«Когда казалось, что России не станет, мы молились Царице Небесной»
«Конец XX века мог бы обернуться кровопролитной битвой, новой гражданской войной в страшном 1993 году. Тогда по просьбе Священноначалия из Третьяковской галереи была изнесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, и в Елоховском соборе, и вокруг него коленопреклоненно тысячи и тысячи людей просили Божию Матерь не допустить гражданского конфликта и гражданской войны. И молитва была услышана. Хотя пролилась кровь, но это была малая кровь по сравнению с той, которая могла пролиться на всей огромной территории России, погубив окончательно нашу страну.
И в последующие, такие же судьбоносные времена мы все молились Божией Матери о спасении России, — когда видели ее унижение, когда видели, как разоряются и разрушаются ее богатства, как беднеет народ, как теряет силу власть. Когда казалось, что еще немного, и России, не станет в мирное время, мы молились Пресвятой Царице Небесной и в храмах, и монастырях, и в личной молитве. Верим, что и в это грозное лихолетье конца XX века Царица Небесная вновь была с нашим народом. Мы под Ее Покровом, и Она будет простирать над нашей страной, над всей исторической Русью этот Покров до тех пор, пока мы сами от него не откажемся. Если же разрушим свою веру, если скажем, что Божественная сила ничего для нас не значит, если скажем, что мы в эту силу не верим, что мы только на себя надеемся, — вот в тот момент Покров будет отнят. Сохрани Бог от того, чтобы это когда-нибудь произошло, потому что непредсказуемой окажется судьба России».
Из Слова в
праздник Казанской иконы Божией Матери
в Успенском соборе Московского Кремля
4 ноября 2013 г.
***
«Вера — это ответ неба»
«Вера — это не просто осознание того, что Бог есть и есть Пресвятая Дева, Которая нам помогает. Мы как-то меньше всего об этом думаем — мы просто приходим к чудотворному образу и просим Богоматерь, молим Ее помочь и уходим утешенными. И как часто свидетельствуем потом, что именно молитва пред сим чудотворным образом принесла успокоение души, исцеление физических болезней, помощь в опасных обстоятельствах! Мы обретаем ответ — ответ неба, ответ вечности через молитву пред чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Вот это и есть вера.
Из проповеди
в престольный праздник
храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих
Радость»
на Большой Ордынке
6 ноября 2013 г.
***
«Ничто не убеждает, как жизненный пример, — и его должен являть архиерей»
«Григорий Богослов указывает, что истинный пастырь, наипаче же архипастырь не должен знать меры в добре, и в восхождении к совершенству считать не то, что приобретено, но то, что не достигнуто, обращая пройденное в ступень к высшему (Слово 3). Епископ Церкви Христовой призван неизменно восходить по лествице добродетелей и усовершаться во всяком благом деле (см. Евр. 13:21), ибо на него обращены взоры многих людей, которые сегодня особенно остро нуждаются в примерах искренней веры, нелицемерного благочестия и подлинной евангельской любви. Ничто не убеждает человека так, как жизненный пример, и этот пример пасомым должен являть, в первую очередь, архиерей».
«...Преобразования, которые ныне происходят в нашей Церкви, совершаются прежде всего для того, чтобы укреплялись основы духовной жизни народа, чтобы благая весть о Христе Спасителе доносилась до каждого человека, становясь для него понятной и убедительной. Именно поэтому епископы как новообразованных, так и уже существующих епархий призваны быть ближе к своим пасомым, знать их нужды и чаяния, трудности и тревоги»
Из слова при
вручении архиерейского жезла
Преосвященному Иоанну (Коваленко),
епископу Калачевскому и Палласовскому,
6 ноября 2013 г.
***
«Россия оставалась последней православной державой, сохранявшей государственную независимость»
«Династия Романовых была призвана на царство после одоления Cмуты, страшного разорения русской земли внутренними усобицами и иноземными вторжениями, когда государство и страну пришлось восстанавливать из руин. Но, при всем страшном опустошении, которое принесла Cмута, сохранялся фундамент и источник народной жизни — православная вера. Именно вера дала людям возможность выстоять и изгнать захватчиков, именно вера стояла за тем национальным согласием, которое было выражено в решении Земского Собора 1613 года избрать Михаила Феодоровича Романова на всероссийский престол.
