Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен)
Через Бельгию в минувшем веке прошло несколько «волн» эмиграции из России. Однако самой печальной страницей в истории русской эмиграции является судьба военнопленных и перемещённых лиц (DP – «displaced persons»), насильственно оказавшихся в Бельгийском Королевстве, особенно в провинции Льеж, в период Второй Мировой войны. Условия их жизни в тяжёлые годы оккупации и послевоенной разрухи по мере сил старались облегчить как различные русские, бельгийские и международные благотворительные организации, так и церковные структуры: епархии, приходы и отдельные верующие. Историческая, духовная и нравственная оценка подвига этих людей, взятых в плен или насильственно вывезенных из страны, особенно важна сейчас, в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне. По решению русской православной диаспоры Бельгии, представленной тремя юрисдикциями: Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Русской Зарубежной и Константинопольской Церквей в память об этом в Льеже будет построен храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» Русской Православной Церкви. Это решение поддерживают Федерация соотечественников, Федерация русских дворян, русские молодёжные и общественные организации.
Годы войны
В сентябре 1942 года в Бельгию в пригороды Лувена из немецкого Цайтхайна (Саксония) был переведен лагерь для военнопленных («шталаг»)[1] № 304 примерно с 10-ю тысячами красноармейцев. Этот лагерь, как и остальные лагеря, находился в подчинении Верховного командования Вермахта (Oberkommando der Wehrmacht), а с ноября 1944 года в подчинении «СС»; и вплоть до освобождения Бельгии союзными войсками в 1944 году, являлся центром по управлению трудовыми командами советских военнопленных, работавших в угольной промышленности Бельгии и северной Франции[2]. Кроме пленных, на принудительные работы в Бельгию привозили и так называемых «восточных рабочих». В основном это были молодые люди из оккупированных областей Украины, России и Белоруссии, вывезенные насильно.
Советские военнопленные в лагере Цайтхайн перед отправкой в Бельгию. 1942 г. |
Одним из мест размещения военнопленных и перемещенных лиц был район Льежа, где они работали на многочисленных шахтах. Еще до войны в Льеже, около местечка Серен, были построены бараки для поляков-гастарбайтеров[3], куда и привозили советских военнопленных, а позднее и угнанных на принудительные работы. Таким образом, это был самостоятельный лагерь, со своим кодовым номером (LG VIII Seraing) и со своей охраной. «Пропускная мощность» лагеря составляла 1100 человек, и, по мере уменьшения количества узников по причине смерти, неуклонно пополнялась заключенными из других лагерей. Некоторым военнопленным, впрочем, удавалось бежать и присоединиться к отрядам бельгийского Сопротивления.
Условия жизни в таких лагерях и работы в шахтах были тяжёлыми, рабскими. Один из заключенных лагеря, советский военнопленный, позже вспоминал: «…При 12-ти часовой работе 375-граммовая пайка хлеба, да черпак бурды. Спасибо бельгийским шахтерам, украдкой подкармливавшим пленных. Шахтер Морис Жакке каждый день приносил <мне> бутерброд, хотя семья его под немецкой оккупацией жила тяжело…»[4].
Известно, что в районе Льежа окормлял военнопленных русский священник Валент Роменский. Будучи настоятелем льежского храма святого Александра Невского он регулярно посещал многочисленные лагеря, расположенные в этом угольном бассейне и всячески помогал заключенным. В книге Жана Пюта «Советские военнопленные в Лимбурге в 1942-45 годах»[5] упомянута льежская организация «L’Aide aux Prisonniers Russes», с которой отец Валент был очень тесно связан.
Отец Валент делал все возможное, однако помочь удавалось далеко не всем. Списки заключенных, погибших и умерших за этот период, представляют печальное зрелище. В настоящее время они требуют большой и кропотливой архивной работы. Порой они не содержат никаких дополнительных сведений, не известны причины и обстоятельства смерти заключенных. Так, например, в списке бельгийского МИДа, составленного в 1959 году для советского посольства, место смерти большинства узников указано в общих чертах: «Военный госпиталь в Льеже» или просто «в Льеже».
Судьба перемещенных лиц
По окончании войны во временных лагерях в Германии и Австрии оставались миллионы перемещённых лиц, в основном, граждан СССР. Большинство из них постепенно вернулось на Родину, но сотни тысяч решили остаться[6]. Это были и бывшие советские военнопленные, и «восточные рабочие», и эмигранты «первой волны», ранее жившие в тех странах Восточной Европы, которые оказались после окончания войны в советской зоне влияния, и другие.
