«Политика – дело грязное, а Церковь должна быть чистая». Простая фраза, с которой трудно спорить. Между тем, если вы съедите ее, словно конфету, вам придется заодно съесть и начинку. А начинка вот какая: «Влиять на жизнь Церковь права не имеет. Марш в красный угол под иконы молиться, и чтоб из угла не вылезать!» И поскольку начинка явно отравленная, стоит разобраться с самим лукавым тезисом о «тотальной грязности политики» и невозможности для Церкви пачкаться делами земными.
Во-первых, политические нюансы плотно вшиты в евангельскую историю. Без знания тогдашней политической ситуации в мире и на Святой Земле невозможно понять, что такое перепись Августа, благодаря которой Господь Иисус родился в Вифлееме. Непонятно, кто такие сотники римской армии и чего они гуляют по улицам городов Израиля, кто такие мытари и за что их не любили, почему первосвященники выбирались на год, а не пожизненно. Можно было бы упрекать Предтечу: мол, оно тебе надо какого-то Ирода обличать за какую-то Иродиаду? да пусть, мол, спит, кто с кем хочет, а ты – человек духовный, думай о чем-то небесном. И даже в самом неправедном осуждении Мессии на крестную смерть звучит голос политической конъюнктуры: «Если Этого не распнешь, ты не друг кесарю. Он Себя кесарем назвал! Нет у нас царя, кроме римского кесаря!» Выбросьте всё это из Евангелия, и у вас получится какое-то гностическое учение или сборник восточных притч. Но Евангелие вошло в историю, и повлияло на историю, и изменило ход ее. И если мы будем думать иначе, то «во святых отцами» нам будут не Василий, Григорий и Иоанн, а Маркион, Василид и манихеи.
Любители слома традиционных устоев указывают Церкви перстом на иконный угол и говорят: «В наши дела не вмешивайтесь»
«Духовное» и «нравственное» неразрывны. Всюду та или иная нравственность корнями пьет воду из той или иной духовности. Со своей стороны и «политическое» неразрывно связано с «нравственным». Законодательство фиксирует и закрепляет существующие нравственные нормы, уточняет и корректирует их. А по сложившейся новейшей практике законодательство может и грубо вмешиваться в нравственную жизнь народа, ломая сложившиеся табу и предписывая творить запретное со спокойной совестью. Именно любители слома традиционных устоев указывают Церкви перстом на иконный угол и говорят: «В наши дела не вмешивайтесь».
Подобное явление есть действие антихристова духа и грубая ложь, шитая белыми нитками. Но хочется привести пару аргументов. Современная, восторжествовавшая в мире политическая система предполагает разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. В любом правительстве есть кабинет министров, являющийся главным органом исполнительной власти. Конечно же, кабмин есть орган политический. Но в кабмине есть министры здравоохранения, культуры, образования, молодежной политики, спорта и науки. Таким образом, и Большой театр, и строительство роддомов, и реформа высшей школы, и еще тысячи значимых явлений жизни попадают в сферу ответственности политиков. Правильно? Правильно. Но разве это автоматически означает, что Церковь не имеет права высказываться публично и иметь свое собственное мнение обо всех этих вопросах? Ничуть не бывало. Церковь и имеет право, и даже обязана иметь свое мнение обо всем, что происходит в жизни страны и народа. Церковь не должна рваться к власти и брать в руки земной меч. А во всем остальном она должна действовать в Духе и силе «орудиями собственного воинства, которые сильны Богом на сокрушение твердынь».
Высказывая свое мнение об убийстве детей во чреве, Церковь не лезет в политику, хотя и задевает сферу политического
Аборт не относится исключительно к сфере медицины, а через Министерство здравоохранения – к политике. Это явление может быть оценено с моральной точки зрения, в известных условиях это может быть деяние и криминального характера. В любом случае, высказывая свое мнение об убийстве детей во чреве, Церковь не лезет в политику, хотя и задевает сферу политического. Далее. Церковь должна находить формы влияния на образовательный процесс в младшей, средней и высшей школе. Но вовсе не для того, чтобы оспорить права и власть Министерства науки и образования, а для того, чтобы в «просвещении» был Свет, в «образовании» светлел Божий образ, а в «воспитании» была возможность действительно питаться и с голода духовного не умирать. Говоря «читайте книги», Церковь интересуется не рынком книжных продаж, а внутренним миром человека. И так везде. Пошел священник в палату умирающего причащать или больного перед операцией соборовать. Это он не в политику лезет, а душу лечит и развязывает те узлы, какие никакое законодательство развязать не в силах. Сияет крест храма над крышами военного городка, так это не для того, чтобы вмешиваться в оборонную политику, а для того, чтобы солдат и офицер дышали легче и служили веселей. И если где-то Церковь успешно проведет антиалкогольную кампанию, то это отразится и на потребительском рынке, и на криминальной обстановке в регионе, и на демографии, и на статистике производственного травматизма. Всюду отразится, одним словом. Но всё это будут побочные политические и гражданские плоды евангельской деятельности. Истины эти настолько прописные, что о них и говорить лишний раз стыдно. Но вот вам мир в своей искусственной красе и углубившемся безумии: банальности звучат как откровение.
