Храм святителя Николая в Кузнецах. Будний день, раннее утро. Осеннее ноябрьское солнце уже не согревает, но прогоняет серость. Приблизительно в это время в начале ноября 1991 года скончался подвижник, оказавший огромное влияние на духовную жизнь советской Москвы.
Он давал наставления молодым людям, которые впоследствии стали известными и глубокоуважаемыми протоиереями. Сегодня некоторые из тех, кто переписывался с удивительным иеромонахом Павлом, приехали в храм святителя Николая в Кузнецах.
Иеромонах Павел (в миру Петр Васильевич Троицкий) – будущий старец-затворник – родился 11 января 1894 года в селе Тысяцкое Новоторжского уезда. Сегодня это Кувшиновский район Тверской области.
Он с детства знал, что такое молитва. Его отец – Василий Иосифович Троицкий – был священником и служил в Христорождественской кладбищенской церкви Торжка.
Потом призыв в армию, демобилизация, постриг и рукоположение в сан иеромонаха в московском Даниловом монастыре. Отец Павел управлял хором и исповедовал. В 1929 году – первая ссылка в Казахстан. Летом 1939 года снова арест. После освобождения он ушел в затвор, а о том, что вышел из лагеря на свободу, никому не говорил. Правда, был узкий круг людей, с которыми отец Павел вел переписку.
Литургия в Николо-Кузнецком храме. После – панихида. Это предполагаемый день кончины иеромонаха Павла (Троицкого). Точной даты не знает никто. Старец не хотел, чтобы знали. После него остались письма и несколько черно-белых фотографий.
Служат более десяти священников. Среди них: настоятель храма протоиерей Владимир Воробьев, мой духовник протоиерей Александр Салтыков и протоиерей Димитрий Смирнов. Был и владыка Пантелеимон (Шатов). У него тоже свой уникальный опыт общения со старцем. Сегодня это пастыри, к которым за советами обращаются тысячи людей. А были дни, когда они сами обращались с вопросами к иеромонаху Павлу. Он отвечал в письмах и открывал, как уверены священники, Божию волю. Удивительно, что его никто и никогда не видел.
Протоиерей Владимир Воробьев – ректор ПСТГУ – хранит ценные письма. За 20 лет у него скопилось их приблизительно 150.
– Все письма являют удивительную прозорливость отца Павла, несравненную любовь, благодатный талант пастыря и духовника. Отец Павел тщательно скрывал свои дары, но из писем делается ясно, что он видит будущее как настоящее, видит то, что происходит в Москве, в Петербурге, в Красноярске или в Америке, так, как будто всё это совершается на его глазах, – рассказывает отец Владимир Воробьев.
Протоиерей Александр Салтыков – двоюродный брат отца Владимира. Об отце Павле он впервые услышал при очень необычных обстоятельствах:
– Это было во время тяжелой болезни моего духовника отца Иоанна в 1971 году. Находясь в беспамятстве, он вдруг четко сказал: «Вот еще Павел идет сюда с кем-то».
Так и началась их переписка – старца-затворника Павла и выпускника искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ – он стал обращаться к старцу с различными вопросами о духовной жизни.
– В течение многих лет я получал от него драгоценные для меня письма с ответами на мои вопросы. В этих ответах на вопрошания, часто наивные и неглубокие, дух подлинной мудрой церковности, подобно как в письмах великих старцев Оптиной пустыни и других. По благословению отца Павла я вступил в брак с Татианой Анатольевной Сысоевой, с которой почти не был ранее знаком, но брак наш оказался счастливым, – делится воспоминаниями отец Александр Салтыков.
Будущий священник о своем призвании узнал от отца Павла.
– После кончины отца Всеволода отец Павел мне написал: «Пора быть священником». Все мои последующие шаги в служении Церкви совершались под внимательным и любящим наблюдением отца Павла.
Во время панихиды пытаюсь понять, что же это был за человек, который воспитал целую плеяду ярких протоиереев, оставил после себя сотни писем и всего несколько фотографий. Удалось разговориться с настоятелем Николо-Кузнецкого храма отцом Владимиром Воробьевым.
– Отец Владимир, вы переписывались со старцем очень долго. Каким он вам запомнился?
– Иеромонах Павел (Троицкий) был замечательным святым старцем. И хотя он скрывал свои благодатные дары и сам скрывался, жил в затворе последние 50 лет своей жизни, но сила его даров делает его очень значительным святым XX века. Как сказано в Евангелии: «по плодам их узнаете их». Его плоды – плоды его духовного окормления, молитв – у всех на виду. Много замечательных священников, больших приходов, крепких общин, очень деятельных, глубоко церковных людей. Сколько храмов построено и открыто, да и других церковных учреждений. Всё это сделали его ученики. Вот это уже говорит о масштабе его подвига.
– А чему простых людей, мирян может научить пример отца Павла (Троицкого)?
– Он нас всегда учил искать волю Божию и жить по воле Божией. Это был главный принцип его жизни. Мы его спрашивали, он нам говорил: «Такова воля Божия». У него был этот дар: он знал волю Божию.
– Слышал, что старец отвечал в своих письмах на вопросы еще до того, как они были заданы.
– Да, отец Павел отвечал на письма, еще им не полученные. И даже на ненаписанные письма. Со мной было несколько таких случаев.
– Что известно о дне кончины отца Павла (Троицкого)?
– Он скончался в начале ноября. Но он специально захотел скрыть день своей кончины. Те духовные чада, которые с ним жили, исполнили его волю. Он заранее нам написал, что хочет умереть втайне. Как он жил втайне, так и умер втайне.
– В интернете только несколько фотографий отца Павла. Больше не сохранилось?
– Их немного, но они есть. Какие-то мы уже опубликовали.
Старец Павел (Троицкий) скончался в начале ноября 1991 года. Ему было 97 лет. В строгости и скромности он уподобился своему древнему святому покровителю – преподобному Павлу Фивейскому.
Избранные поучения отца Павла (Троицкого)