Что в политике принадлежит не только ей

«Политика – дело грязное, а Церковь должна быть чистая». Простая фраза, с которой трудно спорить. Между тем, если вы съедите ее, словно конфету, вам придется заодно съесть и начинку. А начинка вот какая: «Влиять на жизнь Церковь права не имеет. Марш в красный угол под иконы молиться, и чтоб из угла не вылезать!» И поскольку начинка явно отравленная, стоит разобраться с самим лукавым тезисом о «тотальной грязности политики» и невозможности для Церкви пачкаться делами земными.

Павел Плешанов. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года Павел Плешанов. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года
    

Во-первых, политические нюансы плотно вшиты в евангельскую историю. Без знания тогдашней политической ситуации в мире и на Святой Земле невозможно понять, что такое перепись Августа, благодаря которой Господь Иисус родился в Вифлееме. Непонятно, кто такие сотники римской армии и чего они гуляют по улицам городов Израиля, кто такие мытари и за что их не любили, почему первосвященники выбирались на год, а не пожизненно. Можно было бы упрекать Предтечу: мол, оно тебе надо какого-то Ирода обличать за какую-то Иродиаду? да пусть, мол, спит, кто с кем хочет, а ты – человек духовный, думай о чем-то небесном. И даже в самом неправедном осуждении Мессии на крестную смерть звучит голос политической конъюнктуры: «Если Этого не распнешь, ты не друг кесарю. Он Себя кесарем назвал! Нет у нас царя, кроме римского кесаря!» Выбросьте всё это из Евангелия, и у вас получится какое-то гностическое учение или сборник восточных притч. Но Евангелие вошло в историю, и повлияло на историю, и изменило ход ее. И если мы будем думать иначе, то «во святых отцами» нам будут не Василий, Григорий и Иоанн, а Маркион, Василид и манихеи.

Любители слома традиционных устоев указывают Церкви перстом на иконный угол и говорят: «В наши дела не вмешивайтесь»

«Духовное» и «нравственное» неразрывны. Всюду та или иная нравственность корнями пьет воду из той или иной духовности. Со своей стороны и «политическое» неразрывно связано с «нравственным». Законодательство фиксирует и закрепляет существующие нравственные нормы, уточняет и корректирует их. А по сложившейся новейшей практике законодательство может и грубо вмешиваться в нравственную жизнь народа, ломая сложившиеся табу и предписывая творить запретное со спокойной совестью. Именно любители слома традиционных устоев указывают Церкви перстом на иконный угол и говорят: «В наши дела не вмешивайтесь».

Подобное явление есть действие антихристова духа и грубая ложь, шитая белыми нитками. Но хочется привести пару аргументов. Современная, восторжествовавшая в мире политическая система предполагает разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. В любом правительстве есть кабинет министров, являющийся главным органом исполнительной власти. Конечно же, кабмин есть орган политический. Но в кабмине есть министры здравоохранения, культуры, образования, молодежной политики, спорта и науки. Таким образом, и Большой театр, и строительство роддомов, и реформа высшей школы, и еще тысячи значимых явлений жизни попадают в сферу ответственности политиков. Правильно? Правильно. Но разве это автоматически означает, что Церковь не имеет права высказываться публично и иметь свое собственное мнение обо всех этих вопросах? Ничуть не бывало. Церковь и имеет право, и даже обязана иметь свое мнение обо всем, что происходит в жизни страны и народа. Церковь не должна рваться к власти и брать в руки земной меч. А во всем остальном она должна действовать в Духе и силе «орудиями собственного воинства, которые сильны Богом на сокрушение твердынь».

Высказывая свое мнение об убийстве детей во чреве, Церковь не лезет в политику, хотя и задевает сферу политического

Аборт не относится исключительно к сфере медицины, а через Министерство здравоохранения – к политике. Это явление может быть оценено с моральной точки зрения, в известных условиях это может быть деяние и криминального характера. В любом случае, высказывая свое мнение об убийстве детей во чреве, Церковь не лезет в политику, хотя и задевает сферу политического. Далее. Церковь должна находить формы влияния на образовательный процесс в младшей, средней и высшей школе. Но вовсе не для того, чтобы оспорить права и власть Министерства науки и образования, а для того, чтобы в «просвещении» был Свет, в «образовании» светлел Божий образ, а в «воспитании» была возможность действительно питаться и с голода духовного не умирать. Говоря «читайте книги», Церковь интересуется не рынком книжных продаж, а внутренним миром человека. И так везде. Пошел священник в палату умирающего причащать или больного перед операцией соборовать. Это он не в политику лезет, а душу лечит и развязывает те узлы, какие никакое законодательство развязать не в силах. Сияет крест храма над крышами военного городка, так это не для того, чтобы вмешиваться в оборонную политику, а для того, чтобы солдат и офицер дышали легче и служили веселей. И если где-то Церковь успешно проведет антиалкогольную кампанию, то это отразится и на потребительском рынке, и на криминальной обстановке в регионе, и на демографии, и на статистике производственного травматизма. Всюду отразится, одним словом. Но всё это будут побочные политические и гражданские плоды евангельской деятельности. Истины эти настолько прописные, что о них и говорить лишний раз стыдно. Но вот вам мир в своей искусственной красе и углубившемся безумии: банальности звучат как откровение.