На глубине своего Богочеловеческого существа у Церкви есть сила ее Главы – Христа – и великая, Им же подаваемая свобода. Еще у Церкви есть тревога о мире и современном человеке. (Именно так называется одна из книг поучений Паисия Афонского – «С болью и любовью о современном человеке».) Поэтому голос Церкви будет звучать. Должен звучать. Иногда он будет для некоторых ушей звучать как провластный, иногда – как оппозиционный. Временами он может звучать не за «тех» и не за «других», а выше обоих. И это великое благо, что голос Церкви звучит. Потому что если она замолчит, то это будет означать, что наступили времена, тяжелее и печальнее которых не было еще от сложения мира. В те дни Церковь скроется молча и будет искать пустыню, чтобы в ней дождаться скорого Второго пришествия Жениха. И все балаболы и пересмешники, все поборники явного словоблудия и тайных беззаконий вдруг поймут, что с молчаливым уходом Церкви жизнь разом потеряла смысл, а жуткий гнев уже стоит у порога…
Поэтому говори, Невеста Христова, говори обо всем, о чем считаешь нужным. Говори о времени и пространстве, об одежде и пище, о рождении и смерти, о грехе и наказании за грех. Говори и о политике тоже. И звук голоса твоего и шипящая реакция многих на твой голос будут знаками того, что Земля всё еще не территория тотального проигрыша, а поле продолжающейся битвы за Истину.
Если этого нет, то не церковь влияет на политику а политики и власти влияют на церковь. Сразу и пример; митрополит Филипп.
Митинги, акции протеста, (так и хочется добавить - теракты) это всё какие то методы для большевиков-подпольщиков.
Да и что мы можем с общественными акциями? Нас всего то полтора процента. Любая певичка может собрать стадион поклонников а Алексей Ильич - неполный зал среднего кинотеатра.
Поэтому, на мой взгляд, возможен ещё один путь влияния на политику. Это чтоб верующих стало настолько много, чтобы из них могли оказаться люди на тех местах, где реально политика и делается.
Во-первых: не очень подходит термин "вторгаться", ибо Церковь никуда не вторгается, она может только говорить, что соответствует Христианским ценностям, а что не соответствует. А это не вторжение, это мнение.
Во-вторых: а как действует человек? Человек верует, человек имеет какие-то идеи, представления о том, что правильно, а что не правильно. И в соответствии с этим, поступает вовне. И вот именно эти поступки, вносят изменения в материальный мир. Но зарождаются эти изменения, там в мире невидимом. И это верно для всех людей, в том числе и для людей обличенных властью, принимающих политические решения. И вот здесь нам говорят, Церковь не имеет право вмешиваться в формирование представлений, что правильно, а что не правильно. Но возникает вопрос: а почему неоязычникам можно вмешиваться в эту сферу, а Церкви нельзя?
В-третьих: если учесть, что тезис "хороший человек-не профессия", пуст от слова совсем. Ибо профессионал, лишенный нравственных ориентиров, подобен оружию массового поражения. То все вопросы, должна или не должна Церковь высказывать свое мнение и формулировать представления о Добре и зле - снимаются. Ответ однозначен - должна и обязана.
> Я думаю это должен быть голос священника на проповеди для нас прихожан, чтобы мы могли опираться на мнение церкви и в нужных рамках об общественных явлениях.
А я убеждён (и уставы Церкви, слава Богу, пока совпадают с моим этим убеждением), что ни в коем случае не с амвона!
