории. Там же нескончаемые реки человеческой крови!!! И каков же потом будет реальный «процент верующих и воцерковленных христиан»? Да и в чём он вообще измеряется скажите пожалуйста? В самоназвании граждан или их жизни по Евангелию!?
Алла 7 января 2015, 06:56
Александр Давыденко, вы ничего не поняли. При всех минусах Средних Веков, неоспоримо одно - процент верующих и воцерковленных христиан был несоизмеримо выше нашей "процветающей" в экономическом плане эпохи. Что такое безграмотность и тиф в сравнении с тем, что видимо абсолютное большинство живущих ныне людей не спасутся? Даже и воцерковленным христианам никто не гарантирует спасения, но ведь те, что так и умрут не приняв Христа - обречены наверняка... Никто не спорит, что мы должны стремиться к социальной справедливости и улучшению уровня жизни, но надо понимать, что если наша жизнь так быстротечна, то за порогом её - ВЕЧНОСТЬ. При таком взгляде на мир становится ясным, что несравненно лучшим является то общество, которое воспитывает из своих граждан христиан. Даже если жили люди в таких обществах намного хуже в материальном плане, чем сейчас. Надо понимать, что плата за относительную социальную справедливость и относительное же экономическое благополучие - оказалась слишком высока.
Оксана 7 января 2015, 00:14
Отец Андрей!С Рождеством! Спасибо,я долго размышляла,как не потеряться в современном мире и чем больше думаю ,тем сложнее понять.Мне очень близки ваши мысли. Вы пишете больше для интеллегенции.Они быстрее ориентируются в истории ,философии.Но читая комментарии ,я как-то по-другому понимаю статью.Единственное -что я твердо знаю ,Бог с нами и я всё время боюсь отвлечся и потерять с ним связь.«Я средневековый человек».Хочу вверить жизнь свою и своих близких Господу Богу.Воспитанные и нравственные люди ,мне очень нравятся,но они уязвимые в своих рассуждениях.Я надеялась ,что они быстрее находят ответы ,но увы.Пользоваться благами этого мира и не искуситься лично мне сложно.Господь постепенно открывает мне страти, которые меня мучают.Страшно.Но при этом я хочу любить мир ,а не ненавидеть.Ваша статья мне помогла ,неспешить жить в Аду.
Ольга 6 января 2015, 11:45
Мне кажется, отец Андрей не идеализирует средневековье. Ведь речь не о том, что в средние века все было благостно, а о том что сегодня провозглашается и к чему зовут людей. Сегдня это " Люби себя" и "Наслаждайся", "ничего личного, это просто бизнес"; слово "подлость" заменили словом "жесткость", еще я слышала, что не любить старых родителей - это нормально, и много еще можно приводить примеров. Вот что вызывает горечь.
Спаси нас, Господи!
Дмитрий 6 января 2015, 03:19
После прочтения вспомнилось, что мой путь к христианству проходил через интерес к средневековью как времени, что давало твёрдую основу бытию человека, в отличие от бесконечно изменчивой современности. Однако не стоит забывать, что именно средневековье и родило модерн. Достаточно вспомнить личность Роджера Бэкона или учение Максима Исповедника о логосах, вложенных в каждое творение Бога. Преп. Максим говорит о познании природы как религиозном действии, а познаваемость мира - важнейший постулат модерна. Без этого допущения модерна просто не было бы. А линейный ход истории в модерне? Это же тоже исключительно средневековый взгляд на развитие мира - путь от Грехопадения к Искуплению и затем Страшному Суду. Здесь нет места античной или восточной цикличности. Думаю, что лишённый благодати Запад просто не всегда видел в познании мира богопознание, как о том говорил преп. Максим. Отсюда то, что о. Андрей называет мировоззрением самоубийцы. Спасибо, много мыслей вызвала статья. Когда комментируешь, волей-неволей приходится размышлять. Спасибо сайту за эту возможность)
Александр 5 января 2015, 20:36
Мировоззрение человека - это то самое око из Евангелия, которое, если чисто, делает тело светлым. А чисто оно может быть только, если в центре мировоззрения Христос и исполнение Его заповедей.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.(Матфей 5.16).

