Дань памяти

О храме-памятнике советским военнопленным в Льеже

Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен)
Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен)
            

Через Бельгию в минувшем веке прошло несколько «волн» эмиграции из России. Однако самой печальной страницей в истории русской эмиграции является судьба военнопленных и перемещённых лиц (DP – «displaced persons»), насильственно оказавшихся в Бельгийском Королевстве, особенно в провинции Льеж, в период Второй Мировой войны. Условия их жизни в тяжёлые годы оккупации и послевоенной разрухи по мере сил старались облегчить как различные русские, бельгийские и международные благотворительные организации, так и церковные структуры: епархии, приходы и отдельные верующие. Историческая, духовная и нравственная оценка подвига этих людей, взятых в плен или насильственно вывезенных из страны, особенно важна сейчас, в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне. По решению русской православной диаспоры Бельгии, представленной тремя юрисдикциями: Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Русской Зарубежной и Константинопольской Церквей в память об этом в Льеже будет построен храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» Русской Православной Церкви. Это решение поддерживают Федерация соотечественников, Федерация русских дворян, русские молодёжные и общественные организации.

Годы войны

В сентябре 1942 года в Бельгию в пригороды Лувена из немецкого Цайтхайна (Саксония) был переведен лагерь для военнопленных («шталаг»)[1] № 304 примерно с 10-ю тысячами красноармейцев. Этот лагерь, как и остальные лагеря, находился в подчинении Верховного командования Вермахта (Oberkommando der Wehrmacht), а с ноября 1944 года в подчинении «СС»; и вплоть до освобождения Бельгии союзными войсками в 1944 году, являлся центром по управлению трудовыми командами советских военнопленных, работавших в угольной промышленности Бельгии и северной Франции[2]. Кроме пленных, на принудительные работы в Бельгию привозили и так называемых «восточных рабочих». В основном это были молодые люди из оккупированных областей Украины, России и Белоруссии, вывезенные насильно.

Советские военнопленные в лагере Цайтхайн перед отправкой в Бельгию. 1942 г.
Советские военнопленные в лагере Цайтхайн перед отправкой в Бельгию. 1942 г.
    

Одним из мест размещения военнопленных и перемещенных лиц был район Льежа, где они работали на многочисленных шахтах. Еще до войны в Льеже, около местечка Серен, были построены бараки для поляков-гастарбайтеров[3], куда и привозили советских военнопленных, а позднее и угнанных на принудительные работы. Таким образом, это был самостоятельный лагерь, со своим кодовым номером (LG VIII Seraing) и со своей охраной. «Пропускная мощность» лагеря составляла 1100 человек, и, по мере уменьшения количества узников по причине смерти, неуклонно пополнялась заключенными из других лагерей. Некоторым военнопленным, впрочем, удавалось бежать и присоединиться к отрядам бельгийского Сопротивления.    

Условия жизни в таких лагерях и работы в шахтах были тяжёлыми, рабскими. Один из заключенных лагеря, советский военнопленный, позже вспоминал: «…При 12-ти часовой работе 375-граммовая пайка хлеба, да черпак бурды. Спасибо бельгийским шахтерам, украдкой подкармливавшим пленных. Шахтер Морис Жакке каждый день приносил <мне> бутерброд, хотя семья его под немецкой оккупацией жила тяжело…»[4].

Известно, что в районе Льежа окормлял военнопленных русский священник Валент Роменский. Будучи настоятелем льежского храма святого Александра Невского он регулярно посещал многочисленные лагеря, расположенные в этом угольном бассейне и всячески помогал заключенным. В книге Жана Пюта «Советские военнопленные в Лимбурге в 1942-45 годах»[5] упомянута льежская организация «L’Aide aux Prisonniers Russes», с которой отец Валент был очень тесно связан.

Отец Валент делал все возможное, однако помочь удавалось далеко не всем. Списки заключенных, погибших и умерших за этот период, представляют печальное зрелище. В настоящее время они требуют большой и кропотливой архивной работы. Порой они не содержат никаких дополнительных сведений, не известны причины и обстоятельства смерти заключенных. Так, например, в списке бельгийского МИДа, составленного в 1959 году для советского посольства, место смерти большинства узников указано в общих чертах: «Военный госпиталь в Льеже» или просто «в Льеже».