На глубине своего Богочеловеческого существа у Церкви есть сила ее Главы – Христа – и великая, Им же подаваемая свобода. Еще у Церкви есть тревога о мире и современном человеке. (Именно так называется одна из книг поучений Паисия Афонского – «С болью и любовью о современном человеке».) Поэтому голос Церкви будет звучать. Должен звучать. Иногда он будет для некоторых ушей звучать как провластный, иногда – как оппозиционный. Временами он может звучать не за «тех» и не за «других», а выше обоих. И это великое благо, что голос Церкви звучит. Потому что если она замолчит, то это будет означать, что наступили времена, тяжелее и печальнее которых не было еще от сложения мира. В те дни Церковь скроется молча и будет искать пустыню, чтобы в ней дождаться скорого Второго пришествия Жениха. И все балаболы и пересмешники, все поборники явного словоблудия и тайных беззаконий вдруг поймут, что с молчаливым уходом Церкви жизнь разом потеряла смысл, а жуткий гнев уже стоит у порога…

Поэтому говори, Невеста Христова, говори обо всем, о чем считаешь нужным. Говори о времени и пространстве, об одежде и пище, о рождении и смерти, о грехе и наказании за грех. Говори и о политике тоже. И звук голоса твоего и шипящая реакция многих на твой голос будут знаками того, что Земля всё еще не территория тотального проигрыша, а поле продолжающейся битвы за Истину.

Протоиерей Андрей Ткачев

27 февраля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Когда мы станем жить лучше Когда мы станем жить лучше
Нина Жильцова
Когда мы станем жить лучше Когда мы станем жить лучше
Нина Жильцова
Правительство нуждается в наших молитвах и помощи. Наша жизнь во многом зависит от их решений, а их решения во многом зависят от наших молитв.
Вера и политика Вера и политика
Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност
Вера и политика Вера и политика
Слово в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Когда мы живем верой, тогда нам нет смысла заниматься великими историческими событиями, этим обычно занимаются на кухне – обсуждают историю, обсуждают политику. Но, это делают неверующие люди. Верующий человек всегда пребывает в молитве, ему некогда и незачем заниматься политикой. (MP3 файл. Продолжительность 8:09 мин. Размер 5.9 Mb)
Политика и «полития» в византийской традиции Политика и «полития» в византийской традиции
Павел Кузенков
Политика и «полития» в византийской традиции Политика и «полития» в византийской традиции
Павел Кузенков
Понимание государства как своего рода «демократической монархии», отношение к начальствующим как к честным и праведным устроителям народной жизни сохраняет свое значение и сегодня.
Комментарии
Владимир 4 марта 2015, 12:36
Поддерживаю Владислава. Моё мнение, церковь может на прямую влиять на политику только через святых. Если они есть в данное время в церкви. И опять же, если политики сами обращаются к святым за советами.
Если этого нет, то не церковь влияет на политику а политики и власти влияют на церковь. Сразу и пример; митрополит Филипп.
Митинги, акции протеста, (так и хочется добавить - теракты) это всё какие то методы для большевиков-подпольщиков.
Да и что мы можем с общественными акциями? Нас всего то полтора процента. Любая певичка может собрать стадион поклонников а Алексей Ильич - неполный зал среднего кинотеатра.
Поэтому, на мой взгляд, возможен ещё один путь влияния на политику. Это чтоб верующих стало настолько много, чтобы из них могли оказаться люди на тех местах, где реально политика и делается.

