Особая неделя покаяния

Слово на великом повечерии во вторник Первой седмицы Великого поста

Весь Великий пост – пост сугубого покаяния, но первая неделя Великого поста и здесь, во всей Четыредесятнице, особая. Именно в эти дни Церковь всем своим богослужением, всем строем жизни церковной призывает нас сосредоточиться на прошедшей нашей жизни, осмыслить, какое зло мы привнесли в этот мир Богу, зло ближним своим, зло самим себе, как мы умножили грех в этом мире. И, осознав, глубоко покаяться перед Самим Господом Богом, затем перед священником.


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 11:22 мин. Размер 8.2 Mb)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ольга14 марта 2014, 09:52
Не зря говорят "молчание - золото". Не нужно говорить, когда тебя не спрашивают, каждый слышит лишь то, что хочет услышать. Вот такой урок я получила, Слава Богу. Речь ведь не о том,что встать на колени - грех, а какой смысл в это вкладывается. Поклоны - это внешнее проявление внутреннего покаянного чувства. В Евангелии от Марка сказано: " И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься." После Причастия Господь с нами, и дерзнем подумать, что и в нас, а пост - это покаяние.
Ирина11 марта 2014, 14:06
Ольга, вот что говорит по этому поводу игумен Вениамин (Райников),
секретарь митрополита
Екатеринбургского и Верхотурского
Кирилла. Вопрос: "Знаю, что после Причастия
нельзя становиться на колени. Я
забыла об этом и встала.
Является ли это грехом, и нужно
ли каяться в этом на исповеди?"
Ответ:
"- Нет, есть в жизни действительно
большие проблемы и грехи, на
которые следует обратить
внимание. Если естественное
религиозное чувство подвигло
человека опуститься на колени, не
думаю, что за это когда-то кто-то
попадет в ад. Было бы очень
странно, что все бы в человеке
было хорошо, вся жизнь удалась,
но такая осечка была в жизни, и –
вперед в огонь, уготованный
ангелами Его. Такого точно не
будет. Было бы оскорбительно для
Бога считать, что Он на это
обидится. И потом, мы все-таки
становимся на колени после
Причастия, например в
Пятидесятницу, мы делаем это
после Литургии и, сподобившись
Святых Христовых Тайн, три
длинные молитвы слушаем стоя на
коленях, и это нам не мешает"
Алексей В.11 марта 2014, 10:58
Абсолютно согласен с Юлией. Впрочем, здесь имеет место нарушение отдельных церковных уставов ради усиления аскетического подвига. Отец Тихон, будучи не только наместником, но и духовником обители, вполне имеет право призвать своих духовных чад к этой сверхаскетической практики, ибо видит в этом духовную пользу. В другие периоды года он призывает причащаться как можно чаще (в идеале - за каждой Литургией, как и заповедовано святыми отцами). Ведь исторически отказ от служения Литургии в четыредесятницу обусловлен тем же самым - желанием возбудить покаянный настрой. Отец Тихон - опытный духовник и имеет право пойти в чем-то против устава для того, чтобы этим небольшим нарушением принести большой плод.
Ольга10 марта 2014, 18:11
Юлия! Ваш первый комментарий оканчивался вопросом, в последнем - восклицательный знак просто напрашивается.
Вы, наверное думаете, что Ваш вопрос "или причастился - покаяние закончилось?" - риторический. Но задумывались ли Вы о том, почему после принятия Святого Причастия Тела и Крови Господней не становятся на колени?
Юлия 8 марта 2014, 22:04
«Дерзостно скажет: а вот я хочу…» Почему же обязательно дерзостно? Дерзостью можно считать нарушение церковных установлений, ограничивающих причащение за Литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице поста. Но их, скорее всего, не существует. В частности, Святейший Патриарх Кирилл в минувшую среду сказал следущее: «Всех вас, дорогие владыки, братья и сестры, поздравляю со средой великого поста. Это особый день, когда люди, старающиеся посещать храм Божий утром и вечером, имеют возможность причаститься Святых Христовых Таин и подкрепить свои физические и духовные усилия, направленные на преодоление греха, на изменение сознания и сердца силой Божественной благодати. Вот почему так важно на первой седмице Великого поста стараться посещать Литургию Преждеосвященных Даров — потому что силой благодати Божией мы укрепляемся. Свойственная в той или иной мере каждому из нас человеческая слабость и немощь как бы отступает, когда прикасается к сердцу, к разуму, к природе нашей Божественная благодать. Вот и сегодня произошло то же самое. Силой Святого Духа мы укрепляемся на дальнейший подвиг, чтобы совершать постное течение, блюсти свою мысль и состояние своего сердца, постоянно отдавая о том отчет Богу». И если в каком-то монастыре или храме существует традиция не причащаться в среду и пятницу на первой неделе, то не стоит всех тех, кто поступает иначе, априори считать нетерпеливыми, неблагочестивыми и дерзостными. Простите.
Ольга 8 марта 2014, 20:55
