Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

50 гривен от бездомного и другие одесские истории православного палестинца

Как и все площади города, Привокзальная площадь Одессы не теряет своей оживленности даже в выходные дни: из вконец забитых трамваев и маршруток один за другим выходят хмурые, немного помятые люди, а водители такси помогают своим клиентам доставать из багажника неисчислимые чемоданы и сумки. Однако у этой небольшой суетливой площади Южной Пальмиры, помимо всего прочего, имеется и своя богатая православная история: на нее выходят окна Пантелеимоновского и Андреевского афонских подворьев; к ней прилегают несколько знаменитых крупных одесских монастырей, ежедневно принимающих десятки паломников и богомольцев из окрестных районов. В один из них – а именно в Свято-Ильинский мужской монастырь – мы и направляемся для того, чтобы поближе познакомиться с человеком, известным многим жителям центра города – православным и атеистам, обитателям уютных двориков и людям без определенного места жительства.

Собственно говоря, популярность и «выдала» нашего героя: уже подходя к воротам обители, мы поняли, что толпа, эмоционально жестикулирующая у входа в собор, обступила пригласившего нас несколькими днями ранее по телефону мужчину. Спустя пять минут ему все же удается прорваться к нам и с виноватым видом поприветствовать нас по-русски – правда, с легким восточным акцентом:

– Добрый день! Как вы? Простите, ради Бога: как видите, пришлось чуть-чуть задержаться: у каждого из них есть проблемы… Но скоро час дня, пойдемте, надо собираться…

И мы идем вглубь монастыря вместе с нашим собеседником, успевающим и разговаривать с нами, и отвечать на вопросы молодых людей, тоже, по всей видимости, ждущих наступления первого часа пополудни.

– Понимаете, мы стараемся не опаздывать – потому что, если это суббота, то мы должны успеть на вечернюю службу, а если воскресенье, как сегодня, – то на заседание нашего молодежного клуба, которое проходит тоже вот здесь, – продолжает он на ходу.

У дверей с табличкой «Воскресная школа» уже вовсю кипит работа: кто-то выносит из глубины комнаты пакеты с пластиковой одноразовой посудой, кто-то – коробки с печеньем, кто-то – кастрюли с кашей или супом. То тут, то там раздается:

– А где аптечка?

– Кто-нибудь видел салат?

– Тамер, а где хлеб?

Последний вопрос явно адресуется нашему новому знакомому, в этот момент проверяющему, в порядке ли шатавшиеся на прошлых выходных раскладные столы.

– Посмотри на кухне, Аня вроде там утром оставляла, – не отрываясь от шурупов, отвечает Тамер.

Наконец всё необходимое бережно упаковано и собрано у дверей воскресной школы – и вот процессия, состоящая из десяти юношей и девушек, выдвигается из монастыря по направлению к вокзальной площади. Сам Тамер, с легкостью несущий тяжелую кастрюлю с пловом, возобновляет прерванный несколькими минутами ранее рассказ:

– Я вообще коренной вифлеемец, родился в семье православных. В 2000 году приехал учиться в Одессу, да никак не закончу – остается «закрыть» аспирантуру, защитить диссертацию… А с ребятами я познакомился ровно пять лет назад – в декабре 2010-го. Придя сюда, в молодежный клуб «Православное поколение», я в них просто влюбился – и решил помогать им, чем могу. Вот уже пятый год идет, и все мы, слава Богу, вместе…

Мы выходим из подземного перехода и оказываемся на месте. Тут же раскладываются столы, расставляются кастрюли, достаются стаканчики для «первого». Время поджимает – и потому кто-то уже бежит в Пантелеимоновский монастырь за железным баком с чаем.

