Как устроен единоверческий приход

Что такое единоверческий приход 100 лет назад и в наши дни? Чем единоверческие общины отличаются от обычных православных? Об этом – очередная статья, знакомящая с единоверчеством.

Прежде всего освежим в памяти основные понятия. Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею.

Священномученик Симон (Шлеев), первый единоверческий епископ и виднейший деятель Единоверия, в начале XX века в своей статье «К вопросу: какой епископ нужен Единоверию?» довольно ясно и емко описал всю суть старообрядных приходов в одном абзаце:

«Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов».

«И всё?» – разочарованно может спросить искушенный современник-христианин, поездивший по святым обителям России и Зарубежья. Хочется монастырского уклада – поезжай в монастырь, благо они сегодня почти в каждой епархии или сравнительно недалеко. Бывает, и в городе есть монастыри. Пожалуйста, ходи на длинные службы, неси послушание… Чего такого особенного в этих единоверческих приходах?

Прежде всего, нужно сказать, что в понимании единоверцев приход – это не те, кто «пришел» к богослужению, соприкоснулся со святыней, бросил в кружку символическое пожертвование и ушел. Речь идет в первую очередь об общности христиан. «Где десятина – там община, нет десятины – там приход». Хорошо забытая русская поговорка наглядно показывает нам разницу. Причем под десятиной не стоит узко понимать лишь десятую часть дохода. Скорее речь идет о способности жертвовать, отдавать часть себя приходу. И таким мировоззрением обладает в старообрядных церквах большая, а не меньшая часть прихожан. Десятины как строго установленного понятия нет, здесь действует принцип свободы, но, безусловно, добровольная десятина существует.

Прихожане-единоверцы участвуют в богослужении, многие поют и читают на клиросе, частым явлением становятся трапезы, на которых обсуждают насущные проблемы прихода, а иногда и вопросы помощи кому-то из прихожан. Общение довольно тесное, настоятель, как правило, в курсе жизни всех своих чад. Он же обычно и является для всех духовным отцом.

Членом единоверческой общины стать несложно: нужно регулярно посещать богослужения и постепенно начинать жить по правилам заведенного на приходе уклада. Утром и вечером молись полунощницу и павечерницу, любое дело начинай с молитвой, соблюдай посты, постоянно образовывайся в вере… Инструкциями к жизни для единоверцев – конечно же, после Книги книг – Евангелия, наставлений апостолов и святых отец – являются такие творения древнерусского мира, как «Стоглав», «Домострой», «Сын церковный», «Кормчая».

Вспоминается случай, как в одной из единоверческих общин появился новый прихожанин. Жадно изучая христианскую веру, регулярно отправляясь в паломнические поездки, мужчина очень полюбил православное богослужение. Закончил епархиальные курсы уставщика-псаломщика… И уже через год стал уставщиком общины.

Юридически единоверческие общины полностью по своему уставу соответствуют обычному православному приходу. Лишь в названии прописывается принадлежность, в основном так: «единоверческая община»; бывают вариации: «православно-старообрядческая». Приходской совет может возглавлять и мирянин, но чаще –настоятель. Для единоверческой общины и тот, и другой вариант естественны. В разные времена и в различных условиях при временном отсутствии священника у русских христиан сформировалась практика богослужений «мирским чином». Опускались священнические молитвы, возгласы давал мирянин – старший службы или «замолитвующий». Пел клирос, читалось Евангелие. Служилось и всенощное… Не было, конечно, самого главного – Литургии, но община продолжала жить. И вот эта самостоятельность в определенной степени и объясняет живучесть единоверческих общин. Подобная практика повышала (и повышает – единоверческих священников сегодня не хватает) самосознание прихожан, их ответственность, грамотность в части богослужения. Высокой была и ревность, что держало «на высоте» красоту богослужения. Службу правили чаще всего люди, занятые в обычной жизни на мирских профессиях. Богослужение же было и отдушиной, и творческим выплеском, и сменой деятельности. И община жила. Собиралась молиться, решать какие-то вопросы, строила церковные постройки, закупала что-то, вела образовательную деятельность. При этом община была зарегистрирована, был председатель и приходской совет.