Странно, что большинство комментирующих делает акцент на том, что не рекомендуется причащаться до субботы в первую седмицу, тогда как ключевые слова здесь "не сокращать период говения " Это нужно для пользы нашей души, так благословляет нам Мать-Церковь. При острой необходимости (болезнь, работа) - конечно, причащаться. Духовные усилия первой седмицы Великого Поста, если они были, должны завершиться Святым Причастием; а, если их не было - то и спешить незачем. Нужно выбрать другое время для говения.
Tpololo 8 марта 2014, 16:54
Спасибо о.Тихон, что наставляете на путь истины.
Лидия 6 марта 2014, 22:22
Я обсалютно согласна с Юлей, но мне кажется, что о. Тихон этой проповедью хочет донести до нас о пользе строгого поста, вплоть до полного голадания,познав,испытав это на себе.Для нас ибалованных в разнообразии и количестве пищи(одна моя знакомая говорит, что забыла,что такое чувство голода)сложно "себе любимому" отказать в чем-нибудь вкусненьком,а ведь после,особенно,переедания сложно услышать Бога.О пользе голодания на физическое и духовное состояние говорят не только Брег и Малахов, но и вся история человечества и пример тому голодание 40 дней Господа в пустыне.Мне всегда сложно начинать пост, но к концу поста всегда жаль.что он заканчивается.
Вера Савинова 6 марта 2014, 18:31
Мне кажется. что самое главное- существование самого нашего покаяния. Осознанность греха, почувствовать тяжесть и необхо-димость освобождения нашего внутреннего человека от этой тяжести. А для осуществления самого акта покаяний и суще- ствуют Таинства Божии и церковь,в которую нисходит Дух Свя -той, поэтому мы туда и ходим. Таинства это Божии инструменты посредством которых Он помогает нам очищаться и (я надеюсь,) сближаться с Ним, по мере нашего духовного роста. А священни- ки - это всего лишь посредники, проводники Божьих заветов, и, прежде всего, они люди и,как и мы- разные. Увы, какие мы та - кие и они.
Ирина 6 марта 2014, 08:54
Дерзостно скажет : А я хочу! - Почему все спорящие этого не услышали?
Дмитрий 6 марта 2014, 08:09
А как советовали святые отцы ?Нет ни одной цитаты .А мы сидим и сочиняем .Мнение не подтверждённое св. отцами остаётся нашим мнением ,хорошо если не заблуждением .Думается во всём должна быть золотая середина .
Понамарь 5 марта 2014, 23:15
Юлия, Александра,
В Сретенском сегодня на Преждеосвященной литургии причащался только один служащий священник. Все остальные священники-монахи только молились (хотя почти все в другое время причащаются за каждой литургией).
Александра 5 марта 2014, 15:21
Юлия, похожие мысли возникли. Слова о.Тихона привели к смущению. Все служащие в эти дни священники будут причащаться на этой литургии. Такое же равное право приобщения имеет любой верный.
Николай 5 марта 2014, 13:40
Образно про кислород очень правильно.Просто до дрожи мол нету тебе прощения.Один Господь ведает душу мою.
Александр 5 марта 2014, 11:43
Юлия, о. Тихон посоветовал потерпеть, а исполнять или нет - воля ваша. Но дух времени нынешнего - "как хочу Я", ведет к нетерпению. Простите мне.
Николай 5 марта 2014, 10:09
Ну причаститесь в выходные, в эти или следующие.
Мне страчались случаи, когда люди причащались каждую службу, не могу сказать хорошо это или плохо, но автоматика и отсутствие покаяния - вот, что ощущали иэти люди. Поэтому с умом все.
Владимир 5 марта 2014, 07:12
Не совсем понял. Сначала надо покаятся перед Самим Господом Богом, а затем перед священником. Перед Богом каюсь на Исповеди, а перед священником когда?
Обьясните пожалуйста.
Юлия 5 марта 2014, 02:18
Вот сижу и думаю: хотела причаститься в эту пятницу, т.к. на выходных вынуждена буду уехать из Москвы, а теперь из слов о. Тихона получается, что в пятницу, кто-то из любимой братии, словно с одолжением, пожав плечами, будет исповедовать и причащать... Большего смущения трудно было бы себе представить. И разве Литургия Преждеосвященных Даров служится только для больных? Или это только на первой седмице, а на остальных – для всех? Почему же в истории чинопоследования данной Литургии ничего подобного не говорится? Причастие – это не только наша главная радость, но и жизненная необходимость, то без чего нет истинной жизни. Сказать, например, человеку, который постоянно (а не только с началом поста) сокрушается о своих грехах, который старается жить со всеми в мире, не обижать и не обижаться, который благоговеет перед Святыней, сказать ему: «ты недостоин, иди ещё покайся», - это всё равно, что перекрыть кислород. Мы всегда будем недостойны Великой Жертвы – Тела и Крови Христовой сколько бы не постились – два или пять дней. И если бы Литургия Преждеосвященных Даров нарушала пост и покаяние, её давно бы перестали служить на 1-й седмице Великого Поста… И как причащение со страхом Божиим и верою может окрасть человека? Или причастился – и покаяние закончилось?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×