Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

А проект-то Римский!

Источник: Профиль

Наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ) рассказал журналу «Профиль» об истории автокефальной проблемы на Украине и своем видении будущего УПЦ при получении автокефалии.

    — Вопрос о независимости Украинской православной церкви возник не сегодня, в истории немало примеров, как разные церковные деятели выступали за отделение украинской церкви от русской. Какие цели преследуют сторонники отделения?


   — Это давняя история. И очень давний проект католического Рима. Это многовековая стратегия западного мира по отношению к Украине. Проект этот хорошо известен, и в нем нет совершенно ничего нового. Сущность его такова: автокефалия, то есть отделение украинской церкви от единой поместной Русской православной церкви, — это лишь второстепенный промежуточный этап. Главный и следующий шаг: уния, то есть подчинение украинской церкви римскому престолу, — замена православия на Украине католичеством. В этом и состоит старинная и горячая мечта Ватикана относительно схизматиков, как они называют православные народы, и его последовательный план действий, упорно осуществляемый веками. Реализация этого плана повлечет за собой кардинальное и необратимое изменение в ментальности целого народа, полностью разорвет духовные, исторические, родовые нити, связывающие Украину и Россию. Эксперимент этот уже успешно поставлен, и наглядное его выражение — униатская Галиция. Для верующего человека основная проблема здесь, конечно же, не политика, а измена православию, что ставит под вопрос главную цель христианской жизни — спасение.


   — Но официальный Ватикан неоднократно заявлял, что у него нет намерений осуществлять экспансию.


   — Многие знают имя митрополита Антония Сурожского. Он долгие десятилетия прожил на Западе, во Франции и в Англии, активно и искренне участвовал в экуменических межконфессиональных диалогах, это был человек самых широких и — в высоком смысле слова — либеральных взглядов. К тому же он как никто много общался с представителями католической церкви на научных и церковных форумах, был со многими в дружеских отношениях. И все же вот что он пишет на склоне лет, адресуя свои мысли не кому-нибудь, а архиерейскому собору русской церкви: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о поглощении православия. Богословские встречи и «сближение» на текстах никуда не ведут, ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить православную церковь».
   Но все же давайте обратимся к истории: в течение XIV — первой половины XV века много раз пытались разделить русскую церковь, создать на территории захваченных — тогда Польшей и Литвой — русских земель отдельную митрополию. Наконец разделение было достигнуто по указу Папы Римского Каллиста III в 1458 году. Тогда польский король Казимир, воспользовавшись сложившейся политической ситуацией, по приказу Папы отнял западные православные епархии у находящегося в Москве митрополита всея Руси Ионы. Так единая русская церковь была разделена на две митрополии — Московскую и Киево-Литовскую. Сразу же началась активная работа по подчинению православной церкви Риму. Тогда это было только начало. А в XVI веке, с 1590 года, стали созываться ежегодные православные соборы в Бресте. Официально на них громогласно провозглашались идеи торжества и чистоты православия, а тайно готовилось принятие унии. Через пять лет, в 1595 году, епископы—сторонники унии в Риме присягают Папе. И уже через год, в 1596-м, на соборе в Бресте уния провозглашается официально. Пять из семи тогдашних православных епископов Западной Руси принимают власть Папы, и только двое, несмотря на гонения, остаются верны православию. Король Польши Сигизмунд III не только утвердил все решения униатского собора, но и придал церковному событию государственный характер: выступления против унии сразу стали рассматриваться как антигосударственные выступления, начались ужасные кровавые гонения на православных христиан, которые периодически, как это ни печально, вспыхивают и по сей день.
   Прошедший ХХ век. Снова ослабление и кризис в России, снова попытки отделения Украины. И снова в действии автокефалистский проект. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) создается в 1921 году по приказу большевиков для раскола с московской патриаршей церковью, а в 1930 году по их же приказу за ненадобностью «самоликвидируется», но вновь появляется, теперь уже при поддержке германских нацистов, во время фашистской оккупации, и, наконец, значительная часть сотрудничавших с захватчиками самостийных «иерархов», уже находясь в эмиграции, завершают свой путь в полном соответствии с историческими прецедентами, приняв католицизм и став униатами.
   Сегодня, при всех известных нам тенденциях развития Украины и при крайней заинтересованности в этом вопросе как украинского руководства, так и его западных партнеров, мы можем прогнозировать, что следующим после автокефалии будет этап объединения православных и католиков Украины в единую поместную украинскую церковь, подчиненную Ватикану. О необходимости создания такой единой церкви неоднократно говорили государственные деятели Украины. Об этом же заявлял и отлученный от православной церкви и преданный анафеме так называемый Киевский патриарх Филарет (Михаил Денисенко). Он, кстати, и возглавляет нынешнюю, еще одну, хотя никем и не признанную, но ту самостийную «автокефальную церковь Украины», и потому его слова особо показательны. Он говорит прямо: «Возможно объединение грекокатоликов и православных, если на Украине будет единая поместная православная церковь».