Община «выращивает» будущего настоятеля, поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной

Одна из единоверческих общин нашего времени в течение 7 лет совершала богослужения «мирским чином». На Причастие ходили в другие храмы своего города. Однако община не распалась, из нее выделился кандидат в священники и, приняв сан, с Божией помощью и поныне окормляет приход. Из активных мирян, как правило, и поставляли священника для общины. То есть община «выращивала» будущего настоятеля. Поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной. Вероятность перевода его на другой приход ничтожно малая, и батюшка с момента своего поставления начинает, вернее – продолжает, активно заниматься приходом, во всех делах, как правило, советуясь с паствой, с уважаемыми и активными ее представителями.

На собраниях единоверцы стараются вести духовные беседы или вслух читать душеполезные книги, после совместно их обсуждая. Вопросы веры в современном мире затрагиваются довольно часто. Много времени может посвящаться изучению богослужебного устава, церковного пения и чтения, благочестивых традиций. Нередкими становятся совместные паломнические поездки, в том числе и на престольные праздники к единоверцам в другие епархии. Да и встречи гостей у себя – обычное дело. Единоверцы дружелюбны и гостеприимны.

Храм Михаила Архангела в Михайловской слободе Храм Михаила Архангела в Михайловской слободе

Однажды автор статьи оказался на крупнейшем единоверческом приходе Михаила Архангела в Михайловской слободе Московской области. За трапезой – чтение житий святых, благодатная тишина, смена чтецов и благословение на послушания после трапезы. Всё происходящее на территории прихода – Христоцентрично, не исключая трапезу.

В общении сложилась традиция «отсекать лишнее», поэтому праздные беседы единоверцы не ведут

Священники или старшие в общине, по имеющей место быть практике, могут в праздники или в обычные дни посещать прихожан, вести духовные беседы. Так что об общении прихожан единоверческих приходов можно сказать одно: оно есть. И это очень отрадно. Община здесь называется общиной не по букве, а по духу. Обсуждать, конечно, могут и обычные мирские вопросы, делиться новостями. Но, как правило, сложилась негласная традиция «отсекать лишнее», поэтому вести праздные беседы не по делу единоверцы не станут.

Тесное общение порождает и определенное нравственное воспитание своих членов не словом, а примером и совестью. Вести двойную жизнь тяжело, пусть даже в большом городе твоя жизнь не всегда на виду: общение на приходе и вне его, постоянное участие в богослужении делают свое дело. Существование общины запускает и процесс вовлечения в нее детей прихожан. Хорошим тоном для единоверцев считается привлечение детей к участию в богослужении. Детей уже в 7 лет могут поставить на клирос, просят помогать в алтаре. Дома, конечно же, они растут в русской культуре и перенимают пример родителей. Если при приходе существует воскресная школа, посещают ее. Но у единоверцев отсутствие образования на приходе может вполне компенсироваться домашним образованием.

Прошло уже около 30 лет с момента распада СССР и начала возрождения Единоверия. В последние годы приятной тенденцией становится возникновение уже коренных единоверческих семей. Женятся дети тех родителей, которые в 1990-е только пришли в старообрядный храм. Такие семьи не только идут по стопам родителей, оставаясь в единоверческих общинах, но и преумножают их опыт в христианском житии. Бывает и так, что единоверцы связывают себя узами брака с православными нового обряда, и здесь ситуация может сложиться по-разному, но в основном благодаря подобным союзам общины только пополняются.

Неукоснительное соблюдение церковного устава и дисциплины, строгость уклада, в первую очередь личного, высокий уровень христианского самосознания – всё это помогает единоверческим общинам выживать в наши дни. Консервативные взгляды и твердость убеждений христиан-единоверцев притягивают в старообрядные церкви людей, мыслящих так же, и это только укрепляет общины. Сегодня число единоверцев в России и за ее пределами постепенно растет, открываются новые приходы. Но во главе всей жизни общины лежит главный закон Божий – Любовь.