– Понимаете, меня, палестинца, всегда удивляло следующее, – говорит Тамер, привязывая черные мусорные пакеты по углам площади. – Вот идешь ты по улицам такого прекрасного города, как Одесса, и видишь: то тут, то там стоят или спят бездомные. Много, много бездомных – причем забытых всеми бездомных. И с самого первого дня моего нахождения на Украине я не мог выкинуть их из головы – но я и не мог придумать, как им помочь. А у «Поколения», которое тогда собиралось или в Ильинском, или в Пантелеимоновском монастырях, такая возможность имелась. И мы решили попробовать: я создал «встречу» в социальной сети, пригласил ребят. Тогда на первое, «пробное» кормление пришли десять волонтеров.

У перехода появляется тележка с «чайным» резервуаром – аккурат в тот момент, когда последняя пластиковая тарелочка выкладывается на столик.

– Всё, давайте молиться, – зовет к столам замешкавшихся ребят Тамер.

Прочитав «Отче наш», каждый принимается за знакомое ему дело: девушки раскладывают каши и разливают супы, а юноши раздают порции: сначала тем, кто не может встать в очередь, а потом – и выстроившимся за красной линией. Мы же пытаемся сосчитать бездомных, пришедших на площадь за помощью, – и насчитываем 85 человек.

– Так и началось. В 2011-м мы уже каждое воскресенье выходили из монастыря и начинали искать бездомных, нуждающихся в самых элементарных вещах – теплой одежде и еде, – беседуя с нами, Тамер то и дело прерывается, отвечая то на просьбы подходящих к линии, то на вопросы друзей. – Помнится, как-то раз мы ходили по центру города с пакетами еды целых четыре часа… Но потом мы начали еще заниматься и детским домом, что на Таирово, – и как-то это дело заглохло: просто вторник, четверг, субботу и воскресенье мы стали проводить в Доме ребенка № 1, гулять с детьми, устроили там воскресную школу. Теперь мы всё успеваем, конечно, – но тогда, первые полгода, это было трудно. И мы начали сначала.

– А как вы определились с местом? Как удалось собрать всех подопечных здесь, в таком удобном месте? – удивляемся мы.

Самое удивительное – что у нас постоянно появляются новые помощники. Это очень дорогого стоит

– Да сначала здесь, на Привокзальной, постоянно появлялись только четверо бездомных. Поэтому мы напечатали листовки с картой, где была отмечена площадь, и две недели распространяли их в центре; тем бездомным, которые теряли листовку, мы давали новую, просили передавать новость дальше. 3 июня 2013 года в половину первого дня сюда пришло около 40 человек; еды было, слава Богу, много, каждый получал аж по три порции. Тогда, как сейчас помню, осталось целых 13 кастрюль каши – плова, риса, гречки! Мы взяли машину, отвезли еду в психбольницу на Слободку. Так и продолжалось еще год-полтора: по воскресеньям мы приходили со столами (сначала с чьими-то, потом накопили и на свои) и где-то два часа кормили бездомных, оказывали им первую медицинскую помощь. А потом мы подумали: еды-то много остается, все приносят ее ведрами, помогают – и мы начали делать это два раза в неделю, каждые выходные. Самое удивительное – так это то, что у нас постоянно появляются новые руки! Люди видят в Сети объявление, приходят, со всей душой берутся за дело. Это очень дорогого стоит…

– Тамерлан, а подарки на Новый год будут? – неожиданно перебивает рассказчика подошедшая женщина.

Ответив утвердительно и поймав наши удивленные взгляды, Тамер поясняет:

– Да, чуть не забыл: мы стараемся помнить о них и в праздники. В первый наш Новый год, когда здесь еще стояла палатка «Пункт обогрева», мы просто организовали очередное кормление – тогда к нам подошли 100 человек. Затем мы начали собирать подарки на Рождество и Пасху: сладости, мандарины, какую-нибудь новую одежду (на Рождество, конечно же, потеплее; а вообще зимой мы стараемся покупать и раздавать теплую обувь). Как я уже говорил, сюда приходят ребята со всей Одессы – и каждый на своем приходе собирает эти подарки и приносит сюда. Благослови их всех Господь!.. Ой, прошу прощения, я сейчас… Вы не могли бы подойти поближе?