Никто не спорит с тем, что христианскую жизнь никак не вычленить в нечто отдельное от общества, и что в Писании весь путь Христа описан в определённой общественно-политической и религиозной обстановке. Но не будем забывать, что Христос говорил и жил не благодаря политике и не о ней, а вопреки, и совсем о другом - о Царствии Небесном и о нашем спасении (духовном).
Церковь должна давать свои комментарии и т.п., участвовать этим в жизни общества, но если это будет в храмах, то православие превратится в бытовуху, как это было и есть в некоторых католических и протестантских общинах. Это деградация. Церковь стремится к горнему, т.е. познаёт духовное, а через это, как побочный эффект, открывается правильное видение мирского, а не наоборот.
Спаси вас Господи,отец Андрей! Здоровья вам и помощи Божией.Пишите, голос Церкви мы слышим и в ваших статьях.
Евгений Штеле:
..."Чем громче будет голос Церкви, тем лучше".
Очень боюсь, что в таком случае ГОЛОС ЦЕРКВИ постараются побыстрее заткнуть, а как это сделать - способы отработаны. Повторюсь, что ХРИСТИАНАМ не выиграть информационной войны.
Мне кажется, что надо активизировать и УПОРЯДОЧИТЬ ДВИЖЕНИЕ СНИЗУ, основанное на позиции Священноначалия, и это будет иметь бОльший успех и гораздо меньше раздражать внешних. (На радиостанции часто приглашается "православный активист" Кирилл Фролов... Кто его уполномачивал? С какой горы этот ком катится? Мне кажется, такие вещи Патриархии надо отслеживать и принимать меры). Наверное, надо чаще организовывать и выходить на молитвенные стояния, где четко формулировать позицию православного НАРОДА.
Может, я и ошибаюсь. Простите.
А статья, как всегда, ярко и интересно написана, читать - удовольствие! Спасибо.
Выше упоминается Предтеча; это очень хороший пример, а ведь он не просто "обличал". Уверенность и безапелляционность читались в каждых его словах и "угождать" не было чертой его характера.
У нас в Молдове довольно остро чувствуется этот дефицит решительности и твердости со стороны клира на политический произвол и не только. Чем запущеннее болезнь, тем горше лекарство, а на политкорректности Церкви сама политика скользит в сторону вседозволенности, что неуклонно ведет к тяжелым последствиям. По этому считаю, что Церковь не только должна, но и обязана быть важной частью процесса, напрямую связанного с судьбой нации и ее духовным развитием.
Храни Вас Господь на долгая лета!
Благодарю Вас о.Андрей за ваши проповеди и статьи, которые глубоко проникают в сердце. От Бога ваш дар и сила проповеди.Храни вас Господь.
Для кого должен звучать голос церкви и ее мнение? Я думаю это должен быть голос священника на проповеди для нас прихожан..."
Не только, Павел, не только. Этот голос и это мнение предназначено для всех. Второй вопрос о реакции. Важнее то, что мнение Церкви могут услышать "НЕПРИХОЖАНЕ" -- для них нужно обязательно высказываться и на сайтах, и в газетах, и на телевидении. Часть людей, конечно примет все "в штыки", но не все. Часть атеистов могут по многим вопросам УСЛЫШАТЬ, воспринять, а кто-то может и начать читать (сначала статьи, а потом Евангелие -- по себе знаю). Наш личный пример для неверующего соседа, о котором столько уже написано, состоит не только в трезвости, верности, милостыне и т.п. ежедневно-бытовых вопросах, но в том числе и в четкой аргументированной позиции по острым нравственным вопросам современности, которая [позиция] не держится в секрете, а предъявляется обществу. Не стОит отделять публичную деятельность от религиозных убеждений, иначе получится плюрализм в голове, как на Западе: "Как католик я считаю так..., но как министр..." -- несли уже и такой бред, но нам этого не надо -- двуличие получается.
Аборты каждый финансирует своим молчанием (финансирование их идет из бюджета, сформированного в том числе и нашими налогами, и нет организованных выступлений против этого), единичные письма власть не волнуют. И так почти по каждому вопросу. А потом возмущаемся и удивляемся, почему так живем.
Может, Церковь выступит в качестве организатора (координатора) действий православных для решения тяжелейших и важных вопросов?
Спасибо за статью!
Каждый человек имеет право знать позицию Церкви по любому вопросу, в том числе и политическому, не зависимо от степени его воцерквлённости. Чем громче будет голос Церкви, тем лучше.