Владимир Басенков

26 июня 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Знакомство с единоверием: как мы молимся Знакомство с единоверием: как мы молимся
Владимир Басенков
Знакомство с единоверием: как мы молимся Знакомство с единоверием: как мы молимся
Владимир Басенков
Единоверцы очень трепетно относятся к богослужению. Решив посетить богослужение в таком храме, вы уже не подступах увидите спешащих к службе прихожан, словно героев кинофильмов о Древней Руси.
Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые
Петр Давыдов
Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые Такие разные общины: радостные, борющиеся и убитые
Разговоры «за жизнь» у костра
Петр Давыдов
Три истории о том, как по-разному складываются отношения в общине между «бедными» и «богатыми» прихожанами, что может сплотить приход в христианскую семью и, наоборот, разделить на «касты».
Создавать приход надо по образу общины учеников Христа Создавать приход надо по образу общины учеников Христа
Игум. Нектарий (Морозов)
Создавать приход надо по образу общины учеников Христа Создавать приход надо по образу общины учеников Христа
Игумен Нектарий (Морозов)
О том, почему так важна – и для прихожан, и для священников – община, что поможет ее созданию и каких ошибок нужно стараться избегать.
Комментарии
Владимир Б.11 февраля 2022, 21:22
"Единоверие" - лукавый термин. Если вера едина, то и Церковь едина.
Михаил14 августа 2018, 06:23
У нас, в православных церквях, из-за борьбы с "обрядоверием", дошли до того, что уже благочестие стали презирать. В частности, у нас женщины стоят где попало в храме, ходят на молитву в миниюбках, полуголые. Ходят в брюках. В ответ на замечания орут и хамят. Наглые. Батюшки тоже ведут себя вольно, и из-за этого и мужчины верующие стали позволять себе гораздо больше, чем раньше. Народ расхолодился, расхлябился, и развращается. Это факт. Зачем было смеяться над наивным благочестием обрядоверия и неофитов? Соблазнили "малых сих". У старообрядцев хотя бы форма блюдется. Там всё строго. Вот что надо бы перенять.
священноиерей Алексий Гугливатый15 июля 2017, 02:21
Уважаемая Елена, канонично! В Антиохийской, Антиохийской, Грузинской, Румынской и иных Православных Церквях существуют свои особенности богослужения, не сочетающиеся с славянским Типиконом. И так было всегда. Поместный собор 1971 г. снял клятвы и анафемы со старого обряда и использующих его. Единоверческий священник может сослужить и на новообрядном богослужении. На совместную молитву допускают, но просят соблюдать местный устав. В одном приходском храме новообрядческом (не в Москве) я слышал проповедь, что принявшие ИНН не спасутся, а также взявшие биометрический загранпаспорт... Но, согласитесь, это же не показатель, что в Храме Христа Спасителя проповедают то же? Так и у нас.
Ф.П.11 июля 2017, 23:37
Агапит 1 июля 2017, 20:31 "Не имел право бывший патр. Никон провоцировать религиозную смуту в стране ради мифических целей.Раскол-и на его совести тоже." Патриарх Никон свят, он жил святой жизнью. Очень прискорбно, что в наше время этого величайшего человека хулят уже не только раскольники и вторящие им единоверцы, но и попавшие в русло их пропаганды православные. В наше время наблюдается какая-то непонятная романтизация старообрядчества, расколоучителей и пр., а также повсеместная популяризация их извращенной точки зрения на историю событий. Друзья, братья и сестры, читайте православную литературу по теме, читайте митр. Макария Булгакова, свт. Феофана, свт. Димитрия Ростовского..