   — Есть ли реальные свидетельства о содействии проекту «автокефалия—уния» с католической стороны?


   — Одно из самых красноречивых свидетельств — высказывание признаваемого и по сей день идеолога и лидера украинских униатов, католического митрополита Андрея Шептицкого в 1914 году: «Украинцы — лишь орудие божественного промысла, призванные вырвать христианский Восток из клещей ереси (то есть православия. — «Профиль»), водворить его в лоно апостольского престола (то есть Ватикана. — «Профиль») и европейского сообщества».


   — Вы недавно побывали на Украине. Какие настроения преобладают там в церковной среде — среди священнослужителей, мирян, монахов? Можете ли вы дать прогноз развития событий?


   — К счастью, большинство образованных, думающих православных людей прекрасно понимают, к чему неизбежно приведет автокефалия. Особенно при нынешних тенденциях развития украинского государства. Священник в Киеве прямо мне сказал: если мы примем автокефалию — наши дети будут униатами. Лучше, чем кто бы то ни было, осознают многогранную опасность автокефализма большинство епископов Украины. Даже слушая многочисленные, порой слишком эмоциональные, а то и панические высказывания по поводу подготовки автокефалии, я все же отказываюсь поверить, что православные епископы и священники на Украине, православный народ пойдут на шаг, неизбежно открывающий унии победный путь в Киево-Печерскую лавру, Почаев, Харьков, Полтаву, Киев… В заключение хотелось бы отметить: попытки церковного разделения, о котором мы говорим сегодня, — это вопрос изменения вектора духовного и исторического развития Украины, вопрос, который Запад пытался решить столетиями. Пока церковь едина — она сильна. Великий подвижник и святой ХХ века, преподобный Лаврентий Черниговский, особо почитаемый православными как на Украине, так и в России, еще в середине прошлого века, предвидя сегодняшние события, говорил: «Как нельзя разделить пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, — это един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе святая Русь». И еще одно высказывание — блаженнейшего Игнатия IV, Патриарха Антиохийского и всего Востока, главы древнейшей православной церкви: «Русское православие является гарантом всеправославного единства, которое сейчас особенно важно. Украинский вопрос — это вопрос целостности православия во всем мире».

 

Из выступления митрополита Одесского и Измаильского Агафангела на XII Всемирном русском народном соборе:
   «Сегодня нам всем — иерархам, духовенству, богословам, мирянам, церковной молодежи — необходимо приложить все усилия для предотвращения страшной угрозы, нависшей над единством нашей матери — Русской православной церкви. На Украине враждебными каноническому православию силами поставлена не теоретическая, а практическая задача — уже в текущем году отколоть Украинскую православную церковь от Московского патриархата, оторвать миллионы православных украинцев, русских, молдаван и представителей других народов, населяющих Украину, от вековой общности церковной и цивилизационной судьбы с народом великой России, окончательно и бесповоротно поссорить наши народы.
   Ставится цель, с одной стороны, уничтожить единственно каноническую на Украине Украинскую православную церковь Московского патриархата и православие на украинской земле, с другой стороны — нанести сокрушительный удар по Русской православной церкви как удерживающей, которая не только во внешнем мире, но даже внутри вселенского православия является охранительницей неповрежденных святоотеческих устоев, традиций и канонических норм, лишить ее того благодатного влияния на глобальные процессы, которое она имеет сегодня. Ведь отрыв Украинской православной церкви от Московского патриархата — это раскол Русской православной церкви практически пополам. И не только в количественном смысле. Такой раскол пройдет по самой душе народной».

Из аналитической записки лидера украинских грекокатоликов, униатского «митрополита» Андрея Шептицкого австрийскому императору Францу Иосифу (август 1914 года):
   «Церковь на Украине необходимо по возможности отделить от российской. Оставляя в стороне доктрину, сферу догматики, было бы необходимо издать серию церковных распоряжений, например об отделении украинской церкви. На Украине будет установлен единый центр духовной власти и церкви как организма, представляющего собой невидимое целое. И он будет целиком отделен от российской церкви. Определенное число епископов, а именно те, которые родом из Великороссии, и те, которые откажутся присоединиться к унии, должны быть устранены и заменены другими — теми, кто признает украинские и австрийские убеждения. Рим бы согласился в этом случае на эти распоряжения и назначения. Восточные патриархи, оплаченные из средств правительства, также одобрили бы их. Таким образом, единство украинской церкви будет сохранено или достигнуто, а ее отделение от российской церкви будет решительно и полностью утверждено».

 

Источник: Профиль

1 мая 2008 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×