Бог в душе, дела Божии - снаружи.
Александр Давыденко 5 января 2015, 14:29
Выше я прочитал о том, что не стоит идеализировать средневековье, полностью согласен - на мой взгляд это время упадка христианской веры при видимом торжестве романских и готических соборов, это время существования сословного общества, в котором люди делились на благородных (nobili) и чернь (plebs), средневековье - это и куртуазная любовь и поэзия трубадуров, всесилие папства и византийских басилевсов, регулярно свергаемых и ослепляемых, средневековье - это голод, тиф, холера и чума, средневековье - это раскол Церкви, крестовые походы, арабские завоевания в Восточном Средиземноморье, потеснившие Православие, суеверия, безграмотность (даже в среде духовенства!), народные восстания, еретические движения и казни ведьм - это тоже Средневековье!! P.S. Люди модерна и постмодерна просто честны в своей позиции, Господь наш Иисус Христос особенно сильно обличает лицемеров, а таким и было общество Средневековья.
Александр 5 января 2015, 09:47
Могу ли сказать про себя так? Нет. Вот мой отец был таким, братья есть таковы. А я нет. А каковы же мои дети? Манеру выражаться ещё можно перенять, а вот что делать с раздвоенной совестью?
Ljudmila Badenkina 5 января 2015, 09:45
Спасибо большое за Вашу мудрую проповедь. Как хочется быть человеком средневековым, но и стараться надо.
Alexander 5 января 2015, 03:47
Можем ли мы принять парадигму Средневековья как альтернативу капиталистическому прагматизму и буржуазной демократии, уважаемый отец Андрей? Сможет ли Россия вернуться ко времени героев, отринув царство торгашей? Ведь жизнь со средневековыми смыслами должна войти в общество, и только тогда общество отторгнет мировоззрение самоубийцы. И только тогда современные суды, воины и праздники приобретут достойный смысл, отделяя зерно от плевел.
Спаси нас Господи.
:) 4 января 2015, 19:22
Как хочется верить, что я хоть на маленькую капельку "средневековый человек"!
Tatyana Rusakova 4 января 2015, 16:34
Отец Андрей, как, всегда, все точно, метко, смело, мудро! Спасибо!
Константин 4 января 2015, 12:03
«Средневековый человек» - звучит это конечно очень романтично. Я сам люблю и много интересуюсь историей, и в особенности средних веков. Да, там много есть вещей действительно притягательных своим возвышено-идеалистическим содержанием, примерно в духе этой статьи-исповеди от «смешного человека». Но я не думаю, что многим из нас «современным людям», действительно, а не только в красивых мечтах, захотелось бы жить в те давние «романтические» времена, если бы мы узнали немного более поподробней хотя бы только об условиях быта, нравах и отношениях и т.п. относящемуся к той эпохе.
игорь карпенко 3 января 2015, 21:13
вот это бомба!!!!!!!!!!!!! вот это статья!!!!!!!!а кто сейчас может поверить в настоящую сказку в настоящее волшебство? мы настолько черствы настолько наши сердца привязаны к этому миру что не хотим и не будем для нас настолько привычны наши машины квартиры что потеряв любимую вещь мы готовы любой ценой её вернуть а если не получается то виним кого-то но не себя любимых. а ведь именно сейчас именно в рождество христово мы можем хоть чуть-чуть приблизится к сказке к волшебству
БР 3 января 2015, 20:33
Христианство научает не только познавать себя, но и видеть себя в этом мире, позиционировать себя в нем. Знание себя и видение мира заставляют чаще включать ум, рассуждать и обдумывать каждое свое действие или решение, правильнее предполагать их последствия, по-другому, трезвиться и быть осторожнее, "хитрее", вовремя отсекая неполезное, не сразу доверять своим мыслям и желаниям, каждый раз прилежно и вдумчиво сопоставляя их с Заповедями. Это умение "жить в миру" приходит не сразу, но с молитвой и упованием на Господа и желанием предать себя всецело в волю Его, это со временем обязательно начнет получаться. Наверное, не стоит сразу малодушно пытаться убежать из мира сего. Нужно вживаться, методом проб и ошибок, постепенно, желательно с духовником, но так как духовиков сейчас мало, со Святыми Отцами, с их добрыми наставлениями и опытом. Господь и все святое войско Его всегда рядом с верующим и уповающим на Него христианином. Кого убоимся? Да и потом, никто же не говорил, что христианину в этом мире будет хорошо. Это выбор. Это путь за Христом. Он не усеян розами, но слезами. Нужно верить и уповать. Помоги, Господи!