Елена 3 марта 2015, 19:00
Подтверждение этой мысли.Я процитирую высказывание о политике, из книги А. Шергунова " О новом мировом порядке" - ." Значительная часть Священного писания говорит именно о политике, о лжи и преступлениях политиков. В книгах Паралипоменон дается хроника исторических событий во всей их беспощадной реальности. Показано, как Бог действует через добрых или злых правителей. Великие и малые пророки обращались к вождям народа и их пророчества глубоко связаны с политической жизнью общества, с жизнью своего народа, В конце концов , Апокалипсис, как и все священное писание-книга о суде над государствами и их правителями. ПОДЛИННОЕ ЛИЧНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ НЕ МОЖТ БЫТЬ СЛЕПЫМ К СОБЫТИЯМ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ СУДЬБА НАЦИИ
Елена 3 марта 2015, 18:54
Очень рада что прочитала эту статью, эти вопросы меня волновали. Но мое недоумение в большей степени вызывала позиция самих верующих, которые говорят:"Меня это не интересует, это политика. а политика-грязное дело, лучше держаться от этого подальше." Так можно все происходящее в мире назвать политикой и самоустраниться из мира. Ну что ж, есть и такой путь-отшельничество. Но этот путь предполагает недюженные духовные силы и такой путь христианской жизни ушел в прошлое. Недавно я прочитала книгу , рукопись Н.А. Мотовилова. Она была найдена в 2003 году, в годовщину 100-летия прославления преп. Серафима , так вот, там помимо того, что открывается много интересных новых фактов о преп. Серафиме, есть еще очень интересное высказывание преподобного ( со слов Мотовилова ) -что человечество отныне будет спасаться, именно живя в миру. Меня очень потрясла эта мысль, потому что я сама много думала на эту тему- что именно в мир переместился центр тяжести борьбы добра со злом и именно здесь появилась нужда в воинах Христовых.
жужу 3 марта 2015, 09:52
Те, кто выступает против участия Православной Церкви в жизни общества, обычно сами являются активными приверженцами самых разнообразных культов, в т.ч. деструктивных.
Адриан 1 марта 2015, 18:01
Аминь!
Nadiia V.B. 1 марта 2015, 16:23
спаси Бог, батюшка Андрей!
Михаил 1 марта 2015, 15:09
Спасибо! За то, что хорошо получается показать не разрывную связь Евангелия и мирской жизни!!!
Людмила 1 марта 2015, 11:35
Спаси,Господи, батюшка Андрей за проповедь.Как всегда,в самую точку.Ваши статьи читаю со слезами на глазах, т. к. проживаю в ЛНР.И когда начался майдан,я сразу сверила своё мнение о нём с Вашим мнением.И очень была рада,что оно совпало.Здоровья Вам!
Иван28 февраля 2015, 22:54
Спасибо
Елена28 февраля 2015, 20:31
Спасибо, батюшка Андрей, за своевременную статью. На мой взгляд, присутствия Церкви в жизни общества, действительно, не хватает: образование - без Образа Божьего, медицина - без милосердия к страждущим, социальные институты, призванные поддерживать, попавших в беду - без сочувствия к жаждущим...Не с этим ли мы сталкиваемся каждый день? Ощущается недостаточное влияние церкви на общество, утратившее идеологию, замещавшую религию на протяжении 70-ти лет.
Мария28 февраля 2015, 20:11
Вот митрополит Санкт-Петербургский и ладожский Иоанн (Снычев) и не молчал, столько книг у него полезных и статей.
АлександрГ. 28 февраля 2015, 15:22
Когда говорят, о том, что Церковь не должна вторгаться в политику, в этом очень много лукавства.

Во-первых: не очень подходит термин "вторгаться", ибо Церковь никуда не вторгается, она может только говорить, что соответствует Христианским ценностям, а что не соответствует. А это не вторжение, это мнение.

Во-вторых: а как действует человек? Человек верует, человек имеет какие-то идеи, представления о том, что правильно, а что не правильно. И в соответствии с этим, поступает вовне. И вот именно эти поступки, вносят изменения в материальный мир. Но зарождаются эти изменения, там в мире невидимом. И это верно для всех людей, в том числе и для людей обличенных властью, принимающих политические решения. И вот здесь нам говорят, Церковь не имеет право вмешиваться в формирование представлений, что правильно, а что не правильно. Но возникает вопрос: а почему неоязычникам можно вмешиваться в эту сферу, а Церкви нельзя?