Скромно, но чисто одетый мужчина несмело откликается на предложение Тамера. В ходе разговора выясняется, что он – отставший от поезда и потому оставшийся в Одессе без средств к существованию врач. Проверив его документы и пообещав завтра же посадить его на поезд до Москвы, Тамер снова отходит к нам.

– Таких тут тоже очень много, – вздыхает он. – Помнится, тут даже один профессор так же отстал от поезда. Профессор, представляете! И такие всегда берут мой номер телефона, всегда звонят, рассказывают о том, как добрались, пересылают не только деньги, потраченные на билет, но и пожертвования на детей, на бездомных. Из-за этого, кстати, мы начали сотрудничать с «Жди меня», вместе с ними нашли и вернули близким несколько людей – спасибо, кстати, за это нашей Кате и девочке Динаре, которая работает в редакции «Жди меня».

Пока мы разговариваем, поток людей, подходящих к красной линии, мельчает. Получив свою порцию, каждый находит привычное обеденное место – зачастую тихо и спокойно; конечно, не обошлось и без инцидентов – но восточная строгость и арабский темперамент нашего собеседника быстро помогали восстановить пошатнувшуюся было дисциплину.

Подходит ко мне мужчина и говорит: “А я ведь недавно был атеистом – а теперь хожу в церковь”

– Всё равно все они – удивительные люди, – возвращается к нам Тамер, только-только отчитавший мужчину, кричавшего на разливающих суп девушек. – Я просто не могу у них не учиться – они постоянно дают мне что-то новое! Более того, честно вам скажу: каждый из них становится практически родным – и не важно, какой он, в какую одежду одет, причесывается ли по утрам, хамит или нет. Я всегда ставлю себя на их место; и я прекрасно осознаю, что я – слабее их. Я никогда не смог бы спать на улице в холод и в жару, я не смог бы так переносить голод. Они сильные, не то что мы – хотя каждый из нас так же, как и они, может остаться без дома и работы в одно мгновение! И я уверен, что мы можем хоть что-то сделать для них, что-то, с Божией помощью, изменить в их жизни. Просто были такие случаи, радостные и чудесные, – и их очень, очень много. Например, в этом Великом посту ко мне подходит интеллигентного вида мужчина, говорит: «А я ведь недавно был атеистом – а теперь хожу в церковь, стараюсь регулярно причащаться». Естественно, я его спрашиваю о том, что его привело в Православие. А он отвечает: «Я видел, как вы молитесь до еды и после еды, как вы помогаете нам, тратите на нас деньги и время. И тогда я просто почувствовал, что за этой любовью должно что-то стоять». Или вот еще случай. Как-то раз кусочек хлеба упал со стола на землю – и я его поднял, отложил в сторону. Тут подходит бездомный, указывает на этот кусочек, просит его. Я начал его отговаривать: мол, он же упал на землю, он грязный, давай я тебе чистый дам. И тут он мне говорит: «Зачем ты называешь землю грязной? Она же хорошая, она нас кормит!» И я чуть не заплакал…

Часы на здании вокзала показывали половину третьего дня – а значит, пришла пора собираться. Прочитав всё так же вместе «Достойно есть», юноши и девушки взялись за столы и пустые кастрюли. Мы же вместе с Тамером обходим площадь с черными мусорными пакетами в руках в поисках оставленных на земле пакетов, пластиковых стаканов, тарелок и ложек.