Лариса 3 января 2015, 18:18
Хочу убежать подальше от этого мира к простым вешам людям в тишину.Помоги мне Господи. Мне легче дети выросли и я как бы свободна. Спасибо Вам батюшка за ваши статьи.
Николай Владимирович 3 января 2015, 15:00
Излишний консерватизм(читай мракобесие) - тоже плохо. Из-за него Церковь не может дать ответ на вызовы времени. Богословское творчество,что отличало христиан первых веков или эпохи Вселенских соборов,сменилось косностью современности. Нежелание формулировать изначально-данные истины(заниматься той-же апологетикой) на языке времени и делает современных христиан "средневековыми пережитками" в глазах общества. И именно христиане и Церковь понесут ответственность за такой подход к миссии,когда поприще для нее открыто подвигом новомучеников и исповедников. Лучше бы не познавать пути правды,чем познав,спрятать голову в песок. И надо понимать,что без благодати Святого Духа никакое творчество в Церкви невозможно! А раз ее нет,то становятся понятны "успехи" иудаизма,ислама,коммунизма и прочего;
"Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного".
(Св. Евангелие от Матфея 7:21) - Дух дышит идеже хощет,а не там где правильный обряд!
На исламском сайте не боятся печатать комментарии обличающие их заблуждения!..
раба божья Галина 3 января 2015, 13:33
Спаси, Господи, вас батюшка за помощь мне хоть чуть-чуть приблизиться к Богу.
Алексей 3 января 2015, 11:11
Сильно изложено! Эк Вас рвануло из линейного бытия нашего!
Вспомнился мужчина средних лет сидящий на возвышении, с нетерпением ожидающий конца Ниневии.
Он любил спорить с Действительностью. Да как спорить!!!
После чрева кита войти в приговоренный город с предложением от Действительности покаяться. И ведь послушали. Через Иону увидели Сущего. А он уселся и ждет огня небесного.
Позавчера, по земному времени, в Киеве прошло факельное шествие. Был ли там Иона? Не знаю.
Знаю одно. Это Действительность.
Вероятно и возможно с Действительностью стоит спорить как Иона спорил с Господом. Спорить, но и действовать.
Действительность, также как и средневековье, равно как и архаичность от Него.
Простите отец Андрей, может и ошибаюсь, но спорить с действительностью необходимо, даже ели ощущаешь себя средневековым человеком. Считаю спор любящего несмышлёного чада с Любящим Премудрым Отцом дело очень полезное.
Огромное спасибо за статью.
Елена 3 января 2015, 11:09
Спаси Господи, отче Андрей за еще одно вразумление нас немощных и заблудших. Помолитесь о укреплении духа православных христиан в Украине, ибо настает время гонений для них. Об этом в СМИ не пишут, но это сейчас присутствует везде - и в захватах Храмов, на которые не реагируют "правоохранительные" органы, и в постоянных нападках журналистов, и в высказывании власть имущих руководителей. Дай нам, Господи сил, крепости Духа, терпения. Претерпевший до конца,спасется.
Natalya Danilova 3 января 2015, 11:02
рб: "Купите телефон за 600 рублей - этого часто вполне достаточно". - полностью согласна! Вспомнила притчу о богатом, который постоянно урезал себя в расходах: вместо 40-ка гостей на торжество приглашал 20; вместо желаемого количества товара покупал половину - и так во всем; сэкономленные таким образом средства откладывал в копилку для "Божьих дел", для помощи бедным (может, не так точно - но смысл такой). И после его смерти на эти средства выстроили приют для бездомных, школу, больницу, церковь. Вот бы всем нам так! Человеку, в сущности, немного надо - крыша над головой, простая пища, семья, работа - и без излишеств!
