То, что важнее национальности
Сегодня нам кажется, что мы являемся носителями интернациональной идеи. Что, наконец, наступило время, когда стираются границы между государствами и культурами, и мы можем спокойно путешествовать из одной страны в другую. Мы считаем это великим достижением современности.
Но разве мы никогда не читали Ветхий Завет, разворачивающий перед нами грандиозную картину событий, происходящих на территории от Арарата до Ура, от Иерусалима до Киттима, от Левана до Египта и от Синая до Месопотамии? И разве мы не читали Новый Завет? Разве не поклонились Спасителю волхвы, пришедшие с востока, из Персии? И разве Иосиф с Марией и младенцем Христом не бежали в Египет от гнева Ирода? Разве не рос Он в Капернауме, где были и римский центурион, и еврейская синагога, а образованные люди говорили по-гречески? Разве Господь не проходил по Самарии и не посещал побережья Тира и Сидона? Разве не был Он судим Понтием Пилатом, закончившим свои дни в Галлии?
И разве не читали мы о дне Пятидесятницы, когда Иерусалим был наполнен людьми разных национальностей, собравшимися на праздник, и ученики Христовы, исполненные Духа Святого, заговорили на разных языках, и все присутствующие понимали их? Разве мы не знаем о том, как много путешествовал апостол Павел, какие страны посетил, проповедуя христианство, как его корабль потерпел крушение у берегов Мальты, и как окончились в Риме дни его земной жизни? Разве не сохранило нам предание Церкви рассказ о том, как двенадцать апостолов отправились проповедовать во все концы известного тогда мира: в Индию и Эфиопию, Армению и Британию?
Православие – это не национальность, а цивилизация. Церковь с самого начала была общенародной и продолжала такой оставаться: святитель Афанасий Александрийский (+373) был сослан в Трир в Германию; в том же IV веке святой Хризолий[1] из Армении принял мученическую кончину во Фландрии; святитель Мартин Турский (+397) родился в Паннонии (современная Венгрия), вырос в Италии и стал святым в западной Франции; в V веке святой Григорий переехал из Милана в Александрию и стал епископом Омира в Аравийской пустыне (известен как Григорий Омиритский, память совершается 19 декабря /1 января); святой Авраамий[2] (+ ок. 480) родился на берегах Евфрата, но стал игуменом в Оверни в Галлии; ирландец святой Колумбан (+615) сначала посетил Англию, затем подвизался на территории нынешнего Люксембурга, а преставился в Италии; грек святитель Феодор Тарсийский (+690) некоторое время проживал в изгнании в Риме, а позже стал архиепископом Кентерберийским; в X веке святой Даниил (позднее взял себе имя Стефан; +975, память 17/30 декабря) из города Кадис оставил родную Испанию и уехал в Рим, затем в Константинополь и Иерусалим, а закончил свои дни в Египте; в 1001 году мощи святого епископа из Персии по имени Иво[3] были обретены в английском городке, который с тех пор называется Сент-Айвс; святой Симеон Трирский[4] (+1035) родился в Сиракузах, но жил и в Константинополе, и рядом с рекой Иордан, и в Вифлееме, и на Синае, прежде чем отправиться в Нормандию, а затем в Трир. Историческое прошлое Православной Церкви богато подобными «интернациональными» примерами. Вот еще несколько историй, подтверждающих это.
Йемен и Эфиопия
В
I веке н.э. на огромной территории вдоль побережья Красного моря раскинулось Аксумское царство, соединявшее горные районы Северной Эфиопии с Йеменом в Южной Аравии. Оно просуществовало до XI века. С начала VI века государственной религией Аксума являлось христианство. Но уже за полтора столетия до этого царство Аксум фактически являлось мощным христианским государством, соперничающим за влияние в Северо-Восточной Африке и Красноморье с Византийской империей. В XI веке Аксумское царство распалось, и на части его земель было создано христианское Эфиопское царство.Уэльс и Ирландия
Существуют предания о том, что в IV веке племя, называемое десы, переселилось из юго-восточной Ирландии в Уэльс. Благодаря этим преселенцам, которые поддерживали связь со своими ирландскими родичами, из Уэльса в Ирландию попали элементы римо-бриттской культуры: с этого времени в древнеирландском языке наблюдается появление (заимствование) ряда латинских слов. Другим элементом было христианство: ирландские поселенцы проживали недалеко от города Кэрлеон на реке Аск, где при Диоклетиане пострадали святые мученики Юлий и Аарон[5]. Можно предположить, что именно из южного Уэльса христианство впервые попало в Ирландию.