В 1947 году началось расселение этих людей по государствам, согласившимся их принять. Первой такой страной была Бельгия. В дополнение к уже проживавшим в Бельгии бывшим военнопленным и тем, кто был насильно вывезен из России во время войны, с мая 1947 года по 1952 год в страну приехало ещё около 15-ти тысяч русскоязычных перемещённых лиц[7].
Лагерь для перемещенных лиц в Серене (Тийёр), Льеж (1947–1948) |
Окрестности Льежа стали одним из центров их расселения в Бельгии. Условия жизни в лагерях для перемещенных лиц были разными. Например, один из таких посёлков, находившийся примерно в 7 километрах от центра Льежа, был оборудован в бывших казармах военных лётчиков, и условия проживания там были удовлетворительными. Но работа в шахтах была крайне тяжёлой. Шахтёры всё время «ходили под Богом». Сергей Крикорьян, работавший под землёй в угольном бассейне Монс-Шарлеруа-Льеж, рассказывает, что условия работы были средневековые, опасные, труд – преимущественно ручной, тяжёлый. Слепые лошади тянули вагонетки с углём на глубине около 600 метров. После нескольких лет такой работы у многих начинались заболевания лёгких из-за угольной пыли и сырости.
Шахтёрский же лагерь в Серене, куда после войны приехали новые советские перемещенные лица, не имел даже сносных условий для проживания. Елена Бекиш, будущий муж которой жил в этом лагере и несколько лет работал на местной шахте, рассказывает, что поселок был очень бедный, с дощатыми, покосившимися бараками, которые невозможно было протопить, и в которых было огромное количество клопов. В одном из таких бараков и располагался в лагере православный храм.
Слева направо: протоиерей Матфей Андрущенко, протоиерей Валент Роменский, епископ Кассиан (Безобразов), диакон Пётр Черкасов и протоиерей Иоанн Бекиш. Льеж, 1947 год. |
С 1947 по 1950 год в этом храме служил протоиерей Иоанн Бекиш. Вскоре, по причине многочисленности обитателей лагеря, ему в помощь в Серен был послан священник Матфей Андрущенко. Но и вдвоем они не справлялись с окормлением все возрастающей паствы. В мае 1949 года Бельгию посетил митрополит Владимир (Тиховницкий)[8]. Современник писал об этом событии: «Особую радость русским шахтерам в Бельгии доставил приезд в мае 1949 г. митрополита Владимира (Тихоницкого). Он посетил рабочий поселок в Форши, приход в городе Серене… Всюду русские люди обращались за помощью к митрополиту Владимиру, чтобы он помог облегчить их тяжелую участь».
После приезда владыки в Льеже, Серене и ближайших шахтёрских поселках служили уже четыре православных священника и один диакон: протоиереи Валент Роменский, Александр Феохари, Иоанн Бекиш, Матфей Андрущенко и диакон Михаил Милонов. То есть, Льеж в те годы стал одним из активных центров русской церковной жизни в Бельгии.
Льеж, 1949 г. Сидят, слева направо: прот. Валент Роменский, митр. Владимир (Тихоницкий), архим. Савва (Шимкевич, секретарь Русского экзархата). Стоят: протод. Пётр Светловский, прот. Александр Феохари, прот. Фёдор Устюченков, свящ. Иоанн Плаксин, прот. Иоанн Харченко, прот. Владислав Куликов, прот. Иоанн Бекиш, прот. Матфей Андрущенко, диакон Михаил Апостолов (Милонов). |
На следующей фотографии запечатлён священник Матфей Андрущенко с группой певчих. Фотография сделана в Серене в 1948-1949 годах. По этой фотографии можно определить, что основную часть перемещенных лиц составляли молодые люди, горожане и жители сельской местности, насильственно вывезенные из Восточной Европы на работы в Третий рейх.
О. Матфей Андрущенко с певчими лагерного храма в Серене, Бельгия. Из архива Свято-Троицкого собора в Торонто. |
Заключение
На многих шахтах угольного бассейна Льеж-Серен работали русские военнопленные, а позже и оставшиеся в Бельгии бывшие граждане СССР, угнанные на работы в Западную Европу. Поэтому исторически обосновано возвести мемориальный храм около одного из бывших концентрационных лагерей, как дань памяти всем православным, страдавшим или погибшим и здесь, в Серене, и во всей Бельгии. Сооружение такого храма напомнит и о человеколюбии бельгийцев, помогавшим советским военнопленным, а после войны приютившим в своей разорённой стране десятки тысяч людей, не желавших возвращаться в Советский Союз. Таким образом, это будет памятник нравственному подвигу двух народов, не смирившихся перед ужасами нацизма, памятник их взаимной симпатии, гуманизму и христианским чувствам, которые они сохранили в те годы суровых испытаний.