Александр 3 января 2015, 10:55
Спасибо отец Андрей . Это расставляет многие точки над i . А еще немного грустно , что Вы не в Киеве . На все воля Божия .
Зоя Александровна 3 января 2015, 09:49
Благодарю Вас отец Андрей.Как мне хочется чтобы это прочли мои дети,они бы меня понимали.
Марина 3 января 2015, 09:12
Спасибо, отец Андрей, за Ваше здравомыслие. очень оно согрело мою душу и порадовало. что я не одинока во многих своих размышлениях и устремлениях.Безусловно, мы не должны отвергать достижений научно-технического и экономического прогресса, но и рабом всего этого не надо быть, всегда надо иметь Бога в душе и не забывать о нем, храня веру. Спаси Господи!
Larisa Lazareva 3 января 2015, 01:53
"Будем наблюдать за нашим сердцем"
...Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе повредит? Еванг. от Марка. гл.2.

Мри вещей и мир сердечный - два соперника, конфликт их вечный.
Мир вещей - первоначально красота. изящность, блеск ума.
Страстями если омрачен - характер злой, коварный, сребролюбие -хозяин в нем, иль гость желанный...
Скромность, сдержанность и простота его глазами - голь, мелкость, беднота.
Сердце, совесть - так, наивности утеха, быть сердечным - глупость и помеха.
Суть противостояния - война, несоединяемые берега, злой помысел сжечь сердца мир, до основания, дотла.
Лука Святитель крымский, врач Божей милостью великой,
пример святейшей верности, великого ума, в наследство передал слова:"Средь нас есть много фарисеев, лицемеров, есть и такие, как Иуда. Но есть и те, кто, как покаявшаяся блудница, в сердце Господу любовь несут.Будем наблюдать за нашим сердцем, будем жить по велениям святой любви"
Natalya Sokolovskaya 3 января 2015, 00:44
Хорошая статья,простым и добрым языком написана. Мне давно хотелось начать читать и думать об этом, спасибо,что через ФБ ,таким ленивым путем, я могу познакомиться с так необходимыми мне давно собеседниками.Оказалось очень важным,что читаю мысли живущих сейчас моих средневековых современников.Очень многое отзывается какой-то живой солидарностью,единомыслием.
Алексей Григорьев 3 января 2015, 00:27
В настоящий момент работаю над темой Подпольного человека. Считаю это произведение важнейшим не только в творчестве нашего великого писателя, но и в мировой литературе. Очень близка позиция, с которой о. Андрей начинает свою статью. Давно уже понял, что тема Подпольного парадоксалиста - это вообще тема думающего (ну хоть немного задумывающегося) человека, который всё время выпадает из современности, который пытается достучаться до других и у него это не получается, который обнаруживает, что он об-Речён на внутреннюю речь, которая важна прежде всего ему самому, хотя и направлена в своём желчном ёрничании к другим. Но другие заняты "цацками", а не проблемой диалога с Другим (Богом, Миром, Человеком) и поэтому невыносимая боль неопонимания, "каменной стены" современных айфонов доводит до от-чаянья и видимо это и есть та грань, в которой Подпольный человек должен преобразиться в Сокровенного человека - а как он себя при это идентифицирует - античным (раннехристианские общины уже вовсю распространяются по пространствам великой римской империи на её закате), средневековым (только благодаря преклонению перед написанным словом монастырских монахов до нас дошли сокровищницы мировой словесности) или нововременным человеком (новое время реанимировало и реактуализировало все философские вопросы, придав им новую жизнь и направление) - по-моему, не столь важно. Важен Бог в душе - глвное мерило нашей нравственности.