Протягивает этот бездомный 50 гривен: “Вот. Хочу поступить по-христиански: вы мне помогаете – и я хочу помочь вам, чем могу”

– Иногда мы становимся свидетелями просто каких-то евангельских историй! – восклицает Тамер. – Обычно после кормления мы, волонтеры, откладываем деньги на посуду и еду. И вот однажды к нам подходит бездомный и протягивает целых 50 гривен! Я сначала отказался брать, начал его уговаривать оставить их у себя – как-никак, он в них нуждается; а он возражает: «Тамерлан, пойми: я нашел работу, начал получать деньги. Я уже не нуждаюсь так, как раньше. И поэтому я хочу поступить по-христиански: вы мне помогаете, чем можете, – вот и я хочу помочь вам, чем могу!» Как тут не вспомнить о вдове и ее лепте? Помнится, я даже пришел домой, отсканировал эти 50 гривен, рассказал о них в Интернете, а потом купил на них обувь для того, кто ходил босым по городу долгое время, – чтобы сам жертвователь видел, как он помог своей «лептой» ближнему. А вообще многие бездомные помогают своими «лептами» – помогают нам нести посуду, раздают вместе с нами еду.

Подхватив приготовленные заранее для «адресной» раздачи порции, Тамер увлеченно продолжает:

Добро не надо возвращать – но его просто необходимо передавать дальше

– Иногда то, что начинается здесь, уезжает и в другие города. Например, один мужчина-инвалид, живущий в иногороднем приюте для бездомных, приехал сюда для сбора пожертвований. Но он не мог уехать домой. Я насилу вложил ему в руки деньги, посадил в автобус, записал ему свой номер телефона. Через два дня он позвонил с просьбой прислать ему номер лицевого счета «Поколения» – он хотел прислать какие-то деньги. Слава Богу, его удалось убедить в том, что добро не обязательно возвращать – но его необходимо передавать дальше. И он сам начал помогать окружающим. Вот такая вот «одесская история».

Тем временем мы уже вернулись к воротам монастыря. Вновь окруженный какими-то незнакомыми мужчинами и женщинами, Тамер едва успевает то извиняться перед нами, то приглашать нас посидеть за чашечкой самого что ни на есть настоящего арабского кофе. К сожалению, мы вынуждены бежать.

– Спасибо вам, дорогие! Приходите, мы вам очень-очень рады! – искренне, по-восточному горячо восклицает он на прощанье.

Мы снова выходим на пустеющую в ожидании предзакатного затишья площадь. Кажется, что тут ничего и не происходило ни пятнадцать минут, ни сутки, ни три года тому назад… А, может, это и есть единственно возможное воплощение в потоке городского шума тихой христианской жизни, о которой, по слову Спасителя, не знают даже разные руки делателя? Наверное, так оно и есть.

Фарес Нофал
Фото: Анна Шепида

12 января 2016 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1254 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Шамиль Шарафетдинов26 января 2016, 19:46
Спасибо вам.И дай вам Бог сил,терпения и здоровья!!!
Алек14 января 2016, 00:00
Тамер! помоги тебе Бог!!! Мы с тобой!!!
Татьяна13 января 2016, 00:56
Спаси Господи Тамерлана и дай ему сил на многие лета на благие дела
Людмила12 января 2016, 22:54
спаси Господи за статью и за урок деятельной христианской любви! С Рождеством Христовым!
Димитрий12 января 2016, 21:49
Накормить голодного - Святое дело! Читают молитву до еды и после - настоящее исповедание Веры! Для себя делаю вывод - нужно обязательно стараться замечать обездоленных людей.
тамара12 января 2016, 21:21
Слава Богу за всё,что есть истинные христиане с их добрыми сердцами и душами. спаси их и сохрани,Господи
Александр12 января 2016, 12:43
Удивительная и замечательная история! Практическое Христианство, когда действительно Слово Божие претворяется в дело, в саму жизнь. Очень искренне. Спасибо за статью!
Татьяна12 января 2016, 11:55
Не мы выбираем время, когда нам жить. Время выбирает нас. Кто-то в это время насилует и убивает, а кто-то несмотря ни на что, созидает. Всё зависит от нашего выбора. Слава Богу за всё.
Yaruchik Alexandr12 января 2016, 10:09
СпасиБо Фаресу Нафалу за статью. И дай Бог нам встречять на жизьненом таких людей как Тамер и учиться у них.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×