В-третьих: если учесть, что тезис "хороший человек-не профессия", пуст от слова совсем. Ибо профессионал, лишенный нравственных ориентиров, подобен оружию массового поражения. То все вопросы, должна или не должна Церковь высказывать свое мнение и формулировать представления о Добре и зле - снимаются. Ответ однозначен - должна и обязана.
Л.К.28 февраля 2015, 12:32
Спаси Бог, я как раз пишу работу о влиянии религии на формирование правовых систем и воспользуюсь Вашими аргументами.
Владислав28 февраля 2015, 00:50
> Павел Самсонов
> Я думаю это должен быть голос священника на проповеди для нас прихожан, чтобы мы могли опираться на мнение церкви и в нужных рамках об общественных явлениях.
А я убеждён (и уставы Церкви, слава Богу, пока совпадают с моим этим убеждением), что ни в коем случае не с амвона!
Никто не спорит с тем, что христианскую жизнь никак не вычленить в нечто отдельное от общества, и что в Писании весь путь Христа описан в определённой общественно-политической и религиозной обстановке. Но не будем забывать, что Христос говорил и жил не благодаря политике и не о ней, а вопреки, и совсем о другом - о Царствии Небесном и о нашем спасении (духовном).
Церковь должна давать свои комментарии и т.п., участвовать этим в жизни общества, но если это будет в храмах, то православие превратится в бытовуху, как это было и есть в некоторых католических и протестантских общинах. Это деградация. Церковь стремится к горнему, т.е. познаёт духовное, а через это, как побочный эффект, открывается правильное видение мирского, а не наоборот.
Любовь Украина27 февраля 2015, 22:25
Спаси Господи, Вас, отец Андрей. Храни Вас Господь. Спасибо за проповедь.
ТАМАРА27 февраля 2015, 21:00
Говорите,батюшка Андрей,обо всём,и политике тоже.Пусть глас БОЖИЙ везде будет слышан. Давно пора.Дальше уже молчать невозможно. Хватит.Пора в КОЛОКОЛА ВО ВСЕ ЗВОНИТЬ.
Татиана Сергеева27 февраля 2015, 19:02

Спаси вас Господи,отец Андрей! Здоровья вам и помощи Божией.Пишите, голос Церкви мы слышим и в ваших статьях.


НН27 февраля 2015, 17:41
Полностью согласна с ПАВЛОМ САМСОНОВЫМ.

Евгений Штеле:
..."Чем громче будет голос Церкви, тем лучше".

Очень боюсь, что в таком случае ГОЛОС ЦЕРКВИ постараются побыстрее заткнуть, а как это сделать - способы отработаны. Повторюсь, что ХРИСТИАНАМ не выиграть информационной войны.
Мне кажется, что надо активизировать и УПОРЯДОЧИТЬ ДВИЖЕНИЕ СНИЗУ, основанное на позиции Священноначалия, и это будет иметь бОльший успех и гораздо меньше раздражать внешних. (На радиостанции часто приглашается "православный активист" Кирилл Фролов... Кто его уполномачивал? С какой горы этот ком катится? Мне кажется, такие вещи Патриархии надо отслеживать и принимать меры). Наверное, надо чаще организовывать и выходить на молитвенные стояния, где четко формулировать позицию православного НАРОДА.
Может, я и ошибаюсь. Простите.
А статья, как всегда, ярко и интересно написана, читать - удовольствие! Спасибо.
Василий Н.27 февраля 2015, 16:41
Никто и не говорит, что Церковь должна молчать. Но вот когда иерархи начинают открыто поддерживать власть имущих, при этом не давая никакой оценки негативной стороне их деятельности, - вот это уже вызывает отторжение.
Ruslan27 февраля 2015, 16:40
На сегодняшний день голос Церкви если и звучит, то очень робко, как бы не обидеть кого. Иногда складывается впечатление, что его умышленно приглушают, мол все другое теперь и надо принимать крайние меры (операция) - solo politica, а Церковь - это реабилитационный период. Но почему православие так деликатно? Авторитет Церкви сегодня позволяет быть успешно услышанной обществом, так почему бы не сделать свой голос отчетливей? На политиков можно влиять и через их избирателей, раз уж они так иммунны на смиренное вмешательство. В какой-то мере, Церковь - это мы все, а разве мы так беспомощны? Хочется думать, что нет.
Выше упоминается Предтеча; это очень хороший пример, а ведь он не просто "обличал". Уверенность и безапелляционность читались в каждых его словах и "угождать" не было чертой его характера.
У нас в Молдове довольно остро чувствуется этот дефицит решительности и твердости со стороны клира на политический произвол и не только. Чем запущеннее болезнь, тем горше лекарство, а на политкорректности Церкви сама политика скользит в сторону вседозволенности, что неуклонно ведет к тяжелым последствиям. По этому считаю, что Церковь не только должна, но и обязана быть важной частью процесса, напрямую связанного с судьбой нации и ее духовным развитием.
р.Б. Галина27 февраля 2015, 16:00
Как все верно и своевременно, батюшка!
Храни Вас Господь на долгая лета!
Олег27 февраля 2015, 15:44
Спасибо отец Андрей! Переживаем вместе с Вами за наших родных на Украине.
Александр27 февраля 2015, 15:13
Александр,Москва