Galina Zaraynova 3 января 2015, 00:21
Отец Андрей, спасибо. Прочитала средневековые мысли в классическом понимании. Как вы говорите, изложеные как в хрестоматии. И я почувствовала, что средневековому человеку было легче понятнее жить имея в голове такие простые понятия о мире. Побольше бы литературы и для детей и для родителей именно в христоматийном изложении.... все написано правильно.....получается, что я вообще никакой человек. Средневековые хоть четко знали, как устроена жизнь.
Михаил 3 января 2015, 00:07
Андрей (2015-01-02 22:29) - спасибо, хорошо описали, очень близко к моим переживаниям!
Евгений Любимов 2 января 2015, 22:59
Восхищаюсь!
Андрей 2 января 2015, 21:29
Мне мешает все. Я впитываю в себя все как губка: и дурацкую рекламу, и соблазнительный внешний вид предметов и вещей, которыми изобилует современный мир, и шумные компании в кафе, и даже пьяные новогодние вопли соседа, и просто разговор по телефону с клиентами или простое общение с родственниками. Часто достаточно двух фраз услышанной идиотской поп-мелодии, чтобы на весь день засесть у меня в голове и выбить на целый день все молитвы. Моя домашняя электроника - мои злейшие враги.Я борюсь с собой, чтобы не включать их, зная, что они затянут меня надолго и я, по своей немощи, не смогу оторваться от них и буду внутренне разрушен и как следствие раздражение и агрессия и проч.
Я пытаюсь закрыть глаза, пытаюсь про себя читать псалмы, молиться - но ничего не помогает. К концу дня я опустошен, наполнен всеми гадостями, которые я насобирал за день и только в тишине, вечером за молитвой, я снова оживаю и оттаиваю, хотя часто это и дается с неимоверным трудом - сердце за день превращается в камень.
А Вы говорите - современные гаджеты и в ногу со временем. Не получается. Сейчас соблазн стал намного изощреннее, чем был во времена великих исповедников. Укрыться от него негде. И это настоящая трагедия...Простите.
рб 2 января 2015, 21:10
Трудно не соблазниться красивыми современными цацками. Иметь их и оставаться равнодушными к ним под силу не многим. Человек, стремящийся иметь их, но убеждающий себя, что они будут просто на пользу и никак не повлияют на него в духовном плане, часто не осознает или не хочет осознавать причину и этих желаний, и этих само-убеждений, уговоров и оправданий. На каждый вопрос "зачем это тебе?" - появляется 100 ответов "но ведь это же очень практично - например, записывать и слушать псалмы через наушники"))) Лукавый - так добр..
Купите телефон за 600 рублей - этого часто вполне достаточно. 28000 рублей. которые можно сэкономить на покупке Ай-Фона с 98% ненужных функций, лучше употребить на более умные дела. Откройте сайт любого благотворительного фонда - там этих денег многие ждут с нетерпением.
Сергий 2 января 2015, 20:35
Очень похоже на мысли Г. Честертона
Елена 2 января 2015, 18:33
Елене: как я за вас рада, тезка! а то было загрустила совсем, думала только я такая "неправильная"
Ирина 2 января 2015, 17:46
Присоединяюсь к словам благодарности дорогому о.Андрею и желаю всем новом году обретения негламурных смыслов. Помнится, о.Павел Флоренский хорошо писал о средневековом мышлении(советую почитать) и считал себя средневековым человеком. Беда наша, что мы живем в стране постоянно разрушаемой традиции начиная с мировоззрения и кончая рецептами сыра("верещагинский швейцарский, лучше швейцарского"по Шмелеву). О. Иоанн Крондштадский, кого празднуем сегодня, говорил об этом, что благоденствия наша бедная страна достигнет, когда будет жить не забывая Бога, Царя Отечества. Как-то верится, что события ушедшего года нас к этому подвигнут.
