Православный календарьПравославный календарь
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!

День откровения Божественной любви

    

Страстная седмица… Совершенно особые семь дней – самые насыщенные и напряженные из всего церковного года. Дни, когда произошли самые важные события в истории человечества. Дни, когда произошли события самые поразительные. Самые страшные.

И среди дней этих особняком – Великий пяток.

Память о том, до чего может дойти человек, захотевший стать властителем своего бытия в безумной и бессмысленной борьбе против Бога. Память о безмерной цене нашего искупления. Память… Нет – откровение превосходящей любую меру и любое понимание Божественной любви.

«Бог есть Любовь»… Это самые прекрасные, самые вдохновляющие слова, которые когда-либо звучали или были записаны на бумаге. Не тиран, не преследователь, карающий за все совершенные нами когда-то проступки, прегрешения и даже преступления, а Любовь. Но что же такое эта Любовь в своем существе? Какая она, как ее увидеть, узнать, ощутить?

В те мгновения, когда мы радуемся и ликуем, словно дети, когда каждое мгновение переживается, как некий дивный дар? Когда сбываются наши самые сокровенные желания и мечты? Или когда мы, наоборот, достигнув самого дна бездны отчаяния, вдруг избавляемся от беды, болезни, скорби – нечаянно, совершенно неожиданно?

Да, и в эти мгновения тоже, но только отчасти, в какой-то очень малой, ограниченной способностями нашего восприятия мере. Ограниченной нашим легкомыслием, нашей занятостью текущим моментом и самими собой в этом моменте.

А когда еще? А еще… Еще – когда мы приходим в храм в Страстной пяток и замираем вдруг перед Распятием, точно увидели его впервые. Замираем, потому что потрясает до глубины души то, что прежде едва скользило по самой поверхности сознания. Этот Крест… Этот терновый венец на главе… Эти капли Крови… Эти руки и ноги, пронзенные гвоздями… Всё это – самое потрясающее, самое полное и самое ясное откровение того, что есть Божия любовь, ее свидетельство, ее явление.

Почему Господь избрал именно такой путь нашего спасения?

Нет единого ответа на вопрос, почему Господь избрал именно такой путь нашего спасения, да и кто мы, чтобы требовать этого ответа, откуда у нас на него право? Но мне самому всё же особенно близка мысль о том, что Господь желал показать нам, что нет ничего, на что Он не был бы готов ради нас пойти – какое бы это ни было уничижение, какое бы это ни было страдание, какая бы это ни была боль. Чтобы мы поверили, что действительно так бесконечно дороги Ему. Чтобы поняли, что никого у нас нет ближе. Чтобы не отчаивались и не унывали, когда наши грехи делают нас противными даже самим себе: Ему мы никогда не противны, даже когда противимся, потому что именно о противящихся и – больше того – распинавших звучали слова со Креста: «Отче, прости их, не ведают, что творят». И руки, на Кресте простертые, не что иное, как объятия, всему миру открытые, не избранным лишь каким-то, а каждому человеку в нем.

Мы жестокосердны и хуже того – равнодушны. Наши души становятся пустыми и бесплодными от наших грехов. Мы чувствуем холод и враждебность окружающего мира, который делаем таким сами. И нам не спастись, если наше столь же холодное и враждебное сердце не согреет любовь. Такая, какой не найти человеку у человека, такая, в истинности которой мы не усомнимся, такая, которая никогда не прекратится, что бы мы для этого ни делали, ни творили. Такая, Которую мы видим распятой на Кресте.

Всё в этот день – Великий пяток – направлено к тому, чтобы нас пробудить и оживить. Чтобы мы поняли наконец хоть отчасти – что же произошло тогда на Голгофе и прежде нее. Чтобы ужаснулись, осознав, что это всё не только ради нас было, но и по нашей вине. Чтобы устыдились – от того, как живем, будучи приобретены, искуплены такой немыслимой ценой.

В чем заключается наше спасение? В том, чтобы ощутить Божественную любовь и откликнуться на нее. А откликнувшись, пойти за ней туда, куда она поведет, дать сотворить с нами то, что будет ей благоугодно, довериться всецело и до конца.

Довериться… именно это труднее всего. Мы точно боимся, что у нас будет отнято что-то очень важное, очень нужное, без чего не прожить. Боимся, что Господь лишит нас чего-то бесконечно нам дорогого. И не доверяемся. Боремся. Сопротивляемся. Буквально вырываемся из Его рук.

Довериться… именно это нам труднее всего. И Бог, чтобы преподать нам пример доверия, отдает Себя в руки человеку

А Он… А Он для того, чтобы преподать нам пример доверия, помочь преодолеть этот глупый, детский страх, совершает всё то, о чем вспоминаем мы в Страстной пяток. Творец предает Себя в руки твари. Бог отдает Себя человеку. Доверяется ему, дозволяя делать всё, что тому будет угодно. Он, Всемогущий, создавший всё единым мановением воли Своей, становится совершенно беззащитным, уязвимым. Что делает Его таким? Только Любовь.

И именно она, только она может побудить решиться на такую же беззащитность и уязвимость нас. Может убедить довериться Ему, не страшась ничего, не трепеща ежеминутно от мысли о том, к чему это приведет. Может упразднить наше сопротивление, нашу нелепую и гибельную борьбу с Ним и тем самым спасти.

И спасает. И Великий пяток – ее откровение, страшное и потрясающее, погружающее в немыслимую скорбь и претворяющее ее в немыслимую же радость.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 240 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митр. Афанасий Лимассольский
Любить, ничего не требуя Любить, ничего не требуя
Митрополит Лимассольский Афанасий
Совершенство человеческой личности заключается в том, чтобы мы любили, а не были бы любимы другими. Святые не интересовались тем, любят ли их другие. Их интересовало, любят ли они сами людей.
«Пусть лучше сгорит еда, но мы помолимся» «Пусть лучше сгорит еда, но мы помолимся»
Схиархим. Иоаким (Парр)
«Пусть лучше сгорит еда, но мы помолимся» «Пусть лучше сгорит еда, но мы помолимся»
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
Я научу вас трем вещам. Первое: послушание — это жизнь. Второе: лучше быть послушным, чем правым. Третье: если ты не умрешь прежде чем ты умрешь, ты умрешь, когда ты умрешь.
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Архим. Тихон (Шевкунов)
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Слово у святой Плащаницы
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Мир сей. Много грандиозных свершений было предпринято им. Свершений, исполненных блистающейся гордыни, величайшей славы. Но, самое великое деяние мира сего сейчас находится перед нашими очами в образе Плащаницы погребения Богочеловека. (MP3 файл. Продолжительность 11:37 мин. Размер 5.6 Mb)
Комментарии
Елена Киев11 апреля 2015, 14:07

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

"Что делает Его таким? Только Любовь. "

Спасибо, отец Нектарий!







Наталья10 апреля 2015, 21:41
В основе Любви небесной, настоящей, сильной - самопожертвование...
Александр Солощенко10 апреля 2015, 16:20
Статья для меня.
Елена10 апреля 2015, 13:34
Какой след в душе оставили пронзительные слова! Спаси Господи!
Евгений Фещенко10 апреля 2015, 11:53
Поверить Богу страшно!
Апостол Иоанн Богослов писал, что тот, кто имеет страх, не имеет любви.
Вопрос: "Почему ты не любишь Меня?", слава Богу!, остается без ответа. Нет причин не любить Бога, кроме сладости греха. Но Бог дает больше! Дает все. Стыдно, быть неблагодарным.
Спасибо, отец Нектарий! Все, сказанное Вами, правда.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×