Агапит 1 июля 2017, 20:42
/р.Б. Тамара28 июня 2017, 04:28/
@ Но сильно утомило это пронзительное пение, никакого чувства благодати не было и в помине, когда на нашей службе можно быть отрешенным ото всего внешнего и предаваться молитве.@
Уважаемая Тамара, к знаменному пению тоже нужно привыкнуть, ибо оно и есть истинно каноническое, пришедшее к нам из Византии. Так же как и храмовое зодчество, иконопись. А меня вот отвлекает от молитвы современное авторское пение, где профессиональные певцы исполняют оперу на религиозную тему. НИГДЕ на православном Востоке ТАК не поют! Очень рекомендую, прочтите соответствующие статьи и прослушайте знаменный роспев в интернете. (или в Троицком соборе Лавры на воскресных Литургиях)
Агапит 1 июля 2017, 20:31
"В основе единоверчества лежит жесткий раскол. Это они не подчинились патриарху Никону, который своей реформой русской православной церкви, хотел по настоящему объединить нашу церковь со вселенским православием."(раиса 27 июня 2017, 10:22)
Раиса!Совсем недавно, год назад, РПЦ МП и ряд других православных церквей отказались от участия во Всеправославном Соборе под эгидой Греческих Церквей. Следуя Вашей логике, нам непременно стоило бы ехать. У нас ведь даже нет единого календаря праздников! Не имел право бывший патр. Никон провоцировать религиозную смуту в стране ради мифических целей.Раскол-и на его совести тоже. Главное-догматы, а обряды везде немного разные.
Ф.П.29 июня 2017, 18:51
Некоторые элементы сложившейся «практики» единоверческих приходов следует исправить. В частности, неприемлемо почитание расколоучителей как святых.
Ирина29 июня 2017, 15:45
Странная статья,панегирик единоверчеству.Такое впечатление,что там не люди,а ангелы.Всё хорошо,ни борьбы со страстями,ни ошибок никаких нет,всё налажено,всё идеально и люди тоже идеальные.Но такого не бывает,люди везде одни и те же,они живут в том же мире,что и мы и сталкиваются с теми же проблемами.Получилась выхолощенная статья,которая отражает не действительное состояние дел,а желаемое.
священноиерей Алексей Гугливатый29 июня 2017, 11:43
С.Т., в представленной статье В. Басенков пишет, что, чтобы стать единоверцем нужно вести соответствующий уклад жизни. Иначе говоря - со своим уставом в чужой монастырь не ходят. По сему, если Вы придёте в храм свт. Николы в Студенцах и будете вести себя согласно "заведённому на приходе укладу" богослужебной жизни - к Вам со стороны клира и прихожан сей общины никаких ни вопросов ни претензий не последует.
Елена29 июня 2017, 10:28
Благодарю священноиерея Алексея Гугливатого за ответы на вопросы. Еще вопрос: канонично ли рукоположение в священный сан по чиновникам дораскольным;существование в единой Святой,Соборную и Апостольскую Церковь нескольких обрядов (соответствует ли Типикону)? Может ли единоверческое духовенство служить на наших православных приходах? И как же можно принадлежать РПЦ и не допускать своих православных на совместную молитву? Мы все говорим об обрядах,о внешнем, забывая, что цель христианской жизни-спасение души (стяжание Духа Святаго,по слову прп.Серафима Саровского).В одном приходском храме (не в Москве) на проповеди после Литургии священник сказал,в част.,что не спасает платок в 33 оборота.