Людмила 2 января 2015, 16:49
Статья очень актуальная! Чуть ли не каждый день слышишь - времена изменились и теперь всё так говорят и так поступают а то, что было раньше уже не работает. Еще как работает! Если обижают невинного а все вокруг молчат делая вид что так и надо. Ведь гораздо легче осудить кого то за компанию, прячась за чьими то спинами. Как это сейчас и происходит с Россией. На нее пытаются повесить все грехи а все вокруг дружно молчат. Много стран вступилось когда повесили на Россию вину за разбившийся самолет? Да никто! Вот нам и проверка на вшивость. Вши тоже жили в средневековье. Христа распинали и где были те кого он исцелял и кому он помогал? Почему промолчали? Такова человеческая сущность и она практически не изменилась за всю историю человечества. Нам всем урок! А ведь претерпевший до конца - спасется! Будет твердыми в вере и средневековыми в поступках!
Ксения 2 января 2015, 16:17
Хорошая статья! Злободневная.
Спасибо!
Наталия 2 января 2015, 15:13
Блестяще! Спасибо Вам
Жорж 2 января 2015, 15:11
Я тоже средневековый. Хорошо у Вас получается выразить наши мысли и чувства средневековые. Может быть Вы когда-то раскроете еще одну тему, кторую частично затрагивали в статье о подрабатывающих на жизнь священниках. Тему эту Вы сами сформулируете лучше, она касается служения Богу, которое не есть профессия но может позиционироваться как профессия косвенно и такая тенденция есть. Хотя апостолы явили другой образ служителя трудясь своими руками для пропитания. Через это они были свободны от общин которые создавали и от всего что связано с распределением кормушек то есть нехристианских отношений внутри Церкви которые возникли позже вместе с профессиональным служением. Экономический кризис может привести нас к тому что большинство приходов не смогут содержать священника и опыт апостолов и святых по отделению служения от зарабатывания опять найдет применение в нашей жизни. Как это и есть в зарубежном Православии. Конечно система этого не хочет даже обсуждать. Но разве не к этому всё идет? Может быть в одной из следующих Ваших статей Вы напишите об этом и другом, что по Вашему мнению связано с этой темой. Спасибо...
Татьяна 2 января 2015, 14:51
СпасиБог Вас О.Андрей за еще одну очень нужную и верную статью для нас современников и соплеменников. После прочтения хочется быть Иванами помнящими Родство. Низкий Вам поклон и наилучшие пожелания в на ступившем новОлелетии.
Елена 2 января 2015, 14:49
да, вот, меня тоже жизнь по заповедям (или почти по заповедям) "довела" до того, что 2 января мне, кроме как, думать и читать о Боге, заняться больше нечем, я "бесцветное добро".
Андрей 2 января 2015, 14:11
С 1 по 7523 годы изменились вселенная, земная природа и даже человеческое естество, но не человеческое достоинство. Горазда точнее говорить о людях разумных и неразумных, чем ставить нашим современникам в пример их собственных предков, что жили в 5...15 веках нашей эры.
Да и не было европейское средневековье столь уж близкой к идеалу эпохой, даже если речь идёт о периоде с 313 по 1053 годы. Хватало и тогда в Европе идолопоклонства, варварства, разврата и прочих столь хорошо знакомых человеку 21 века явлений. Только что технологический уровень был пониже, посему и войны да ереси распространялись не так быстро.
Александр Митрошин 2 января 2015, 13:42
Хотелось бы быть человеком средневековым
Светлана Березкина 2 января 2015, 13:04
Мысль автора вызывает большое сочувствие. Я уже давно перестала стесняться некоторых самохарактеристик. Например, детям, объясняя нашу позицию, я говорю: "Мы с папой люди старомодные. Такова наша позиция, и прошу с этим считаться".

Вообще не надо стесняться каких-то отзывов о себе. Например, я спокойно говорю: "Да, мы люди не практичные, но какие есть". Еще я принципиально ничего не фотографирую. Не понимаю этого самоупоения: притащат из какой-нибудь поездки кучи снимков, а потом наслаждаются, глядя в комп. А я говорю: что дорого, то у меня в сердце. Фотографировать я ничего не буду. Фотографий должно быть немного, и они должны быть человеку дороги.
света 2 января 2015, 12:56
спасибо, отец Андрей. Хочется тоже быть средневековым человеком из вашей проповеди. Спаси Господи вас и ваших близких. Ждем ваших проповедей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×