Благодарю Вас о.Андрей за ваши проповеди и статьи, которые глубоко проникают в сердце. От Бога ваш дар и сила проповеди.Храни вас Господь.
бухарина27 февраля 2015, 14:28
Спаси Господи и храни Господи о. Андрея!!!
Серега ? (не похоже)27 февраля 2015, 13:10
"Павел Самсонов:
Для кого должен звучать голос церкви и ее мнение? Я думаю это должен быть голос священника на проповеди для нас прихожан..."

Не только, Павел, не только. Этот голос и это мнение предназначено для всех. Второй вопрос о реакции. Важнее то, что мнение Церкви могут услышать "НЕПРИХОЖАНЕ" -- для них нужно обязательно высказываться и на сайтах, и в газетах, и на телевидении. Часть людей, конечно примет все "в штыки", но не все. Часть атеистов могут по многим вопросам УСЛЫШАТЬ, воспринять, а кто-то может и начать читать (сначала статьи, а потом Евангелие -- по себе знаю). Наш личный пример для неверующего соседа, о котором столько уже написано, состоит не только в трезвости, верности, милостыне и т.п. ежедневно-бытовых вопросах, но в том числе и в четкой аргументированной позиции по острым нравственным вопросам современности, которая [позиция] не держится в секрете, а предъявляется обществу. Не стОит отделять публичную деятельность от религиозных убеждений, иначе получится плюрализм в голове, как на Западе: "Как католик я считаю так..., но как министр..." -- несли уже и такой бред, но нам этого не надо -- двуличие получается.
Александр Никифоров27 февраля 2015, 12:46
Полностью согласен, Церковь создана спасать наши души, но не только и направлять наш разум и действие, понимание в правильное русло , а самое главное научиться Любви ,то есть из ветхого человека облечемся в НОВОГО!!!
Татьяна27 февраля 2015, 12:12
Спаси Господи, о.Андрей! Как и всегда - все, что необходимо душе, сердцу и уму. Божией помощи Вам во всем!
Катя27 февраля 2015, 11:51
Правильно.
Аборты каждый финансирует своим молчанием (финансирование их идет из бюджета, сформированного в том числе и нашими налогами, и нет организованных выступлений против этого), единичные письма власть не волнуют. И так почти по каждому вопросу. А потом возмущаемся и удивляемся, почему так живем.
Может, Церковь выступит в качестве организатора (координатора) действий православных для решения тяжелейших и важных вопросов?
Спасибо за статью!
Евгений Штеле27 февраля 2015, 10:35
Спасибо за статью. Полностью разделяю эту позицию. Считаю, что Церковь имеет полное право и должна оказывать влияние на общество, иначе мораль совсем перестанет быть мерилом поступков.
Каждый человек имеет право знать позицию Церкви по любому вопросу, в том числе и политическому, не зависимо от степени его воцерквлённости. Чем громче будет голос Церкви, тем лучше.
Анна27 февраля 2015, 09:49
Огромная благодарность отцу Андрею за его статью. Полностью с ней согласна. Слава Богу, есть такие священники в России.
Юлия Антонова27 февраля 2015, 09:15
Спасибо! о.Андрей! Пусть услышат ваши слова злопыхатели,столкнулась сейчас с ними и внутри Церкви(им видите ли не удобно и не приятно, что они в МП!... Так хочется им сказать ну и катитесь!..)
Елена Герасимова27 февраля 2015, 08:48
Спасибо, о. Андрей!!!
р.Б.Наталья27 февраля 2015, 07:56
Вот такие современные проповедники- умные,добрые, ответственные,мужественные. Слава Богу за все ! Спаси Господи,о.Андрей!
Павел Самсонов27 февраля 2015, 05:46
Для кого должен звучать голос церкви и ее мнение? Я думаю это должен быть голос священника на проповеди для нас прихожан, чтобы мы могли опираться на мнение церкви и в нужных рамках об общественных явлениях. Потомучто сегодня так трудно смиренномудро относиться к этим явлениям. Я вообще считаю что христианин о событиях за рамками своего дома и работы должен руководствоваться мнениями патриарха и иерархов церкви. А другим слышать и злиться или раздражаться зачем? Господь предупреждал - не мечите бисер.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×