Одно из многочисленных удивительных святых мест Германии – это Эйхштедт, место упокоения родных брата и сестры – святых Виллибальда (первый епископ Эйхштедта, ок. 700-786/7, память совершается 7/20 июля) и Вальбурги (ок. 710-779, память 25 февраля/10 марта). Они вместе со своим вторым братом, святым Винебальдом (ок. 702-761, память 18/31 декабря), были ранними английскими миссионерами, приехавшими в VIII веке в Германию[1] помогать своему близкому родственнику, святому Бонифацию, обращать в христианскую веру язычников и возвращать к вере отпавших ранее христиан.
Чтобы добраться до Эйхштедта поездом, паломнику надо сначала высадиться в почти что полной глуши и пересесть на маленький пригородный поезд. Вскоре появятся шпили церквей милого городка, уютно расположившегося в долине реки Альтмюль. Городок мал, и весь его можно обойти пешком. Вы входите в Эйхштедт по мосту через небольшую речушку, а затем поднимаетесь вверх по холму к монастырю святой Вальбурги.
Бывшая монастырская церковь святой Вальбурги сегодня используется как приходской храм, но монахини до сих пор здесь поют воскресную вечерню, которую посещают многие верующие. В другое время суток их чистые голоса, поющие песнопения на латыни, можно услышать из отгороженного для монашеского хора клироса в задней части церкви.
Церковь выходит во внутренний двор, в котором размещаются монастырские здания, на сегодняшний день включающие дом для гостей и школу для местных детей. Школой управляет женский монастырь с начала XIX столетия (время возобновления монашеской жизни после периода секуляризации). Во внутреннем дворе слева располагается то место, где «живет» святая Вальбурга: ее мощи находятся в раке, встроенной в стену между алтарем храма и маленьким двухэтажным строением позади. Над маленькой часовней находится балкон, располагающийся близко к мощам, где можно помолиться в тишине или послушать церковную службу внутри храма. На стенах верхней комнаты находятся дары, принесенные в благодарность за совершенные чудеса и исцеления теми, кто молился святой о заступничестве или теми, кто были помазаны святым миро (внешне похожим на чистую воду), которое источают мощи святой угодницы.
В монастыре ощущается очень сильное и сладостное присутствие преподобной Вальбурги. Мне показалось даже, что встреченные мною несколько монахинь, шедшие по своим каждодневным делам, были похожи на нее, и у каждой была какая-то нежная, искренняя улыбка.
Святые Вальбурга, Винебальд и Виллибальд
Святая Вальбурга родилась в Англии и обучалась в английских монастырях. Между 740 и 750 годами она, вместе с другими монахинями, переехала в континентальную Европу. В Майнце она встретилась со своим знаменитым родственником святым Бонифацием, а оттуда, вероятно, перебралась в Бишофсхайм (либо Таубербишофсхайм на реке Таубер, либо город Бишофсхайм в регионе Рон), чтобы побольше узнать о миссионерской работе в Германии от святой Лиобы – одной из первых игумений-миссионерок, приехавших из Англии помогать святому Бонифацию в просвещении саксов в землях нынешней центральной Германии.
Однако еще раньше сюда прибыли ее святые братья: Винебальд и Виллибальд. Из жития святого Винебальда, написанного вскоре после его кончины монахиней по имени Хунеберк[2], мы узнаем, что в молодости его старший брат (святой Виллибальд) вдохновил его покинуть родную Англию и вместе с их отцом, будущим святым Ричардом, отправиться в паломничество в Рим. Ричард умер по дороге и был похоронен в Лукке в Италии (+ок. 722, память 7/20 февраля, мощи сохранились до наших дней и пребывают в базилике Сан-Фредиано в Лукке), а братья продолжили путь в Рим. Спустя 3 года Виллибальд совершил путешествия в Сирию, Палестину и Константинополь, а Винебальд все это время оставался в Риме, живя либо в монастыре святого апостола Андрея, либо в одном из основанных им же монастырей. Он подвизался там до тех пор, пока святитель Бонифаций не попросил его приехать в Германию и потрудиться на ниве миссионерства.
После смерти преподобного Винебальда его сестра, святая Вальбурга, унаследовала обитель брата, и, следуя обычаю того времени, перенесла ее на новое место, в Хайденхайм, где основала также сестринскую общину, помимо мужской.