Ольга28 июня 2017, 22:40
Не так легко уврачевать раскол. Да и возможно ли? С Божьей помощью надеюсь, что да. Проблема в том, что люди старого обряда находясь несколько веков в изоляции и будучи гонимы, накопили массу негатива в отношении господствующей Церкви. Хотя сейчас их никто не гонит, а гнали их пра-пра-прадедов. Но вот эта обида, впитанная с молоком матери, у них в крови. А они не задумываются, что в других поместных православных церквях молятся тремя перстами? Там тоже антихристы сидят? Пора уже обеим сторонам принести покаяние. Господствующей Церкви - за гонения. Старообрядцам - за неповиновение церковной власти. Хотя мы, живущие ныне, их не гоним, а они - не уклоняются в раскол (такими родились).
Юлия28 июня 2017, 16:49
Важно понять основания главной ценности - сплочённости прихода, соотнести с условиями. В РПЦ большие приходы, текучка, люди едва знают друг друга. Священнослужители могли бы чаще обращаться к посильной помощи прихожан, объясняя, где требуется, духовную сторону проблемы. Совместный труд на благо общины объединяет. Даже прополка цветника. Быть внимательнее на исповеди, обращаться в случае необходимости лично. Я бы, например, с удовольствием помогала в редакции программ воскресной школы, составлении проповеди, миссионерской работе в средней школе. Сомневаюсь, что в этих вопросах инициатива должна принадлежать мне.
Священноиерей Алексей Гугливатый28 июня 2017, 14:30
Алексей Лукин, безусловно Вы правы! Форма, конечно же может говорить о лицедействе. Например, партесное оперное чувственное пение может отвлекать молящегося человека в различные порывы чувств и настроений, не концетрируя, при этом, внимания на богослужебных текстах. Раиса, по отн-ию к единоверческим храмам применима старинная русская поговорка "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Поэтому, если Вы будете соблюдать заведённый и поддерживаемый там устав богослужебной жизни, то Вас, конечно же, допустят и к Исповеди и к Причастию. Отец Всеволод, Поместный Собор 1917-1918 гг разрешил и благословил свободный переход в Единоверие из новообрядчества признав это личным христианским выбором.
Иван28 июня 2017, 13:40
Странно на сайте называющем себя православие ру и, по сути, являющимся рупором официальной церкви читать восхваление католикам и единоверцам. Свое надо беречь!
И у католиков и у единоверцев (смело читай - старообрядцев) корнем их появления является раскол.
Единоверцы святителя Дмитрия Ростовского почитают как святого? Сильно сомневаюсь! Для нас он борец с расколом, а для них он гонитель.
Единоверие сейчас - это благодатная почва для вовлечения в раскол православных "никониан", а вовсе не средство уврачевания раскола. Старообрядцы в своем расколе закостенели и единоверие для них это то, о чем я написал чуть выше.
Ходил какое то время в единоверческий храм, так что говорю из личного опыта.
С.Т.28 июня 2017, 12:30