Судьба перемещенных лиц

По окончании войны во временных лагерях в Германии и Австрии оставались миллионы перемещённых лиц, в основном, граждан СССР. Большинство из них постепенно вернулось на Родину, но сотни тысяч решили остаться[6]. Это были и бывшие советские военнопленные, и «восточные рабочие», и эмигранты «первой волны», ранее жившие в тех странах Восточной Европы, которые оказались после окончания войны в советской зоне влияния, и другие.

В 1947 году началось расселение этих людей по государствам, согласившимся их принять. Первой такой страной была Бельгия. В дополнение к уже проживавшим в Бельгии бывшим военнопленным и тем, кто был насильно вывезен из России во время войны, с мая 1947 года по 1952 год в страну приехало ещё около 15-ти тысяч русскоязычных перемещённых лиц[7].

Лагерь для перемещенных лиц в Серене (Тийёр), Льеж (1947–1948)
Лагерь для перемещенных лиц в Серене (Тийёр), Льеж (1947–1948)
  

Окрестности Льежа стали одним из центров их расселения в Бельгии. Условия жизни в лагерях для перемещенных лиц были разными. Например, один из таких посёлков, находившийся примерно в 7 километрах от центра Льежа, был оборудован в бывших казармах военных лётчиков, и условия проживания там были удовлетворительными. Но работа в шахтах была крайне тяжёлой. Шахтёры всё время «ходили под Богом». Сергей Крикорьян, работавший под землёй в угольном бассейне Монс-Шарлеруа-Льеж, рассказывает, что условия работы были средневековые, опасные, труд – преимущественно ручной, тяжёлый. Слепые лошади тянули вагонетки с углём на глубине около 600 метров. После нескольких лет такой работы у многих начинались заболевания лёгких из-за угольной пыли и сырости.

Шахтёрский же лагерь в Серене, куда после войны приехали новые советские перемещенные лица, не имел даже сносных условий для проживания. Елена Бекиш, будущий муж которой жил в этом лагере и несколько лет работал на местной шахте, рассказывает, что поселок был очень бедный, с дощатыми, покосившимися бараками, которые невозможно было протопить, и в которых было огромное количество клопов. В одном из таких бараков и располагался в лагере православный храм.

Слева направо: протоиерей Матфей Андрущенко, протоиерей Валент Роменский, епископ Кассиан (Безобразов), диакон Пётр Черкасов и протоиерей Иоанн Бекиш. Льеж, 1947 год.
Слева направо: протоиерей Матфей Андрущенко, протоиерей Валент Роменский, епископ Кассиан (Безобразов), диакон Пётр Черкасов и протоиерей Иоанн Бекиш. Льеж, 1947 год.
    

С 1947 по 1950 год в этом храме служил протоиерей Иоанн Бекиш. Вскоре, по причине многочисленности обитателей лагеря, ему в помощь в Серен был послан священник Матфей Андрущенко. Но и вдвоем они не справлялись с окормлением все возрастающей паствы. В мае 1949 года Бельгию посетил митрополит Владимир (Тиховницкий)[8]. Современник писал об этом событии: «Особую радость русским шахтерам в Бельгии доставил приезд в мае 1949 г. митрополита Владимира (Тихоницкого). Он посетил рабочий поселок в Форши, приход в городе Серене… Всюду русские люди обращались за помощью к митрополиту Владимиру, чтобы он помог облегчить их тяжелую участь».

После приезда владыки в Льеже, Серене и ближайших шахтёрских поселках служили уже четыре православных священника и один диакон: протоиереи Валент Роменский, Александр Феохари, Иоанн Бекиш, Матфей Андрущенко и диакон Михаил Милонов. То есть, Льеж в те годы стал одним из активных центров русской церковной жизни в Бельгии.

Льеж, 1949 г. Сидят, слева направо: прот. Валент Роменский, митр. Владимир (Тихоницкий), архим. Савва (Шимкевич, секретарь Русского экзархата). Стоят: протод. Пётр Светловский, прот. Александр Феохари, прот. Фёдор Устюченков, свящ. Иоанн Плаксин, прот. Иоанн Харченко, прот. Владислав Куликов, прот. Иоанн Бекиш, прот. Матфей Андрущенко, диакон Михаил Апостолов (Милонов).
Льеж, 1949 г. Сидят, слева направо: прот. Валент Роменский, митр. Владимир (Тихоницкий), архим. Савва (Шимкевич, секретарь Русского экзархата). Стоят: протод. Пётр Светловский, прот. Александр Феохари, прот. Фёдор Устюченков, свящ. Иоанн Плаксин, прот. Иоанн Харченко, прот. Владислав Куликов, прот. Иоанн Бекиш, прот. Матфей Андрущенко, диакон Михаил Апостолов (Милонов).
    