Сегодня нам трудно представить, в каких тяжелых условиях трудились эти святые мужи и жены. Житие святого Винебальда рассказывает, что «язычество все еще было настолько сильным в области Зуалафельд и поднимало такое отчаянное сопротивление христианству, что победить его можно было только крайними благоразумием, терпением и мужеством». Было «много заблуждений, появлявшихся вследствие порочности язычников, множество идолопоклонников, обманутых хитрыми уловками диавола». Некромантия, прелюбодеяния, отход священников от истинной веры, ненависть противников христианства, «готовых убивать и жечь», царили на этих землях.
Ко времени смерти святого Винебальда многие местные жители стали его друзьями, братьями во Христе и учениками, но святая Вальбурга, приняв игуменство, все еще стояла перед лицом опасности со стороны язычества. К тому же у нее возникали трудности с управлением мужской частью ее двойного монастыря. Святой требовалось немало терпения, такта и истинной христианской любви, чтобы нести свое послушание. К сожалению, до нас дошло очень мало подробностей о жизни святой Вальбурги, но ее святость была подтверждена чудесами, произошедшими после ее смерти.
Преподобная Вальбурга была захоронена в монастырской церкви, где до этого упокоился ее брат, святой Винебальд. Приблизительно через 100 лет после своей кончины, в 870 году, она явилась в сонном видении епископу Отгару Эйхштедтскому (годы служения 847-880). После этого епископ распорядился перенести ее мощи в Эйхштедт, где затем образовалась небольшая община канонисс, охранявшая ее мощи[4]. Позднее община была преобразована в женский бенедиктинский монастырь.
Во время одного из последующих перенесений мощей святой было замечено, что они источают капельки жидкости, похожие на росу, поэтому со временем рака в Эйхштедте была перестроена так, чтобы это миро могло капать в специально устроенную воронку и собираться внизу. Затем монахини наливали «масло Вальбурги», как оно стало называться, в маленькие бутылочки и раздавали верующим для исцеления. И до сего дня мощи святой, особенно ее грудные кости, источают это «масло» ежегодно приблизительно с начала октября до конца февраля (примерно со дня памяти перенесения ее мощей в Эйхштедт в октябре до дня памяти в честь ее преставления 25 февраля)[5]. На протяжении многих веков благодаря ее заступничеству совершилось множество исцелений, и они продолжаются по сей день[6].
Выйдя из монастыря святой Вальбурги и направляясь к рыночной площади, вы приблизитесь к статуе ее старшего брата, святого Виллибальда. Он приветствует вас благословляющей рукой. Святой Виллибальд прибыл в эту область в 740 году и был назначен епископом Эйхштедта в то время, когда во всей местности не было ничего, кроме сплошных лесов и маленькой церквушки в честь Божией Матери. Вскоре угодник основал на этом месте монастырь, принялся подготавливать местных мужей к миссионерской работе. Будущий великий святитель, как никто другой подходивший для такого трудного служения, был ревностным христианином. Прежде чем приехать в германские земли, он подвизался у себя на родине в Англии, совершил паломничества в Святую Землю и Константинополь, а потом прожил 10 лет в бывшем монастыре святого Венедикта в Монтекассино в Италии. В 739 году папа Григорий II отправил его к святому Бонифацию в Германию для миссионерской работы. Святой Бонифаций рукоположил святого Виллибальда в пресвитера и затем во епископа.
Святые места, связанные с преподобным Винебальдом, чьим монастырем после его смерти управляла его сестра святая Вальбурга, оказалось отыскать намного сложнее. Место, где располагался его первый монастырь, находится далеко от дороги, а мощи его пропали во время Реформации. Во время одного из паломничеств мне удалось посетить первоначальные могилы святых Вальбурги и Винебальда около Хайденхайма. Будучи расстроена тем, что нетленные мощи Винебальда утеряны, да и современное его почитание весьма слабо, я взяла за руку наклонившуюся над его могилой статую угодника и рассказала ему о том, как сожалею, что он мало известен сегодня.
Во время следующей поездки в Германию мы с дочерью смогли посетить это очаровательное место и поклониться мощам святых угодников в «много послужившей» раке. В церкви мы познакомились с женщинами, убиравшими и украшавшими храм. Их любовь к «своим» святым была очень личной и теплой – такое благочестие легче всего найти в сельских районах. Возможно, святые угодники сами направили свои мощи в это место, зная заранее, что там они будут находиться в безопасности и будут должным образом почитаться.