священноиерей Алексей Гугливатый:
То есть не допускать никониан в
отличие от старообрядцев в единоверческий храм - это нормально?
Ольга28 июня 2017, 12:16
Добрый день! У меня близкая подруга старообрядка(Белокриницкая церковь). Да устав у них монастырский, да они сплоченные,т.к. их мало и держатся друг за друга, но особой то любви в приходе я не заметила. Подруга замечательный человек, но все равно в разговорах в своих кругах иногда проскальзывает неприязнь к РПЦ. И среди остальных это всегда насущная тема обсуждения и неприязни РПЦ и "никониан"(христианами они нас не считают). Зацикленность на обрядах и буквоедство делает свое дело. Как говорил Серафим Саровский (дословно не помню) - наша вера это корабль в бушующем море,а старообрядческая-это лодка привязанная к этому кораблю.
Елена28 июня 2017, 10:54
Предыдущий комментарий незакончен по тех.причинам.Наверное,уместно обратиться к мнениям святых отцов нашей Православной Церкви о старообрядцах,напр.,прп.Серафима Саровского в его беседе со старообрядцем,в которой преподобный говорит,что наша Православная Церковь-это крепкий Корабль,а старообрядцы плывут на утлом суденышке...Далее,р.Б.Александру-Константинопольская Православная Церковь-самостоятельная поместная.А в случае нашей Церкви речь идет о расколе внутри одной Церкви,отказе части членов принять реформы патр.Никона,стремлении сохранить старую обрядовую сторону.Вопрос-канонично ли в рамках одной Поместной Церкви,глава которой сам Христос,существование несколько обрядов?
Елена28 июня 2017, 10:32
Благодарю священноиерея Алексея за ответы на мои вопросы.По ходу ответов еще вопрос:является ли каноничным рукоположение по чиновникам дораскольным и могут ли единоверческие иереи совершать службы и требы на приходах нашей Православной Апостольской Церкви,раз уж они в составе РПЦ МП? Далее.Наверное,не стоит обвинять друг друга в незнании истории нашей Церкви и Государства Российского.А более уместно обратиться к мнениях святых отцов нашей
р.Б. Тамара28 июня 2017, 04:28
Я много лет выписывала Древлеправославный календарь старообрядческой церкви и он мне очень нравился. Однажды будучи в Москве, попала на их Богослужение в Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Было совершенно другое пение (пронзительное), было все непривычно и необычно. Люди молились коленопреклоненно на ковриках, у меня его не было и мне кто-то бросил его под ноги. Женщины все были в белых платках, которые обязательно покрывали плечи. Да и много еще было отличительного от нашего хода Богослужения. Но сильно утомило это пронзительное пение, никакого чувства благодати не было и в помине, когда на нашей службе можно быть отрешенным ото всего внешнего и предаваться молитве.
Людмила27 июня 2017, 23:05
Нас ознакомили,дабы не присоединиться.Спаси Господи!Вопрос:какая же это "паства,если на Причастие Святых Христовых Таин к нам,а в остальном сами с усами?Что нас может обьединять в наши храмах с раскольниками и кто поручил нам стоять рядом с ними, и почему они не с нами?Еще вопрос о браках:мне известно,что эти самые единоверцы страдают от неверия и раскола,недостатком средств,видно по многим примерам :и... в жены будут искать богатых невест из православных.Мне бы не хотелось,чтобы девушки выбрали такового.Мне вообще не понятно и чуждо все,что не связано с моей родной верой,истинной и непреложной.А в Таинствах Покаяния они где исповедуются?И прощаются ли им грехи,являясь допуском к Причастию?
ОЛьга27 июня 2017, 21:21
"Единоверческие приходы отличаются от православных приходов..." К сожалению, человек сам себя обличает, говоря такие слова. Ведь они означают, что в его сознании "единоверческий" и "православный" - это не одно и то же. Мне интересно то хорошее, что можно взять из старого обряда. Например, знаменное пение, чтение на погласицу и т.п. Но вот, согласитесь, этот "культ обряда"... очень уж близок к обрядоверию, которого у нас тоже хоть отбавляй - куда встать, как платок повязать, какой кафтанчик надеть... И вот это их обостренное чуство "свой-чужой"... Что-то в этом есть нехорошее. В наш храм - заходи кто хочешь (хоть мусульманин). Смотри, приобщайся к вере. А тут типа закрытого клуба "для своих".
Галина27 июня 2017, 18:36
Я очень много читала литературы об истории раскола в Православии, о старообрядческом движении. Жили старообрядцы и в селе моего детства, но не любили ни с кем из посторонних общаться, отличались исключительной сплоченностью, дисциплиной и глубокой верой. В прошлом году после службы разговорилась с одной женщиной нашего прихода. Она оказалась из старообрядцев, приезжей. В разговоре сказала, что никогда не читала Евангелие, тем более все Священное Писание. Читает только каноны и молитвы. И об общине: не десятина создает общину, у меня в месяц на храм уходит больше десятины. Общину создает любовь и забота друг о друге. Это я знаю точно, т.к. лет 15 назад посещала евангельскую церковь-общину.
Катерина27 июня 2017, 18:15
"блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей" - христианин исполняет заповеди Христа, данные нам в Евангелии. А описание принципов единоверцев в данном отрывке, как мне кажется, являются признаками секты.