На следующей фотографии запечатлён священник Матфей Андрущенко с группой певчих. Фотография сделана в Серене в 1948-1949 годах. По этой фотографии можно определить, что основную часть перемещенных лиц составляли молодые люди, горожане и жители сельской местности, насильственно вывезенные из Восточной Европы на работы в Третий рейх.

О. Матфей Андрущенко с певчими лагерного храма в Серене, Бельгия. Из архива Свято-Троицкого собора в Торонто.
О. Матфей Андрущенко с певчими лагерного храма в Серене, Бельгия. Из архива Свято-Троицкого собора в Торонто.
  

Заключение

На многих шахтах угольного бассейна Льеж-Серен работали русские военнопленные, а позже и оставшиеся в Бельгии бывшие граждане СССР, угнанные на работы в Западную Европу. Поэтому исторически обосновано возвести мемориальный храм около одного из бывших концентрационных лагерей, как дань памяти всем православным, страдавшим или погибшим и здесь, в Серене, и во всей Бельгии. Сооружение такого храма напомнит и о человеколюбии бельгийцев, помогавшим советским военнопленным, а после войны приютившим в своей разорённой стране десятки тысяч людей, не желавших возвращаться в Советский Союз. Таким образом, это будет памятник нравственному подвигу двух народов, не смирившихся перед ужасами нацизма, памятник их взаимной симпатии, гуманизму и христианским чувствам, которые они сохранили в те годы суровых испытаний.

В этом плане выбор города Серен-Льеж не случаен. Там находился лагерь военнопленных, а после войны и лагерь для перемещенных лиц, и при нем ещё в те суровые годы существовал православный храм. К тому же, в настоящее время в этом районе проживает большое количество русскоязычных православных прихожан, которые в 2006 году объединились в общину под юрисдикцией Московского Патриархата. На собранные русской диаспорой средства в Серене был приобретен участок земли для строительства храма, после чего инициативная группа строительного комитета подготовила всю архитектурно-техническую документацию и получила все необходимые разрешения на строительство.

Архитектурные особенности будущего храма   

Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен)
Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен)
Строящийся храм назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Эта икона написана в память о событии, произошедшем в Константинополе 4 апреля 450 года. Воин по имени Лев, будущий император Византии, встретил в роще близ Константинополя, недалеко от «Золотых ворот», слепого. В этой роще находился источник, известный своими чудесами. Слепец устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, отвёл под сень деревьев, усадил отдохнуть, а сам отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Воин удивился и стал искать воду, но не смог найти. Когда он прекратил поиски, раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». После того, как Лев исполнил все, указанное ему, слепец прозрел и самостоятельно отправился в Константинополь, славя Богоматерь.

Когда в 457 году Лев 1 стал императором, он не забыл о явлении и предсказании Божией Матери, назвавшей его за семь лет до этого царём, приказав очистить источник и построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его храмом Богородицы «Живоносный Источник». Позже этот образ стал считаться покровителем всех несчастных и униженных: больных, изгнанников, бездомных, пленных, презренных, немощных.

Цокольный этаж храма представляет собой три арки, означающие главные добродетели христианства: Веру, Надежду и Любовь, посредством которых человек восходит к Царству Небесному. Так же это и образ Святой Троицы, открывающей людям истину о спасении и призывающей людей в сакральное пространство храма.

Следующий уровень отличается большим количеством световых проемов – окон. По замыслу архитектора – это образ Царства Небесного, где нет тьмы, и всё пронизано светом Агнца.

Выше располагается звонница в стиле псковской архитектуры, встроенная в храм. Вокруг звонницы расположена внутренняя галерея храма. Это мемориальное пространство. Здесь по периметру галереи будут установлены специальные плиты, на которых высечены имена всех военнопленных, погибших в лагере в Серене, а так же всех советских солдат, погребённых на многочисленных кладбищах Бельгии. Списки их в настоящее время дорабатываются и пополняются.    

Плиты с именами погибших символизируют всех павших в Бельгии наших соотечественников, чьи имена известны и неизвестны. Это дань памяти им от благодарной России.

Пройти на галерею будет возможно только через сам храм и только в определённое время (когда есть богослужения).

Массивный купол над звонницей символизирует Единого Бога – Создателя мира, а над куполом возвышается крест – символ нашего спасения.

