Книга маленькая, всего в три главы, ветхозаветная. Для неопятидесятников очень важная. С точки зрения неопятидесятников, книга пророка Иоиля подтверждает их образ жизни.
Чаще всего из книги Иоиля цитируют стихи о Духе Божием: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2: 28–29). Эти слова вспомнил апостол Петр в славный день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой и апостолы заговорили на многих языках. Апостолы проповедовали людям, приехавшим из разных стран в Иерусалим на праздник.
100 лет назад на многих «иных языках» заговорили пятидесятники, а спустя полвека – неопятидесятники. Говорили и веровали, что это Дух Святой на них сошел. Пятидесятники поначалу даже пытались на «иных языках» проповедовать в дальних миссионерских поездках. К своему изумлению горе-миссионеры выяснили, что чужестранцы их совсем не понимают. И тогда было решено, что этот дар свыше получен не для проповеди людям, а для молитвы Богу: Он «иные языки» пятидесятникам вручил, Он их и понимает. Пятидесятники более-менее удовлетворились таким объяснением.
Между тем у апостолов был дар говорения на иных языках – к людям. И в день Пятидесятницы приехавшие издалека люди с изумлением узнавали языки своих стран. Они постепенно понимали, что происходит чудо: некнижные люди, апостолы, по дару свыше вдруг оказались «полиглотами», «переводчиками», проповедниками и пророками.
В наши дни среди неопятидесятников много людей, которые безо всякой скромности называют себя пророками. Некоторые из них с удовольствием берут в руки книгу Иоиля и зачитывают из нее стихи, где говорится о Божием благословении, которое умножает урожай в виноградниках, домашний скот на пастбищах, защищает от агрессивных соседних народов. Неопятидесятнические «пророки» всем сердцем любят эти стихи из книги Иоиля. Они проповедуют теологию процветания: добрый всемогущий Бог благословляет своих избранников всеми материальными благами. Такая дается трактовка Священного Писания, вполне в духе общества потребления.
***
О чем же писал святой пророк Иоиль?
Прежде всего о бедствиях народа Божия: «Пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный… смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола и бросил… Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники» (Иоил. 1: 6–9). Что делать? «Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?» (Иоил. 1: 16.). Вот что «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши[1], а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоил. 2: 12–13).
Легко порвать на себе одежды. Сокрушить свое закосневшее в грехе сердце много труднее, гораздо мучительнее. Легко сделать одежды постническими, плачевными. Но как сделать сердце постническим, кающимся? Нам нужно как-то добраться до сердца, ведь любые наши самые правильные внешние действия без внутренних усилий не помогут нам вернуться к Богу.
Тот, кто обратится к Богу, получает от Него прощение грехов, духовную радость и весомую поддержку. Им, истинно кающимся, говорит Господь через пророка: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя… И будет, всяк иже призовет имя Господне спасется… в Иерусалиме будет спасаемый, якоже рече Господь, и благовествуемии (греч.: эвангелизомини), ихже Господь призва» (Иоил. 2: 28, 32[2]).
Так и получилось. Пришел Иоанн Креститель, строгий постник, призвал весь народ к покаянию. Далеко не каждый откликнулся. Однако многие послушали его пророческий голос и сокрушили свои сердца. Предтеча указал людям на Господа Иисуса Христа. Некоторые прилепились к Христу, учились у Него. Мучились, видя страдающего Христа, оплакивали Его, всей душой радовались о Его Воскресении. Они, ближайшие ученики, получили Святого Духа и проповедовали Евангелие во Иерусалиме на иных языках. Люди понимали их, в покаянии призывали имя Господне и улучали спасение… А жили по-разному. Умели жить и в скудости, и в изобилии – за всё благодарили Бога.
Был у апостолов дар иных языков, конечно. Что это за дар? Это просто способность говорить на чужом языке без предварительного обучения этому языку. На иных языках апостолы проповедовали, как и на своем родном, – вполне контролируя себя, без экстазов. Дар языков у (нео)пятидесятников почему-то сплошь экстатический. И покаяние у них тоже практикуется в основном экстатическое. Сначала человек экзальтированно кается в грехах прошлой жизни, а потом получает экстатический дар иных языков. После чего пастор изрекает о нем экстатическое пророчество. А затем на неопятидесятническом собрании наступает момент снять эмоциональное напряжение экстаза – негромкой спокойной музыкой. Послушали «усыпляющую» музыку – переходим к проповеди. Пастор начинает пробуждающую проповедь бодрящим голосом. В конце проповеди выкрикивает стихи из книги Иоиля и, помедлив многозначительно, произносит, тяжело роняя каждое слово: «Сегодня… наш брат… крестился… Духом Святым…» Вдруг вся община взрывается: «Аллилуйя!!!» После собрания люди расходятся по домам, тихо улыбаясь: «Великое церковное служение совершилось у нас сегодня. Вот оно – мощное помазание Святого Духа».
Можно таким образом проводить собрания, можно и всю оставшуюся жизнь проводить по схеме: фаза экстатического возбуждения, фаза торможения, фаза возбуждения, фаза торможения. Можно… Только при чем тут книга Иоиля? Святой Иоиль совершенно не об экстазах пророчествовал. В экстазах-то недостатка не было – у всех народов и во все века.
/Вообще феномен какой-то странный... Мягко говоря. И действительно странно, что я ни разу о таком массовом явлении ни разу не слышал./
...более того, это происходит не где-то за границей, а здесь и сейчас. Один мой товарищ был в такой секте несколько лет. Попал он туда достаточно тривиально, как он сейчас объясняет: в Православной церкви мне не помогли, а там - помогли. Речь шла о девушке, ушел туда из-за нее.