Потому что за решением поставить свои частные интересы, личные или групповые, на второе место, всегда стоит сознание общности, которая перекрывает все сословные, региональные, клановые или семейные разделения. И в истории России это именно православная вера. Люди вспомнили, что прежде всего они — православные, и это сознание дало им возможность совершить деяние поистине эпических масштабов.
Бывают ключевые, переломные моменты в истории страны или всего мира. Для нашей цивилизации это, в первую очередь, Крещение Руси. А на второе место можно поставить одоление Смуты и воцарение дома Романовых, потому что Россия оставалась последней православной державой, сохранявшей государственную независимость.
Страна, казалось, обреченная на исчезновение, народ, которому, по-видимому, предстояло исчезнуть с лица земли, быть порабощенным, а потом и поглощенным более сильными, развитыми, воинственными соседями, отстоял свою независимость и воссоздал государство, ставшее впоследствии, за триста лет правления Романовых, одной из крупнейших мировых держав».
Из интервью
журналу «Фома»
по случаю открытия выставки
«Православная Русь — к Дню народного единства,
Романовы»,
7 ноября 2013 г
***
«Если человеческая личность переживает кризис, то в кризис погружается эпоха»
«Когда мы говорим о том, что общество погружается в кризисы и начинаем их перечислять — банковский, финансовый, экологический, экономический, политический и т.д. — мы не можем найти их общей причины и понять, почему эти кризисы происходят одномоментно. Ответ лежит только в личностном измерении, о котором мы очень часто не думаем. Если человеческая личность переживает кризис, то в кризис погружается эпоха. И это легко доказать».
«Я верю в моральный консенсус морального большинства. Моральный консенсус морального большинства не совпадает с консенсусами тех или иных печатных или интернет-изданий, критических статей. Однако этот моральный консенсус морального большинства является силой, которая поддерживает и наш народ, а в широком смысле слова — весь род человеческий, не давая ему духовно погибнуть.
Я говорю обо всем этом именно потому, что нельзя оторвать произведение искусства от художника. Художник передает свой внутренний мир вовне, и его произведения влияют на формирование людей, в том числе влияют на состояние человеческой нравственности. То, что делает доброе кино, — великое и большое дело».
Из слова на
церемонии закрытия
X Международного кинофестиваля «Лучезарный
ангел»,
8 ноября 2013 г.
***
«Это не просто — чем-то пожертвовать, но именно этого ждет от нас Бог»
«Иногда нам говорят: вы не тем даете деньги. Приходит какой-то плохо одетый человек и говорит, что у него украли деньги и что он не может доехать на поезде до дома. Раздаются голоса: не надо ему давать денег, он пьяница, он их пропьет, никакого билета он не терял. Но нам не следует слушать эти голоса — мы должны ответить. Может быть, не в том объеме, в каком нас просят, но дать столько, сколько можем, потому что от сердца даваемая жертва способна, в том числе, пробудить совесть у человека, если он обманывает. Я знаю много случаев, когда люди впоследствии приходили и каялись и говорили, что та небольшая помощь перевернула все в их жизни, и они поняли, что есть люди, способные поверить и поддержать, и как грешно, как тяжело обманывать тех, кто протягивает руку помощи».
«От нас никто не требует сверхусилий, никто не требует отдавать последнее, но от нас требуется ответить человеку на его просьбу. Именно так поступали наши благочестивые предки.
Я помню, как у храмов в тяжелые послевоенные годы выстраивались вереницы нищих. Таких людей иногда бывало больше сотни, и они стояли именно у храма, потому что другого места не было. Благочестивые люди давали по копеечке каждому, и, может быть, эти копеечки спасали жизнь тех, кто нуждался в нашей помощи».
«Иногда нас просят походатайствовать, помочь в каких-то жизненных обстоятельствах. Проще всего сказать: “я не могу”. Но это слово может ранить, а иногда и убить человека. Если не можем сделать, то хотя бы словом должны утешить. Это всегда непросто, всегда нужно что-то от себя отдать, чем-то пожертвовать — временем, внутренней энергией, духовной силой; но именно такого ответа и ждет от нас Бог».
Из проповеди
по окончании Литургии
в храме Рождества Пресвятой Богородицы во
Владыкино,
10 ноября 2013 г.
Это очень просто соблюдать, если человек не жадный и эгоист.
Сколько именно давать решать дающему. Главное не унизить человека просящего помощь.