Страна басков
В испанском городе Калаорра издавна почитали раннехристианских мучеников, о чем свидетельствует поэма «Перистефанон» римского христианского поэта Пруденция (348 - ок. 410). Считается, что это произведение, восхваляющее мученичество ранних испанских и других святых написано по случаю освящения кафедрального собора Калаорры (около 400 года). Этот труд является самым ранним литературным свидетельством почитания мучеников-христиан. Практически все, что мы знаем о Пруденции, занимавшем высокие государственные должности при дворе римского императора (Гонория или Феодосия I Великого), а в 57 лет удалившемся в монастырь, известно из его автобиографических стихотворений. Частое упоминание святых, связанных с Сарагосой, дало основание некоторым исследователям предположить, что поэт был родом из этого города. Но наиболее вероятно, что он родился в Калаорре. Согласно письменным свидетельствам X века, тело Пруденция покоилось в монастыре святого Пруденция на горе Латурс.
Британия
Уход римских легионов из Британии после 406 года оставил страну без централизованной власти. С ними ушла и богатая правящая элита. Судя по всему, вывод войск происходил стремительно, и уезжавшие, не успевая забрать с собой все свое имущество, прятали его в земле. Об этом свидетельствуют клады, в большом количестве найденные учеными при археологических раскопках в Восточной Англии. Например, клад, найденный в деревне Хоксен графства Саффолк, состоял из 14600 золотых и серебряных монет, хранившихся в деревянных сундуках, столовой посуды, в том числе 78-ми серебряных ложек, женского золотого ожерелья весом в 250 грамм и других украшений. Коллекция тяжелых нарукавных повязок многонациональной, «варварской» работы, которые носили офицеры по всей Римской империи указывает на то, что владельцем был не светский вельможа, а военоначальник.
В городах с «заостренными башнями и воротами, зловеще поднимавшимися в небо», построенных римлянами, оставались проживавшие еще при имперской власти горожане, среди которых были и христиане. Высокие стены оберегали их от кельтских набегов, и им казалось, что они могут сами о себе позаботиться и не нуждаются в покровительстве империи. Но появление саксонских наемников, приехавших в Британию по приглашению самих британцев, оказалось фатальным. Саксы все продолжали и продолжали прибывать, а в разделившейся на несколько областей стране не было правительства, которое могло бы как-то контролировать этот процесс. Вслед за саксами на остров хлынули англы и юты с побережий нынешних Голландии, Бельгии и северной Франции. Позднее миссионерам из Ирландии и Рима предстояло обратить ко Христу этих языческих поселенцев.
Австрия и Словения
Гарнизон Пассау на территории современной Австрии держался до конца после завоевания этой части Римской империи германцами. Во второй половине V века святым Северином здесь был основан монастырь. Однажды несколько солдат гарнизона отправились в Италию, чтобы получить денежное довольствие. Недалеко от гарнизона, у реки, они были убиты варварами, напавшими из засады. В это время святой Северин, читавший книгу в своей келье, вдруг закрыл ее и горестно вздохнул. «Река сейчас стала красной от крови», – сказал он и заплакал. И в этот момент пришла весть, что тела солдат выбросило на берег.
Святой Северин был человеком открытых границ. Скрывая свое имя, он пришел в 454 году в кельтское королевство Норик, чтобы поселится там отшельником. Некоторые принимали его за беглого раба, но Северин прекрасно владел латынью и греческим, и был очень образован, что выдавало его аристократическое римское происхождение. До самой своей кончины в 482 году святой двигался вдоль Дуная от одного обнесенного стенами городка до другого, проповедуя покаяние, собирая десятину для бедных и основывая приюты для нуждающихся.
Исходя из того, что города вдоль Дуная были обнесены стенами, можно с уверенностью предположить, что они были построены римлянами. Это были маленькие города с маленькими христианскими общинами. Например, церковь в городе Лорш вмещала примерно 200 верующих (кафедральный собор в Галлии, построенный в то же время, вмещал в 5 раз больше человек). После разорения этих земель Аттилой, только представители знатных и богатых христианских семей смогли эмигрировать в Италию. Могилы же простых «римлян»-христиан на протяжении столетий можно было увидеть рядом с церковью святого Северина в Лорше.
В этих землях христианство, практически лишенное церковного священноначалия, стало в буквальном смысле религией народа, причем до такой степени, что память о раннехристианских практиках, таких как публичное покаяние, сохранилась в народных песнях Словении до сих пор. В глухих альпийских районах Норика, вдали от берегов Дуная, еще долгое время после кончины святого Северина возводились большие базилики по примеру храмов северной Италии. Эти края были местом активного паломничества, поэтому рядом с каждой церковью находилась гостиница для желающих поклонится святыням.