В этом плане выбор города Серен-Льеж не случаен. Там находился лагерь военнопленных, а после войны и лагерь для перемещенных лиц, и при нем ещё в те суровые годы существовал православный храм. К тому же, в настоящее время в этом районе проживает большое количество русскоязычных православных прихожан, которые в 2006 году объединились в общину под юрисдикцией Московского Патриархата. На собранные русской диаспорой средства в Серене был приобретен участок земли для строительства храма, после чего инициативная группа строительного комитета подготовила всю архитектурно-техническую документацию и получила все необходимые разрешения на строительство.
Архитектурные особенности будущего храма
Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен) |
Когда в 457 году Лев 1 стал императором, он не забыл о явлении и предсказании Божией Матери, назвавшей его за семь лет до этого царём, приказав очистить источник и построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его храмом Богородицы «Живоносный Источник». Позже этот образ стал считаться покровителем всех несчастных и униженных: больных, изгнанников, бездомных, пленных, презренных, немощных.
Цокольный этаж храма представляет собой три арки, означающие главные добродетели христианства: Веру, Надежду и Любовь, посредством которых человек восходит к Царству Небесному. Так же это и образ Святой Троицы, открывающей людям истину о спасении и призывающей людей в сакральное пространство храма.
Следующий уровень отличается большим количеством световых проемов – окон. По замыслу архитектора – это образ Царства Небесного, где нет тьмы, и всё пронизано светом Агнца.
Выше располагается звонница в стиле псковской архитектуры, встроенная в храм. Вокруг звонницы расположена внутренняя галерея храма. Это мемориальное пространство. Здесь по периметру галереи будут установлены специальные плиты, на которых высечены имена всех военнопленных, погибших в лагере в Серене, а так же всех советских солдат, погребённых на многочисленных кладбищах Бельгии. Списки их в настоящее время дорабатываются и пополняются.
Плиты с именами погибших символизируют всех павших в Бельгии наших соотечественников, чьи имена известны и неизвестны. Это дань памяти им от благодарной России.
Пройти на галерею будет возможно только через сам храм и только в определённое время (когда есть богослужения).
Массивный купол над звонницей символизирует Единого Бога – Создателя мира, а над куполом возвышается крест – символ нашего спасения.
Призыв к участию
Традиция постройки храмов-памятников в России восходит к давним временам. При этих храмах покоились останки полководцев и воинов. Самым известным таким храмом является Храм Христа Спасителя в Москве, воздвигнутый в память о всех убиенных в Отечественной войне 1812 года. Из более древних – знаменитый Покровский собор, ставший символом Москвы, который в народе называют Собором Василия Блаженного. Это храм-памятник победы над Казанским ханством. Можно упомянуть также храм в честь преподобного Сергия Радонежского, воздвигнутый на Куликовом поле, храм святого Сампсона, построенный в честь победы под Полтавой. Среди храмов Русского Зарубежья наиболее известен знаменитый Собор Александра Невского, – украшение города Софии – воздвигнутый в память об освобождении Болгарии от Османского ига. В западной Европе храмы-памятники существуют в Ницце, Биаррице, Сан-Ремо, Брюсселе.
Следует отметить, что за неполные 70 лет, прошедшие после окончания Второй Мировой войны, в Западной Европе не было построено ни одного храма-памятника героически погибшим советским воинам и военнопленным. Хотя мемориалов, посвященных подвигу советского солдата, в странах Европы (особенно в странах, находившихся в зоне влияния СССР) существует немало. Не умаляя их значения, следует сказать, что пришло время воссоздать вековую традицию России ставить в тех местах, где пали ее герои, храмы-памятники. Сейчас такой момент наступил. Мы должны воздвигнуть храм в память о наших павших братьях и отцах, тем самым воздав им сыновний христианский долг так, как это делали наши предки.
Желающие участвовать в строительстве храма-памятника павшим советским воинам и военнопленным в Западной Европе на месте бывшего концентрационного лагеря в бельгийском городе Льеже (Серене) могут перечислить свои пожертвования на счёт в рублях:
Наименование банка: ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
г. МОСКВА
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
Получатель: Недосекин Павел Владимирович
Статус получателя платежа: Резидент РФ
Номер счёта 40817810238065628194
Назначение платежа «храм-памятник»
Пожертвования в евро можно перечислить:
Наименование банка: FINTRO,
Watermael-Boitfort, Bruxelles. Belgique
BIC GEBABEBB
IBAN BE36 1428 5804 8281
Название счёта: Achat et
Reparations Eglise Russe
(«Покупка и перестройка Русской
Церкви»)