Призыв к участию

Традиция постройки храмов-памятников в России восходит к давним временам. При этих храмах покоились останки полководцев и воинов. Самым известным таким храмом является Храм Христа Спасителя в Москве, воздвигнутый в память о всех убиенных в Отечественной войне 1812 года. Из более древних – знаменитый Покровский собор, ставший символом Москвы, который в народе называют Собором Василия Блаженного. Это храм-памятник победы над Казанским ханством. Можно упомянуть также храм в честь преподобного Сергия Радонежского, воздвигнутый на Куликовом поле, храм святого Сампсона, построенный в честь победы под Полтавой. Среди храмов Русского Зарубежья наиболее известен знаменитый Собор Александра Невского, – украшение города Софии – воздвигнутый в память об освобождении Болгарии от Османского ига. В западной Европе храмы-памятники существуют в Ницце, Биаррице, Сан-Ремо, Брюсселе.

Следует отметить, что за неполные 70 лет, прошедшие после окончания Второй Мировой войны, в Западной Европе не было построено ни одного храма-памятника героически погибшим советским воинам и военнопленным. Хотя мемориалов, посвященных подвигу советского солдата, в странах Европы (особенно в странах, находившихся в зоне влияния СССР) существует немало. Не умаляя их значения, следует сказать, что пришло время воссоздать вековую традицию России ставить в тех местах, где пали ее герои, храмы-памятники. Сейчас такой момент наступил. Мы должны воздвигнуть храм в память о наших павших братьях и отцах, тем самым воздав им сыновний христианский долг так, как это делали наши предки.

Желающие участвовать в строительстве храма-памятника павшим советским воинам и военнопленным в Западной Европе на месте бывшего концентрационного лагеря в бельгийском городе Льеже (Серене) могут перечислить свои пожертвования на счёт в рублях:

Наименование банка: ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. МОСКВА
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
Получатель: Недосекин Павел Владимирович
Статус получателя платежа: Резидент РФ
Номер счёта 40817810238065628194
Назначение платежа «храм-памятник»

Пожертвования в евро можно перечислить:

Наименование банка: FINTRO, Watermael-Boitfort, Bruxelles. Belgique
BIC GEBABEBB
IBAN BE36 1428 5804 8281
Название счёта: Achat et Reparations Eglise Russe
(«Покупка и перестройка Русской Церкви»)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Крест Великой Отечественной Крест Великой Отечественной
Диак. Владимир Василик
Крест Великой Отечественной Крест Великой Отечественной
О христианских смыслах поэзии военных лет
Диакон Владимир Василик
После вакханалии атеизма и космополитизма в русской советской поэзии военных лет вновь восстали из небытия символы исторической русской жизни. Первый и главный из них — Крест.
Дахау. Рассказ Дахау. Рассказ
Свящ. Ярослав Шипов
Дахау. Рассказ Дахау
Рассказ
Священник Ярослав Шипов
Немецкий историк сказал, что через его руки прошли тысячи дел: подавляющее большинство заключенных — советские офицеры. Почти все они — православные, иногда — мусульмане, никаких других не было.
Подвиг Анастасии Кузьминой-Караваевой Подвиг Анастасии Кузьминой-Караваевой
Прот. Павел Недосекин
Подвиг Анастасии Кузьминой-Караваевой Подвиг Анастасии Кузьминой-Караваевой
Протоиерей Павел Недосекин
После гибели отца и мужа Кузьмина-Караваева позаботилась о более чем 300 детях.
Православие в Бельгии: заметки русского священника Православие в Бельгии: заметки русского священника
Протоиерей Павел Недосекин
Православие в Бельгии: заметки русского священника Православие в Бельгии: заметки русского священника
Протоиерей Павел Недосекин
В 2012 году Брюссельская и Бельгийская епархия РПЦ отмечает 150-летие постоянного пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве. В последние годы епархия активно развивается: появляются новые приходы, возрождаются старые. У каждого прихода своя история, нередко вписанная в историю нашей страны. Без проблем не обходится, но все покрывает радость общения вокруг Чаши Господней в согласии и взаимной любви.
Комментарии
Кирилл.12 июля 2013, 20:47
"Правый взгляд" пишет, что в настоящее время идёт сбор средств и на строительство часовни-памятника погибшим казакам в Лиенце.
Сергей12 июля 2013, 00:38
вечная память и царство небесное красным советским казакам, защитившим центральную Евразию от ереси еврофашизма.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×