Православный календарьПравославный календарь
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.

Как достичь бесстрастия

Продолжаем знакомить читателей с наставлениями мудрого духовника архимандрита Софиана (Богиу).

– Как достичь бесстрастия?

– Избегая страстей! То есть надо принять решение, что мы будем меняться. Так говорит святой апостол Павел: «Кто крал, вперед не кради»[1]. Чтобы избавиться от страстей, необходима молитва. Молись, кайся, пробуй, повторяй снова. Необходима исповедь и после этого епитимия, то есть чтобы ты делал что-то, чтобы мог искупить или уничтожить это зло. Епитимия нужна потому, что ты сотрудничал со злом до этого, и тебе надо решиться более не повторять зла и мало-помалу отрываться от него и войти в ту зону, что насыщена духовным озоном.

Бесы становятся очень ревнивы, видя, что ты приступаешь к молитве. Ты избавился от них, а они хотят, чтобы ты принадлежал им. Нужно, чтобы тебя всегда сопровождала молитва – так ты сможешь уберечься от искушения. Они действуют втайне, и так же втайне действует Тот, Кто защищает тебя, то есть Бог, применяющий Свои средства.

Избавиться от страстей за один день невозможно. То есть так, чтобы после одной исповеди я уже стал святым – и всё. Избавление от страстей – это процесс очищения, который небезболезнен.

Например, преподобная Мария Египетская, бывшая большой грешницей в Египте, с помощью Божией попала в Палестинскую пустыню и взяла там на себя очень суровые аскетические подвиги. Когда она оказалась в пустыне, она начала борьбу с самой собой и с тем, что вокруг нее. В Египте у нее были всякие яства, музыка, молодежь, банкеты, всякие разные грехи. В пустыне у нее не было ничего: у нее был один только песок, камни да голубое небо над головой. Ночью было холодно, а днем обжигал горячий воздух, ей нечего было есть, и она мучилась так столько же времени, сколько предавалась страстям. 17 лет она прожила в страстях в Египте, и 17 лет ей потребовалось для того, чтобы освободиться от страстей.

Когда в пустыню пришел некто посланный Богом – старец Зосима, священноинок, – и заговорил с ней, то святая Мария Египетская, отвечая ему, поднималась над землей на 2 локтя (1 метр) – так она была преображена. Продолжалось это ее освобождение от страстей долгое время, равное тому, сколько она провела в страстях. Благодать действует очень быстро, мгновенно, однако необходимо время для освобождения от страстей, нужна внутренняя борьба, борьба с собой, со страстями, со страстями внешними и духами нечистыми.

– Батюшка, не хотели бы вы рассказать нам о христианской мистике?

– Человек, который освобождается от страстей, входит в эту чистую зону, духовную, однако и здесь он встретит некоторые искушения. В монастыре Сучевица на северной стене изображена лестница преподобного Иоанна Лествичника. Справа от лестницы изображены ангелы (52–54 ангела) с венцами в руках. Слева – бесы с трезубцами и разными крючьями. А вверх по лестнице поднимаются аскеты; одни доходят до верха (там, в серо-голубой вышине, стоит Иисус Христос, и с Ним ангелы), и там есть дверь – врата небесные. Кто поднимется, тех ангелы увенчивают венцом, и их принимают в этой небесной горнице в вышних.

С другой стороны (слева) бесы тянут их крючьями вниз, и есть некоторые, кто уже почти дошел до врат небесных, но обрушивается в пропасть. То есть имеются всяческие искушения, такие лукавые, что могут одолеть тебя.

Вот тут у меня житие святого Макария Великого, и в нем рассказывается об одном случае. Некий человек, весьма обученный христианской жизни, мистической, совершал путешествие, с ним были святой Макарий и еще какие-то люди. И этот гражданин, отправившийся в достаточно длинный путь, этот христианин (ведь он был христианином) все время цитировал на память огромные тексты из Священного Писания, из Ветхого и Нового Завета, из Деяний апостольских, из житий святого апостола Павла и других святых, так что всех привел в изумление своей памятью и рвением.

Потом они пришли в один город, там распрощались, и этот гражданин, столь прекрасно осведомленный, впал в какие-то очень гнусные страсти. Все те знания, которые были у него в уме, не смогли ему помочь, потому что христианская жизнь в очень большой степени есть жизнь опытная, проживаемая не только интеллектуально, но и сердцем, всем твоим существом. Он был человеком с прекрасной памятью, обладал обширными познаниями и, должно быть, прошел через страсть возношения, гордости, ведь он знал очень много. Гордость и привела его к тому, что он пал.

Так и на этой лестнице святого Иоанна в Сучевице: эти люди поднимаются вверх блистательно, идя очень светлым путем, но из-за гордости отрываются от Бога и падают. Так что еще в самом начале своей духовной жизни сделай очень серьезный упор на смирение.

Спаситель говорит так: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»[2], то есть если у тебя есть смирение, сочетающееся с подвигом твоим, тогда ты победишь, а если у тебя нет смирения, ты всегда бываешь подвержен падению. Это и есть жизнь духовная, мистическая, проживаемая в Духе Святом, – жизнь в борьбе, в великом внимании, в истинном смирении.

Есть люди и очень грешные, тебе кажется, что они очень смиренные, но они полны гордости внутри. Смирение должно быть смирением сердца, внутренним; это очень много значит в нашей духовной жизни – если оно у тебя есть, ты достигнешь вершины лестницы из монастыря Сучевица, если же его нет, ты упадешь в пропасть.