Он подходил к делу обстоятельно, даже брал у меня электронный переводчик. Со временем понял, что не феномен это, а бесовщина, причем в массовых масштабах... потом были серьезные трудности с уходом от этих пятидесятников, но вырывался. Сейчас на пути к Православию.
говоривший на языках не понимает, что он наговорил, не понимает даже на каких языках говорил. Ситуация курьезная, представьте, что я в своей анкете напишу: "Владею английским, французским и еще какими-то языками - не знаю какими".
Феномен экстатического говорения на языках не такой уж странный, он встречался задолго до появления пятидесятничества, например, у шаманов.
Во вторых, хотелось бы спросить насчёт того пояснения, которое Вы дали Nikolaos`у (извините, что вмешиваюсь). А именно - давали ли послушать запись такого экстатического говорения самому говорившему? Что он сам, будучи в здравом уме, уже выйдя из этого состояния, может сказать по этому поводу? Понимает ли он сам, что перед этим только что наговорил? Может ли перевести это на нормальный, понятный ему самому язык? Ну и т.п. Или же и ему самому нужен какой-то обученный (скажем так мягко) толкователь, типа "охваченный" таким "даром", чтобы понять себя самого в записи?
Вообще феномен какой-то странный... Мягко говоря. И действительно странно, что я ни разу о таком массовом явлении ни разу не слышал. На 100 лет от жизни отстал... ну и дела...
Спасибо и заранее благодарен за ответ!
С уважением,
Александр.
Пятидесятников проверяли: экстатическое говорение записывали и давали прослушать запись пятидесятнику, который имел "дар истолкования языков", "истолкователь" давал перевод, а потом другой "истолкователь" независимо от первого давал еще один перевод перевод. И что вы думаете? Никогда эти переводы не совпадали и дар "истолкователя", и дар "говорящего" - не прошли проверку на подлинность.
------------------------------------------------------
д Павел! Во-первых большое спасибо Вам за ответ!
Я действительно не знал ни о чём подобном. Тем более, как Вы говорите, о такой практике говорения на неведомых языках, которую практикуют сотни миллионов человек. В названную цифру не очень верится, конечно. Очень уж она ошеломительна.
(продолжение не уместилось)
именно какой-нибудь сумбур, а не иностранный язык и уж тем более не литературный. Правда, среди пятидесятников порой проходят слухи, что такой-то человек получил дар такого-то иностранного языка, но подтверждения слухи не имеют.
Некоторые пятидесятники считают, что они говорят на "смешанных языках", то есть при говорении произвольно чередуются слова из якобы разных иностранных языков. Какой смысл в этом даре? Такой же, как если я подарю жене духи, смешав склянку Шанели с мужским одеколоном и душистым кремом для рук: "Держи, дорогая, смешанные духи - это мой дар".
Пятидесятников проверяли: экстатическое говорение записывали и давали прослушать запись пятидесятнику, который имел "дар истолкования языков", "истолкователь" давал перевод, а потом другой "истолкователь" независимо от первого давал еще один перевод перевод. И что вы думаете? Никогда эти переводы не совпадали и дар "истолкователя", и дар "говорящего" - не прошли проверку на подлинность.
А можно поподробнее? Это что? В состоянии экстаза говорить какой-нибудь сумбур? Типа НЕОБЫЧНО и "не по-нашему" :-)
"А в глуше рымит бармаглот, злопастный брандашмыг"
Или действительно вдруг переходят на какой-то литературный иностранный язык? К примеру, без обучения -- на чистый кастильский испанский :-)
Это же несложно проверить. У нас теперь "железного занавеса" нет. С иностранными языками стало попроще.
Примерно 100 лет назад, а точнее в 1901 г., в общине пастора Ч. Пархема люди заговорили на "иных языках", и этот опыт экстатического говорения стал передаваться многим людям - так возникло пятидесятническое движение.
Примерно 50 лет назад, а точнее в 1960 г., в общине епископала Д. Беннета люди заговорили на "иных языках", и этот опыт экстатического говорения стал передаваться - так возникло неопятидесятническое движение.
Этот опыт экстатического говорения на иных языках в наши дни практикуют массы христиан разных исповеданий, общее количество пятидесятников и неопятидесятников исчисляется сотнями миллионов человек.
Однако нам есть чему у них поучиться. Прежде всего духу общинности и сплочённости. Если у моего брата проблемы - это касается и меня.
Затем сильная черта их образа жизни - первоочередное достоинство труда в повседневной жизни. Привитие смолоду желания и умения работать, разумеется соединяя это с молитвой.
Обязательное посещение богослужений.
Если мы - православные христиане, имеющие полноту веры, привнесём эти положительные черты в наши церковные общины, разве за нами не пойдёт народ?
Другим проявлением этой ограниченности материального мира является известное психологическое явление - детерминизм мышления в замкнутой среде. То есть, если человека изолировать, и создать ему определенные условия, то он с высокой вероятностью будет думать и действовать именно так, как вычислено - по шаблону. В этом и заключаются "открытия чудные" наших нео-пятидесятников. Работы по психологии в этой области обычно под грифом "С".
Пятидесятники просто зациклились на своих установках.
Этих людей очень удобно эксплуатировать тем, кто в православии ничего особо не понимает. Но последствия подобного манипулирования, этой "игры", обычно до "кукловодов" доходят не сразу.
Как раз к вопросу об отмене (страшно даже писать такое!) Таинства исповеди перед Причастием. Люди, которые горячо настаивают на этом - избрали не ту религию. Им следует обратиться к неопятидесятникам и, как гласит одна банальная поговорка, - все у них будет хорошо. Никаких мучений с "пропускным билетом", "стандартными попАми", "покаянием по бумажке", "вычитыванием канонов" и "выстаиванием в очередях"... В добрый путь!