р.Б. Александр27 июня 2017, 15:16
Мир всем! После прочтения сложилось такое ощущение, что автор статьи пытается разжевать одну уже известную истину: единоверие целиком и полностью входит в состав РПЦ МП. Сам обряд конечно иной, но суть наша.
Затем почитал комментарии и понял причину такого "разжевательного" подхода. Так вот,
В самой колыбели Русской Православной Церкви - г.Константинополе обряд тоже иной, но к нему почему то нет вопросов. А тут - родное руссское единоверие обвиняют чуть ли не в расколе. Обвиняют единоверие, которое само врачуя раскол 17 века, всегда было и есть в составе РПЦ МП.
Желаю автору продолжить наше знакомство с единоверием, и может быть написать еще более подробно, а нам, судьям, познавать.
Павел27 июня 2017, 15:13
Отличная серия статей приоткрывающая завесу об истории и жизни старообрядчества, и единоверия в частности. К великому сожалению, очень многие "верные чада Русской Православной церкви" очень плохо знают как историю России, так и историю церкви... ну а хуже всего, что не знают и про свою "нынешнюю" церковь ровным счётом нечего...
священноиерей Алексей Гугливатый27 июня 2017, 15:09
Елена:
1. Рукоположение в саня священника у единоверцев происходит по прошению к правящему архиерею.
Но само Таинство Хиротонии совершается по чиновникам дораскольным - изданным при пяти первых русских патриархах.
2. Единоверческие общины Русской Православной Церкви подчиняются либо напрямую правящему архиерею, либо благочиниям
- всё зависит от епархии. Все единоверческие приходы Русской Православной Церкви поминают
предстоятеля - святейшего патриарха Московского и всея Руси и являются верными послушниками оного.
Алексей, считает.
С.Т., одно другому не противоречит.
священноиерей Алексей Гугливатый27 июня 2017, 15:08
Алексей Лукин, полностью с Вами согласен. Форма оперного чувственного партесного пения в этом деле очень способствует лицедейству.
Раиса, есть такая русская поговорка - "со своим уставом в чужой монастырь не ходят"
так и тут. Поисповедоваться и причаститься в единоверческом храме Вы безусловно можете,
но следует при этом всё таки соблюдать правила единоверческих приходов.А говорить за все
приходы Московского Патриархата я всё же бы не стал - везде свои пастыри и свой подход
к людям.
Игумен Всеволод, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг благословил
и разрешил свободный переход в Единоверие из т.н. "никониян". По сему зде данное исследование
вряд ли уместно.
Николай27 июня 2017, 14:49
Почитают ли единоверцы протопопа Аввакума за святого?
С.Т.27 июня 2017, 12:18
"Членом единоверческой общины стать несложно: нужно регулярно посещать богослужения и постепенно начинать жить по правилам заведенного на приходе уклада". А как быть православному человеку с единоверческим храмом Святителя Николая в Студенцах города Москвы? Если на официальном сайте Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции относительно этого храма значится следующее: "К молитве допускаются только единоверцы и старообрядцы." Ссылку оставляю
http://www.oldrpc.ru/old-believe/list/
Алексей27 июня 2017, 12:04
После прочтения двух статей автора у меня возник один вопрос - единоверцы считают или не считают Православную церковь единственной Церковью Христовой?
Насколько я понимаю, Православная церковь считает ересью, например, католичество или протестантизм. Нет ли у единоверцев того же мнения в отношении Православия?
Елена27 июня 2017, 11:25
Спаси всех Господь! Сначала вопросы: 1.Каким образом происходит рукоположение в сан священника у единоверцев. 2.Какая иерархия подчиненности духовенства,подчиняются ли их духовенство Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси,а то ведь страшно отпасть от Православной Патриаршей Церкви. Автор много внимания уделяет обрядовой стороне,противопоставлению,неуважительно называя нашу Православную единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь - Церковью нового обряда,внутри которой,кстати,воссияли такие светильники Православия,как свт.Игнатий Брянчанинов,Оптинские Старцы,прп.Серафим Саровский,свт.Филарет и многие другие.Можно назвать и наших современных Старцев.которые учили именно спасению души.
Игумен Всеволод27 июня 2017, 10:32
Хорошо бы провести исследование состава прихожан единоверческих храмов. До революции это были в основном бывшие старообрядцы. Слышал, что теперь большинство составляют бывшие "никониане". Если это так, то нужна ли такая "реклама" единоверчества и старообрядчества?
раиса27 июня 2017, 10:22
Никогда не соглашусь с тем ,что единоверцы более "качественные" христиане ,чем мы верные чада Русской Православной церкви. В основе единоверчества лежит жесткий раскол. Это они не подчинились патриарху Никону, который своей реформой русской православной церкви, хотел по настоящему объединить нашу церковь со вселенским православием. Жизнь показала, что хотя они формально и подчиняются православному патриарху ,но реального единства между нами все таки нет ,что на деле раскол до сих пор не преодолен. Вот эта хвалебная статья единоверчеству очередное доказательство их гордыни. Я могу по всему миру зайти в православный храм Московского Патриархата исповедаться и причаститься, а у них нет.
Алексей Лукин27 июня 2017, 07:54
Форма, конечно, может говорить о содержании. Но может говорить и о лицедействе. Люди по сути своей везде одинаковы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×