Известные паломнические центры того времени раскинулись на огромной территории. Среди них можно назвать церковь святого Албана в Британии, церковь святого Мартина в Туре, новый монастырь преподобного Симеона Столпника (переписывавшегося, между прочим, с преподобной Женевьевой Парижской) в северной Сирии, монастырь великомученика Мины в Эль Аламейне в Египте.
Константинополь, Галлия, Ирландия и Испания
Распространение христианства в Европе привело к распространению средиземноморского, особенно византийского, влияния на все стороны жизни древних франков, вестготов, англичан. Историки, изучающие костюмы, однозначно подтверждают это. Ярким примером является «сорочка святой Батильды», хранящаяся в монастыре святой Батильды в Шелль под Парижем: это фрагмент льняной рубашки с вышитым четырьмя цветами украшением вокруг шеи в виде ожерелья с крестом и подвесками.
В своем «Житии святой Бригитты», составленном в 650 году, ирландский монах Когитос[7] описывает «висящие короны» – еще одно заимствование из Константинополя – которые висели в церкви преподобной Бригитты в Кильдаре. Представить себе о чем идет речь, мы можем, взглянув на корону вестготского короля Реккесвинта (правил с 649 по 672 годы), найденную в Гварразаре в Испании. Сейчас эту корону можно увидеть в Мадриде.
Индия, Африка, Персия, Китай, Гималаи и Англия
Невероятно широка была география экзотических товаров, привозимых в Англию в VII и VIII столетиях. До нас дошел достоверный рассказ о кончине преподобного Беды Достопочтенного: среди «малых подарков», которые святой раздал перед своей кончиной друзьям, были, например, «перец и ладан». Наперсный крест святителя Кутберта Линдисфарнского, который хранится в Даремском соборе, в центре украшен гранатом, а также раковиной из Красного моря или Индийского океана. Личный литургический гребень святого был сделан из слоновой кости, добытой в Индии или восточной Африке. Когда мощи святого Кутберта в 698 году, спустя 11 лет после его смерти, перекладывали в раку, они были завернуты в шелк, доставленный из Константинополя, в который он попал из Персии или Китая. А что касается знаменитых «Евангелий из Линдисфарна», та ляпис-лазурь, которой пользовались при их создании, была привезена из далеких Гималаев!
Марокко
Мавританские вожди земель, на которых располагаются современные Марокко и западный Алжир, называли себя «королями мавританского и римского народов», ибо на подвластных им территориях проживали и берберских горцы-воители и латиноговорящие жители городов. Римский стиль управления в городском совете сохранялся в городе Волюбилис (самый юго-западный город бывшей Римской империи) недалеко от атлантического побережья Марокко вплоть до 650-х годов. Мавританские правители заимствовали латинские имена. Например, берберский правитель, сдерживавший арабские армии в конце VII века, носил имя Цецилий. Это имя было очень распространенным во всей Африке – этим же именем при рождении нарекли священномученика Киприана Карфагенского.
С приходом ислама в страны Магриба все изменилось. Но к этому времени знание о христианстве проникло далеко в оазисы Сахары, о чем свидетельствует, например, слово «tafaske», на языке туарегов означающее жертвоприношение, которое произошло от названия главного христианского праздника – Пасхи. Трудно поверить, но в маленьких оазисах Сахары на латыни разговаривали как минимум до XI века.
Римский папа Лев IX (1048-1056), в своем письме епископу Фоме Карфагенскому в 1053 году весьма сетовал на то, что во всей северной Африке к тому времени оставалось всего 5 епископов. А ведь во времена Блаженного Августина, епископа Гиппонского (354-430) их было более 600! С годами эти оставшиеся общины вымирали. Но в Гафсе, находящейся в современном Тунисе, как показало исследование, маленькая община берберов-христиан сохранялась (что почти невероятно) вплоть до XV века.
Испания и Палестина
В IX веке в Испании христианская пара Аврелий и Сабигото (Сабигото перешла в христианство из ислама, взяв в крещении имя Наталия) продали свои земли и имения и стали жить при монастыре Табанос рядом с Кордовой. Подобным же образом поступили супруги Феликс и Лилиоза. К ним присоединился и монах Георгий, постриженик знаменитого палестинского монастыря в честь святого Саввы Освященного, основанного в V веке между Иерусалимом и Мертвым морем. Позже все пятеро предстали перед судом и, публично отвергнув ислам, были приговорены к высшей мере наказания. Их казнили в июле 852 года, и все пятеро стали мучениками за христианскую веру (их память совершается 27 июля /9 августа).