– Как обрести сердце чистое, мир в сердце?

– Стараясь быть искренним, всегда быть честным с самим собой, иметь сердце чистое, искреннее, без загрязнений, признавать свои грехи, как говорит псалмопевец в 50-м псалме: «Грех мой предо мною есть выну».

Когда ты осознаёшь грех в себе и не забываешь его (ведь если ты его забудешь чуточку, то тут же начнешь гордиться), если ты не забываешь его, то держишь себя в смирении, а смирение помогает тебе сохранять свое сердце чистым. И не скрывайся, не защищайся, когда ты грешен, и кайся чисто, а не так, для одного виду, на самом же деле оставаясь другим.

Святой апостол Павел был большим гонителем Церкви, но после своего обращения был исполнен духовных даров, вознесен до третьего неба, говорил с Духом Святым. Он был наделен великими дарами, и все же именно от него у нас пошло это слово: «из грешников я первый»[3]. Несмотря на то, что он был прощен, он не забывал об этом. Если мы соблюдем этот обычай, то соблюдем и это смирение, а также чистоту и мир сердца.

Архимандрит Софиан (Богиу)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Razbointrucuvant.ro

30 января 2013 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 236 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
[1] Еф. 4: 28.
[2] Мф. 11: 29.
[3] Ср.: 1 Тим. 1: 15.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Маленькие хитрости Маленькие хитрости
Игумен Нектарий (Морозов)
Если ты жаден, если ты не в силах расставаться с тем, что для тебя ценно, начни расставаться с ненужным, делись с другими тем, что лично для тебя ничего не стоит. Пусть это будет первым шагом.
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Прот. Андрей Ткачев
Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей Нет отдельных грехов и отдельных добродетелей
Протоиерей Андрей Ткачев
Есть тысячи важных вещей, которые по отдельности столь малы, что мы склонны не придавать им значения. Но собранные вместе, они приобретают силу. И если мы пренебрежем этой простой истиной, враг победит нас, поскольку он этими истинами не пренебрегает. Он прекрасно знает, что человек не станет творить большое зло, пока не оплетется по рукам и ногам мелкой ложью и «повседневными» грехами.
Страсти Страсти
Схиигумен Савва (Остапенко)
Душа человеческая постоянно подвергается воздействию прилогов, навязываемых ей темной силой, — греховных мыслей и пожеланий. Борьба с «прилогами» не так трудна: здесь как бы смахнул комара, и нет его. Но если появилось уже «сочетание» и если комар успел впустить свое жало и задел самое сердце, то от человека требуется уже некоторое духовное усилие при противодействии искушению. Еще опаснее «пленение». Последнее, по определению святых отцов, является насильственным отведением сердца в плен, удержанием в нем и слиянием будто в одну жизнь с предметом пленившим. В том случае, если «пленение» становится долговременным или часто повторяющимся, хроническим, душа будет в состоянии страсти.
Ч. 1. Христианская психология<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 1. Христианская психология
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 1. Христианская психология<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 1. Христианская психология
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским. Это глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). Без борьбы со страстями и грехом христианин не может исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.
Комментарии
Ludmila 7 апреля 2014, 20:08
Станиславу,"всё более - у греков, сербов да румын" - не мудрено, у них православие со времен апостольских и веру сохранили под разными игами: романском, османском,противостояли католицизму и разным сектантам, атеистическому режиму. Православие для них не религия, а мировозрение, образ жизни. Разве сравниться какой-либо богословский трактат с реальным личным опытом познания Бога?
Bogdan15 февраля 2013, 09:15
God Bless Russia, Romania and Russia brothers in Orthodoxy.
Станислав10 февраля 2013, 00:27
Спаси Христос! Вроде бы и об известных вещах сказано, а так свежо и аппетитно!Только вот недоумеваю(может кажется?):почему вот этого - чего-то такого,вот...- мало встретишь у наших ,русского православия,духовников; всё более - у греков, сербов да румын.А?
Валентин 7 февраля 2013, 13:58
Спаси Гоподи за поучения!
Зинаида31 января 2013, 18:38
Как важны эти наставления... Спаси Бог!
Алексей31 января 2013, 00:32
СПАСИ БОГ!
Николай30 января 2013, 17:54
Спасибо, прекрасная статья!
Очень правильно сказано: "...христианская жизнь в очень большой степени есть жизнь опытная, проживаемая не только интеллектуально, но и сердцем, всем твоим существом." Ведь понимание этого имеет решающее значение! И для самого христианина, который должен именно жить своей верой, и жить неформально - иначе результата не будет. И для противников христианства, которые, начитавшись книг о религии, берут на себя смелость судить о том, чего сами не пережили (словами Жванецкого - спорят о вкусе ананасов с теми, кто их ел).
Саша30 января 2013, 15:13
Бесстрастный это не тот кто избавился от страстей (т.е. поверил себе, своим молитвам), а тот кто готов встретить беса на "своей" душевной территории и дать ему отпор... Извините за такой буквальный пересказ из книги Схиигумена Саввы Остапенко "Путь истинного миросозерцания". Верить себе опасно, т.к. бес только этого и ждет, когда человек расслабится и поверит в "свою" святость... И в этот то момент Господь попускает падение... Дабы мы не впали в фарисейство...Лучше впасть в явные грехи, чем в духовный блуд- ересь или ослепление своей святостью. Но конечно, лучше не впадать в грехи и утвердиться в добродетели.
Ольга Спб30 января 2013, 13:34
СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×