От Айоны до Исландии
Викинг по имени Орлигр Храппссон воспитывался епископом Патриком с Гебридских островов. Когда около 880 года Орлигр пожелал уехать в Исландию, епископ Патрик повелел ему построить там храм во имя святого Колумбы Айонского, снабдив его древесиной, колоколом, служебником и освятив землю на том месте, где должны были стоять угловые колонны храма. Орлигр выполнил благословение епископа и выстроил храм в честь святого Колумбы недалеко от Рейкьявика.
Венгрия
Венгры часто нападали на Македонию и Фракию, дважды появлялись перед стенами Константинополя, а однажды даже продвинулись на юг до Аттики в Греции. В 920-е годы клирик по имени Гавриил был отправлен с миссионерской миссией к мадьярам, но о том, как она завершилась, сведений не сохранилось. Примерно 20 лет спустя делегация мадьярской знати приехала в Константинополь. Тогда же был крещен один из венгерских лидеров, вождь по имени Булчу. Император Константин VII Багрянородный (правил с 945 по 959 год) стал крестным отцом Булчу. Новокрещеный получил дорогие подарки и (что было редким знаком почета) имперский титул патриция. На страницах великолепной рукописи Иоанна Скилицы (хронист XI – начала XII веков), ныне хранящейся в Мадриде, сохранилось изображение этого события: император Константин парит в воздухе над купелью, из которой вот-вот должен появиться его новый крестник.
Но как только Булчу вернулся к себе на родину, то сразу отпал от веры во Христа и пошел войной на своих христианских соседей. Он был одним из организаторов набега на Германию, который был успешно отражен в 955 году у реки Лех. Булчу был захвачен в плен. Будучи отступником от веры, он не мог ожидать пощады. Действительно, Оттон I (германский король (936-962), позже император Священной Римской империи (962-973)) приказал казнить его через повешение в Регенсбурге.
Спустя несколько лет после крещения Булчу в Константинополе был крещен другой венгерский племенной вождь по имени Дьюла. Возвратившись к своему народу, Дьюла привез с собой монаха по имени Иерофей[8], которого патриарх Константинопольский рукоположил во епископа венгров. Нам известно, что в последующие годы Дьюла жил в мире с Византийской империей, а епископ Иерофей привел ко Христу многих венгров.
Православное влияние среди мадьяр, продолжавшееся еще 2 столетия, было сконцентрировано, в основном, в восточной половине населяемых ими земель. К северу лежала граница с Закарпатской Русью, где процветала славянская православная моравская миссия.
Единство в многообразии
Приведенные примеры указывают нам на то, что церковь всегда была и остается образцом единства в многообразии, ибо мы поклоняемся триединому Богу – одному Богу в трех лицах. Такое единство в многообразии можно найти только в церкви. Вне же церкви мы видим либо разобщенность и конфликт, либо единообразие, навязанное сверху. Христианское единство не имеет ничего общего ни с разобщенностью, ни с единообразием. И святые, трудившиеся в разных странах, всегда ставя веру выше национальности, несли свое служение, с уважением относясь к особенностям и культурным традициям тех народов, проповедовать которым поставил их Господь.
Только когда современный мир это поймет, у нас появится возможность избежать двух основных тенденций нашего времени: глобализма и конфликта. Хотя глобализм является синонимом интернациональности, но он одновременно является и антинациональным, и порождающим конфликты. Глобализация уничтожает национальные идентичности и национальные суверенитеты, тем самым разжигая национализм и ненависть к другим народам. Наоборот, мир должен трудиться ради воспитания любви, начиная с любви к родной стране, а затем – любви к другим странам и народам. Все это возможно, если мы будем помнить, что вера важнее национальности и что Бог создал нас и всё хорошее, что нас окружает.
В ближайшем храме я хотела подать сорокоуст папе (он грузин). Так женщина, которая служит, заявила, что имя неправославное, при том, что я ей повторила несколько раз, что имя грузинское, а человек был крещен и отпет. И с таким отвращением мне доказывала, что это неправославное имя... Уходила я оттуда с неприятным чувством.
И так во многих храмах. Причем и другие имена, которые более редкие, но ПРАВОСЛАВНЫЕ, вызывают негодование у служащих, а некоторые так вообще не записывают.
Но есть и такие храмы, где принимают тебя с душой, вот туда бежишь, как ребенок.